Открытый урок литературы и рисования по рассказу Виктора Астафьева «Конь с розовой гривой»
Открытый урок литературы и рисования по рассказу Виктора Астафьева «Конь с розовой гривой»
Без работы пряников не купишь
Цели урока
1. Дидактические: помочь разобраться в идейно-нравственном содержании произведения.
2. Развивающие: развивать речевую культуру, развивать творческие способности:
•совершенствовать диалогическую и монологическую речь учащихся;
•расширять и обогащать словарный запас школьников;
•совершенствовать навыки работы с текстом;
3. Воспитательные: воспитывать духовные ценности.
4. Коммуникативные:
•совершенствовать умение работать в группах.
Оборудование: Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор, распечатанные репродукции предметов, которые обозначаются диалектными словами, заготовки пряников, разведенная глазурь
Наглядно-демонстрационный материал: Презентация по теме о возникновении пряничной росписи, видео о фотографии маленького писателя с родителями, где сам автор рассказывает об их трагичных судьбах. В ходе урока каждому ребенку будет дл росписи дан пряник конем.
Эпиграф урока: «Сколько лет прошло! Сколько событий минуло! А я все не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой». В.П.Астафьев
.
Ход урока
Вступительное слово учителя.
Виктор Петрович Астафьев - известный талантливый писатель, ушел из жизни совсем недавно. Это был очень честный, чуткий, требовательный к себе человек. Большинство произведений Астафьева автобиографичны, почти все они о родине Виктора Петровича – Сибири, о далеком деревенском детстве. Родился он в Сибири, на Енисее, в селе Овсянка, там он жил и последние годы жизни.
Видеофильм (фотография с В.П. Астафьева с родителями)
Беседа по вопросам.
Как вы думаете, где и когда происходит действие рассказа «Конь с розовой гривой»?
(действие происходит в одной из деревень на берегу Енисея в первые годы после гражданской войны.)
Что это было за время? Как жилось людям?
(время было трудное, герой рассказа - сирота, у него мать утонула, жил он с бабушкой, дедушка приезжал с заимки время от времени; семья Левонтьевых жила очень бедно, было много детей, денег на всех не хватало, отец семейства много пил, пропивал деньги, да и работать не любил.)
Как автор при помощи текста показывает, что действие происходит в Сибири?
(автор использует сибирские диалектизмы)
С какой целью автор их использовал в тексте и не заменил другими словами?
Увал – пологий холм
Туесок – берестяная корзина с крышкой репродукции на доске
Заполошная – суетливая
Бадога – длинные поленья
Шаньга – булочка с творогом
Заимка – земельный участок, вдали от села
Поскотина – пастбище, выгон
Яр – крутой край оврага
4. Чтение эпизодов(страницы заранее найдены и сделаны закладки)
Почему пряник конем для рассказчика был желанным подарком?
Каким образом герой надеется осуществить свою мечту?
(он отправляется в лес за земляникой вместе с левонтьевскими ребятишками, чтобы «трудом своим заработать пряник».)
Найдите в тексте описание посуды левонтьевских ребятишек и героя-рассказчика.
(соседские ребята несли бокалы с отбитыми краями, старые, наполовину изодранные на растопку берестяные туески…ковшик без ручки)
- Битая посуда не только признак бедности, а признак отношения к
вещам, к труду вообще. Такие люди и сами не любят работать, и не ценят
чужой труд. Напротив, в семье героя знают цену труду.
Как ведут себя по дороге за земляникой ребята?
(Левонтьевские орлы бросали друг в друга посудой, барахтались, раза два
принимались драться, плакали, дразнились. По пути они заскочили в чей-то огород
и, поскольку там ещё ничего не созрело, напластались луку-батуна, наелись до
зелёной слюны, а недоеденный побросали…»
Прочитайте момент сбора ягод. Как противопоставлены герои в этом эпизоде?
Какие глаголы употребляет автор в данном эпизоде? Как они характеризуют этих ребят?
(со слов «Так интересно и весело провели мы весь день…» до слов
«…прямо в этом туеске увезу…»)
Во что вовлекли левонтьевские ребятишки нашего героя-рассказчика?
Раскаивается ли наш герой в содеянном? Как он меняется в
ходе своих размышлений?
5. Почему бабушка все-таки купила «пряник конем» внуку, который её
обманул?
(бабушка верила в него, понимала, что он мучится и раскаивается в своих злодеяниях. Милосердие, доброта и прощение сделали то, чего не сделало бы самое тяжкое наказание. Поэтому и пишет автор через много лет: «А я все не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой»)
6.Учитель рисования показывает презентацию о возникновении пряничной росписи, рассказ о тульском прянике.
7. Записывается рецепт классической глазури.
8. В течение 10 минут урока расписывается пряник глазурью
Итог урока
На партах лежат и высыхают готовые «пряники конём»
Ответы на вопросы.
. Какие жизненные уроки получил герой?
Не поддавайся чужому влиянию, можно совершить плохой поступок
Признайся в содеянном
Раскаяние приносит облегчение
Спешить делать добро
Надо быть милосердным всегда
Люби ближнего своего как самого себя
Заключительное слово учителя.
- Этот рассказ о детстве – замечательной поре познания мира, первых столкновений с жизнью, временем, когда ты бываешь невозможно счастлив и безнадежно одинок. Есть такое выражение: «Все мы родом из детства». Оно подчёркивает, что детство очень важно в становлении характера, в формировании представлений о мире и людях. Это время согрето любовью и заботой родных людей, их бесконечным терпением и добротой, поэтому и вспоминается как счастливая пора в жизни любого человека. А если оно пришлось на суровые, голодные годы? Но и тогда оно было прекрасным, потому и помнится.
Выставление оценок.
Домашнее задание.
Напишите дома сочинение о поступке, который вы никогда больше не совершите.