12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кондратюк Надежда Николаевна1070
Россия, Ростовская обл., Донецк

Конкурсная работа на тему «Открытый урок как средство распространения педагогического опыта»


Процесс обучения следует выстраивать вокруг опыта учащегося,

а не вокруг компетенции учителя

Питер Блок

    Ключевые слова: профессионализм, открытость, «изюминка», демонстрация, опыт, система работы, партнерство.

     В профессиональной деятельности каждого учителя открытые уроки занимают отдельное место. К сожалению, многие педагоги воспринимают подготовку к открытому уроку как дополнительную нагрузку или наказание. Хотя, по моему мнению, открытый урок нужно воспринимать как вызов, один из способов демонстрации своего мастерства и потенциала другим. Это испытание своих возможностей, способ повысить свой авторитет в педагогическом коллективе. Ведь педагогам всегда есть, что показать. Профессия обязывает не стоять на месте и постоянно развивать свой профессионализм, двигаться вперед.

   Несомненно, подготовка к открытому уроку требует от педагога больше усилий и времени, чем подготовка к обычному уроку. Это сложный этап. Ведь педагогу необходимо произвести анализ своей педагогической деятельности, выделить наиболее успешные методы и формы работы с детьми, продемонстрировать их, показать свою работу с наилучшей стороны.

   Рассмотрим основные случаи, при которых педагогу необходимо подготовить и провести открытый урок:

-при аттестации: обобщение профессионального опыта, демонстрация использования новых подходов в обучении;

-в рамках школьных методических мероприятий: фестивали педагогического мастерства, взаимопосещение уроков коллегами и др.;

-участие в конкурсах профессионального мастерства.

   С чего же начать подготовку к открытому уроку?

  Прежде всего, это формулировка темы, цели и задач занятия. Тема урока должна соответствовать программному материалу. В помощь также можно взять свою тему по самообразованию, методическую проблему школы. В соответствии с целью урока, педагог выбирает такой учебный материал, который максимально поможет ему в достижении поставленных цели и задач. На этом этапе важно не «переусердствовать» с методическими приемами, методами и формами работы - ваш урок может превратиться в «спектакль одного актера», теряя свою целесообразность.

   Далее идет работа над содержанием урока. Следует определить методы и приемы, подобрать задания, которые обеспечат формирование необходимых знаний и умений, а также будут направлены на применение знаний и умений в незнакомой ситуации, с использованием творческого подхода, смену видов деятельности. Для организации деятельности учащихся на открытом уроке необходимо использовать различные формы работы: фронтальная, работа в парах, групповая работа и т.д.

   Необходимо также продумать и задание на дом, а также рекомендации по его выполнению. По возможности подготовить дифференцированные задания для разных групп обучающихся: с целью развития творчества одних, закрепления пройденного материала другими, экономии времени третьими и т.д. На этом этапе главное - спланировать урок так, чтобы показать совместную, партнерскую работу с учащимися, ведь готовность учащихся играет большую роль в успешности проведения данного мероприятия. Хочу отметить, что открытый урок-это, прежде всего, демонстрация своей системы работы с учащимися. Ведь, согласитесь, сложно будет продемонстрировать тот или иной методический прием или методику, если учащиеся впервые работают с ним на уроке. В этом случае, дети будут вести себя неуверенно.

   После подбора материала, методических приемов в соответствии с темой урока, педагогу следует выбрать тип урока. В соответствии с ФГОС существуют следующие типы уроков:

1. Урок усвоения новых знаний.

2. Урок усвоения навыков и умений.

3. Урок применения знаний, умений и навыков.

4. урок применения знаний, умений и навыков (практическая работа).

5. Урок обобщения и систематизации знаний.

6. Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков.

7. Комбинированный урок.

  Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг обучающихся – одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже изученному материалу и др.

   Важный момент-оценивание работы обучающихся на уроке. К нему следует отнестись ответственно, не формально. Фраза «Все молодцы, всем «5» недопустима. Отметки необходимо комментировать. Можно предложить обучающимся самим оценить себя, проанализировать свою работу на уроке.

   На этапе рефлексии определяется форма обратной связи, подбор диагностического инструментария для проверки уровня освоения компетенции.

    Многие педагоги задаются вопросом: как правильно подготовить учащихся к открытому уроку? К сожалению, некоторые из нас идут по самому легкому пути и репетируют предстоящий урок. Этого делать категорически нельзя! Во-первых, у учащихся теряется заинтересованность к уроку, снижается активность во время открытого занятия, авторитет учителя снижается в их глазах. Во-вторых, предварительная отработка урока сразу бросается в глаза присутствующим. В результате вы получите обратный эффект. Правильно сказать, что на уроке будут присутствовать гости и ограничиться этим. Перед классом можно поставить такую цель: постараться произвести хорошее впечатление и интересно провести время.
  Для активной работы на открытом уроке можно вместо репетиции предложить учащимся повторить дома нужный учебный материал. 

  Помните! Ответственное и качественное проведение всех своих уроков – это лучшая подготовка класса к открытому занятию!  

  Для посещающих обязательно готовится рабочее место. Число посетителей на открытых уроках не может быть безграничным.


   Впечатления от открытого занятия складываются из впечатлений от деятельности учащихся и из впечатлений от деятельности учителя. В деятельности учителя важны следующие компоненты: красивая и грамотная речь, свободное владение учебным материалом, умения управлять и корректировать деятельность учащихся. Учителя-профессионала отличает то, что за его деятельностью приятно наблюдать, и со стороны кажется, что у него все получается легко и непринужденно, но на самом деле за этой легкостью в работе стоит большой труд.





СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Поташник М.М., Левит М.В. Как подготовить и провести открытый урок (современная технология) – М.: Педагогическое общество России, 2008

2. Поташник М.М. Требования к современному уроку – М.: Центр педагогического образования, 2008

1. Решетников П. Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей. Рождение мастера: кн. для преподавателей высш. и сред. пед. учеб. заведений / П. Е. Решетников. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 301 с. : ил. - (Педагогическая мастерская)

3. Рябошапко Т. В. Повышение качества воспитания через обновление содержания методической деятельности [Текст] / Т.В. Рябошапко // Дополнительное образование и воспитание. – 2007 - N6. - С. 17.-21.



Опубликовано в группе «Бесплатные всероссийские и международные конкурсы для учителей»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.