Открытый урок по биологии по Сингапурской системе. Тема: «Наследственные заболевания человека. Мутации и мутагены. Предотвращение и лечение генетических заболеваний».
Открытое занятие по биологии по Сингапурской системеPPTX / 8.83 Мб
/data/files/s1713509349.pptx (Открытое занятие по биологии по Сингапурской системе)Открытый урок по биологии по Сингапурской системе.
Тема: «Наследственные заболевания человека. Мутации и мутагены. Предотвращение и лечение генетических заболеваний».
(11 класс)
Цель занятия:
Ознакомиться с Сингапурской методикой образования и ее инструментами.
Задачи:
1) Научиться работать в команде и чувствовать свою ответственность перед коллективом.
2) Организовать работу так, чтобы учащиеся могли находить материал самостоятельно.
3) Обеспечить активное участие обучающихся, развить критическое мышление, умение находить, исправлять ошибки и делать выводы.
4) Изучить тему занятия в полном объеме, провести рефлексию.
Тип урока: групповой в виде мастер-класса, учащиеся сидят по 4 человека
Оборудование и инвентарь: доска с проектором, карточки с заданиями, песочные часы на 2 минуты.
Время проведения урока: 90 минут
Ход урока
Приветствие. Организационная часть.
«Сегодня у нас необычное занятие, вы сидите по 4 человека и образовали команду. Но в стране, методику образования, которую я сегодня позаимствовала, так проходит абсолютно каждое занятие. Угадайте по 10 фактам, что это за страна. (слайды 1-4).
Рассказа о Сингапурской системе образования и ее плюсах. (слайд 5)
Оглашение цели и задач занятия. (слайд 6)
Особенности методики Сингапурской системы образования. (слайд 7-8)
Основная часть
«По 4 картинкам догадайтесь, что их всех объединяет?» (слайд 9)
«Вы правильно догадались, это мутации. Тема нашего сегодняшнего занятия: Тема: «Наследственные заболевания человека. Мутации и мутагены. Предотвращение и лечение генетических заболеваний» (слайд 10)
«Посмотрите, пожалуйста, на доску и скажите, это изображен мутант, можно ли его так назвать?» (слайд 11)
А эти представители семейства кошачьих? Можно ли сказать, что у них есть мутация? (слайд 12)
На первый взгляд, это совершенно обычные люди, но все признаки, которые они имеют появились в результате мутаций. (слайд 13)
Какой вывод из всего этого мы можем сделать?
Мутация – стойкое генетическое изменение. На сколько оно плохое или хорошее определяет окружающая среда. Первая классификация мутаций. (слайд 14)
Вторая классификация мутация (слайд 15)
Длина ДНК в одной клетке человека составляет 2 метра, общая длина ДНК во всех клетках может растянуться на 16 миллиардов километров. Это приблизительное расстояние от Земли до Плутона и обратно! Общее число нуклеотидов в одной клетке около 4 миллиардов.
Это как суммарное количество букв в 10 000 книга Л.Н. Толстого «Война и мир». (слайд 16)
Мутагенные факторы – факторы внешней и внутренней среды, способные вызывать мутации. Бывают:
физическими
химическими
биологическими (слайд 17)
Подумайте, какие примеры можно привести к каждой классификации мутагенов. Вам на это 2 минуты.
Примеры физических, химических и биологических мутагенов. (слайд 18)
Классификация мутаций (слайд 19)
Нормальный порядок гена A B C D E F (слайд 20)
Хромосомные мутации: инверсия, дупликация, транслокация, делеция (слайд 21).
Используя «Нормальный порядок гена» (слайд 20) образуйте из букв инверсию, дупликацию, транслокацию, делецию. Вам на это 2 минуты.
Геномные мутации - мутации, приводящие к изменению числа хромосом. Наиболее распространённый тип геномных мутаций – полиплоидия – кратное изменение числа хромосом. У животных встречается редко и обычно приводит к летальному исходу на ранних стадиях эмбриогенеза.А вот у растений - наоборот. Давайте вспомним предыдущую классификацию мутаций. Подумайте, какие полезные мутации бывают у растений и может ли человек искусственно получить их? (слайд 22)
Полиплоидный ряд земляники (слайд 23)
Наследование, сцепленное с полом.
Анеуплоидия – увеличение или уменьшение числа хромосом в генотипе.
Трисомия ( XXX)
Моносомия (X) (слайд 24)
Наследственные заболевания человека.
Мутации лежат в основе многих наследственных заболеваний человека. (слайд 25)
Генные болезни (слайд 27)
Портреты королевы Англии Виктории и императрицы Александры Федоровны. (слайд 28)
Гемофилия – нарушение свертываемости крови. (слайд 29)
Заболевание, связанное хромосомными мутациями (слайд 30)
Хромосомные болезни (слайд 31)
Возьмите, пожалуйста, пустые карточки на столе. Каждый по 2 штуки. Напишите на них 2 вопроса и задайте его соседу напротив, затем поменяйтесь. (слайд 32)
Профилактика наследственных болезней (слайд 33-34)
Медико-генетическое консультирование (слайд 35)
Дородовая диагностика наследственных болезней человека (слайд 36-37)
Заключение/рефлексия
ВСТАНЬ, ЕСЛИ ОТВЕТ «ДА»
СЯДЬ, ЕСЛИ ОТВЕТ «НЕТ»
Мне сегодня было интересно
Сегодня я узнал много нового
Я хорошо усвоил эту тему
Тема мне показалась сложной
Мне будет, что нового рассказать друзьям
Работать в группе – интересно
Сингапурская методика мне понравилась
Давайте устраивать такие занятия чаще
Я буду бережнее относится к своему здоровью ради здорового потомства
Дай пять соседу напротив и поблагодари его за продуктивную работу
Домашнее задание –составить генеалогическое древо своей семьи.
Выставление отметок.