Технологическая карта урока литературного чтения на тему «С. Есенин. Нивы сжаты, рощи голы»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
(ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА)
Предмет |
Литературное чтение |
Класс |
3 класс |
Тип урока |
ОНЗ |
Технология построения урока |
Урок - исследование |
Тема |
С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы» |
Цель |
Создание условий, необходимых для того, чтобы понять смысл и выразительно прочитать поэтическое произведение. |
Основные термины, понятия |
Поэт, стихотворение, рифма, ритм, настроение, паузы, логическое ударение. |
Планируемые результаты.
Предметные УУД: познакомить с жизнью и творчеством С.Есенина; познакомить с основной темой творчества Есенина – темой Родины, родного дома; отрабатывать навыки художественного чтения поэтического произведения; учить детей чувствовать и понимать образный язык стихотворения
|
Личностные УУД: воспитывать любовь к родной природе на примере творчества С.Есенина, получать от чтения стихотворения эстетическое наслаждение; устанавливать связь между целью урока и её мотивом; высказывать свою точку зрения; проявлять интерес к художественной литературе; проявлять самостоятельность в поиске ответов на поставленный вопрос.
|
Регулятивные УУД: выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключения; планировать деятельность на уроке под руководством учителя. |
|
Познавательные УУД: формировать чувства неразрывной связи человека с природой; |
|
Коммуникативные УУД: слушать собеседника, вести диалог; сотрудничать с учителем и сверстниками; работать в паре, группе; точно и чётко выражать свои мысли в соответствии с задачами урока. |
Организация пространства.
Формы работы |
Ресурсы урока |
групповая парная фронтальная
|
рабочая программа по литературному чтению, 3 класс учебник «Литературное чтение», 3 класс. Ефросинина, Вентана-граф, 2013 г.; портрет писателя С. А. Есенина; музыкальные фрагменты - песня на стихи С. Есенина "Нивы сжаты, рощи голы", пьеса П.И.Чайковского «Октябрь. Осенняя песня» (из цикла «Времена года»); проектор; презентация; ноотбук. |
Дидактические задачи этапов урока.
Этапы урока |
Дидактические задачи |
1. Мотивация к учебной деятельности |
Создать условия для формирования внутренней потребности во включение учащихся в учебную деятельность на личностно – значимом уровне. |
2. Актуализация знаний |
Обеспечить принятие учащимися цели урока, формировать умение самостоятельно формулировать его тему и задачи. Обеспечить мотивацию учения. |
3. Изучение нового учебного материала |
Создать условия для нахождения учащимися способов, которые приведут к решению возникшей проблемы. |
4. Закрепление учебного материала |
Закрепить полученный результат, выявить пробелы и провести их коррекцию. Формировать навык самостоятельной работы. Обеспечить повышение уровня осмысления изученного материала. |
5. Домашнее задание |
Соотнести цели урока и его результаты, дать оценку своей работе на уроке. |
Технология изучения.
Этап урока |
Формируемые умения |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Мотивация к учебной деятельности |
Умение слушать классическую музыку. |
Звучит пьеса П.И.Чайковского «Октябрь. Осенняя песня» (из цикла «Времена года»); Учитель читает стихотворение С. Есенина «Я покинул родимый дом…»
|
Слушают музыку и настраиваются на урок. |
Актуализация знаний |
познакомить с жизнью и творчеством С.Есенина; познакомить с основной темой творчества Есенина – темой Родины, родного дома; учить детей чувствовать и понимать образный язык стихотворения воспитывать любовь к родной природе на примере творчества С.Есенина, получать от чтения стихотворения эстетическое наслаждение; высказывать свою точку зрения; планировать деятельность на уроке под руководством учителя; слушать собеседника, вести диалог; точно и чётко выражать свои мысли в соответствии с задачами урока; устанавливать связь между целью урока и её мотивом; выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключения;
|
- Что я прочитала? (стихотворение) - Назовите отличительные признаки стихотворения? (Ритм и рифма) - Что представляли, когда я читала? Каким вам показалось это стихотворение? - Каким должен быть человек, написавший такое? - Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (читать стихи) - А может, кто-нибудь может назвать имя поэта? Почему? - А вы хотели бы узнать, кому принадлежат эти строчки? - Я предлагаю фотографии поэтов. Кто из них мог написать это: Эти волосы я взял у ржи, Если хочешь на палец вяжи,
Я нисколько не чувствую боли… - Как догадались? (…тот старый клён головой на меня похож). - Назовите тему нашего урока. - Какие задачи перед собой поставим? Знакомство с автором. -Посмотрите на портрет С. Есенина, всмотритесь в это лицо. Давайте послушаем, что расскажут о нем ваши товарищи. 1уч. «Большую часть жизни Есенину суждено было провести в городе, только наездами бывал он в дорогих ему местах, где прошло детство и юность. Душа же оставалась вечно привязанной к отчему дому, родной семье, любимым рязанским просторам. Русская природа, крестьянский уклад, народное творчество, великая русская литература в лице А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Кольцова, И.С.Никитина – вот истинные источники его поэзии. 2уч. «Есенин сумел взять у природы даже черты своей внешности: синеву глаз – у бездонных рек и голубых небес, золотые волосы – у российских нив, мягкие кудри – у крон родных берёз. А главное, что поэт взял у родины, у бескрайней России – глубокую и необъятную душу».- Сегодня мы познакомимся со стихотворением С. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы». Найдите его в учебнике. - Зачем автор написал такое стихотворение? - Как вы думаете, что необходимо, чтобы понять и почувствовать стихотворение?
- Кто из вас может прочитать его выразительно? - Почему? - Давайте вспомним, что значит прочитать выразительно. - С чего начнём? Что будем делать дальше? |
Отвечают на вопросы учителя.
Называют тему и задачи урока.
Рассказ 2 учеников о поэте.
Открывают учебник и находят стихотворение. Отвечают на вопросы учителя, делают умозаключения. Сталкиваются с затруднением, объясняют его причину.
Вспоминают и объясняют значение терминов: настроение, темп, логические паузы и ударения. |
Изучение нового учебного материала |
познакомить с жизнью и творчеством С.Есенина; познакомить с основной темой творчества Есенина – темой Родины, родного дома; отрабатывать навыки художественного чтения поэтического произведения; учить детей чувствовать и понимать образный язык стихотворения;
|
- Самостоятельно прочитайте стихотворение С.А.Есенина «Нивы сжаты, рощи голы…» - Что вы можете сказать о стихотворении? - Прочитайте, подчеркните непонятные слова. Назовите. - Что оно обозначает? - Куда обратимся за помощью? (к толковому словарю).
Нивы – обработанное поле, пашня, посевы (словарь Ожегова) - Прочитайте ещё раз и определите о чём это стихотворение? - Что испытывал поэт, когда писал это стихотворение, что он переживал, ощущал?
-Я предлагаю вам ещё раз очень серьёзно поработать с текстом. Вы будете не просто читателями, а внимательными, думающими исследователями этого стихотворения.
1 строфа - Прочитайте только первую строку. - О чём они говорят? (Осень) - Какая это осень? (поздняя) - Какие слова нам об этом говорят? (Нивы сжаты, рощи голы, сырость, солнце тихое скатилось). - Как вы понимаете выражение «рощи голы»? - Почему «солнце тихое»? (Светит мало, греет не так как летом) - Определите настроение автора. Сожаление (нивы сжаты, рощи голы, значит уходит тепло) Тревога (туман, сырость, неизвестно кто там спрятался) - Какой темп прочтения будет в 1-ой строфе? (Медленный) - Будем читать громко или тихо? Почему? (не разбудить, не спугнуть, чтобы не услышали)
2 строфа - Прочитайте вторую строфу. - О чём пишет поэт в этой части? (О дороге) - Что такое дорога? (Это путь) - Почему взрытая? (неровная, потому что уже давно туманы, сырость, а по ней возили с полей на телегах урожай) - А сейчас чем она занимается? (дремлет) - Как вы это понимаете? - Какой приём использует автор? (олицетворение) - Что это значит? - Где ещё используется этот же приём? (ей примечталось) -Прочитайте, что ей показалось? («Совсем - совсем немного ждать зимы седой осталось») - И вот по этой дороге по замерзшим буграм и колдобинам едет телега. Вчитайтесь в стихотворение, вслушайтесь в него. Может, вы услышите, как трясет телегу? Она дребезжит по замерзшей дороге. Вот почему столько звуков «р». Дремлет взрытая дорога, Ей сегодня примечталось…
- Где ещё встречается олицетворение? (Зима седая) - Почему седая?? (Старая) - Может, вы мне объясните, почему С.Есенин написал о зиме «седая», а не белая? - Зима похожа на старость. Дорога мечтает о спокойной старости. -Определите настроение. Усталость (дремлет дорога) Мечтательность (примечталось) - Каким тоном будем читать эту строфу? (Спокойным, мечтательным) - Какой темп будем соблюдать? (Медленный) – С какой громкостью прочитаем эту строфу? (Тихо)
3 строфа - Прочитайте 3-ю строфу. Кто же едет в той телеге? Чьё настроение можно почувствовать, понять? (Автора) - Может быть «ах и сам я…» тоже здесь не случайно? - Верит он в то, что всё изменится к лучшему? - Какие слова называют это настроение? (в чаще звонкой) - Когда мы говорим – «Ах»? (Когда удивляемся) - Что его удивило? Какой образ увидел Есенин в тумане? (Рыжий месяц жеребёнком запрягался в наши сани) - Можем ли мы увидеть в серой, сырой осени «рыжего жеребёнка»? - Как вы себе это представляете? - В этом и заключается талант Есенина – видеть в самых простых вещах необычные образы. - Какой приём использует поэт? (Сравнение) - Определите настроение. Усталость. Надежда на лучшее. - В каком темпе будем читать эту строфу? Каким тоном?
– А перед тем, ребята, как вы будете отрабатывать выразительность чтения стихотворения, надо отдохнуть, набраться сил. Встаньте, пожалуйста.
Осторожно ветер за калитку вышел, (поднять руки вверх, опустить) Постучал в окошко, (постучать кулачками по парте) Пробежал по крыше, (перебирать пальчиками по парте) Покачал тихонько ветками черёмух (помахать руками вправо, влево) Пожурил за что-то воробьёв знакомых (погрозить пальчиком) И, расправив гордо молодые крылья, (взмахи руками) Полетел куда-то вперемешку с пылью.
- Ребята, догадайтесь, кто автор этого стихотворения? Да, это С. Есенин.
|
Читают стихотворение самостоятельно, отвечают на вопросы учителя.
Читают самостоятельно и определяют тему стихотворения.
Работают над пониманием образного языка поэтического стихотворения по строфам.
Выполняют упражнения физкультминутки. |
Закрепление учебного материала |
познакомить с жизнью и творчеством С.Есенина; отрабатывать навыки художественного чтения поэтического произведения; учить детей чувствовать и понимать образный язык стихотворения; точно и чётко выражать свои мысли в соответствии с задачами урока |
- Ваше задание: подготовиться к выразительному чтению стихотворения. Как будем готовиться? (Расставить паузы, логическое ударение, выбрать нужный темп)
- Кто желает прочитать? - Спасибо, ребята.
- Давайте попробуем составить синквейн к этому стихотворению. Работать будем группами по четверостишиям. Вспомним правила работы в группе. (Учитель раздаёт алгоритм составления синквейна)
- Назовите главную мысль стихотворения? Что хотел сказать автор? ( Осень - печальная пора. Осень наводит поэта на грустные мысли, но автор стихотворения верит, что скоро придет зима, все обновится и все будет хорошо.) - Что передал Сергей Есенин через это стихотворение? (свою любовь к родной земле, родному краю?) - А мы здесь причём? - Какие художественные приёмы используют авторы для написания стихотворений? (Олицетворения, сравнения, эпитеты) - Как вы думаете, можно из этого стихотворения сделать песню? - Что для этого надо сделать? - Если бы вы были композиторами, какую музыку сочинили? - Мелодичность, музыкальность этого стихотворения, искренняя любовь к родному краю затронула душу композитора Л. Накарякова, который написал на слова Есенина музыку. (Слушание песни «Нивы сжаты, рощи голы…») |
Самостоятельная работа каждого над выразительностью стихотворения.
Ученики отвечают по одному – зачитывают стихотворение выразительно.
Работают группами над составлением синквейна.
Отвечают на вопросы учителя, делают выводы.
Отвечают на вопросы учителя, рассуждают.
Слушают песню. |
Домашнее задание |
Высказывать свою точку зрения на поставленный вопрос; слушать собеседника, вести диалог; точно и чётко выражать свои мысли в соответствии с задачами урока |
- Выберите одну из фраз и закончите её: « На уроке мне было интересно, потому что… На уроке мне было не интересно, потому что…» - Спасибо вам за работу. - Вы были сегодня внимательными, думающими читателями. Всем хочется сказать спасибо за ваши исследования и находки. Дома вы ещё раз прочитаете стихотворение С. Есенина. Каждый по-своему. Постарайтесь передать все настроения, которые вы в нем почувствовали. Дома выучите его наизусть.
|
Дают оценку своей работе на уроке.
Записывают домашнее задание. |