Технологическая карта урока анатомии по теме «Кожа. Кожные заболевания»

1
0
Материал опубликован 23 September 2017 в группе

Технологическая карта

(изучения нового материала)

МДК/Дисциплина

ОП. 03 Анатомия

Группа

Ф – 21; Ф – 22; Ф-23

Тема занятия

Строение и функции кожи.

Вид занятия

урок

Цель занятия

Формировать (ПК и ОК) ПК 1.1-1.4; ПК 2.1-2.2; ПК 2.4.-2.5; ПК 3.2-3.4; ОК 1-10; ОК 12

Задачи занятия

обучающая: сформировать понятие о строении и функциях покровного органа – кожи, установить взаимосвязь строения и функции кожи, познакомить с защитной, рецепторной, выделительной и терморегуляторной функциями кожи;

развивающая: продолжить развитие умений выделять главное и существенное, самостоятельно работать с текстом и рисунками, данными в учебнике, извлекая из них нужную информацию, устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности;

воспитательная: продолжить формирование познавательного интереса к предмету, способствовать воспитанию культуры общения, чувства ответственности за результаты своего труда.

Аппаратное и программное обеспечение

ДИ 1

Анатомия человека

Гладышева А.А.

« Физкультура и спорт», 1985

ОИ 1

Анатомия и физиология детей и подростков

Сапин М.Р.

Брыскина З.Г.

«Академия», 2015

Средства обучения

ПК, мультимедийный проектор, презентация РРТ к уроку, информационные листы.

Методы и приемы

Лекция, беседа, рассказ, работа с книгой, демонстрация схем, таблиц, плакатов

Используемые педагогические технологии

Методы проблемного и развивающего обучения; технология саморазвивающего обучения, мультимедиа технология

Организационная структура занятия

Этап 1

Организационный момент

Цель этапа

Психологический настрой учащихся, обеспечение нормальной обстановки на уроке

Длительность этапа

5 мин

Этап 2

Актуализация знаний (проверка домашнего задания)

Цель этапа

Получить представление о качестве усвоения учащимися материала, определить опорные знания

Длительность этапа

20 мин

Форма организации деятельности обучающихся

Фронтальная работа; индивидуальная работа

Функции преподавателя на данном этапе

Привлечение к размышлению, организация, направление, контроль, корректирование, инструктирующая

Содержание этапа

1.На доске выписаны термины для повторения:

-анализатор, рецепторы, глазница, радужка, хрусталик, бинокулярное зрение, стекловидное тело.

2. Карточки для слабых обучающихся (выполняют 3-4 студента).

3. Устный опрос – «цепочка»: что вы знаете о гигиене зрения или как вы соблюдаете гигиену зрения?

- почему важно иметь хорошо освещённое рабочее место?

- с какой стороны должен падать свет на рабочее место?

- почему глаза нужно оберегать от загрязнения?

- чем различается близорукое и дальнозоркое зрение?

- что такое бельмо и катаракта?

- почему рекомендуется употреблять в пищу свежую морковь?

4. Индивидуальный дифференцированный опрос у доски:

- зарисовать строение анализатора

- определить, кто из пациентов здоров и какая часть зрительного анализатора повреждена у каждого больного?

( здоров пациент Д, А – повреждена сетчатка, Б – нервы, С – зрительная зона коры больших полушарий).

Развитие

(закрепление ПК и ОК)

ПК 1.1-1.4; ПК 2.1-2.2; ПК 2.4.-2.5; ПК 3.2-3.4; ОК 1-10; ОК 12

Этап 3

Объяснение нового материала

Цель этапа

Целесообразными методами довести до сознания обучающихся программный материал и добиться того, чтобы они его полно, глубоко и прочно усвоили

Длительность этапа

30 мин

Форма организации деятельности обучающихся

Коллективная работа

Функции преподавателя на данном этапе

Лектор, ведущий диалога, информатор

Содержание этапа

План:

Сегодня мы с вами на уроке познакомимся с органом человеческого тела, а с какимвам предстоит угадать самим с помощью подсказок.

Подсказки:

- Это сложный орган со многими функциями;

- Масса этого органа у взрослого человека достигает в среднем 2,7 кг

Это самый тяжёлый орган человеческого тела;

Его называют «зеркалом здоровья и болезни»;

- Этот орган является своеобразным экраном, на который проецируются процессы,происходящие в организме;

- Этот орган постоянно отмирает и постоянно рождается вновь;

- Этот орган тесно связан с нервной системой;

- В нём заложены многочисленные нервные рецепторы, воспринимающие различныевнешние раздражения;

- Этот орган формирует расовые образования – ногти и волосы.

(студенты дают название органу – кожа; формулируют тему и цели урока)

У человека и животных кожа представляет собой специальное образование,служащее границей между живым организмом и внешней средой, ограждающее его от различных внешних влияний, позволяющее сохранять постоянство внутреннейсреды организма. Площадь поверхности кожи в среднем 1,5-2 м2.

Кожа выполняет ряд разнообразных функций: защитную, терморегуляторную,выделительную, чувствительную, является депо крови.

Какие же особенности строения кожи позволяют выполнять столь разнообразныефункции?

Обратите внимание на рисунок… её составляют три основные слоя: эпидермис – наружный слой, дерма – собственно кожа и подкожная клетчатка. Каждый слой устроен по-особому, а потому важен и выполняет свою функцию.

Слой

Строение

Функция

Эпидермис

Многослойный ороговевающий эпителий. Верхний слой - мертвые роговые чешуйки; нижний слой - базальный (деление).

Защитная

Дерма

Плотная волокнистая соединительная ткань, есть кровеносные сосуды, нервы, потовые и сальные железы, волосяные луковицы, корни ногтей.

Защитная
Чувствительная
Дыхательная
Обменная
Терморегуляторная

Подкожная жировая 
клетчатка

Рыхлая соединительная ткань

Защитная
Терморегуляторная
Запасающая

Эпидермис образован многослойным плоским ороговевающим эпителием, толщина которого 0,03-1,5 мм и зависит от области тела. Клетки внутреннего слоя эпидермиса размножаются и содержат пигмент меланин, который придает цвет коже и задерживает ультрафиолетовые лучи солнца.

Знаете ли вы, что снаружи клетки кожи мертвые и постоянно слущиваются.

Человек среднего роста каждый час теряет около 800 тыс. микрочастиц кожи. За всю жизнь около 18 кг. Вместе с ороговевшими веществами удаляются вредные вещества - пыль, микробы, с потом – мочевина, ацетон, соли, аммиак. Полная смена клеток в эпидермисе подошвы человека происходит в течение 10-30 дней.

Сделайте вывод: В чем же заключается основная функция эпидермиса? (защитная)

Внесите информацию в таблицу.

*** Рассмотрите следующий слой - собственно кожу (дерму). Толщина этого слоя достигает 2,5 мм и образована соединительной тканью.

Дерма образована множеством упругих волокон, которые придают ей эластичность.

Что входит в её состав? (учащиеся называют потовые железы, сальные железы, рецепторы, волосяные луковицы, сосуды)

Дополнение:

Рецепторы – нервные окончания, воспринимающие раздражения. ( прикосновения, осязания, давления, боли, тепла, холода)

У человека на 1 кв.см около 400 чувствительных окончаний, на поверхности тела до 8 млн, из них 1 млн.болевых рецепторов и 1,5 млн. осязания.

Давайте проверим работу ваших рецепторов.

Дотроньтесь до волос ручкой. Что чувствуете? (прикосновение)


 

Возьмите зубочистку, дотроньтесь до тыльной стороны кисти, что ощущаете? (боль)


 

Кто смелый, пойти на эксперимент?

Ученик закрывает глаза, и на ощупь определяет предметы, которые ему подают.

При этом ученик описывает предмет, его форму, объём, из какого материала  сделан.


 

Мы с вами видим, что кожа пальцев рук очень чувствительна, так как там находятся рецепторы осязания. Обратите внимание на кончики пальцев рук, что вы видите? Правильно, там узоры – они индивидуальны для каждого человека и используются в криминалистике для идентификации личности человека. Закладка узоров у нас происходит на 6 неделе внутриутробного развития и заканчивается к 6 месяцам и остаётся на всю жизнь.

Сделайте вывод, какова же функция рецепторов? (чувствительная)

Ребята, внесите полученную вами информацию в таблицу.

( о функц. Железах)

Сделайте вывод, какие функции выполняют потовые железы? (выделительная, терморегуляционная)

Потовые железы - клубочки оплетены капиллярами; пот содержит воду, NaCl, KCl, мочевину, мочевую кислоту, аммиак, АК. В коже 2 млн. потовых желез. За сутки выделяется 500 мл. пота.Функция - поддержание постоянной температуры тела.
Молочные железы - измененные потовые железы, вырабатывают молоко (только у женщин).Функция - кормление ребенка.
Сальные железы - имеют вид гроздей, открываются в волосяную сумку; сало состоит из ЖК, продуктов распада эпителиальных клеток, витаминов А, Д, Е. Функция - смачивает волосы и кожу - эластичность, влажность.
Волосы - живут 2-4 года. Волос = стержень + корень + волосяная сумка + нервные окончания + кровеносные сосуды функция - теплоизолятор, защита от пыли глаз.
Ногти - роговые образования, развиваются из эпидермиса. Функция - защита фаланг пальцев, опора для мягких тканей.
Рассказ сопровождается  демонстрацией данных  образований.
3. Уход  за  кожей.
Рассказ  учителя
Уход за кожей:
чистота - умываться водой комнатной температуры (горячая вода снижает эластичность; холодная вода - закупорка выводных протоков)
мыть потеющие части тела
сушить обувь

Уход за ногтями и волосами:
Ежедневно выпадает до 100 волос, столько же вырастает.
Волосы головы вырастают на 15 см/год.
Цвет волос определяется количеством пигмента.
мыть волосы не чаще 1 раза в 7 дней (оговорки)
защита от солнца - пересыхают, ломкие, выпадают
не охлаждать - увеличение слоя ПЖК - нарушение кровоснабжения - облысение

Рост ногтей 0,5 мм/7 дней, летом быстрее, чем зимой, на руках быстрее, чем на ногах.
- под ногтями скапливаются микроорганизмы – чистить  ногти.
Гигиенические требования к одежде: одежда  должна
согревать в холод и не препятствовать теплоотдаче
красивая и удобная,  легкая и практичная
приятная человеку и окружающим

Кожные болезни:
неправильное питание 
избыточное питание => краснеет, сальный вид
алкоголь => отечность, дряблость.

недостаток витаминов
гиповитаминоз А - сухая, шероховатая
гиповитаминоз В2 - трещины в углах рта, ногти ломкие
гиповитаминоз С - мелкоточечные кровоизлияния

гормональные нарушения
угри (избегать жирной, горячей пищи, острой)
 

Формирование

ПК и ОК

ПК 1.1-1.4; ПК 2.1-2.2; ПК 2.4.-2.5; ПК 3.2-3.4; ОК 1-10; ОК 12-13

Этап 4

Первичное закрепление

Цель этапа

Восприятие обучающимися и первичное осознание нового учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения

Длительность этапа

15 мин

Форма организации деятельности обучающихся

Коллективная работа, индивидуальная работа

Функции преподавателя на данном этапе

Организующая, направляющая, инструктирующая, коммуникативно - стимулирующая

Содержание этапа

Самостоятельная работа по вариантам

Вариант 1.

Выбрать правильные утверждения:

1. Кожа – сложный орган.

2. площадь поверхности кожи 2-3м2.

3. эпидермис состоит из живых клеток.

4. цвет кожи зависит от содержания меланина.

5. кожное сало придаёт коже мягкость и эластичность.

6. волосы и ногти имеют нервные окончания.

7. гиподерма – предохраняет внутренние органы от ушибов и толчков.

8. нижнее бельё необходимо менять ежедневно.

9. ногти пронизаны кровеносными сосудами.

10. кожу необходимо содержать в чистоте.


 

Вариант 2.

Выбрать правильные утверждения:

1. кожа – самый лёгкий орган.

2. кожа – это экран внутренней среды организма.

3. эпидермис – самый толстый слой кожи.

4. при испарении пота тело охлаждается.

5. волосы и ногти – это роговые образования кожи.

6. гиподерма – это самый верхний слой кожи.

7. через кожу удаляются вредные вещества.

8. подушечки пальцев не обладают чувствительностью.

9. одежда и обувь должны быть свободными.

10. при наличии раны кожу около неё не следует обеззараживать.

Дополнительная информация


В коже человека находятся потовые и сальные железы (молочные железы являются разновидностью потовых). Поверхность железистого эпителия примерно в 600 раз превышает поверхность самого эпидермиса. Кожные железы обеспечивают терморегуляцию (около 20% тепла отдается организмом путем испарения пота), защиту кожи от повреждений (жировая смазка предохраняет кожу от высыхания, а также от мацерации водой и влажным воздухом), обеспечивают выведение из организма продуктов обмена веществ (мочевина, мочевая кислота, аммиак и др.).

Потовые железы. Образованы эпителиальной тканью. Представляют собой трубочки, начинающиеся плотно закрученным клубочком. Выпрямленная часть такой трубочки – выводной проток – открывается на поверхности кожи отверстием. Клубочки оплетены кровеносными капиллярами. Из движущейся по ним крови в потовые железы проникает вода, в которой, растворены мочевина, мочевая и молочная кислоты, аммиак и другие вещества. Образовавшийся пот выделяется на поверхность кожи через отверстия выводных протоков. При нормальных условиях за сутки выделяется около 900 мм пота.

В жаркую сухую погоду при достаточном снабжении организма водой, при выполнении тяжелой физической работы с кожи испаряется до 12 л пота в сутки.

Потовые железы встречаются почти во всех участках кожного покрова. Их количество достигает более 2,5 млн. Наиболее богата потовыми железами кожа лба, лица, ладоней и подошв, подмышечных и паховых складок. В этих местах на 1 см2 поверхности кожи открывается свыше 300 желез, тогда как в других участках кожи — 120—200 желез. Секрет потовых желез – пот – содержит 98% воды и 2% сухого остатка, который состоит из органических и неорганических веществ. Кроме воды, вместе с потом организм выделяет продукты белкового обмена и некоторые соли, например хлорид натрия. За сутки выделяется около 500—600 мл пота.
Сальные железы.

Образованы эпителиальной тканью. Они выделяют кожное сало, которое смягчает волосы, смазывает кожу и защищает ее от пересыхания и проникновения вредных частиц. Кожное сало содержит вещества, которые способны подавлять развитие вредных микробов. Кожа ладоней и подошв лишена сальных желез. Во время мытья с кожи удаляется до 1,5 миллиарда микробов. На чистой коже человека за 10 минут гибнет 85% болезнетворных бактерий, а на грязной - только 5%.

Сальные железы достигают наибольшего развития во время полового созревания. В отличие от потовых желез сальные железы почти всегда связаны с волосами. Каждый волос окружен 6—8 сальными железами.
Больше всего сальных желез на голове, лице и верхней части спины. На ладонях и подошвах они отсутствуют. Секрет сальных желез – кожное сало – служит жировой смазкой для волос и эпидермиса. За сутки сальные железы человека выделяют около 20 г кожного сала. Оно смягчает кожу, придает ей эластичность и облегчает трение соприкасающихся поверхностей кожи, а также препятствует развитию в ней микроорганизмов.


 

Закрепление

ПК и ОК

ПК 1.1-1.4; ПК 2.1-2.2; ПК 2.4.-2.5; ПК 3.2-3.4; ОК 1-10; ОК 12-13

Этап 5

Рефлексия (подведение итогов и самоанализ деятельности/ обратная связь)

Цель этапа

Выявление уровня взаимодействия между участниками пед. процесса, уровня эффективности данного взаимодействия.

Длительность этапа

10 мин

Форма организации деятельности обучающихся

Фронтальная работа

Функции преподавателя на данном этапе

Обеспечение адекватной оценки собственной деятельности учащихся, привлечение к размышлению

Содержание этапа

Рефлексия. Заполните анкету.

Что нового вы узнали на уроке? ___________________________________________

Где в жизни вам пригодятся эти знания? ____________________________________

Какую оценку за работу на уроке вы поставите вашему соседу по парте? Почему? _______________________________________________________________________

Какую оценку вы поставите себе? __________________________________________

Закрепление

ПК и ОК

ПК 1.1-1.4; ПК 2.1-2.2; ПК 2.4.-2.5; ПК 3.2-3.4; ОК 1-10; ОК 12-13

Этап 6

Домашнее задание

Цель этапа

Отработка знаний, полученных на уроке, подготовка к восприятию нового материала, углубление знаний по предмету

Длительность этапа

5 мин

Функции преподавателя на данном этапе

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Содержание этапа

ОИ 1 стр. 420-421

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.