Открытый урок литературы и рисования по рассказу Виктора Астафьева «Конь с розовой гривой»

8
0
Материал опубликован 4 March 2023 в группе

Открытый урок литературы и рисования  по рассказу Виктора Астафьева «Конь с розовой гривой»


Без работы пряников не купишь



t1677957734aa.jpg


Цели урока


1. Дидактические: помочь разобраться в идейно-нравственном содержании произведения.

2. Развивающие: развивать речевую культуру, развивать творческие способности:

совершенствовать диалогическую и монологическую речь учащихся;

расширять и обогащать словарный запас школьников;

совершенствовать навыки работы с текстом;

3. Воспитательные: воспитывать духовные ценности.

4. Коммуникативные:

совершенствовать умение работать в группах.



Оборудование: Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор, распечатанные репродукции предметов, которые обозначаются диалектными словами, заготовки пряников, разведенная глазурь


Наглядно-демонстрационный материал: Презентация по теме о возникновении пряничной росписи, видео о фотографии маленького писателя с родителями, где сам автор рассказывает об их трагичных судьбах. В ходе урока каждому ребенку будет дл росписи дан пряник конем.


Эпиграф урока: «Сколько лет прошло! Сколько событий минуло! А я все не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой». В.П.Астафьев

.


Ход урока



Вступительное слово учителя.


Виктор Петрович Астафьев - известный талантливый писатель, ушел из жизни совсем недавно. Это был очень честный, чуткий, требовательный к себе человек. Большинство произведений Астафьева автобиографичны, почти все они о родине Виктора Петровича – Сибири, о далеком деревенском детстве. Родился он в Сибири, на Енисее, в селе Овсянка, там он жил и последние годы жизни.


Видеофильм (фотография с В.П. Астафьева с родителями)


Беседа по вопросам.


Как вы думаете, где и когда происходит действие рассказа «Конь с розовой гривой»?

(действие происходит в одной из деревень на берегу Енисея в первые годы после гражданской войны.)


Что это было за время? Как жилось людям?

(время было трудное, герой рассказа - сирота, у него мать утонула, жил он с бабушкой, дедушка приезжал с заимки время от времени; семья Левонтьевых жила очень бедно, было много детей, денег на всех не хватало, отец семейства много пил, пропивал деньги, да и работать не любил.)


Как автор при помощи текста показывает, что действие происходит в Сибири?

(автор использует сибирские диалектизмы)

С какой целью автор их использовал в тексте и не заменил другими словами?

Увал – пологий холм

Туесок – берестяная корзина с крышкой репродукции на доске

Заполошная – суетливая

Бадога – длинные поленья

Шаньга – булочка с творогом

Заимка – земельный участок, вдали от села

Поскотина – пастбище, выгон

Яр – крутой край оврага


t1677957734ab.jpg


4. Чтение эпизодов(страницы заранее найдены и сделаны закладки)

Почему пряник конем для рассказчика был желанным подарком?


Каким образом герой надеется осуществить свою мечту?

(он отправляется в лес за земляникой вместе с левонтьевскими ребятишками, чтобы «трудом своим заработать пряник».)


Найдите в тексте описание посуды левонтьевских ребятишек и героя-рассказчика.

(соседские ребята несли бокалы с отбитыми краями, старые, наполовину изодранные на растопку берестяные туески…ковшик без ручки)


- Битая посуда не только признак бедности, а признак отношения к

вещам, к труду вообще. Такие люди и сами не любят работать, и не ценят

чужой труд. Напротив, в семье героя знают цену труду.


Как ведут себя по дороге за земляникой ребята?

(Левонтьевские орлы бросали друг в друга посудой, барахтались, раза два

принимались драться, плакали, дразнились. По пути они заскочили в чей-то огород

и, поскольку там ещё ничего не созрело, напластались луку-батуна, наелись до

зелёной слюны, а недоеденный побросали…»

Прочитайте момент сбора ягод. Как противопоставлены герои в этом эпизоде?

Какие глаголы употребляет автор в данном эпизоде? Как они характеризуют этих ребят?


(со слов «Так интересно и весело провели мы весь день…» до слов

«…прямо в этом туеске увезу…»)


Во что вовлекли левонтьевские ребятишки нашего героя-рассказчика?

Раскаивается ли наш герой в содеянном? Как он меняется в

ходе своих размышлений?


t1677957734ac.jpg


5. Почему бабушка все-таки купила «пряник конем» внуку, который её

обманул?

(бабушка верила в него, понимала, что он мучится и раскаивается в своих злодеяниях. Милосердие, доброта и прощение сделали то, чего не сделало бы самое тяжкое наказание. Поэтому и пишет автор через много лет: «А я все не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой»)


6.Учитель рисования показывает презентацию о возникновении пряничной росписи, рассказ о тульском прянике.


7. Записывается рецепт классической глазури.

8. В течение 10 минут урока расписывается пряник глазурью


Итог урока

На партах лежат и высыхают готовые «пряники конём»

Ответы на вопросы.

. Какие жизненные уроки получил герой?

Не поддавайся чужому влиянию, можно совершить плохой поступок

Признайся в содеянном

Раскаяние приносит облегчение

Спешить делать добро

Надо быть милосердным всегда

Люби ближнего своего как самого себя


Заключительное слово учителя.

- Этот рассказ о детстве – замечательной поре познания мира, первых столкновений с жизнью, временем, когда ты бываешь невозможно счастлив и безнадежно одинок. Есть такое выражение: «Все мы родом из детства». Оно подчёркивает, что детство очень важно в становлении характера, в формировании представлений о мире и людях. Это время согрето любовью и заботой родных людей, их бесконечным терпением и добротой, поэтому и вспоминается как счастливая пора в жизни любого человека. А если оно пришлось на суровые, голодные годы? Но и тогда оно было прекрасным, потому и помнится.


Выставление оценок.


Домашнее задание.

Напишите дома сочинение о поступке, который вы никогда больше не совершите.


t1677957734ad.jpg

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.