Технологическая карта урока литературного чтения на тему «С. Есенин. Нивы сжаты, рощи голы»

2
0
Материал опубликован 14 May 2020

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

(ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА)

 

 

Предмет

Литературное чтение

Класс

3 класс

Тип урока

ОНЗ

Технология построения урока

Урок - исследование

Тема

С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы»

Цель

Создание условий, необходимых для того, чтобы понять смысл и выразительно прочитать поэтическое произведение.

Основные термины, понятия

Поэт, стихотворение, рифма, ритм, настроение, паузы, логическое ударение.

 

Планируемые результаты.

 

Предметные УУД:

познакомить с жизнью и творчеством С.Есенина;

познакомить с основной темой творчества Есенина – темой Родины, родного дома;

отрабатывать навыки художественного чтения поэтического произведения;

учить детей чувствовать и понимать образный язык стихотворения

 

 

Личностные УУД:

воспитывать любовь к родной природе на примере творчества С.Есенина, получать от чтения стихотворения эстетическое наслаждение;

устанавливать связь между целью урока и её мотивом;

высказывать свою точку зрения;

проявлять интерес к художественной литературе;

проявлять самостоятельность в поиске ответов на поставленный вопрос.

 

Регулятивные УУД:

выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключения;

планировать деятельность на уроке под руководством учителя.

Познавательные УУД:

формировать чувства неразрывной связи человека с природой;

Коммуникативные УУД:

слушать собеседника, вести диалог;

сотрудничать с учителем и сверстниками;

работать в паре, группе;

точно и чётко выражать свои мысли в соответствии с задачами урока.

 

Организация пространства.

 

Формы работы

Ресурсы урока

групповая

парная

фронтальная


 

 

рабочая программа по литературному чтению, 3 класс

учебник «Литературное чтение», 3 класс. Ефросинина, Вентана-граф, 2013 г.;

портрет писателя С. А. Есенина;

музыкальные фрагменты - песня на стихи С. Есенина "Нивы сжаты, рощи голы", пьеса П.И.Чайковского «Октябрь. Осенняя песня» (из цикла «Времена года»);

проектор;

презентация;

ноотбук.

 

 

Дидактические задачи этапов урока.

 

Этапы урока

Дидактические задачи

1. Мотивация к учебной деятельности

Создать условия для формирования внутренней потребности во включение учащихся в учебную деятельность на личностно – значимом уровне.

2. Актуализация знаний

Обеспечить принятие учащимися цели урока, формировать умение самостоятельно формулировать его тему и задачи. Обеспечить мотивацию учения.

3. Изучение нового учебного материала

Создать условия для нахождения учащимися способов, которые приведут к решению возникшей проблемы.

4. Закрепление учебного материала

Закрепить полученный результат, выявить пробелы и провести их коррекцию. Формировать навык самостоятельной работы. Обеспечить повышение уровня осмысления изученного материала.

5. Домашнее задание

Соотнести цели урока и его результаты, дать оценку своей работе на уроке.

 

 

 

Технология изучения.

 

Этап урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивация к учебной деятельности

Умение слушать классическую музыку.

 

Звучит пьеса П.И.Чайковского «Октябрь. Осенняя песня» (из цикла «Времена года»);

Учитель читает стихотворение С. Есенина «Я покинул родимый дом…»

 

Слушают музыку и настраиваются на урок.

Актуализация знаний

познакомить с жизнью и творчеством С.Есенина;

познакомить с основной темой творчества Есенина – темой Родины, родного дома;

учить детей чувствовать и понимать образный язык стихотворения

воспитывать любовь к родной природе на примере творчества С.Есенина, получать от чтения стихотворения эстетическое наслаждение; высказывать свою точку зрения; планировать деятельность на уроке под руководством учителя; слушать собеседника, вести диалог; точно и чётко выражать свои мысли в соответствии с задачами урока; устанавливать связь между целью урока и её мотивом; выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключения;

 

- Что я прочитала? (стихотворение) - Назовите отличительные признаки стихотворения? (Ритм и рифма) - Что представляли, когда я читала? Каким вам показалось это стихотворение? - Каким должен быть человек, написавший такое? - Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (читать стихи) - А может, кто-нибудь может назвать имя поэта? Почему? - А вы хотели бы узнать, кому принадлежат эти строчки? - Я предлагаю фотографии поэтов. Кто из них мог написать это: Эти волосы я взял у ржи, Если хочешь на палец вяжи,

Я нисколько не чувствую боли…

- Как догадались? (…тот старый клён головой на меня похож). - Назовите тему нашего урока. - Какие задачи перед собой поставим? Знакомство с автором. -Посмотрите на портрет С. Есенина, всмотритесь в это лицо. Давайте послушаем, что расскажут о нем ваши товарищи. 1уч. «Большую часть жизни Есенину суждено было провести в городе, только наездами бывал он в дорогих ему местах, где прошло детство и юность. Душа же оставалась вечно привязанной к отчему дому, родной семье, любимым рязанским просторам. Русская природа, крестьянский уклад, народное творчество, великая русская литература в лице А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Кольцова, И.С.Никитина – вот истинные источники его поэзии. 2уч. «Есенин сумел взять у природы даже черты своей внешности: синеву глаз – у бездонных рек и голубых небес, золотые волосы – у российских нив, мягкие кудри – у крон родных берёз. А главное, что поэт взял у родины, у бескрайней России – глубокую и необъятную душу».

- Сегодня мы познакомимся со стихотворением С. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы». Найдите его в учебнике.

- Зачем автор написал такое стихотворение?

- Как вы думаете, что необходимо, чтобы понять и почувствовать стихотворение?

 

- Кто из вас может прочитать его выразительно?

- Почему?

- Давайте вспомним, что значит прочитать выразительно.

- С чего начнём? Что будем делать дальше?

Отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Называют тему и задачи урока.

 

 

 

 

Рассказ 2 учеников о поэте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Открывают учебник и находят стихотворение.

Отвечают на вопросы учителя, делают умозаключения.

Сталкиваются с затруднением, объясняют его причину.

 

Вспоминают и объясняют значение терминов: настроение, темп, логические паузы и ударения.

Изучение нового учебного материала

познакомить с жизнью и творчеством С.Есенина;

познакомить с основной темой творчества Есенина – темой Родины, родного дома; отрабатывать навыки художественного чтения поэтического произведения; учить детей чувствовать и понимать образный язык стихотворения;
воспитывать любовь к родной природе на примере творчества С.Есенина, получать от чтения стихотворения эстетическое наслаждение; высказывать свою точку зрения; проявлять самостоятельность в поиске ответов на поставленный вопрос; выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключения; формировать чувства неразрывной связи человека с природой; слушать собеседника, вести диалог; точно и чётко выражать свои мысли в соответствии с задачами урока

 

 

 

- Самостоятельно прочитайте стихотворение С.А.Есенина «Нивы сжаты, рощи голы…»

- Что вы можете сказать о стихотворении?

- Прочитайте, подчеркните непонятные слова. Назовите.

- Что оно обозначает?

- Куда обратимся за помощью? (к толковому словарю).

 

Нивыобработанное поле, пашня, посевы (словарь Ожегова)

- Прочитайте ещё раз и определите о чём это стихотворение?

- Что испытывал поэт, когда писал это стихотворение, что он переживал, ощущал?

 

-Я предлагаю вам ещё раз очень серьёзно поработать с текстом. Вы будете не просто читателями, а внимательными, думающими исследователями этого стихотворения.

 

1 строфа

- Прочитайте только первую строку.

- О чём они говорят? (Осень)

- Какая это осень? (поздняя)

- Какие слова нам об этом говорят? (Нивы сжаты, рощи голы, сырость, солнце тихое скатилось).

- Как вы понимаете выражение «рощи голы»?

- Почему «солнце тихое»? (Светит мало, греет не так как летом)

- Определите настроение автора.

Сожаление (нивы сжаты, рощи голы, значит уходит тепло)

Тревога (туман, сырость, неизвестно кто там спрятался)

- Какой темп прочтения будет в 1-ой строфе? (Медленный)

- Будем читать громко или тихо? Почему? (не разбудить, не спугнуть, чтобы не услышали)

 

2 строфа

- Прочитайте вторую строфу.

- О чём пишет поэт в этой части? (О дороге)

- Что такое дорога? (Это путь)

- Почему взрытая? (неровная, потому что уже давно туманы, сырость, а по ней возили с полей на телегах урожай)

- А сейчас чем она занимается? (дремлет)

- Как вы это понимаете?

- Какой приём использует автор? (олицетворение)

- Что это значит?

- Где ещё используется этот же приём? (ей примечталось)

-Прочитайте, что ей показалось? («Совсем - совсем немного ждать зимы седой осталось»)
- Почему? (Дорога устала. Она хочет отдохнуть. Зимой выпадет снег, и её больше не будут ранить колёса. По снегу заскользят полозья саней. Сани, как будто, гладят дорогу).

- И вот по этой дороге по замерзшим буграм и колдобинам едет телега. Вчитайтесь в стихотворение, вслушайтесь в него. Может, вы услышите, как трясет телегу? Она дребезжит по замерзшей дороге. Вот почему столько звуков «р».

Дремлет взрытая дорога,

Ей сегодня примечталось…

 

- Где ещё встречается олицетворение? (Зима седая)

- Почему седая?? (Старая)

- Может, вы мне объясните, почему С.Есенин написал о зиме «седая», а не белая?

- Зима похожа на старость. Дорога мечтает о спокойной старости.

-Определите настроение.

Усталость (дремлет дорога)

Мечтательность (примечталось)

- Каким тоном будем читать эту строфу? (Спокойным, мечтательным)

- Какой темп будем соблюдать? (Медленный)

С какой громкостью прочитаем эту строфу? (Тихо)

 

3 строфа

- Прочитайте 3-ю строфу. Кто же едет в той телеге? Чьё настроение можно почувствовать, понять? (Автора)

- Может быть «ах и сам я…» тоже здесь не случайно?
(С.Есенин тоже устал, он мечтает о том, чтобы отдохнуть)

- Верит он в то, что всё изменится к лучшему?

- Какие слова называют это настроение? (в чаще звонкой)

- Когда мы говорим – «Ах»? (Когда удивляемся)

- Что его удивило? Какой образ увидел Есенин в тумане? (Рыжий месяц жеребёнком запрягался в наши сани)

- Можем ли мы увидеть в серой, сырой осени «рыжего жеребёнка»?

- Как вы себе это представляете?

- В этом и заключается талант Есенина – видеть в самых простых вещах необычные образы.

- Какой приём использует поэт? (Сравнение)

- Определите настроение.

Усталость.

Надежда на лучшее.

- В каком темпе будем читать эту строфу? Каким тоном?

 

А перед тем, ребята, как вы будете отрабатывать выразительность чтения стихотворения, надо отдохнуть, набраться сил. Встаньте, пожалуйста.

 

Осторожно ветер за калитку вышел, (поднять руки вверх, опустить)

Постучал в окошко, (постучать кулачками по парте)

Пробежал по крыше, (перебирать пальчиками по парте)

Покачал тихонько ветками черёмух (помахать руками вправо, влево)

Пожурил за что-то воробьёв знакомых (погрозить пальчиком)

И, расправив гордо молодые крылья, (взмахи руками)

Полетел куда-то вперемешку с пылью.

 

- Ребята, догадайтесь, кто автор этого стихотворения? Да, это С. Есенин.

 

Читают стихотворение самостоятельно, отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

 

Читают самостоятельно и определяют тему стихотворения.

 

 

 

 

 

 

 

Работают над пониманием образного языка поэтического стихотворения по строфам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют упражнения физкультминутки.

Закрепление учебного материала

познакомить с жизнью и творчеством С.Есенина;

отрабатывать навыки художественного чтения поэтического произведения;

учить детей чувствовать и понимать образный язык стихотворения;
воспитывать любовь к родной природе на примере творчества С.Есенина, получать от чтения стихотворения эстетическое наслаждение; проявлять самостоятельность в поиске ответов на поставленный вопрос; слушать собеседника, вести диалог; работать в группе;

точно и чётко выражать свои мысли в соответствии с задачами урока

- Ваше задание: подготовиться к выразительному чтению стихотворения. Как будем готовиться? (Расставить паузы, логическое ударение, выбрать нужный темп)

 

 

- Кто желает прочитать?

- Спасибо, ребята.

 

 

 

- Давайте попробуем составить синквейн к этому стихотворению. Работать будем группами по четверостишиям. Вспомним правила работы в группе.

(Учитель раздаёт алгоритм составления синквейна)

 

- Назовите главную мысль стихотворения? Что хотел сказать автор? ( Осень - печальная пора. Осень наводит поэта на грустные мысли, но автор стихотворения верит, что скоро придет зима, все обновится и все будет хорошо.)

- Что передал Сергей Есенин через это стихотворение? (свою любовь к родной земле, родному краю?)

- А мы здесь причём?

- Какие художественные приёмы используют авторы для написания стихотворений? (Олицетворения, сравнения, эпитеты)

- Как вы думаете, можно из этого стихотворения сделать песню?

- Что для этого надо сделать?

- Если бы вы были композиторами, какую музыку сочинили?

- Мелодичность, музыкальность этого стихотворения, искренняя любовь к родному краю затронула душу композитора Л. Накарякова, который написал на слова Есенина музыку.

(Слушание песни «Нивы сжаты, рощи голы…»)

Самостоятельная работа каждого над выразительностью стихотворения.

 

Ученики отвечают по одному – зачитывают стихотворение выразительно.

 

Работают группами над составлением синквейна.

 

 

Отвечают на вопросы учителя, делают выводы.

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя, рассуждают.

 

 

 

 

 

 

 

Слушают песню.

Домашнее задание

Высказывать свою точку зрения на поставленный вопрос; слушать собеседника, вести диалог; точно и чётко выражать свои мысли в соответствии с задачами урока

- Выберите одну из фраз и закончите её:

« На уроке мне было интересно, потому что…

На уроке мне было не интересно, потому что…»

- Спасибо вам за работу.

­- Вы были сегодня внимательными, думающими читателями. Всем хочется сказать спасибо за ваши исследования и находки. Дома вы ещё раз прочитаете стихотворение С. Есенина. Каждый по-своему. Постарайтесь передать все настроения, которые вы в нем почувствовали. Дома выучите его наизусть.

 

Дают оценку своей работе на уроке.

 

 

Записывают домашнее задание.

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.