Открытый урок математики в 3 классе «Единицы длины»
Открытый урок математики. 3 класс.
Тема урока: Единицы длины. Миллиметр.
Цель урока: Изучить новую единицу длины - миллиметр.
Задачи урока:
Знать: названия всех единиц длины, включая миллиметр.
Понимать: взаимосвязь между единицами длины, приёмы перевода одной единицы в другую.
Применять: выбирать соответствующие единицы длины для измерения, пробовать измерять длину одного предмета с помощью различных единиц длины, читать равенства с разными единицами длины.
Анализировать: устанавливать связь новой единицы длины-миллиметра с изученными, видеть ошибки в вычислениях и при переводе одной единицы длины в другую.
Синтезировать: формулировать ответы на вопросы, используя новый термин.
Оценивать: свою работу по заданным критериям.
Оборудование урока:
проектор
компьютер
наглядный материал
циркуль
План урока.
1. Организационный момент.
2. Повторение изученного материала.
3.Работа над новым материалом. Объявление темы урока. 4.Физкультминутка.
5. Закрепление. Работа с учебником.
6. Повторение изученного материала.
7. Итог урока. Рефлексия.
Конспект урока.
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня у вас в классе много гостей. Повернитесь к гостям, поприветствуйте. Повернитесь ко мне. Молодцы. Садитесь. Сейчас у нас урок математики. Давайте настроимся на урок. Подвиньте стульчики – поставьте ноги на пол. У девочек ноги вместе – поза «принцесса», у мальчиков врозь - поза «всадник». Выпрямили спинку, вытянули шейку, взяли себя в руки. Сидим. Дышим... Моргаем … Посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь глазками, пожелайте друг другу удачи, хорошего настроения на весь учебный день.
Минутка создания настроения и разминки пальчиков «Круг радости».
Соприкасаются пальчиком с соседом по парте и говорят:
Желаю (большой)
успеха (указательный)
большого (средний)
во всем (безымянный)
и везде (мизинец).
Здравствуй (вся ладонь)!
– Сегодняшний урок я начну словами французского философа Ж.Ж. Руссо (1712–1778 гг.): “Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению...” Я желаю вам уже сегодня на уроке убедиться в словах Ж.Ж. Руссо. – Удачи! В добрый путь за знаниями!
Я ж хочу вам пожелать.
На уроке не молчать,
Руку часто поднимать,
Правильно считать, решать.
2. Повторение изученного материала. Устный счет.
- Внимание на экран.
- Сегодня в течение урока вместе с нами путешествовать по стране Математики будут Гномы - это маленькие человекообразные существа, обитающие под землей, в горах или в лесу. Согласно сказаниям, они бородаты и славятся богатством и мастерством.
- Какое сегодня число?(19)
- Дайте характеристику числу 19. (Двузначное, нечетное)
- Представь его в виде суммы разрядных слагаемых. (10 + 9)
- Назовите состав числа 19. (8+11, 7+12, 6+13, 5+14, 4+15, 3+16, 2+17,1+18)
Вычисли:
10 ∙ 8=80 88:22=4 19 ∙ 0=0
7 ∙ 10=70 88:44=2 1 ∙ 18=18
10 ∙ 6=60 88:88=1 0 ∙ 17=0
- Назови лишний пример в 1 столбике.
- Назови лишний пример во 2 столбике.
- Назови лишний пример в 3 столбике.
На какие группы можно разбить слова:
Час, сутки, минута, килограмм, секунда, неделя. (Единицы времени и массы)
Метр, час, дециметр, сантиметр. (Единицы длины и времени)
Решите задачу:
Масса одного бочонка 10 кг. Чему равна масса 3 бочонков?
3. Сообщение темы и цели. Работа над новым материалом.
Тема урока: «Единицы длины. Миллиметр».
- Почти у всех народов, источниками линейных мер были части человеческого тела - пальцы, локти, ступни и т. д. Не было народа, который не изобрел бы свои единицы измерения. Строители египетских пирамид эталоном считали – локоть, англичане – королевский фут, для измерения небольших длин употреблялась длина сустава большого пальца - дюйм, а раздвинутые пальцы – пядь, вся рука – аршин, две руки – сажень и т. д. Удобно ли это было? Почему? Вот тогда ученые задумались, и ввели одни единицы измерения длины - метр, сантиметр, дециметр – с ними мы уже знакомы и километр, миллиметр.
- А теперь все слушайте внимательно. Я вам расскажу одну историю.
- В одном городе жили-были гномы. Главного гнома звали Метр. А его подчиненных звали Милли, Санти, Деци и Кило. Эти гномы занимались тем, что измеряли длины разных предметов своими мерками. Кило измерял огромнейшие расстояния, Метр – большие, Деци – средние, Санти – маленькие, а Милли – длины крошечных предметов. Ему приходилось труднее всех, так как иногда он работал даже с увеличительными приборами – микроскопом или увеличительным стеклом. Впрочем, Кило было тоже нелегко, ведь его мерка была раскладной. Но он хорошо справлялся!
Однажды гномы заспорили: Кто главнее? Каждый говорил своё! Но, в конце концов, решили, что Метр всё - таки важнее, он главный! И решили все мерки соотноситься с ним.
Из-за этого Метр даже чуть-чуть изменил всем имена.
Милли – стал Миллиметром,
Санти – Сантиметром,
Деци – Дециметром,
Кило – Километром.
- Никто не знает, была ли такая история на самом деле. Но метр действительно и по сей день – основная единица длины в Международной Системе Длин. Образцовый метр (эталон) хранится во Франции и ещё 32 копии метра увезли в разные страны. У нас в России в Санкт-Петербурге тоже есть эталон метра.
- Измерять длину предметов можно линейкой, циркулем - измерителем, ниточкой и другими приспособлениями. Но по-прежнему, для измерения длин предметов используют такие единицы как: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Запомнили? Запишите в тетрадь. Проверьте.
- Какую работу мы выполнили? (записали и запомнили названия единиц длины)
- Повторите по памяти.
4.Физкультминутка.
- Встали ровно, руки на пояс.
1.Носиком в воздухе пишем цифру 1.
2. Правым ухом – цифру 2.
3. Левым ухом – 3.
4. Правым локтем – 4.
5. Левым локтем – 5.
6. Правым коленом – 6.
7. Левым коленом – 7.
8. Носочком правой ноги – 8
9. Носочком левой ноги – 9.
- Молодцы!
5.Закрепление. Работа с листочком.
- Давайте закрепим наши знания. Прочитайте задание №1.
- С помощью единичных отрезков а и е измерьте длину отрезков АВ.
- Приготовьте циркуль - измеритель. Соблюдайте технику безопасности: иглой вверх не держать, иглу на себя не направлять.
- Берем раствор циркуля равный длине единичного отрезка а. Не меняя раствора ставим иглу в точку А, поворачиваем или переносим.
- Сколько раз длина единичного отрезка, а укладывается в нашем отрезке АВ (2 раза). Запомним.
- Берем раствор циркуля равный длине единичного отрезка е . Не меняя раствора ставим иглу в точку А, поворачиваем.
-Сколько раз длина единичного отрезка е укладывается в нашем отрезке АВ (3 раза). Почему? (Мера длины отрезка АВ больше в том случае, если единичный отрезок меньше, и мера длины меньше, если сам единичный отрезок больше.)
- Найдите задание №2. Прочитайте. (Вырази длину отрезка АВ- 6см 7мм - в миллиметрах).
- Выполнили? Проверим. Какую длину имеет отрезок в миллиметрах?(67мм)
Запишите и запомните таблицу.
1см=10мм 1дм=10см=100мм 1м=10дм=100см=1000мм |
-1 метр - это сколько сантиметров? (100см).
-А можем измерить в миллиметрах?
-Сколько миллиметров в 1 метре? (1000мм)
6.Повторение изученного материала.
Задание №3.
Задача.
Гномы-туристы прошли по горам в понедельник 3см, а во вторник-15мм. В какой день они прошли больше и во сколько раз?
Найдите задание №4.
Вырази:
3дес.=30ед.
4дм=40см
50см=5дм
6см=60мм
2м=20дм
Вычисли:
32:16 *10= 20 93-12* 7+11=20
60: (2+8)= 6 42* 2- 11* 3=51
80: (80: 10)= 10 (18* 3-9): 5=9
Ода математике. Придумайте имена прилагательные, восхваляющие математику, продолжая строку: О, математика, ты … (занимательная, интересная, серьёзная, развивающая смекалку, прекрасная, тренирующая ум, необходимая, трудная, весёлая, увлекающая, важная, полезная, помогающая людям и т.д.)
7.Итог урока.
- Назовите тему нашего урока. (Единицы длины)
- С какой единицей длины вы сегодня познакомились? ( С миллиметром)
- Назовите все единицы длины, начиная с миллиметра (мм, см, дм, м, км)
- Сколько миллиметров в 1 сантиметре?(10 мм)
- Я благодарю вас за урок и желаю вам оставаться такими же добрыми, весёлыми, трудолюбивыми ребятами.
Рефлексия. (Ребята работают с анкетой)
1.На уроке я работал | активно / пассивно |
2.Своей работой на уроке я | доволен / не доволен |
3.Урок для меня показался | коротким / длинным |
4.За урок я | не устал / устал |
5.Мое настроение | стало лучше / стало хуже |
6.Материал урока мне был
| понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен |
7.Домашнее задание мне кажется | легким / трудным интересно / не интересно |
Антропова Мария Александровна