12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Пименова Алина Александровна541
Учитель химии и биологии. Классный руководитель 6го А класса МБОУ сош №12 г. Ногинска
Россия, Московская обл., Ногинск

Открытый урок

 

 

Тема урока:

Кровь, её состав и функции

 

t1572116717aa.jpg

 

 

МБОУ сош №12 им. Героя

Советского Союза И. А.

Маликова

22.10.2019г

Учитель Биологии

Пименова А.А.

Тип урока: открытия новых знаний.

Технология построения урока: развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии.

Цель:

1.Ввести понятие о внутренней среде организма, охарактеризовать состав внутренней среды, показать ее роль в организме, значение ее постоянства.

2.Развивать логическое мышление учащихся.

3.Осуществлять экологическое воспитание, формировать научное мировоззрение.

Задачи:

образовательные: знать внутреннюю среду организма, а так же состав крови и её значение.

развивающие: анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; определять значение и функции форменных элементов крови; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли.

воспитательные: формировать научное мировоззрение и умение осознанно достигать поставленной цели, воспитывать положительное отношение к совместному труду.

Планируемые результаты учебного занятия:

Предметные:

- знать состав и значение внутренней среды организма;

- рассмотреть форменные элементы крови и их значение;

- уметь определять функции крови.

Метапредметные:

регулятивные: - самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;

- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

коммуникативные: - обсуждать в рабочей группе информацию;

- слушать товарища и обосновывать свое мнение;

- выражать свои мысли и идеи.

познавательные: работать с учебником;

- находить отличия;

- составлять схемы-опоры;

- работать с информационными текстами;

- объяснять значения новых слов;

- сравнивать и выделять признаки;

- уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.

Формирование УУД:

Познавательные УУД

Продолжить формирование умения работать с учебником.

Продолжить формирование умения находить отличия, составлять схемы-опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.

Продолжить формирование навыков использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.

Коммуникативные УУД

Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.

Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.

Регулятивные УУД

Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.

Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.

Продолжить формирование умения определять критерии изучения химического состава клетки.

Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Личностные УУД

Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.

Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

Оценивать собственный вклад в работу группы.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Методы: частично-поисковый.

Информационно-технологические ресурсы: учебник, презентация, проектор, экран, дополнительный информационный материал, микроскопы и готовые микропрепараты крови

Основные термины и понятия: внутренняя среда.тканевая жидкость, лимфа, плазма, эритроциты, лейкоциты, тромбоциты, гомеостаз

 

 

 

«Старайся дать уму как можно больше пищи»

Л.Н.Толстой

 

Ход урока

1. Мотивация

Ребята, добрый день!

Присаживайтесь на свои места. Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы позже назовете сами.

2. Актуализация знаний учащихся. Создание проблемной ситуации

- Сегодня наше занятие посвящено удивительной жидкости, самой главной из компонентов внутренней среды человека, которую философы Древней Греции считали носителем души, ею скрепляли священные клятвы, ее приносили в жертву. ее одушевляли и боготворили, ею клялись в братстве, дружбе и любви, смывали позор и оскорбление

Так о чем мы будем говорить сегодня? (о крови)

 

3Определение темы и задач урока

- Так что бы вы хотели узнать сегодня о крови?,( Что такое кровь, из чего она состоит, какие несет функции, что такое внутренняя среда организма, рассмотреть ее роль в организме, значение ее постоянства)

 

4. Изучение нового материала

1) Внутренняя среда организма(Работа с учебником) 

Составление схемы №1«Внутренняя среда»

Клод Бернар сказал: «У человека 2 среды: одна внешняя, которая его окружает, и вторая-внутренняя».

- Что такое внутренняя среда?

- Что к ней относится?

Кровь

Кровь движется по системе замкнутых сосудов и с клетками крови непосредственно не контактирует. А роль посредника выполняет тканевая жидкость.

Тканевая жидкость.

Из неё клетки получают питательные вещества и О2, в нее клетки выделяют продукты распада

Лимфа

Содержит много лимфоцитов, участвует в защите от болезнетворных микроорганизмов

 

Учитель: внутренняя среда организма находится в подвижном равновесии, поскольку одни вещества расходуются, другие пополняются. Благодаря работе нервной и эндокринной системе колебания «С» веществ нах-ся в крови, тканевой жидкости и лимфы не выходят за пределы нормы. Содержание веществ выражается не одной цифрой, а некот. Диапазоном. В организме поддерживается Гомеостаз.

Работа с терминами:

Гомеостаз - относительное постоянство внутренней среды 

 

2)  Кровь. Функции крови

. Общее количество крови в организме взрослого человека равно 7% от его веса,

(Высчитывают, зная свой вес - это около 4-6 л у взрослого человека и около 3 –4 л у подростков)

- Фильм Функции крови

1. Транспортная:

перенос кислорода от легких к тканям и углекислого газа от тканей к легким; удаление из тканей конечных продуктов метаболизма, лишней воды и минеральных солей

перенос гормонов, медиаторов.

2. доставка питательных веществ, витаминов, минеральных веществ и воды от органов пищеварения к тканям;

3. Защитная – участие в клеточных и гуморальных механизмах иммунитета, в свертывании крови и остановке кровотечения.

4. Регуляторная – регуляция температуры, водно–солевого обмена между кровью и тканями.

5. Гомеостатическая – поддержание стабильности показателей гомеостаза: рН, осмотического давления и др.

Функции крови записываем в тетрадь

 

3)  Состав крови

а)Плазма крови

Плазма состоит из неорганических и органических веществ.

Неорганические: вода — до 90%, 7-8%- белки, минеральные вещества — 0,9%

Определение «Кровь» в тетрадь

Что же такое кровь? Кровь – это жидкая соединительная ткань, которая состоит из плазмы и форменных элементов.

б) Форменные элементы крови

Задание. Работа в парах - самостоятельное изучение характеристики клеток крови по плану и создание кластера. В ходе работы учащиеся заполняют таблицу «Основные характеристики клеток крови», придерживаясь инструкции:

Заполнить таблицу

 

1 ряд характеризуют эритроциты, 

2 пара — лейкоциты, 

3 пара — тромбоциты.

Затем каждая пара презентует свой постер.

 

Дополнительная информация, предложенная учащимся для изучения в парах:

Эритроциты – открыты Левенгуком в 1673 году. Имеют форму двояковогнутого диска. Эритроциты — это красные безъядерные эластичные кровяные клетки. Двояковогнутая форма эритроцита человека увеличивает поверхность клетки, а место ядра в них заполняется белком гемоглобином ( содержащим железо), поэтому каждый эритроцит человека может захватывать больше кислорода. В этом и состоит главная функция эритроцитов — переносить кислород от легких ко всем тканям и органам, а также доставлять углекислый газ от тканей и органов обратно к легким. Живут от 3 до 4 месяцев. Они вырабатываются красным костным мозгом, а отмирают в селезенке и в печени, где превращаются в желчь. За 1сек. гибнет до 3 млн штук.  В лёгких гемоглобин связывает кислород, превращаясь в оксигемоглобин. Гемоглобин в форме карбоглобина переносит из тканей в лёгкие небольшое количество углекислого газа.

 Кровь, насыщенная кислородом называется артериальной, а насыщенная углекислым газом- венозная

 

Лейкоциты – это белые клетки крови, которые обеспечивают иммунный ответ организма. В 1 мм3 крови здорового человека содержится от 6 до 8 тыс лейкоцитов. Живут от нескольких суток до 20 лет (Лимфоциты)

Разновидности лейкоцитов:

А) Нейтрофилы - способный поглощать микроорганизмы путём фагоцитоза и разрушать их своими ферментами. Первым, кто открыл фагоцитарную теорию иммунитета быть Илья Ильич Мечников, за что и получил Нобелевскую премию.

Б) Эозинофилы – отвечают за аллергические реакции и заражение глистами.

В) Базофилы – продуцируют гепарин (препятствует свёртыванию крови) и гистамин (расширяет капилляры, способствуя рассасыванию и заживлению)

Г) Моноциты – отвечают за инфекционные заболевания, особенно хронического характера.

Д) Лимфоциты - главные клетки иммунной системы, обеспечивают гуморальный иммунитет (выработка антител).

 

Тромбоциты – тромбоциты млекопитающих и человека называемые кровяными пластинками, т. к. они представляют собой округлые или овальные уплощенные фрагменты клеток. Образуются тромбоциты в красном костном мозге. В 1 мм3 крови человека содержится 200-400 тыс тромбоцитов. Образуются в красном костном мозге и селезёнке, живут 5-7 дней. Свёртывание крови возможно потому что в ней находится жидкий белок фибриноген который под действием ферментов превращается в нити фибрина. Образуется сетка, в кот. Задерживаются клетки крови. Этот кровяной сгусток, закрывающий рану и останавливает кровотечение.

 

 

4.Нормы в анализе крови 

СОЭ

- Этот показатель крови крайне важен, на него врач обязательно обратит внимание, ведь он может охарактеризовать в определенной степени состояние иммунитета и наличие патологических процессов в организме. При исследовании анализа крови — норма СОЭ для женщин является от 2 до 15 мм/ч, у мужчин он колеблется в пределах от 1 до 10 мм/ч. Для определения этого показателя в исследуемую кровь вводятся специальные вещества, которые не дают эритроцитам сворачиваться. Таким образом, они вынуждены под воздействием силы тяжести свободно оседать на дно пробирки. Через час после начала исследования замеряют толщину слоя осевших эритроцитов. Именно поэтому единица измерения СОЭ — мм/ч. Если в организме имеется воспалительный процесс, то СОЭ увеличивается.

Гемоглобина

Норма гемоглобина- 115-135 у подростков, у мужчин130-160 женщин-120-140г/л

Выполнение самостоятельной работы

А) Прочитайте предложения Поставьте «+» или «-»

1.Внутренняя среда организма - это кровь, лимфа, тканевая жидкость

2. Кровь – это жидкая соединительная ткань.

3. Плазма занимает 55% от объёма крови.

4. Зрелые эритроциты не имеют оформленного ядра.

5. Эритроциты выполняют защитную функцию.

6. Лейкоциты – самые крупные клетки крови.

7. Красный сгусток крови образуют только эритроциты и тромбоциты.

8. Мечников И.И. открыл фагоцитоз.

9 . Гемоглобин входит в состав лейкоцитов

10. Эритроциты разрушаются в красном костном мозге.

- А теперь поменяйтесь бланками с соседями. Давайте проверим и поставим друг, другу оценки, оценивая каждый правильный ответ в 0,5 баллов. Какие оценки вы получили?

 

Б) Решите тест

Выберите один правильный ответ из четырех предложенных.

1. Внутреннюю среду организма составляют

А) кровь и лимфа                                

Б) кровь и межклеточное вещество

В) кровь, лимфа и тканевая жидкость

Г) плазма крови, лимфа, межклеточное вещество

2. Если кровь предохранить от свертывания и дать ей отстояться, то нижнюю часть пробирки займут

А) эритроциты                                        Б) плазма

В) лейкоциты                                         Г) тканевая жидкость

3. Бесцветные клетки крови, способные к амебоидному движению сквозь стенки сосудов

А) эритроциты                                        Б) лейкоциты

В) тромбоциты                                        Г) никакие не способны

4. От чего зависит красный цвет эритроцитов?

А) от фибрина                                         Б) от хлорина

В) от хлорофилла                                        Г) от гемоглобина

5. Кровь состоит из

А) форменных элементов                        Б) плазмы и форменных элементов

В) межклеточной жидкости и клеток        Г) лимфы и форменных элементов

6. Фагоцитоз был открыт

А) И.П. Павловым                                Б) Л. Пастером

В) И.И. Мечниковым                                Г) И.М. Сеченовым

7.  В свертываемости крови принимают участие

А) лейкоциты и витамины                        Б) тромбоциты и белок фибриноген

В) эритроциты  и лейкоциты                        Г) белки крови.

 

В) Экспериментальная работа

Сравнительная характеристика строения эритроцитов человека и лягушки

(учащиеся в микроскоп рассматривают готовые микропрепараты крови лягушки и человека. Делают рисунки и вывод)

Цель: Выявить особенности строения эритроцитов человека и лягушки.

 

Сделать вывод : какая кровь переносит больше кислорода и почему?

Выводы к работе :Эритроциты человека более мелкие, не имеют ядра, их больше в единице объема, поэтому они могут перенести больше кислорода, чем эритроциты лягушки

 

5. Задание на дом (2 мин):

1. Параграф 14учебника, ответить на вопросы после параграфа устно;

2. Решение практических задач. (Приложение)

3. Подумайте над вопросом, каким докторам нужно обращаться для обследования крови?

6. Подведение итогов урока – Этап «Рефлексия»

7. Заключение 

Бережное отношение к своему здоровью.

Здоровье народа превыше всего,
Богатства земли не заменят его.
Здоровье не купишь-никто не продаст.

Его берегите как сердце, как глаз.
 


 

Приложение. Домашние задачи.

Закрепление изученного материала

а)Решение задач

Задача 1. При микроскопическом исследовании крови больного обнаружили повышенное содержание лейкоцитов (30 тысяч). Это встревожило врача. Почему?

Ответ: Повышенное содержание лейкоцитов в крови указывает на воспалительный процесс в организме больного.

Задача 2.

Это самые крупные клетки человека. Их размер колеблется от 8 до 20 мк. Это –“одетые в белые халаты санитары нашего организма”. Что это за клетки? Почему им дали такое название?

Ответ: Лейкоциты борются с микробами, уничтожают все поврежденные, износившиеся клетки.

Задача 3.

Если судно в море получает пробоину, команда старается закрыть образовавшуюся дыру любым подсобным материалом. Природа в изобилии снабдила кровь собственными заплатами. Назовите их.

Ответ: В состав форменных элементов входят тромбоциты. По своим размерам они ничтожно малы, всего 2-4 мк. Но при маленьком повреждении тканей под действием фермента немедленно начинают слипаться, образуя комочек, который временно закрывает место ранения.

 


 

Решение задач

Задача 1. При микроскопическом исследовании крови больного обнаружили повышенное содержание лейкоцитов (30 тысяч). Это встревожило врача. Почему?

Задача 2.

Это самые крупные клетки человека. Их размер колеблется от 8 до 20 мк. Это –“одетые в белые халаты санитары нашего организма”. Что это за клетки? Почему им дали такое название?

Задача 3.

Если судно в море получает пробоину, команда старается закрыть образовавшуюся дыру любым подсобным материалом. Природа в изобилии снабдила кровь собственными заплатами. Назовите их.


 

Решение задач

Задача 1. При микроскопическом исследовании крови больного обнаружили повышенное содержание лейкоцитов (30 тысяч). Это встревожило врача. Почему?

Задача 2.

Это самые крупные клетки человека. Их размер колеблется от 8 до 20 мк. Это –“одетые в белые халаты санитары нашего организма”. Что это за клетки? Почему им дали такое название?

Задача 3.

Если судно в море получает пробоину, команда старается закрыть образовавшуюся дыру любым подсобным материалом. Природа в изобилии снабдила кровь собственными заплатами. Назовите их.

 

 

Решение задач

Задача 1. При микроскопическом исследовании крови больного обнаружили повышенное содержание лейкоцитов (30 тысяч). Это встревожило врача. Почему?

Задача 2.

Это самые крупные клетки человека. Их размер колеблется от 8 до 20 мк. Это –“одетые в белые халаты санитары нашего организма”. Что это за клетки? Почему им дали такое название?

Задача 3.

Если судно в море получает пробоину, команда старается закрыть образовавшуюся дыру любым подсобным материалом. Природа в изобилии снабдила кровь собственными заплатами. Назовите их.



 

Выполнение самостоятельной работы

А) Прочитайте предложения Поставьте «+» или «-»

1.Внутренняя среда организма - это кровь, лимфа, тканевая жидкость

2. Кровь – это жидкая соединительная ткань.

3. Плазма занимает 55% от объёма крови.

4. Зрелые эритроциты не имеют оформленного ядра.

5. Эритроциты выполняют защитную функцию.

6. Лейкоциты – самые крупные клетки крови.

7. Красный сгусток крови образуют только эритроциты и тромбоциты.

8. Мечников И.И. открыл фагоцитоз.

9 . Гемоглобин входит в состав лейкоцитов

10. Эритроциты разрушаются в красном костном мозге.

- А теперь поменяйтесь бланками с соседями. Давайте проверим и поставим друг, другу оценки, оценивая каждый правильный ответ в 0,5 баллов. Какие оценки вы получили?

 

Б) Решите тест

Выберите один правильный ответ из четырех предложенных.

1. Внутреннюю среду организма составляют

А) кровь и лимфа                                

Б) кровь и межклеточное вещество

В) кровь, лимфа и тканевая жидкость

Г) плазма крови, лимфа, межклеточное вещество

2. Если кровь предохранить от свертывания и дать ей отстояться, то нижнюю часть пробирки займут

А) эритроциты                                        Б) плазма

В) лейкоциты                                         Г) тканевая жидкость

3. Бесцветные клетки крови, способные к амебоидному движению сквозь стенки сосудов

А) эритроциты                                        Б) лейкоциты

В) тромбоциты                                        Г) никакие не способны

4. От чего зависит красный цвет эритроцитов?

А) от фибрина                                         Б) от хлорина

В) от хлорофилла                                        Г) от гемоглобина

5. Кровь состоит из

А) форменных элементов                        Б) плазмы и форменных элементов

В) межклеточной жидкости и клеток        Г) лимфы и форменных элементов

6. Фагоцитоз был открыт

А) И.П. Павловым                                Б) Л. Пастером

В) И.И. Мечниковым                                Г) И.М. Сеченовым

7.  В свертываемости крови принимают участие

А) лейкоциты и витамины                        Б) тромбоциты и белок фибриноген

В) эритроциты  и лейкоциты                        Г) белки крови.

 

В) Экспериментальная работа

Сравнительная характеристика строения эритроцитов человека и лягушки

(учащиеся в микроскоп рассматривают готовые микропрепараты крови лягушки и человека. Делают рисунки и вывод)

Цель: Выявить особенности строения эритроцитов человека и лягушки.

 

Сделать вывод : какая кровь переносит больше кислорода и почему?

 

Эритроциты – открыты Левенгуком в 1673 году. Имеют форму двояковогнутого диска. Эритроциты — это красные безъядерные эластичные кровяные клетки. Двояковогнутая форма эритроцита человека увеличивает поверхность клетки, а место ядра в них заполняется белком гемоглобином ( содержащим железо), поэтому каждый эритроцит человека может захватывать больше кислорода. В этом и состоит главная функция эритроцитов — переносить кислород от легких ко всем тканям и органам, а также доставлять углекислый газ от тканей и органов обратно к легким. Живут от 3 до 4 месяцев. Они вырабатываются красным костным мозгом, а отмирают в селезенке и в печени, где превращаются в желчь. За 1сек. гибнет до 3 млн штук.  В лёгких гемоглобин связывает кислород, превращаясь в оксигемоглобин. Гемоглобин в форме карбоглобина переносит из тканей в лёгкие небольшое количество углекислого газа.

 Кровь, насыщенная кислородом называется артериальной, а насыщенная углекислым газом- венозная

 

 

Лейкоциты – это белые клетки крови, которые обеспечивают иммунный ответ организма. В 1 мм3 крови здорового человека содержится от 6 до 8 тыс лейкоцитов. Живут от нескольких суток до 20 лет (Лимфоциты)

Разновидности лейкоцитов:

А) Нейтрофилы - способный поглощать микроорганизмы путём фагоцитоза и разрушать их своими ферментами. Первым, кто открыл фагоцитарную теорию иммунитета быть Илья Ильич Мечников, за что и получил Нобелевскую премию.

Б) Эозинофилы – отвечают за аллергические реакции и заражение глистами.

В) Базофилы – продуцируют гепарин (препятствует свёртыванию крови) и гистамин (расширяет капилляры, способствуя рассасыванию и заживлению)

Г) Моноциты – отвечают за инфекционные заболевания, особенно хронического характера.

Д) Лимфоциты - главные клетки иммунной системы, обеспечивают гуморальный иммунитет (выработка антител).

 

Тромбоциты – тромбоциты млекопитающих и человека называемые кровяными пластинками, т. к. они представляют собой округлые или овальные уплощенные фрагменты клеток. Образуются тромбоциты в красном костном мозге. В 1 мм3 крови человека содержится 200-400 тыс тромбоцитов.

Образуются в красном костном мозге и селезёнке, живут 5-7 дней.

Свёртывание крови возможно потому что в ней находится жидкий белок фибриноген который под действием ферментов превращается в нити фибрина. Образуется сетка, в которой задерживаются клетки крови. Этот кровяной сгусток, закрывающий рану и останавливает кровотечение.

 

 

Плазма

 

Имеет относительно постоянный солевой состав . около 0.9 % плазмы приходится на поваренную соль (NaCl) , а так же соли калия, кальция, фосфорной кислоты. около 7 % плазмы составляют белки . среди них – фибриноген который принимает участие в свертывании крови . в плазме есть углекислый газ и глюкоза и другие питательные вещества и продукты распада.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.