Открытый урок по баскетболу

1
0
Материал опубликован 23 July

Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДОНЕЦКИЙ ТЕХНИКУМ ПРОМЫШЛЕННОЙ АВТОМАТИКИ

ИМЕНИ А.В. ЗАХАРЧЕНКО»






Методическая разработка

открытого занятия



на тему: «Совершенствование технических приёмов игры в баскетбол»

учебная дисциплина: ОГСЭ.04 Физическая культура.









Автор: Пожидаева Анна Михайловна,

преподаватель физической культуры

ПЦК: Физической культуры,

БЖД и защиты Родины




















Донецк, 2024



Организация разработчик ГБПОУ «ДОНЕЦКИЙ ТЕХНИКУМ ПРОМЫШЛЕННОЙ АВТОМАТИКИ ИМЕНИ А.В. ЗАХАРЧЕНКО.


Разработчик: Пожидаева А.М. преподаватель физической культуры.


В основу методической разработки практического занятия положено обобщение и систематизация теоретических знаний обучающихся о технических приемах игры в баскетбол, тактике игры в защите и нападении, правилах игры. Приобретение умений и навыков использования технических приемов игры в баскетбол, а также развитие координационных способностей, выносливости и скоростно-силовых качеств, что обеспечивает повышение интереса студентов к содержанию учебного материала по теме занятия.

Данная разработка будет полезна для преподавателей физической культуры среднего профессионального образования.


Рецензент


Акопов Э.А.- руководитель физического воспитания преподаватель высшей квалификационной категории дисциплины «Физическая культура». ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ДОНЕЦКИЙ ТЕХНИКУМ ПРОМЫШЛЕННОЙ АВТОМАТИКИ ИМЕНИ А.В.ЗАХАРЧЕНКО».





Одобрена и рекомендовано

С целью практического применения

цикловой комиссией

физической культуры и ОБЗР

Протокол заседания от «------» ------------ 2024 г. № 

Председатель ЦК _________ М.Л.Куприенко











Рецензия на методическую разработку открытого занятия

преподавателя дисциплины «Физическая культура»

Пожидаевой Анны Михайловны,

ГБПОУ «ДОНЕЦКИЙ ТЕХНИКУМ ПРОМЫШЛЕННОЙ АВТОМАТИКИ

ИМЕНИ А.В. ЗАХАРЧЕНКО» г. Донецк. 

План - конспект занятия по разделу «Баскетбол»   входит в состав рабочей программы дисциплины ОГСЭ.04 Физическая культура разработанной на основе Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования специальности 15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств (по отраслям), утвержденного приказом утвержденного приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 28.09.2020 № 138-НП.

Цель занятия – обобщение и систематизация теоретических знаний и практических навыков, обучающихся о технических приемах игры в баскетбол, тактике игры в защите и нападении, правилах игры.

Цель достигается через решение задач: развивающих, образовательных и оздоровительных.

Структуру занятия составляют следующие элементы: подготовительная часть, основная и заключительная. В подготовительной части представлены упражнения общеразвивающего характера на месте и в движении. В основной части даны специальные упражнения для совершенствования технических приемов в баскетболе. В заключительной части даны упражнения на восстановление, подведены итоги занятия и выставлены оценки. Указана дозировка к каждому заданию и даны организационно-методические указания. Содержание  урока структурировано на основе компетентностного подхода. В план учебного занятия включены мероприятия по определению самочувствия обучающихся. Влияние и коррекции физической нагрузки на организм. 

Для реализации задач в ходе образовательной деятельности преподаватель использует различные педагогические технологии: личностно-ориентированные, игровые, здоровьесберегающие. Проиллюстрированы  методы и приёмы обучения на уроках физической культуры: наглядный  и практический, комплексно-игровой и  соревновательный.

В ходе урока применяется методика обучения целому ряду тактических элементов, закрепляются и совершенствуются навыки выполнения упражнений   с помощью подводящих упражнений и подвижных игр.

Всё это позволяет повысить  интерес обучающихся к занятиям физической культурой и,  тем самым,  сократить период начального обучения баскетболу.

Содержание  урока соответствует современным стандартам среднего общего образования. Конспект  может быть  рекомендован для использования  в среднем общеобразовательном учебном заведении при проведении уроков физической культуры  

  Рецензент:

Руководитель физического воспитания преподаватель высшей квалификационной категории дисциплины «Физическая культура». ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ДОНЕЦКИЙ ТЕХНИКУМ ПРОМЫШЛЕННОЙ АВТОМАТИКИ ИМЕНИ А.В.ЗАХАРЧЕНКО».


_______________ Э.А. Акопов



Аннотация

В методической разработке практического занятия по физической культуре на тему «Совершенствование технических приёмов игры в баскетбол» детально раскрывается содержание и методика практического применения и совершенствования технических приёмов игры в баскетбол.

В основу методической разработки практического занятия положено обобщение и систематизация теоретических знаний и практических навыков обучающихся о технических приемах игры в баскетбол, тактике игры в защите и нападении, правилах игры; а также приобретение новых умений и навыков использования технических приемов игры в баскетбол; развитие координационных способностей, выносливости и скоростно-силовых качеств, что обеспечивает повышение интереса студентов к содержанию учебного материала по теме занятия.

Методическая разработка данного занятия может быть использована преподавателями физической культуры учреждений среднего профессионального образования и общеобразовательных школ.




















Технологическая карта занятия


Тема занятия: Совершенствование технических приёмов игры в баскетбол

Цель занятия: обобщение и систематизация теоретических знаний обучающихся о технических приемах игры в баскетбол, тактике игры в защите и нападении, правилах игры

Задачи занятия:

Дидактическая:

Формировать умения и навыки выполнения технических приемов игры в баскетбол

Оздоровительная:

Формировать способность организма адаптироваться к окружающей среде, противодействовать возникновению стрессовых состояний средствами физической культуры

Воспитательная:

Воспитывать инициативность и самостоятельность, психологическую устойчивость, умение работать в группе

Развивающая:

Способствовать развитию силы, скоростно-силовых качеств, выносливости и функциональной подготовленности

Прикладная:

Формировать умения и навыки сотрудничества в процессе спортивной деятельности, способствовать формированию умения применять приобретенные знания и умения на практике

Тип занятия: совершенствование умений и навыков

Вид занятия: практическое занятие

Межпредметные и внутрипредметные связи: педагогика, психология, биология, анатомия

Формы контроля: практическое выполнение на занятии, опрос.

Оборудование: методическая разработка занятия, презентация,видео-материалы (https://disk.yandex.ru/d/PKkLvgYpQX34GA )


Инвентарь: свисток, секундомер, баскетбольные мячи.

Группа:1БУ-24-9чел

Ход занятия


Тема занятия

Дозировка

Организационно-методические указания

Подготовительная часть - 35 мин.


1.

Организация обучающихся, проверка готовности к проведению практического занятия. Построение, приветствие Сообщение темы занятия: Совершенствование технических приемов игры в баскетбол

Цель: Обеспечить начальную организацию обучающихся

1 мин.

Напомнить правила техники безопасности: - удобная спортивная обувь и форма; - отсутствие украшений, предметов представляющих опасность: браслеты, перстни, ремни т.п.

Во время занятия:

- выполнять инструкции и рекомендации по технике безопасности при проведении занятий физической культурой.


2.

Мотивация учебной деятельности.

Построение, приветствие

Сообщение цели занятия: Сегодня, на занятии мы с вами:

Обобщим теоретические знания о технических приемах игры в баскетбол, тактике игры в защите и нападении, правила игры. 2. Закрепим умения и навыки использования технических приемов в игре баскетбол а так же уделим время развитию координационных способностей, выносливости и скоростно-силовых качеств.

Цель: Создать положительную мотивацию работы на занятии

2 мин


3.

Актуализация опорных знаний обучающихся

- Итак, вспомним основные технические характеристики игры в баскетбол:

Сколько стоек баскетболиста вы знаете и в чем их отличия?

Баскетбольные стойки в зависимости от необходимого функционала делятся на стойки с мячом и без него.

Стойка — начальное положение, из которого игрокам удобно выполнять разные функции, технические элементы на баскетбольной площадке.

По высоте стойки делятся на высокие, средние и низкие. Низкая стойка чаще всего используется при игре в защите. Она позволяет контролировать дриблинг игрока, мяч, дает возможность сделать перехват, воспрепятствовать проходу.

Для контроля броска следует находится в средней или высокой стойке, но следует помнить, что нужно избегать игры на прямых ногах.

Для атакующих маневров на баскетбольной площадке больше подходит низкая и средняя стойка для игроков с первой по третью позицию. И высокие стойки для баскетболистов передней линии.

Нужно понимать, что по ходу матча стойка, как и перемещение по паркету будет меняться. Так что, чаще всего, игроки используют комбинированные баскетбольные стойки.

Какие передачи и броски мяча в баскетболе вы знаете?

- двумя руками от груди, с отскоком от пола, одной рукой от плеча, снизу, сбоку в движении, штрафной бросок


5 мин




Идивидуальный опрос знаний о баскетболе.

Система оценивания:

«5» - ответ без ошибок,

«4» - ответ не точный

«3» - ответ с помощью преподавателя или наводящих вопросов,

«2» - нет ответа,


















4.

Измерение пульса: 60-80 ударов – норма в покое.

Цель: определить готовность организма студентов к предстоящей физической нагрузке

1 мин

Студентам с повышенной ЧСС дать индивидуальные задания по восстановлению физического состояния

5.

Общеразвивающие упражнения

15 мин


5.1

И.п.- ноги врозь, руки на пояс

1-повороты головы вправо,

2-И.п.

3 – влево

4-И.п.


t1753287622aa.pngt1753287622ab.pngt1753287622ac.png

6-8 р


Подбородок не опускать. Следить за правильным выполнением. Повороты выполняются на выдохе.

5.2

И.п.- о. с,

1-4 круговые движения руками вперед,

5-8 назад

t1753287622ad.png


6-8 р


Следить за амплитудой движений.

5.3

И.п. – ноги врозь, руки перед собой в замок.

1-4 круговые движения кистями

t1753287622ae.png


6-8 р



Широкая амплитуда

5.4

И.п. – ноги врозь, руки на пояс

1-наклон туловища вправо, правая рука вверх

2 -и.п.

3- тоже влево

4 -и.п.

t1753287622af.pngt1753287622ag.pngt1753287622ah.png


6-8 р


Рука прямая, ноги в коленях не сгибать.

5.5

И.п. – ноги врозь, руки на пояс

1-наклон вперед , руки в стороны

2 -тоже руки вверх,

3-тоже руками коснуться пола

4-и.п.прогнуться

t1753287622ai.pngt1753287622aj.pngt1753287622ak.png

6-8 р


Ноги в коленях не сгибать, подбородок не опускать

5.6

И.п.- о.с.,руки на пояс

1-выпад в право, руки вперед.

2-и.п.

3-тоже влево

4 -и.п.

t1753287622al.pngt1753287622ag.pngt1753287622am.png

6-8 р


Следить за осанкой. Руки параллельно полу, ноги не отрывать.

5.7

И.п - о.с. руки перед грудью

1-выпад вперед левой, руки в стороны ладони к верху

2, - и.п.

3-тоже правой.

4 - и.п.


t1753287622an.pngt1753287622ao.pngt1753287622ap.png


6-8 р


Развести руки и прогнуться

5.8

И.п.- о.с, руки на пояс

1,3-упор присев

2-упор лежа, ноги врозь

4-и.п.

t1753287622aq.pngt1753287622ar.png

6-8 р



Не прогибаться.

5.9

И.п – о.с., руки вниз

1- прыжком ноги врозь

2-прыжком в и.п.

3-4 тоже

t1753287622as.pngt1753287622at.png

30 сек


Приземляться на посную стопу ног.

6.0

И.п – о.с., руки на пояс

3 прыжка на месте

1 прыжок с поворотом на 1800

30 сек



Приземляться ноги врозь

6.1

Специально-беговые упражнения:

Цель: развивать быстроту, выносливость скоростную выносливость

5 мин

Каждый вид бега выполняется 2 раза

6.2

Бег приставними шагами правым и левым боком

30 сек

Упор от стены не ближе 30 см. Высоко поднимать колено

6.3

Бег с подскоками

30 сек

Интенсивно работают руки

6.4

Подскоки на месте

60 сек

Выпрыгивать выше вверх, делать замах руками. Приземляться на согнутые ноги

6.5

Кардио - нагрузка

4 мин


6.6

И.п.- о.с. руки вверху

1- мах правым коленом к груди, руки вниз за спину

2- и.п.

3,4 тоже левой ногой

6 р


При выполнении и.п. не прогибаться.

6.7

И.п.- ноги врозь, левая впереди, правая рука согнутая в локте вперед, левая назад

1,2 - смена положения ног и рук прыжком

3,4- тоже

6 р



Приземляться на согнутые ноги

6.8

И.п.- о.с.

1- прыжком ноги врозь в полуприсед, руки вперед перед собой, пальцы в замок

2-прыжком в и.п.

3,4- тоже

6 р


Выполняя прыжком полуприсед угол - 90

6.9

Восстановление дыхания

И.п.- ноги врозь

1-руки через стороны вверх-вдох

2-и.п.

3-4 тоже

1 мин




Вход-короткий, выдох длинный.

Основная часть-40 мин


7

Выполнение технических приемов игры в баскетбол

Цель: закрепление технических приемов игры в баскетбол


Обратить внимание на выполнение стойки игрока, положение рук и ног.


7.1.

Передача мяча вокруг головы ( вправо, влево) передавая мяч из рук в руки

5 мин

Пальцы разведены, касаемся мяча всей ладонью

7.2

Передача мяча над головой, вокруг туловища из руки в руку (влево-вправо) вокруг ног. Передача мяча. - двумя руками от груди, с отскоком от пола, одной рукой от плеча, снизу, сбоку в движении.


15 мин

Пальцы разведены, стараемся контролировать мяч.

При ведении мяча какие самые распространенные ошибки?

1. Неправильное и. п. перед началом ведения в движении: при ведении правой - левая нога сзади, при ведении левой - правая; мяч удерживается перед собой, не определена рабочая кисть.

2. Слишком «мягкая» кисть: игрок шлепает по мячу, а не толкает его; слишком «твердая» кисть: игрок жестко стучит по мячу, как доска.

3. Чрезмерное или недостаточное сгибание руки в локтевом суставе при встрече с мячом: игрок слишком высоко или слишком низко встречает мяч (выше пояса или пола) - затруднен контроль над мячом и возможна его потеря.

4. Опущена голова, слишком сильно наклонено вперед туловище при низком ведении мяча: игрок не контролирует ситуацию на площадке.



7.3

Передача мяча в полуприседе левая впереди, «восьмеркой», шаг правой

После тоже левой

5мин

Выполняется передача во внутрь

7.4

Бросок б/м одной сбоку у стены смета,в движении ,с веденим.

10 мин

При выполнении броска резко выпрямить руку и закрыть кисть.

7.5

Броск б/м двумя из за головы с разных точек. Передача мяча партнеру и выполнение брока в кольцо на месте и в движении.

15мин

Не разводить локти, руки прямые. Руки не опускаются, остаются вверху

III. Заключительная часть – 15 мин

8

Измерение пульса.

Цель: определить студентов, которые получили нагрузку, не соответствующую их физическим возможностям.


1 мин

После выполнения основной части занятия студенты замеряют пульс и сравнивают с предыдущими показателями.

8.1

Упражнения на растяжку

И.п.- сидя ноги вместе, пружинистыми движениями выполняем наклон вперед, колени прямы , руками тянем носки на себя

И.п.- сидя ноги врозь

передача мяча под ногой (по очереди правая, затем левая)

И.п.- сидя ноги врозь

1-наклон к левой ноге, руками коснуться носка

2- наклон вперед

3- тоже к правой

4 – и.п.

И.п. – ноги врозь

1- 4 вдох

1- 4 задержка дыхания

1- 4 выдох

4 мин







Ноги прямые



Ноги в коленях не сгибать






Руки через стороны вверх

8.2

Измерение пуса.

Цель: определить студентов, которые получили нагрузку, не соответствующую их физическим возможностям.

Дать рекомендации по восстановлению проверить пульс через 2-3 мин)

1мин.

После выполнения заключительной части занятия студенты замеряют пульс и сравнивают с предыдущими показателями.

8.3

Интерактивный тест на знание основ баскетбола


7 мин

Система оценивания:

«5»- ответ без ошибок,

«4»- ответ не точный

«3»- ответ с помощью преподавателя или наводящих вопросов,

«2»- нет ответа,






8.4

Рефлексия

Сегодня на занятии мы закрепили технические приемы игры в баскетбол.

Какие навыки вы усвоили?

Какие трудности возникли при выполнении упражнений?

Над формированием каких навыков необходимо продолжить работу?

2 мин


9

Домашнее задание, подведение итогов, выставление оценок.

1 мин

Выполнение задания самостоятельной работы (инструктивно-методическая карточка№10)




Литература

Носов В.В. Основные упражнения баскетболиста на начальном этапе обучения: Методические указания. - Ульяновск: УлГТУ, 2006. - 30 с.

Спортивные игры. Учебное пособие для пед. Училищ (отд-ний) физ. воспитания. Под ред. Н.П. Воробьева. М.. «Просвещение», 1995г.

Ковалева В.Д. Спортивные игры: Уч. для студентов пед. инст. «Физическое воспитание» - М; Просвещение, 2011г.




Приложение

Инструктивно-методическая карточка

выполнения заданий самостоятельной работы

Самостоятельная работа № 10

Раздел №2. Учебно-практические основы формирования физической культуры личности

Тема 2.4. Спортивные игры. Баскетбол

Цель: Совершенствовать технические и тактические приемы игры в баскетбол в процессе самостоятельных занятий. Обобщить и систематизировать знания студентов о методике обучения техническим приёмам игры в баскетбол и необходимости применения специальных упражнений.

Задания:

1. Имитация специальных упражнений баскетболиста:

- бросок из-за головы двумя руками вверх – вперёд;

- бросок двумя руками снизу-вверх;

- передач мяча различными способами;

- бросок двумя руками от груди;

2. Выпрыгивание вверх из И.П. - «старт пловца» с доставанием высоко подвешенных предметов.

3. Имитация выполнения двойного шага с выпрыгиванием вверх.

Методические рекомендации:

Выполнение специальных упражнений баскетболиста проводить сериями (5подходов по 12 повторений).

Выполняя имитацию двойного шага выпрыгивать необходимо с левой ноги, а правая рука заканчивает бросковое движение кистью, если же выпрыгивание идет с правой ноги, то бросковое движение делает левая рука.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.