Статья на тему «Открытый урок как средство распространения педагогического опыта»
«Открытый урок как средство распространения педагогического опыта»
Урок — это основная форма работы учителя. Каждый урок неповторим, даже если он проводится и разрабатывается для нескольких классов одной параллели. Открытые уроки рекомендуется проводить учителю один раз в год. Они могут проводиться на уровне методического объединения, школы или на дне открытых дверей для округа, города. Оптимально, если учитель сам выбирает класс и тему для открытого урока, важна заинтересованность педагога. Готовиться к уроку нужно заблаговременно. Это позволит продумать структуру задуманного урока, оптимально подобрать варианты деятельности учащихся, соотнести степень сложности материала с необходимыми методами.
Важно грамотно сформулировать цель урока и разбить ее на задачи. Обдумать все этапы урока и уделить внимание материально-техническому оснащению. Учитель обдумывает план и разрабатывает ход урока. Необходимо учесть, что любой тщательно продуманный урок должен учитывать возможность появления неожиданных ситуаций.
Начало урока должно определяться текущим состоянием учащихся. Уже с первых минут учитель может продемонстрировать свои умения уловить настрой учащихся, и его направить в продуктивное русло. Начальные этапы позволят продемонстрировать уровень овладения учащихся материалом и сформированность их умений. Для проверки знаний учащихся можно предложить разноуровневые задания.
Современные требования предполагают активное участие детей в образовательном процессе. Для активизации познавательной активности будет эффективно включить в начало урока видеофрагмент или продемонстрировать учащимся интересный натуральный объект, прочитать фрагмент художественного произведения, продемонстрировать опыт или привести цитату. Важно вызвать удивление учащихся, привлечь их внимание к новой теме, вызвать конфликт между имеющимися знаниями и пониманием их недостаточности. Для этого учитель продумывает серию вопросов. Так учащиеся почувствуют личную заинтересованность в новых знаниях и сами сформируют актуальную цель урока.
Изучение нового материала можно организовать с беседы, работы над текстом, над иллюстрациями, табличным материалом. В ходе знакомства с материалом, его осмыслением учащимся можно предложить заполнить таблицы, выполнить интерактивное задание (если школа обеспечена соответствующим оборудованием). Источником информации для учащихся может быть учебник, дополнительные источники из справочной литературы, подготовленные раздаточные материалы. Для формирования необходимых учебных действий учащихся полезно включать задания различного характера (ВПР, PISA, для учащихся по АООП – разноуровневые задания коррекционно-развивающего характера).
В конце урока, когда учащиеся уже на доступном для себя уровне усвоили материал, можно организовать групповую работу. Деление учащихся на группы поможет учащимся отработать коммуникативные навыки, скорректировать свои знания и умения, может играть роль динамической паузы. Работа в группах на заключительном этапе должна быть посильной, интересной и создавать ситуацию успеха.
В ходе урока необходимо предусмотреть нарастание утомления учащихся. Для этого полезно ввести физкультминутку или динамическую паузу. Рекомендуется ее проводить на 25 минуте урока. Это 4-5 упражнений с общей продолжительностью 1,5 -2 минуты.
На этапе рефлексии и подведения итогов учащихся нужно подвести к объективному оцениванию своей деятельности и осознанному отношению к своей учебной деятельности и личностному росту.
Каждый открытый урок является большим стрессом для учителя, но профессиональный рост без таких мероприятий невозможен. Поэтому нужно подумать о своем состоянии и рассматривать его с точки зрения профессионального роста, а так же не забывать, что открытый урок – это методическая помощь коллегам, которые его посещают.