Конспект урока алгебры в 11 классе по теме «Производная и её применение»
ПЕРВУШКИН БОРИС НИКОЛАЕВИЧ
Учитель Математики Высшей категории
ЧОУ «Санкт-Петербургская Школа «Тет-а-Тет»
КОНСПЕКТ УРОКА
по Алгебре и началам анализа
в 11 классе
Тема урока: «Производная и её применение»
Цели:
Обучающая. Повторение основных формул и правил дифференцирования, геометрический и физический смысл производной; применение производной к исследованию функции, нахождению наибольшего и наименьшего значения функции; знакомство с историей открытия производной; основными направлениями применения производной в разных областях науки и техники.Овладение универсальными учебными действиями и метапредметными умениями по теме «Производная и её применение» в системе тестов, дифференцированных по степени сложности.
Развивающая. Развитие умений применять знания в конкретной ситуации; развитие логического мышления, развитие монологической речи, развитие навыка работы в группе, умение работать в проблемной ситуации; развитие умения сравнивать, обобщать, правильно формулировать задачи и излагать мысли; развитие самостоятельной деятельности учащихся.
Воспитательная. Формирование у учащихся ответственного отношения к учению; умение работать в коллективе, взаимопомощи, культуры общения; воспитание таких качеств характера, как настойчивость в достижении цели; развитие устойчивого интереса к математике; создание положительной внутренней мотивации к изучению математики.
Задачи:
- Закрепить умение применять производную для решения различных задач.
- Научить защищать выполненную работу.
- Научить работать в группе.
Оборудование:
- Плакаты «Производные элементарных функций», «Правила дифференцирования», «Графики функций и их производных».
- Карточки с дифференцированными заданиями. Тесты.
- Презентация темы.
- Карточки для рефлексии настроения и результативности.
Этапы урока:
Организационный момент (Целеполагание и мотивация).
«Открытие» новых знаний.
Актуализация опорных знаний.
Самостоятельная работа в группах
Защита выполненных работ.
Подведение итогов урока (Рефлексия результативности, настроения).
ХОД УРОКА
«Нет ни одной области математики,
как бы абстрактна она ни была, которая
когда-нибудь не окажется применимой
к явлениям действительного мира».
Н.И. Лобачевский
I. Организационный момент
Приветствие.
Обсуждение темы занятия.
Ребята, отгадайте ключевое слово урока
1) С её появлением математика перешагнула из алгебры в математический анализ;
2) Ньютон назвал её «флюксией» и обозначал точкой;
3) Бывает первой, второй,… ;
4) Обозначается штрихом.
Итак, сегодня на уроке мы поговорим о производной, о её применении.
Всем известно высказывание «Мал золотник да дорог». Одним из таких «золотников» в математике является производная. Производная применяется при решении многих практических задач математики, физики, химии, биологии, географии, экономики и других дисциплин. Она позволяет решать задачи просто, красиво, интересно.
Сообщение цели урока.
Как вы думаете, ребята, какова цель нашего урока? ( Дети формулируют цель.)
Цель нашего урока – повторить основные формулы и правила дифференцирования,узнать основные направления применения производной в разных областях науки и техники. Рассмотрим на примерах решения задач, как применяется производная в математике, химии, физике, биологии, географии, экономике.
Объявление плана урока
«Открытие» новых знаний
Экскурс в историю
Вводное слово учителя.
Производная – одно из фундаментальных понятий математики, характеризующее скорость изменения функции в данной точке. Производная в математике показывает числовое выражение степени изменений величины, находящейся в одной и тоже точке, под влиянием различных условий.
Формула производной встречается нам ещё в 15 веке. Великий итальянский математик Тартальи, рассматривая и развивая вопрос - на сколько зависит дальность полёта снаряда от наклона орудия - применяет её в своих трудах.
Понятие производной возникло в XXVII веке в связи с необходимостью решения ряда задач из физики, механики и математики, но в первую очередь следующих двух: определение скорости прямолинейного движения и построения касательной к прямой. Независимо друг от друга Исаак Ньютон и Готфрид Лейбниц разработалитеорию дифференциального исчисления и создали аппарат, которым мы и пользуемся в настоящее время. Исаак Ньютон в основном опирался на физическое представление о мгновенной скорости движения, считая его очевидным и сводя к нему другие случаи производной, а Готфрид Лейбниц использовал понятие бесконечно малой.
Краткий доклад ученика о жизнедеятельности Готфрида Вильгельма Лейбница(1646-1716).
Готфрид Вильгельм Лейбниц родился 1 июня 1646 в городе Лейпциг. Его отец-юрист и профессор философии, умер, когда Лейбницу было 6 лет.
Сначала Лейбниц интересовался только философией. В 1666 году получил звание доктора юридических наук. Первые его математические труды были написаны в 1668 и 1671 годах. Математическое образование Лейбниц получил в Париже и Лондоне. В Париже Лейбниц сделал счетную машину. Создание дифференциального и интегрального исчисления является достижением всей его жизни. Он открыл геометрический смысл производной. Лейбниц пришел к открытию производной при решении вопроса о нахождении касательной к кривой.
Первая печатная работа по дифференциальному исчислению была опубликована Лейбницем в 1684 г., озаглавленная «Новый метод максимумов и минимумов, а также касательных, для которого не являются препятствием дробные и рациональные количества, и особый для этого род исчисления».
Создатель Берлинской академии наук, основоположник дифференциального исчисления, ввёл большую часть современной символики математического анализа.
Умер 14 ноября 1716 в Ганновере.
Краткий доклад ученика о жизнедеятельности Исаака Ньютона (1643-1727).
Исаак Ньютон родился в семье бедного фермера в городе Вулсторп. После окончания школы он поступил в Тринити Колледж. Там он получил степень магистра (1668). Затем Ньютон возглавил кафедру математики и физики в Кембриджском университете, которой руководил 32 года.
Исаак Ньютон пришёл к открытию дифференциального исчисления при решении задач о скорости движения материальной точки в данный момент времени (мгновенной скорости). Исаак Ньютон называл производную функцию флюксией, а саму функцию – флюентой. Свои результаты в этой области Ньютон изложил в трактате, названным им «Метод флюксий и бесконечных рядов», но его трактат был опубликован лишь посмертно в 1736 г.
Главный его труд - «Математические начала натуральной философии» - оказал колоссальное влияние на развитие естествознания, стал поворотным пунктом в истории естествознания. Ньютон ввёл понятие производной, изучая законы механики, тем самым раскрыл её механический смысл.
Ньютон первый создал основы дифференциального и интегрального исчислений, создал основы теории всемирного тяготения, новую теорию света и цветов.
В его трудах по математике приведено решение таких вопросов, как нахождение экстремумов функций, точек перегиба, уравнений касательных и приведены методы решения простейших дифференциальных уравнений.
В 1690 году Ньютон был избран членом Академии Наук в Париже. Интересно, что Исаак Ньютон был так же и богословом. Он написал труды о Святой Троице, а также толкование на книгу пророка Даниила. Интересно, что он высоко ценил именно свои богословские сочинения. Всегда, произнося имя Божие, Ньютон снимал шляпу.
Великий ученый умер в 1727 году.
Исчисление созданное Ньютоном и Лейбницем, получило название дифференциального исчисления. С его помощью был решен целый ряд задач теоретической механики, физики и астрономии.
В частности, используя методы дифференциального исчисления, ученые предсказали возвращение кометы Галлея, что было большим триумфом науки XVIII в. Известный учёный Галилео Галилей посвящает целый трактат роли производной в математике. Важную роль в изучении производной сыграл Леонард Эйлер, написавший учебник «Дифференциальное исчисление».
Основные понятия дифференциального исчисления долгое время не были должным образом обоснованы. Однако в начале XIX в. французский математик О. Коши дал строгое построение дифференциального исчисления на основе понятия предела.
Применяемая сейчас система обозначений для производной восходит к Лейбницу иЛагранжу.
Большой вклад в изучение дифференциального исчисления внесли: Гийом Франсуа Лопиталь (1661 г. - 1704 г.) - Франция, Даниил Бернулли (1700 г. - 1782г.) - Швейцария, Жозеф Луи Лагранж (1736 г. - 1813 г.) - Франция, Леонард Эйлер(1707г. - 1783г.) - Швейцария, Карл Фридрих Гаусс (1816г. - 1855 г.) - Германия.
В настоящее время понятие производной находит большое применение в различных областях науки и техники.
Актуализация опорных знаний
Работа с классом
Прежде чем приступить к повторению основных направлений применения производной, проверим нашу готовность к вычислению производных.
Стихотворение о производной
В данной функции от икс, нареченной игреком,
Вы фиксируете x, отмечая индексом.
Придаёте вы ему тотчас приращение,
Тем у функции самой, вызвав изменение.
Приращений тех теперь взявши отношение,
Пробуждаете к нулю у стремление.
Предел такого отношения вычисляется,
Он производную в науке называется.
Ответим на следующие вопросы:
Сформулировать понятие производной функции?
Ответ: Производной функции y = f(x) в данной точке x0 называется предел отношения приращения функции в этой точке к приращению аргумента, при условии, что приращение аргумента стремится к нулю.
Обозначение производной: . Тогда или .
Как называется математическая операция нахождения производной функции?
Ответ: Операция нахождения производной называется дифференцированием.
В чем заключается геометрический смысл производной функции?
Ответ: Значение производной функции в точке : .
А уравнение касательной к функции в точке имеет вид: .
Открыл геометрический смысл производной в 17-м в. Г. Ф. Лейбниц.
Какой знак имеет производная на интервале, если функция возрастает?
Ответ: Если функция возрастает, то f ′(x)>0 на этом интервале.
Какой знак имеет производная на интервале, если функция убывает?
Ответ: если функция убывает, то f ′(x)<0 на этом интервале.
В чем состоит физический (механический) смысл производной функции?
Ответ: Если тело движется по прямой согласно закону s(t), то формулы для нахождения скорости и ускорения тела в момент времени t: v (t)= s‘(t) и а(t) = v’(t).
Открыл механический смысл производной И. Ньютона.
Чтобы эффективно использовать производную при решении конкретных задач, необходимо, как таблицу умножения, знать таблицу производных элементарных функций и правила дифференцирования.
Убедимся в том, что вы эту таблицу знаете.
Учитель просит сформулировать правила нахождения производной.
Учащиеся называют основные правила нахождения производных.
Должны прозвучать ответы:
1. Производная суммы (u+v)'= u' + v';
2. О постоянном множителе (Cu)'=Cu';
3. Производная произведения (uv)'=u'v+uv';
4. Производная дроби (u/v)'=(u'v-uv')/v2;
5. Производная сложной функции
Учитель просит вспомнить таблицу производных элементарных функций.
Должны быть записаны следующие формулы:
c′ = 0
x′ = 1
( xn)′ = n xn-1
( x2)′ = 2x
()′ =
( )′ = -
Переходим к следующему этапу урока, который покажет, как вы владеете этим эффективным и универсальным инструментом – производной.
Решение заданий на вычисление производной.
Найдите производную функции. Запишите ключевое слово в ответе.
Тест по теме «Производная функции»
Найдите производную функции:
Ответы:
у = х - 4
у = х -
у = х5 + 3х4 -2х – 5
И 1 +
Р 3x
3 2x2
Ф 12x2
Ю
С 1 -
Я 5х4 +12х3 - 2
К -
Н
Л x3
М 4x3
Ф.И.ученика_________________________________
Номер задания
1
2
3
4
5
6
7
Ответ (буква)
Тест написан, лист с ответами сдан. Пожалуйста, поднимите руки, кто из вас написал тест без единой ошибки? Сделал не более трех ошибок?
(Тест. Проверка)
Номер задания
1
2
3
4
5
6
7
Ответ (буква)
Ф
Л
Ю
К
С
И
Я
Однако, формальное знание таблицы производных - это только инструмент, с помощью которого можно решать задачи, как по математике, так и по физике, химии, географии, биологии, экономике и другим наукам.
Рассмотрим на примерах решения задач, как применяется производная в математике и физике.
Давайте вспомним основные направления применения производной.
Самостоятельная работа в группах
Работа в группах
Сегодня на нашем уроке работают 4 творческие группы, у каждой из них есть своя тема:
1-я группа исследует геометрический смысл производной;
2-я группа – уравнение касательной к графику функции;
3-я группа – применение производной к исследованию функции;
4-я группа исследует физический смысл производной.
А теперь наши исследователи работают над решением новых задач по своим (проблемам, направлениям) темам. (Карточки-задания на столах).
Защита выполненных заданий
Слово предоставляем исследователям. (Все группы выступают по своим темам).
Задание 1-й группе.
1) Найдите угловой коэффициент касательной к графику функции f(x) = - x2+ 4x в точке х0=1.
Решение: f ′(х) = - 2х + 4; k = f ′(1) = - 2∙1 + 4 = 2. Ответ: 2.
2) Найдите tg α, угла наклона касательной к графику функции f(x) = 2x2 + 8x – 3 в точке х0=-3
Решение: f ′(х) = 4х + 8; tg α = f ′(-3) = 4∙(-3) + 8 = - 4. Ответ: - 4.
Задание 2-й группе.
1) Составьте уравнение касательной к графику функции f(x) = x3 – 2х в точкеМ (3;3).
Решение: Уравнение касательной .
f ′(x) = х2- 2
f ′(3) = 32- 2 = 7
у – 3 =7(х-3)
Ответ: у = 7х – 18.
2) Напишите уравнение касательной к графику функции f(x) = x2- 4x + 7 в точке графика с абсциссой х0= 1.
Решение: Уравнение касательной .
у0 = 12 - 4∙1 + 7 = 4
f ′(x) = 2x – 4
f ′(x0) = 2∙1 – 4 = - 2
y – 4 = - 2(x-1)
Ответ: y = - 2x + 6.
Задание 3-й группе.
Найдите критические точки функции f(x) = x3 + 6x2.
Решение: f ′(x) = 3х2 + 12х
f ′(x) = 0 ; 3х2 + 12х = 0 ; 3х(х + 4) = 0 ; х1 = 0 ; х2 = - 4.
Ответ: 0; -4.
Докажите, что функция f(x) = 5x – 12 является возрастающей на всей области определения.
Решение: Df =R ; f ′(x) = 5>0. Функция возрастает.
Докажите, что функция f(x) = - 7x + 11 является убывающей на всей области определения.
Решение: Df =R ; f ′(x) = - 7 < 0. Функция убывает.
Что вы можете сказать о производной функции, которую описывает поговорка «Чем дальше в лес, тем больше дров».
Ответ: производная положительна на всей области определения, т.к. эта функция – монотонно возрастающая.
Задание 4-й группе.
Задача. Движение автомобиля во время торможения описывается формулойs(t) = 30t - 5t2, (s - тормозной путь в метрах, t - время в секундах, прошедшее с начало торможения до полной остановки автомобиля). Найдите, сколько секунд автомобиль находится в движении с момента начала торможения до его полной остановки. Какое расстояние пройдет машина с начала торможения до полной ее остановки?
Решение: Т.к. скорость есть первая производная от перемещения по времени, тоS’(t) = 30 – 10t, т.к. при торможении скорость равна нулю, тогда 0=30–10t; 10t=30;t=3(сек). Тормозной путь S(t) = 30t - 5t2=30∙3-5∙32=90-45=45(м).
Ответ: время торможения 3с, тормозной путь 45м.
2) Задача. Координата тела меняется по закону х(t) = 5 - 3t2 + 2t3 (м). Определите скорость и ускорение данного тела в момент времени 2 секунды?
Решение:
S = S(t); Скорость V = S′(t) = x′(t); ускорение а = V′(t) = х″(t).
V(t) = x′(t) = -6t + 6t2; V(2) = -6∙2 + 6∙4 = 12 (м/с);
a(t) = -6 + 12t; a(2) = -6 + 12∙2 = 18(м/с2).
Ответ: V = 12 м/с; а = 18м/с2.
Итог урока (рефлексия результативности, настроения)
Подведение итогов занятия
Объявление оценок
Задание на дом
Рефлексия
- Каким вопросам был посвящен урок?
- Чему научились на уроке?
- Какие теоретические факты обобщались на уроке?
Сегодня на уроке получили следующие оценки: (называю учащихся и оценки).
Задание на дом: § 15, № 208, § 19, 21.
И, наконец, после “всяких умных вещей” немного юмора. На экране представленыграфики зависимости уровня ваших знаний от времени, в интервале от начала урока до его завершения. Пожалуйста, выберите тот график, который, на ваш взгляд, наиболее близок вам, принимая во внимание их разный характер.
- Имеют ли они отношение к теме нашего урока?
- Можно ли по этим графикам судить о скорости приращения наших знаний в ходе урока? – Если – да, то как?
Перед вами карточки.
Если вы считаете, что хорошо потрудились на уроке, разобрались в методах применения производной к решению различных задач, то выбираете карточку № 1.
Если осталось что-то неясно, однако, вы научились вычислять производную, то выбираете карточку № 3.
Если вам урок не понравился и вы для себя ничего нового не узнали, то выбираете карточку № 2.
- Какой же график выбран вами? Если вы выбрали график 1 – это означает, что мы достигли цели и решили задачи, поставленные в начале урока.
Я же довольна сегодняшним уроком, потому что организовала вашу работу так, что вы самостоятельно добыли знания, научились решать практические задания.
Рефлексия настроения.
Ребята, поскольку мы достигли цели нашего урока, то настроение у меня вот такое: (показываю карточку № 1).
- А какое настроение у вас?
В заключение урока я хочу вам прочитать стихотворение:
“Музыка может возвышать или умиротворять душу,
Живопись – радовать глаз,
Поэзия – пробуждать чувства,
Философия – удовлетворять потребности разума,
Инженерное дело – совершенствовать материальную сторону жизни людей, а математика способна достичь всех этих целей”.
Так сказал американский математик Морис Клайн.
“Ум заключается не только в знании, но и в умении применять знания на практике” Аристотель
- Итак, вы повторили теоретические вопросы о производной функции, применили свои знания при решении практических задач.
- Мне приятно было с вами работать, и надеюсь, что знания, полученные на уроках математики, вы сможете успешно применить не только при сдаче ЕГЭ, но и в дальнейшей своей жизни.
Спасибо за урок!
Литература:
- Алгебра и начала анализа: Учебник для 10 – 11 классов средней школы. / А.Н. Колмогоров, А.М. Абрамов, Ю.П. Дудницын и др., под редакцией А.Н. Колмогорова. – М., 2013
- Дидактические материалы по алгебре и началам анализа для 10 класса. / Б.М. Ивлев, С.М. Саакян, С.И. Шварцбурд – М., Просвещение, 2000
- Производная и её применение. Дидактические материалы по курсу алгебры и началам анализа (10 – 11 классы). / Санкт-Петербург. Издательство «Свет», 1995
Приложение 1
Тест по теме «Производная функции»
Найдите производную функции:
Ответы:
у = х – 4
у = х –
у = х5 + 3х4 -2х –
И 1 +
Р 3x
3 2x2
Ф 12x2
Ю
С 1 –
Я 5х4 +12х3 – 2
К -
Н
Л x3
М 4x3
Ф.И.ученика_________________________________
Номер задания
1
2
3
4
5
6
7
Ответ (буква)
Приложение 2
Задание 1-й группе.
1) Найдите угловой коэффициент касательной к графику функции f(x) = - x2+ 4x в точке х0=1.
Найдите tg α, угла наклона касательной к графику функции f(x) = 2x2 + 8x – 3 в точке х0=-3
Приложение 1
Задание 2-й группе.
1) Составьте равнение касательной к графику функции f(x) = x3– 2х в точке М (3;3).
2) Напишите уравнение касательной к графику функции f(x) = x2- 4x + 7 в точке графика с абсциссой х0= 1.
Приложение 4
Задание 3-й группе.
1) Найдите критические точки функции f(x) = x3 + 6x2.
2) Докажите, что функция f(x) = 5x – 12 является возрастающей на всей области определения.
3) Докажите, что функция f(x) = - 7x + 11 является убывающей на всей области определения.
4) Что бы это значило?
1
(1;5)
+
0
–
?
4
?
?
5) Что вы можете сказать о производной функции, которую описывает поговорка «Чем дальше в лес, тем больше дров».
Приложение 5
Задание 4-й группе.
1) Задача. Движение автомобиля во время торможения описывается формулой s(t) = 30t - 5t2, (s - тормозной путь в метрах, t - время в секундах, прошедшее с начало торможения до полной остановки автомобиля). Найдите, сколько секунд автомобиль находится в движении с момента начала торможения до его полной остановки. Какое расстояние пройдет машина с начала торможения до полной ее остановки?
2) Задача. Координата тела меняется по закону х(t) = 5 - 3t2 + 2t3 (м). Определите скорость и ускорение данного тела в момент времени 2 секунды?
Задание 1-й группе.
1) Найдите угловой коэффициент касательной к графику функции f(x) = - x2+ 4x в точке х0=1.
Решение: f ′(х) = - 2х + 4; k = f ′(1) = - 2∙1 + 4 = 2. Ответ: 2.
2) Найдите tg α, угла наклона касательной к графику функции f(x) = 2x2 + 8x – 3 в точке х0=-3
Решение: f ′(х) = 4х + 8; tg α = f ′(-3) = 4∙(-3) + 8 = - 4. Ответ: - 4.
Задание 2-й группе.
1) Составьте уравнение касательной к графику функции f(x) = x3 – 2х в точкеМ (3;3).
Решение: Уравнение касательной .
f ′(x) = х2- 2
f ′(3) = 32- 2 = 7
у – 3 =7(х-3)
Ответ: у = 7х – 18.
2) Напишите уравнение касательной к графику функции f(x) = x2- 4x + 7 в точке графика с абсциссой х0= 1.
Решение: Уравнение касательной .
у0 = 12 - 4∙1 + 7 = 4
f ′(x) = 2x – 4
f ′(x0) = 2∙1 – 4 = - 2
y – 4 = - 2(x-1)
Ответ: y = - 2x + 6.
Задание 3-й группе.
1. Найдите критические точки функции f(x) = x3 + 6x2.
Решение: f ′(x) = 3х2 + 12х
f ′(x) = 0 ; 3х2 + 12х = 0 ; 3х(х + 4) = 0 ; х1 = 0 ; х2 = - 4.
Ответ: 0; -4.
1. Докажите, что функция f(x) = 5x – 12 является возрастающей на всей области определения.
Решение: Df =R ; f ′(x) = 5>0. Функция возрастает.
1. Докажите, что функция f(x) = - 7x + 11 является убывающей на всей области определения.
Решение: Df =R ; f ′(x) = - 7 < 0. Функция убывает.
1. Что бы это значило?
1
(1;5)
+
0
–
?
4
?
?
Решение:
а) На промежутке ( -7;1) f ′(x) >0. Функция возрастает.
б) На промежутке (1;5) f ′(x) < 0. Функция убывает.
в) fmax = 4.
1) Что вы можете сказать о производной функции, которую описывает поговорка «Чем дальше в лес, тем больше дров».
Ответ: производная положительна на всей области определения, т.к. эта функция – монотонно возрастающая.
Задание 4-й группе.
Задача. Движение автомобиля во время торможения описывается формулойs(t) = 30t - 5t2, (s - тормозной путь в метрах, t - время в секундах, прошедшее с начало торможения до полной остановки автомобиля). Найдите, сколько секунд автомобиль находится в движении с момента начала торможения до его полной остановки. Какое расстояние пройдет машина с начала торможения до полной ее остановки?
Решение: Т.к. скорость есть первая производная от перемещения по времени, тоS’(t) = 30 – 10t, т.к. при торможении скорость равна нулю, тогда 0=30–10t; 10t=30;t=3(сек). Тормозной путь S(t) = 30t - 5t2=30∙3-5∙32=90-45=45(м).
Ответ: время торможения 3с, тормозной путь 45м.
2) Задача. Координата тела меняется по закону х(t) = 5 - 3t2 + 2t3 (м). Определите скорость и ускорение данного тела в момент времени 2 секунды?
Решение:
S = S(t); Скорость V = S′(t) = x′(t); ускорение а = V′(t) = х″(t).
V(t) = x′(t) = -6t + 6t2; V(2) = -6∙2 + 6∙4 = 12 (м/с);
a(t) = -6 + 12t; a(2) = -6 + 12∙2 = 18(м/с2).
Ответ: V = 12 м/с; а = 18м/с2.
Смирнова Маргарита Александровна
БОРИС НИКОЛАЕВИЧ