Открытый урок по математике в 6 классе
Здравствуйте ребята! Сегодня урок математики у вас проведу я, меня зовут Владимир Алексеевич, с вами я познакомлюсь в процессе урока. Итак:
- какую тему вы изучали на прошлом уроке? (Прямая и обратная пропорциональная зависимость);
- что вы уже знаете о пропорции? (пропорция в математике — равенство между двумя отношениями четырёх величин а, в, с, d:. Величины a, b, с, d называют членами пропорции, причём а и d — крайними, a b и с — средними);
- откуда пришло к нам слово «пропорция»? (от лат. proportio — соотношение, соразмерность);
- вы знаете основное свойство пропорции? (произведение крайних членов пропорции равно произведению ее средних членов);
- как найти неизвестный член пропорции? ( чтобы найти неизвестный крайний(средний) член пропорции нужно произведение средних (крайних) членов разделить на известный крайний (средний) член);
- какая пропорциональность называется прямой (обратной)? (две величины называются прямопропорциональными, если при увеличении (уменьшении) одной из них в несколько раз, другая тоже увеличивается (уменьшается) во столько же раз);
- всякие величины являются прямо либо обратно пропорциональными? (нет);
- приведите пример (рост ребенка и его возраст);
- очень интересно! Молодцы! А вы знаете, какая замечательная пропорция существует в мире, которой интересовались все Великие умы? (Золотая);
- сегодня проведем с вами заключительный урок по пройденным темам. Откройте тетради и запишите тему сегодняшнего урока: Прямая и обратная пропорциональные зависимости (урок применения знаний).
- ребята, скажите, для чего нам с вами нужно проводить этот урок? (повторить и закрепить понятия прямой и обратной пропорциональности);
- хорошо, а каким образом мы можем это сделать? (решать задачи на пропорцию);
- замечательно! Ребята, сегодня я предлагаю вам повторить изученные определения и свойства, а также, проявив смекалку и сообразительность постараться применить ваш запас знаний по теме “Пропорциональность” к решению жизненных проблем, занимательных задач, познакомимся с очень интересной пропорциональной зависимостью, которая занимала умы великих людей во все времена. Итак:
- давайте разобьем класс на три команды: левая часть аудитории – первая команда «ППЗ», правая часть аудитории – вторая «ОПЗ», середина аудитории – «ПБЗ». Команды выбраны, кто-то должен вести их вперед, надо выбрать КАПИТАНОВ. Для этого я загадаю вам загадку и, кто первый даст правильный ответ, тот и станет капитаном.
Отгадайте-ка загадку: Как при помощи основного свойства пропорции превратить маленькую лошадку в прекрасный цветок?
Замечательно! Капитаны выбраны, есть с кого спросить за неудачу (Шутка). Но один капитан не сможет уследить за всеми в команде. Ему нужны заместители: один – по учебной части, другой – по воспитательной. Для этого нам необходимо работать в парах, то есть, соседи по парте работают совместно, какая парта победит, та и будет заместителями. Работа на время: за 3 минуты вы должны составить пропорции для решения задач:
(работают в тетрадях по слайдам)
а) Велосипедист за 3ч проезжает 75км. За сколько времени проедет велосипедист 125 км с той же скоростью?
б) 8 одинаковых труб заполняют бассейн за 25 минуты. За сколько минут заполнят бассейн 10 таких труб?
в) Бригада из 8 рабочих выполняет задание за 15 дней. Сколько рабочих сможет выполнить это задание за 10 дней, работая с той же производительностью?
г) Из 5,6 кг помидоров получают 2 л томатного соуса. Сколько литров соуса можно получить из 54 кг помидоров?
Проверить ответы. ( самооценка: поставить + или – карандашом в тетради; проанализировать ошибки)
Ответы: а) 3:х=75:125 в) 8 : х=10 : 15
б) 8 :10= Х :2 5 г) 5,6 :54=2 : Х
отлично. Команды собраны, капитаны у руля, заместители на подхвате. ВПЕРЕД за победой. Всем удачи!!!
Прежде чем начать новый конкурс, мы окунемся в водоворот истории. Учение об отношениях и пропорциях успешно развивалось в IV в. до н.э. в Древней Греции. С пропорциями связывались представления о красоте, порядке и гармонии, о созвучных аккордах в музыке. Пропорциональность в природе, искусстве, архитектуре означает соблюдение определенных соотношений между размерами отдельных частей растения, скульптуры, здания и является непременным условием правильного и красивого изображения предмета. Ребята, я попробую на ваших глазах произвести построения на доске при помощи только циркуля и линейки, а вы, по ходу работы, постарайтесь определить, что я строю и зачем. Пусть дан на плоскости отрезок АВ определенной длины. При помощи линейки, находим середину отрезка и из точки В восстанавливается перпендикуляр, равный половине АВ. Полученная точка С соединяется линией с точкой А. На полученной прямой от точки С откладывается отрезок CD, равный ВС. На прямой AB откладывается отрезок AE=AD. Полученная при этом точка Е делит отрезок АВ в соотношении некой пропорции, которая называется… (золотой). АЕ : АВ = ЕВ : АЕ.
Золотое сечение – это деление отрезка, при котором длина всего отрезка так относится к длине его большей части, как длина большей части к меньшей.
Это отношение обозначают буквой ;
= 1,618 = .
Золотое сечения часто называют божественной пропорцией.
Скульпторы, архитекторы, художники использовали и используют золотое сечение в своих произведениях.
Красивейшее произведение древнегреческой архитектуры - храм Парфенон (V в. до н. э.) в Афинах имеет отношение длины здания к его высоте равное 1,618.
Золотое сечение в природе
Рассматривая расположение листьев на стебле растений можно заметить, что между каждыми двумя парами листьев (А и С) третья расположена в месте золотого сечения (В).
Золотое сечение в живописи
Холст, на котором написана «Тайная вечеря» Сальвадора Дали, имеет форму золотого прямоугольника, стороны которого находятся в золотом отношении.
Отдохнем немножко и выполним пару упражнений вместе с нашим помощником (Физминутка).
Отдохнули и вот новый конкурс:
«Да» и «нет» не говорите,
А значком изобразите.
«Да» значком «+», нет значком «-».
(Учащиеся, работают самостоятельно. Ответы записывают на листочках. Самопроверка . По-окончании урока учитель просматривает листочки)
Рост ребенка и его возраст прямо пропорциональны.
При постоянной ширине прямоугольника его длина и площадь прямо пропорциональны.
Если площадь прямоугольника постоянная величина, то его длина и ширина – обратно пропорциональные величины.
Скорость автомобиля и время его движения обратно пропорциональны.
Скорость автомобиля и его пройденный путь обратно пропорциональны.
Выручка кассы кинотеатра прямо пропорциональна количеству проданных билетов, проданных по одной и той же цене.
Грузоподъемность машин и их количество обратно пропорциональны.
Периметр квадрата и длина его стороны прямо пропорциональны.
При постоянной цене стоимость товара и его масса – обратно пропорциональные величины.
Получи оценку.
8 -9 правильных ответов – «5»
6-7 правильных ответов – «4»
4-5 правильных ответов – «3»
Капитаны команд должны выбрать из ответов своей команды правильный, на его взгляд, ответ и передать листок капитану другой команды для проверки. Проверка проводится по слайду на доске.
Всем спасибо, капитанам – отдельно. Продолжаем. Необходимо проверить вашу память – капитаны, а для этого вот вам задачка: помните сказку про репку? Посадил Дед репку ...
- Да, так вот. Дедка вдвое сильнее Бабки, Бабка втрое сильнее Внучки, Внучка вчетверо сильнее Жучки, Жучка впятеро сильнее Кошки. Кошка вшестеро сильнее Мышки ... Дедка, Бабка, Внучка, Жучка, Кошка вместе с Мышкой могут вытянуть Репку, а без Мышки не могут. Сколько надо позвать Мышек, чтобы они смогли сами вытянуть Репку?
Молодцы капитаны, отлично справились с заданием. Теперь практическое задание для каждой команды:
Каждой команде выдаются задания (фотографии архитектурных сооружений города). Ученики должны провести необходимые измерения и найти «золотое сечение» в элементах архитектурных сооружений. Ученики должны сделать выводы об архитектуре 17-18 века и современной архитектуре, как соблюдается «божественная пропорция» при сооружении различных построек.
Замечательно, отлично, молодцы, ребята! Справились с заданием все. Ну, что ж, посмотрим, как вы справитесь со следующим заданием, за 5 минут команды должны решить как можно больше задач по карточкам и капитаны записать ответы на бланках в виде числа. Поехали!
Зависимость между числом тракторов одинаковой производительности, работающих на одном поле, и временем вспашки этого поля является обратно пропорциональной.
Если за 2 часа поймали 12 карасей, то за 3 часа поймают 18.
Зависимость между возрастом человека и размером его обуви является прямо пропорциональной.
В жаркий день 6 косцов могут выпить бочонок кваса за час, а 18 косцов за 3 часа.
Если 8 м сукна стоят столько же, сколько 64 м ситца, то вместо 40 м сукна можно купить 320 м ситца.
Путь из А в В мотоциклист проехал за 3 часа со скоростью 60 км/ч. Если обратный путь он проедет со скоростью 45 км/ч, то ему потребуется 4 часа.
Чтобы сварить одно яйцо, требуется 15 минут. Для варки 2 яиц необходимо 30 минут.
Зависимость между площадью прямоугольника и длиной его стороны, если длина другой стороны не изменяется, является прямо пропорциональной.
Для изготовления варенья на каждые 6 кг свежего инжира нужно 5 кг сахара. Чтобы приготовить варенье из 18 кг инжира, потребуется 15 кг сахара.
Зависимость между возрастом человека и числом волос на его голове является обратной пропорциональностью.
№ | Название команды | капитан | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | | |
| | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | |
Замечательно! Давайте подведем итог нашего занятия. Что сегодня мы вспомнили и узнали нового? (вспомнили пропорцию, основное свойство пропорции, прямую и обратную пропорциональную зависимость, узнали о золотой пропорции)
Всем большое спасибо! Все команды работали сегодня замечательно, все заслужили победу и, потому нет у нас проигравших. Я рад был с вами пообщаться и у меня хорошее настроение! А как насчет вас? У вас на партах лежат карточки со смайликами: по три у каждого. Они означают разные настроения. Один – счастлив, другой – несчастлив, третий – не определился. Поднимите, пожалуйста, тот смайлик, который соответствует вашему настроению. Оцените свою работу на уроке.
Удовлетворены ли вы результатом своей работы?
Да Нет Не знаю.
Ну и домашнее задание на сегодня: задача Табак отрицательно влияет на эффективность и производительность труда. Многочисленные исследования показали, что курение снижает мышечную силу.
При проверке мышечной силы рук специальный прибор показал - 9кг. При проверке, через 8 минут после выкуривания сигареты, показание снизилось на1кг 350г. Определите, на сколько процентов снизилась мышечная сила.
Решение: 9 000г –1 350г =7 650г
9 000г –100 %
1 350г – Х %
9 000 : 1 350 = 100 :Х
9 000 ∙Х =1 350 ∙ 100
Х =15%
мышечная сила снизилась на15%. ВСЕМ БОЛЬШОЕ СПАСИБО!