Открытый урок «Применение производной для исследования функции» (Алгебра, 11 класс)
«ЛЕНИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 1
Учителя математики
Карпенко А.Н.
г. Свердловск 2022 г.
Алгебра
Урок 53 11 класс 20.01.2022
тема: Обобщение и систематизация знаний по теме: «Применение производной для исследования функций».
Цель: Организовать деятельность учащихся, направленную на овладение системой математических знаний и умений по теме «Применение производной для исследования функций», необходимых для применения в практической деятельности, продолжения образования.
Задачи: Образовательные: создать условия для актуализации знаний об исследовании функции, о производной. Обеспечить в ходе урока создание и усвоение алгоритма исследования функции с помощью производной.
Развивающие: создать условия для развития коммуникативных навыков, внимания, анализа, формирования самостоятельной познавательной деятельности.
Воспитательные: повышение уровня мотивации и интереса к математике.
УУД:
Личностные УУД: мотивация на учебный процесс, самооценка.
Регулятивные УУД: умение определять последовательность действий при исследовании функции с помощью производной, работать по алгоритму, оценивать правильность выполнения действий.
Коммуникативные УУД: выражать свои мысли, точку зрения, следовать правилам, умение взаимодействовать с другими учащимися, соблюдать правила поведения.
Познавательные УУД: анализ текста задания, смысловое чтение; умение находить ответы на вопросы; умение проговаривать последовательность действий в соответствии с целью задания.
Планируемые результаты:
Предметные: Знание алгоритма исследования функции с помощью производной. Умение исследовать функцию с помощью производной, читать график функции
Личностные: Формирование устойчивый и широкий интерес к способам решения познавательных задач, адекватно оценивать результаты своей учебной деятельности и других учащихся, проявлять положительное отношение к урокам математики, давать оценку и самооценку результатам учебной деятельности.
Метапредметные: Умение решать проблемы творческого и поискового характера.
Тип урока: обобщающий.
Основные понятия: Функция, производная, исследование функции, график.
Межпредметные связи: Геометрия, русский язык.
Форма проведения: ролевая игра «Один день из жизни делового человека»
Структура урока:
1. Организационный этап (1-2 мин)
2. Проверка домашнего задания. (2-3 мин)
3. Постановка целей и задач. Мотивация учебной деятельности учащихся. (1-2 мин)
4. Актуализация знаний. (3-5 мин)
5. Обобщение и систематизация. (3-5 мин)
6. Применение знаний и умений. (5-7 мин)
7. Контроль усвоения. Работа в группе. (10-15 мин)
8. Рефлексия. Подведение итогов (2-3 мин)
9. Домашнее задание (1-2 мин)
ХОД УРОКА:
I. Организационный этап
1.1. Приветствие.
1.2. Ролевая игра «Один день из жизни делового человека» (проживание одного дня: утро, завтрак, первая половина дня, обед, вторая половина дня, ужин, вечер).
Деловой человек должен проявлять лидерские способности, а также работу в коллективе. Поэтому вы, сегодня будете работать самостоятельно и в группе.
II. Проверка домашнего задания
2.1. Прежде чем мы приступим к работе по теме урока, выясним: были ли трудности с выполнением домашней работы? У кого-то есть вопросы?
2.2. Сверить ответы.
III. Постановка целей и задач. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3.1. Тема нашего урока «Применение производной к исследованию функций»
3.2. Работа в группе : «Семантическое ядро» (ключевая фраза)
Задание: из предложенных словосочетаний собрать ключевую фразу цель нашего урока:
Организовать деятельность, направленную на овладение системой знаний и умений по данной теме.
IV. Актуализация знаний
4.1. Найти производную функции:
Установление соответствия между функцией и её производной
Функция | Её производная | ||
1 | f(x) =2х2 - 5х | А | f ’(x) =6(2х+3)2 |
2 | f(x) =5х-4 | Б | f ’(x) = -5cos x |
3 | f(x) =(2х+3)3 | В | f ’(x) = -5sin 5x |
4 | f(x) =cos 5x | Г | f ’(x) = 4х - 5 |
5 | f(x) = -5sin x | Д | f ’(x) =3(6х+3)2 |
Е | f ’(x) = -20х-5 |
Ключ для самопроверки:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Г | Е | А | В | Б |
V. Обобщение и систематизация материала
5.1. Графики в литературе.
5.2. Тест с взаимопроверкой
Для повторения теоретического материала по теме выполняется тест, в котором необходимо заполнить пропуски, вписав необходимые понятия.
После выполнения заданий учащиеся проводят взаимопроверку по слайду.
Заполнить пропуски:
1) Если функция у = f (х) непрерывна и дифференцируема в каждой точке некоторого интервала и если f ′(х)< 0 для всех х из этого интервала, то функция f (х) …………………. на этом интервале.
2) Промежутки ………………… ………………….. функции называют промежутками монотонности этой функции.
3) Точка х0 называется точкой …………………………. функции f(х), если для всех х ≠ х0 из некоторой окрестности точки хо выполняется неравенство f(х) < f(хо).
4) Точки, в которых функция имеет производную, равную нулю, или недифференцируема, называют ……………………….. точками этой функции.
5) Пусть функция f(х) дифференцируема на некотором интервале и в точке х0 из этого интервала имеет производную равную нулю, тогда: если при переходе через стационарную точку х0 функции f(х) её производная меняет знак с «- » на «+», то х0 - точка ………………………………...
Ответы:
№ | Ответы |
1 | убывает |
2 | возрастания и убывания |
3 | максимума |
4 | критическими |
5 | минимума функции |
VI. Применение знаний и умений
6.1. Гимнастика для глаз «Бабочка»
6.2. Графический диктант « Да или нет?»
Выполнение заданий на исследование функции по графику. По данному графику определит правильное утверждение или нет. Если «да» рисуете треугольник вверх, если «нет» треугольник вниз.
1). Функция имеет 4 критические точки.
2). Функция имеет минимум в точке х= -2
3). Функция имеет максимум в точке х=3
4). Функция возрастает при x є [-4;-3], [-2; 0], [3;5].
5). Функция убывает при x є [-3;-2], [0; 3].
6). Функция четная.
7). График функции симметричный относительно оси ординат.
8). Функция имеет нули функции у=3.
9). На промежутках [-3;-2], [0; 3] f ’(x)<0
10). На промежутках [-4;-3], [-2; 0], [3;5] f ’(x)>0
Ключ для самопроверки:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
VII. Контроль усвоения
7.1. Физкультминутка
7.2. Работа в группах
Задание: Исследовать функцию с помощью производной и построить ее график
1 группа- парни
f(x) =х3 - 3х2
2 группа девушки
f(x) =х4 - 2х2-3
VIII. Рефлексия. Подведение итогов урока
8.1 Учащиеся оценивают свою деятельность на уроке, продолжив фразу:
Сегодня на уроке я повторил………..;
Сегодня на уроке я закрепил………..;
Мне предстоит ещё раз повторить…………
8.2. Выставление оценок за урок
IХ. Домашнее задание
№ 968; № 970 (1); № 973