Открытый урок по литературе в 5 классе «Туве Янсон "Последний в мире драко"»

5
1
Материал опубликован 6 June 2018

Открытый урок по литературе в 5 классе.

Тема: Туве Янсон «Последний в мире дракон»

Цели: кратко рассказать о жизни и творчестве Туве Янсон; развивать навыки краткого пересказа и анализа текста.

Панируемые результаты: знание основных сведений о жизни и творчестве Т.Янсон, содержания и героев сказки «Последний в мире дракон»; умение кратко пересказывать.

Ход урока:

Мотивация к деятельности

- Сегодня у нас необычный урок. Посмотрите, к нам пришли гости. Они очень добрые.

-На уроке вы узнаете очень много нового и интересного.

Этап целеполагания.

1.-Посмотрите на доску. (5 мин)

-Кого вы видите? Какие это персонажи?- сказочные, фантастически. Вы их знаете? Что может их объединять?

-Они являются героями произведения Туве Янсон «Последний в мире дракон».

Открыть картинку.

-Как вы думаете, какой будет тема нашего урока?

(Туве Янсон «Последний в мире дракон».)

- Откройте тетради, и запишите тему урока

- Запишите в тетрадь цели, которые вы для себя поставите на этот урок? Скажите, что вы записали? Записать на доску.

На доске- слова- подсказки

Я хочу узнать 1)… о жизни и творчестве Туве Янсон

2)… содержание и о героях сказки

Я хочу научиться 1)… кратко пересказывать.

-Как вы думаете, что интересного было в жизни писательницы? Чем занималась в своей жизни ? (ответы детей)

2. Первичное закрепление с проговариванием вслух

- Итак, сегодня вы узнаете о жизни и творчестве Туве Янсон (10-15 мин.)

-Я расскажу вам о писательнице, а вы дополните основные этапы жизни в тетрадь.

На доске- основные этапы, ваша задача– дополнить сведения.

Родилась 9 августа 1914 года

В 15 лет поступила в институт искусств

В 16 лет появилась идея о муми- троллях

При жизни она удостоилась золотой медали

Умерла писательница 27 июня 2001года

Туве Янсон прожила длинную, насыщенную событиями жизнь. Была правдивой, открытой, чистосердечной. Творчески одаренный во почти всех направлениях человек, подаривший миру интересную историю о жизни муми- троллей,

Туве Янсон родилась в творческой семье 9 августа 1914 года в Финляндии. Мама Сигне Хаммарштен, была художницей, иллюстратором книжек, а отец Виктор Янсон, известным архитектором.

У неё было два младших брата Пер-Улоф стал фотографом и Ларс стал живописцем.

Кроме собственных родных финского и шведского языков, Туве знала английский и французский, со словарем читала по-немецки.

В 15 лет Туве уезжает в Швецию, поступив в институт искусств, а по его окончании много стажируется в художественных школах Франции, Германии, Италии.

В 16 лет появилась идея о муми- троллях. Через 10 лет вышла первая сказка «Малыш- тролль и великое наводнение».Впоследствии она написала15 книг. В 1949-м состоялась премьера спектакля «Муми-тролль и комета».

Есть в ее и другие произведения– повести «Дочь скульптора»(1968), «Летняя книга»(1972), «Честный обман»(1982), «Каменное поле»(1984)и «Записки с острова»(1996), роман «Город солнца»(1974)и сборники рассказов: «Умеющая слушать»(1971), «Игрушечный дом»(1971), «Путешествие налегке»(1987), «Честная игра»(1989), «Письма Клары»(1991), «Послания»(1998)и «Серый шелк»(1971–1991). Интерес к сиим книжкам сейчас растет.

При жизни она удостоилась золотой медали Г-Х Андерсена за вклад в развитие ребяческой литературы(1966).

Умерла писательница 27 июня 2001года. В день её похорон по всей Финляндии был объявлен государственный траур, были спущены флаги.

Авторские права на книжки перешли во владение племянницы Софии Янсон(дочери Ларса).

-Где можно проверить, верны ли ваши записи? На доске.

- Сверьте свои записи с доской. (Открыть ответы.)

- Я вам усложняю задачу. На карточках у вас напечатаны интересные случаи. Прочитайте и расскажите друг другу.

Картинка

Сведения

1. Рисовать малышка Туве выучилась ранее, чем ходить. Уже в детстве окружающие отмечали ее художественный дар. Уже в 10 лет Туве иллюстрирует знаменитый ребяческий журнальчик «Гарм».

2. Первая индивидуальная выставка художницы Туве Янсон свершилась в 1943-м в Хельсинки. Она иллюстрировала «Хоббита» Джона Рональда Руэла Толкиена, «Алису в Стране чудес» Льюиса Кэрролла.

3. Впервые муми-тролль был нарисован на стене. Странная зверюшка породила потом целую серию изображений в 30-х гг. Ее муми-тролли стали так знаменитыми, что почти все изготовители стали рисовать на своей продукции муми- троллей. Янсон отрицательно относилась к этому.

4. В 40-х годах, когда ее муми-коллекция разрослась до целого дома, она пробовала обрисовать их жизнь и уже не могла остановиться. Теперь живопись отступила на второй план: она писала комиксы про муми-троллей и иллюстрировала свои тексты.

5. Туве Янсон сконструировала точную копию домика муми- троллей, который был представлен на Международной выставке в Братиславе в 1979 году. Весной 1980-го это жилье выставлялось в финском музее архитектуры, а осенью осталось в Национальном музее Стокгольма.

 

6. Благодаря муми- троллям Туве Янсон купила полуостров Кловхарун, который лежит в 80 км от Хельсинки в Финском заливе. Здесь Туве проводила несколько месяцев в году. Сегодня полуостров необитаем и открыт для экскурсионных групп в летний период.

 

7. В 2002-м в Финляндии учреждена премия имени Туве Янсон за выдающийся вклад в ребяческую и молодежную культуру. 10 000 евро может получить любой одаренный человек.

- Молодцы! Чем вы сейчас занимались?

- Ответ: Знакомились с биографией Туве Янсон.

-Достигли мы первой цели?

-Можем перейти ко второй цели? Чтобы перейти к содержанию, необходимо назвать героев.

-У меня на столе разложены картинки героев. По одному выходите и выбираете, одну картинку с героем сказки «Последний в мире дракон».

(Муми- тролль, Муми-папа, Снусмумрик, хемуль, дракон, Муми-мама ).

- Остались картинки героев из других сказок. Вы их можете прочитать самостоятельно, взяв книгу из библиотеки.

3. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

-Итак, героев вы назвали. Чтобы пересказать, составим план пересказа.

Я раздам вам карточки с утверждениями. Если вы согласны с утверждением, то в третьей колонке ставите « +», а если не согласны- то «-».

1.  

Муми-тролль поймал дракона летом

 

2.  

Дракона поймал в озере

 

3.  

Дракон был размером больше спичечного коробка

 

4.  

У дракона были зеленые глаза

 

5.  

Муми-папа работал на табачной грядке

 

6.  

Дракон питался мухами

 

7.  

Муми-тролль на завтрак ел арбуз

 

8.  

Снусмумрик делал корабль из бумаги

 

9.  

Больше всех дракон любил Муми-маму

 

10.   

Снусмумрик отдал дракона хемулю за деньги

 

11.   

Дракон отправился с хемулем в чайнике

 

- Проверьте свои работы и оцените себя (Самооценка) Заслушать самооценку.

1.  

Муми-тролль поймал дракона летом

+

2.  

Дракона поймал в озере

-

3.  

Дракон был размером больше спичечного коробка

+

4.  

У дракона были зеленые глаза

-

5.  

Муми-папа работал на табачной грядке

+

6.  

Дракон питался мухами

+

7.  

Муми-тролль на завтрак ел арбуз

-

8.  

Снусмумрик делал корабль из бумаги

-

9.  

Больше всех дракон любил Муми-маму

-

10. 

Снусмумрик отдал дракона хемулю за деньги

-

11.  

Дракон отправился с хемулем в чайнике

+

Задание было программного уровня

Нужно было обозначить…

Задание выполнил сам, без ошибок.

- Молодцы. Перескажите сказку, пользуясь планом.

-О чем это произведение? Определите главную идею произведения. (О дружбе)

Стр. 181. «Они посидели молча- солидарность мужской дружбы». Что такое солидарность?

Солидарность — это единство интересов или задач, и взаимопонимание.

-Что говорит том, что дружба Муми- тролля и Снусмумрика была настоящей?

Рефлексия. Подведение итогов.

- Все ли у вас сегодня получилось?

-Вы довольны своей работой?

-Что понравилось на уроке?

-Всех ли целей мы достигли?

Чтобы оценить свою работу и выразить свое отношение к автору и её произведению, составим синквейн.

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом)

Туве Янсон

Творческая, увлекательное

Рисовала, писала, наградили

Создала много произведений.

Муми- тролль.

Кто желает прочитать?

Оценивание.

Приложение

Я хочу узнать:

1)… о жизни

и творчестве Туве Янсон

2)… содержание

и о героях сказки

Я хочу научиться:

1)…кратко пересказывать

Родилась

9 августа 1914 года

В 15 лет поступила в институт искусств

В 16 лет появилась идея о муми- троллях

При жизни удостоилась

золотой медали

Умерла писательница

27 июня 2001года

Рисовать малышка Туве выучилась ранее, чем ходить. Уже в детстве окружающие отмечали ее художественный дар. Уже в 10 лет Туве иллюстрирует знаменитый ребяческий журнальчик «Гарм».

Первая индивидуальная выставка художницы Туве Янсон свершилась в 1943-м в Хельсинки. Она иллюстрировала «Хоббита» Джона Рональда Руэла Толкиена, «Алису в Стране чудес» Льюиса Кэрролла.

3. Впервые муми-тролль был нарисован на стене. Странная зверюшка породила потом целую серию изображений в 30-х гг. Ее муми-тролли стали так знаменитыми, что почти все изготовители стали рисовать на своей продукции муми- троллей. Янсон отрицательно относилась к этому.

4. В 40-х годах, когда ее муми-коллекция разрослась до целого дома, она пробовала обрисовать их жизнь и уже не могла остановиться. Теперь живопись отступила на второй план: она писала комиксы про муми-троллей и иллюстрировала свои тексты.

5. Туве Янсон сконструировала точную копию домика муми- троллей, который был представлен на Международной выставке в Братиславе в 1979 году. Весной 1980-го это жилье выставлялось в финском музее архитектуры, а осенью осталось в Национальном музее Стокгольма.

6. Благодаря муми- троллям Туве Янсон купила полуостров Кловхарун, который лежит в 80 км от Хельсинки в Финском заливе. Здесь Туве проводила несколько месяцев в году. Сегодня полуостров необитаем и открыт для экскурсионных групп в летний период.

7. В 2002-м в Финляндии учреждена премия имени Туве Янсон за выдающийся вклад в ребяческую и молодежную культуру. 10 000 евро может получить любой одаренный человек.

1.  

Муми-тролль поймал дракона летом

 

2.  

Дракона поймал в озере

 

3.  

Дракон был размером больше спичечного коробка

 

4.  

У дракона были зеленые глаза

 

5.  

Муми-папа работал на табачной грядке

 

6.  

Дракон питался мухами

 

7.  

Муми-тролль на завтрак ел арбуз

 

8.  

Снусмумрик делал корабль из бумаги

 

9.  

Больше всех дракон любил Муми-маму

 

10.   

Снусмумрик отдал дракона хемулю за деньги

 

11.   

Дракон отправился с хемулем в чайнике

 

1.  

Муми-тролль поймал дракона летом

 

2.  

Дракона поймал в озере

 

3.  

Дракон был размером больше спичечного коробка

 

4.  

У дракона были зеленые глаза

 

5.  

Муми-папа работал на табачной грядке

 

6.  

Дракон питался мухами

 

7.  

Муми-тролль на завтрак ел арбуз

 

8.  

Снусмумрик делал корабль из бумаги

 

9.  

Больше всех дракон любил Муми-маму

 

10.   

Снусмумрик отдал дракона хемулю за деньги

 

11.   

Дракон отправился с хемулем в чайнике

 

1.  

Муми-тролль поймал дракона летом

 

2.  

Дракона поймал в озере

 

3.  

Дракон был размером больше спичечного коробка

 

4.  

У дракона были зеленые глаза

 

5.  

Муми-папа работал на табачной грядке

 

6.  

Дракон питался мухами

 

7.  

Муми-тролль на завтрак ел арбуз

 

8.  

Снусмумрик делал корабль из бумаги

 

9.  

Больше всех дракон любил Муми-маму

 

10.   

Снусмумрик отдал дракона хемулю за деньги

 

11.   

Дракон отправился с хемулем в чайнике

 

1.  

Муми-тролль поймал дракона летом

 

2.  

Дракона поймал в озере

 

3.  

Дракон был размером больше спичечного коробка

 

4.  

У дракона были зеленые глаза

 

5.  

Муми-папа работал на табачной грядке

 

6.  

Дракон питался мухами

 

7.  

Муми-тролль на завтрак ел арбуз

 

8.  

Снусмумрик делал корабль из бумаги

 

9.  

Больше всех дракон любил Муми-маму

 

10.   

Снусмумрик отдал дракона хемулю за деньги

 

11.   

Дракон отправился с хемулем в чайнике

 

1.  

Муми-тролль поймал дракона летом

+

2.  

Дракона поймал в озере

-

3.  

Дракон был размером больше спичечного коробка

+

4.  

У дракона были зеленые глаза

-

5.  

Муми-папа работал на табачной грядке

+

6.  

Дракон питался мухами

+

7.  

Муми-тролль на завтрак ел арбуз

-

8.  

Снусмумрик делал корабль из бумаги

-

9.  

Больше всех дракон любил Муми-маму

-

10.   

Снусмумрик отдал дракона хемулю за деньги

-

11.   

Дракон отправился с хемулем в чайнике

+

1.  

Муми-тролль поймал дракона летом

+

2.  

Дракона поймал в озере

-

3.  

Дракон был размером больше спичечного коробка

+

4.  

У дракона были зеленые глаза

-

5.  

Муми-папа работал на табачной грядке

+

6.  

Дракон питался мухами

+

7.  

Муми-тролль на завтрак ел арбуз

-

8.  

Снусмумрик делал корабль из бумаги

-

9.  

Больше всех дракон любил Муми-маму

-

10.   

Снусмумрик отдал дракона хемулю за деньги

-

11.   

Дракон отправился с хемулем в чайнике

+

1.  

Муми-тролль поймал дракона летом

+

2.  

Дракона поймал в озере

-

3.  

Дракон был размером больше спичечного коробка

+

4.  

У дракона были зеленые глаза

-

5.  

Муми-папа работал на табачной грядке

+

6.  

Дракон питался мухами

+

7.  

Муми-тролль на завтрак ел арбуз

-

8.  

Снусмумрик делал корабль из бумаги

-

9.  

Больше всех дракон любил Муми-маму

-

10.   

Снусмумрик отдал дракона хемулю за деньги

-

11.   

Дракон отправился с хемулем в чайнике

+

1.  

Муми-тролль поймал дракона летом

+

2.  

Дракона поймал в озере

-

3.  

Дракон был размером больше спичечного коробка

+

4.  

У дракона были зеленые глаза

-

5.  

Муми-папа работал на табачной грядке

+

6.  

Дракон питался мухами

+

7.  

Муми-тролль на завтрак ел арбуз

-

8.  

Снусмумрик делал корабль из бумаги

-

9.  

Больше всех дракон любил Муми-маму

-

10.   

Снусмумрик отдал дракона хемулю за деньги

-

11.   

Дракон отправился с хемулем в чайнике

+

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом)

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом)

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом)

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом)

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом)

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом)

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом)

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Браво, Наталья!!! Замечательный урок.

6 June 2018