Открытый урок по теме «Мировые ресурсы» для 1 курса уровня СПО
Бюджетное образовательное учреждение Чувашской Республики
среднего профессионального образования
«Новочебоксарский химико-механический техникум»
Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики
География
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Специальность: | 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров |
Тема: | Земельные, лесные и водные ресурсы планеты |
Новочебоксарск 2014
«СОГЛАСОВАНО» на заседании методического совета Протокол №__ от «__»_______ 20___ г. Заместитель директора по НО, УР и К _______________ Т.Н.Кузьмина | «УТВЕРЖДАЮ» Директор техникума _______________ Е. Ю.Пристова «____»______________ 20___ г. |
Рассмотрено на заседании ПЦК ______________________________ Протокол №__ от __________ Председатель ________Смирнова А.Н. |
Автор: | Кирилин М.Н., преподаватель БОУ Чувашской Республики СПО «ЧХМТ» Минобразования Чувашии |
© БОУ Чувашской Республики СПО «ЧХМТ», Минобразования Чувашии 2014
Раздел: География мировых ресурсов
Тема урока: изучить и дать характеристику земельных, лесных и водных ресурсов планеты.
Цель урока: познакомить студентов с земельными, лесными и водными ресурсами.
Задачи урока:
Научить работать с картами атласа при изучении географических объектов и находить необходимую информацию.
Научить делать расчет ресурсообеспеченности некоторых видов ресурсов.
Активизировать учащихся при помощи методов личностно-ориентированного и мотивационного подходов во время обучения.
Воспитывать самостоятельную деятельность при помощи работы с картой и другими источниками информации.
Воспитывать чувство толерантности и дружеской взаимопомощи во время обучения.
Создать энергосберегающее пространство и чувство экологического сознания.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: ЛСД – телевизор диагональю не менее 117см., звуковые колонки, ноутбук, атласы, учебная доска, презентация «Мировые ресурсы».
Этапы урока:
Вступительное слово. Добрый день уважаемые коллеги студенты. Сегодня на занятии нам предстоит познакомиться с очередным видом ресурсов нашей планеты – а именно ресурсы земельные, лесные и водные.
Первоначально давайте с вами вспомним то, что мы изучали на прошлом занятии:
Повторение изученного материала: сегодня у нас новая система оценки знаний, с этого момента вы за правильный ответ или за активное участие в изучении материала студент получает 1 бон. В последующем эти боны суммируются и наиболее результативные получают соответствующую оценку.
Вопросы для повторения:
Дайте понятие географической оболочки? (ответ…)
Изобразить концептуальную схему географической оболочки..
Во время повторения я начинаю демонстрацию презентации «Мировые природные ресурсы». В соответствии с тем какие ответы будут даны ответы они сравниваются с теми правильными ответами какие есть в презентации по теме нашего занятия (просмотр презентации).
Дать понятие природных ресурсов? (ответ…)
Дать определение ресурсообеспеченности. (ответ...)
Теперь давайте поработаем с картами атласа на с. 4.карта «Минеральные ресурсы». Назовите и напишите крупнейшие месторождения топливных ресурсов 1ряд в Африке, 2 ряд в Южной Америке, 3 ряд в Северной Америке.
Теперь нам предстоит выполнить небольшую практическую работу по определению ресурсообеспеченности по запасам угля в США
З – запасы 3 трлн.тонн
Д – добыча 1 млрд.тонн
Н – население 330 млн. тонн
Для расчета используются известные вам уже формулы. Р =З/Д; Р1=Р/Н
Теперь мы с вами посмотрим что такое земельные ресурсы и какова их структура.(атласс.5) Соответственно делается запись в тетрадь определения, лидеры по обрабатываемым землям и пастбищам. Эти данные вам прегодятся чтобы дома выполнить домашнее задание расчет ресурсообеспеченности по обрабатываемым землям в США и Китае. Данные для расчетов вам уже известны.
Вопрос: Как вы думаете почему происходит опустынивание? Предполагаемые ответы…нагрузка на почву и т.д.
А теперь аналогичным образом мы рассмотрим водные ресурсы планеты. Запишем в тетрадь определение: Водные ресурсы планеты это те запасы воды сосредоточенные в естественных и искусственных резервуарах, которые пригодны для нужд населения и хозяйственной деятельности
Выполнение практической работы «Крупнейшие водохранилища мира» (карта атласа с. 8) всего пять указанных в атласе крупнейших водохранилища.
Теперь рассмотрим лесные ресурсы планеты.
Дается определение под запись в тетрадь. Лесные ресурсы это биологический вид ресурсов. К ним относят: древесину, растения, орехи ягоды, живицу, пробку и т.д. Лесные ресурсы выполняют важное значение для человека и общества имея при этом массу самых разнообразных полезных свойств. Подумайте ребята какие это свойства?? (беседа о свойствах леса) А кто из вас сажал деревья?? Раньше учась в школе мы это делали. А давайте весной мы выполним социально – экологический проект «Посади дерево». Это вам задание с перспективой на будущее.
И последнее что мы с вами посмотрим – это ресурсы мирового океана. Мы с вами только посмотрим о том, что это такое и домашним заданием будет характеристика энергетических ресурсов Мирового океана. Во время хода урока студенты получают боны, которые в последующем суммируются и в итоге самые активные получают оценку.
В итоге можно сделать вывод о том что рассмотренные ресурсы крайне важны для нас и необходимы, поэтому наша с вами задача относится к ним бережливо. И необходимо те ресурсы которые есть не только сохранить, но и приумножить.
Всем большое спасибо за работу. (Результативные получают оценки)
Список литературы: География: учебник для студ. образоват. учрежд. Сред. проф. образования / под ред. Е. В. Баранчикова. – 12-е., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2013. – 480 с.
Дополнительные источники: атлас по географии 10 класс Министерства геодезии и картографии России, авторская презентация «Мировые ресурсы».
ЛюдмилаХМАО
Хлюпина Татьяна Леонидовна
Ирина Михайловна