Конспект открытого урока русского языка в 9 классе «Россия — родина моя!»

0
0
Материал опубликован 16 January 2019

МБОУ « Вечкенинская средняя общеобразовательная школа»

РОССИЯ-РОДИНА МОЯ.

Систематизация сведений о видах сложного предложения и пунктуации в них.

Подготовила и провела: Чекашкина С.В.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ « Вечкенинская СОШ»

Тема урока: РОССИЯ-РОДИНА МОЯ. Систематизация сведений о видах сложного предложения и пунктуации в них.

Цели урока: систематизировать сведения о сложном предложении; повторить основные виды сложных предложений;

вырабатывать умения и навыки различать виды сложных предложений ,развивать умение употреблять их в речи , совершенствовать пунктуационные навыки ; формировать умения высказывать свои мысли связно и логично;

развивать творческое воображение, речь, память; прививать интерес к истории языка;

воспитывать патриотические чувства, любовь к искусству.

Оборудование: эпиграфы к уроку:

1. «Все проходит , остается Родина…» Л.Новацкая

2.«Выучить несколько языков – дело двух или трёх лет; а научиться говорить на своём родном языке как следует, надо полжизни». Вольтер.

4.«Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться». К.Г. Паустовский.

«Лингвистической мозаики» (из истории языка о знаках препинания).

Полминутки шутки» о знаках препинания и « Весёлый урок радионяни»; тесты по теме «Синтаксис и пунктуация» КИМ ЕГЭ, материал для цифрового диктанта.

Карточка самоанализа


 

Какие ключевые понятия усвоены?

Что вызвало трудности, каковы причины этого?

Личная оценка качества усвоения материала

Личная оценка активности, вклада в урок

Предложения по теме, уроку


 

Ход урока:

I.Организационный момент:

Сегодняшний наш урок мне хотелось бы начать славами Людмилы Новацкой

Все проходит, остается Родина.

То , что не изменит никогда.

С ней живут, любя, страдая , мучаясь,

Падая и поднимаясь ввысь.

Все проходит,

И еще немало будет пройдено, коль зовут в грядущее пути,

На светлей и чище чувства Родины

Человеку никогда не обрести.

Объявление темы и целей урока. Слайд №1.

  1.  

    Обращение к эпиграфу №2. Слайд №2.

Действительно, нужен долгий путь по стране Языкознания, чтобы постигнуть все тайны нашего великого и могучего русского языка.

II. Лингвистическая разминка.

1.Перед вами перепутанные пословицы, которые необходимо собрать.( Самостоятельная работа в тетрадях.

На чужой сторонушке и лягушка поёт


 

Родина–мать и ворон орла бьёт


 

У чужой еды рад своей воронушке


 

Каждый кулик и вкус чужой


 

Где выросла сосна умей за неё постоять


 

В своём болоте  своё болото хвалит


 

У своего гнезда там она и красна


 

2.а

А)Списать предложение, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания Объяснить орфограммы и пунктограммы. К доске вызывается один ученик, который выполняет задание по карточке:

Б)Следующий ученик выполняет синтаксический разбор данного предложения, указывая , какой частью речи выражен каждый член предложения.

 

Если ( бы) каждый ч…ловек (на) куске з…мли своей (с,з)делал всё что он мож…т как пр…красна была ( бы) земля наша.

 

 

III. Объяснение нового материала.

Сегодняшний наш урок является ещё одним звеном в сложной цепи лингвистики. На нём мы постараемся разгадать секреты одного из её разделов – синтаксиса. Обратимся к эпиграфу №4. Слайд №3.

1.Беседа по вопросам и практические задания:

Какое предложение называется сложным?

Цифровой диктант (учащиеся должны разделить на 2 столбика и записать только цифры предложений, разделив их соответственно на 2 группы – в1-ый - № простого предложения, во2-ой – №сложного).

Родина - это первая испытанная ласка, первая сознательная мысль, осенившая голову, запах воздуха деревьев, цветов и полей, первые игры, песни и танцы…(А.И. Куприн)

. Подобно тому, как цветок вырастает из зерна, наша любовь к Родине имеет своим истоком тот «уголок земли», где мы родились и выросли.

. В далёких скитаниях я бережно носил имя и образ Родины в сердце, как носят в потаённом медальоне портрет матери.

5 Я люблю на своей великой Родине всё - и её печальные тундры, и её реки, и её новостройки, волшебно оживляющие бесплодные недавно пустыни, и её дремучие леса, сохраняющие исконное очарование природы.( Н.Смирнов)

Если вы любите Россию, вы будете рваться служить ей.. (Н.В.Гоголь)

Истинная любовь к своему народу, своей Родине невозможна без любви и уважения к другим странам и народам.

Ты моя Родина, край наш, Мордовия!
В жизни опора, любовь и судьба.

1-1,4,6,7 2-2,3,5

- Чем простое предложение отличается от сложного?

На какие группы делятся сложные предложения?

Как их отличить?

Заполните схему.( один ученик)

-Как отличить союзы от знаменательных частей речи с предлогом? Расскажите об их правописании .

Слайд №6 :На практике проверить можно точно, кто смог теорию усвоить прочно.

2. Объяснительный диктант.

-По(этому )вопросу обратитесь в справочное бюро;

-за(то) задание получил «пять»;

-что(бы) увидеть, надо вглядеться;

-промёрз, по(тому) и заболел;

-спроси , что (бы) мне почитать;

-шли по (тому) мосту;

-по(тому) и не пришёл;

-встретиться не удавалось , за(то) писали часто письма;

-я то(же) это читал;

-он требовал то(же);

-оттолкнуться от(того) берега;

-мне грустно, от(того), что весело тебе.

В КИМ ЕГЭ есть аналогичное задание, но оно может быть выражено по-разному, рассмотрим его.

1-ый вариант: в каком предложении оба слова пишутся слитно?

1.То(же) самое ощ..щение тоски и смутного т..мления я испытываю каждый раз (в)дали от родной земли.

2)Мы в( течение) нескольких часов любовались красотой зимнего леса, по(этому) опоздали на ужин.

3)Солнце уже светило с(боку) , и дорога, укатанная после дождя телегами, уходила в(даль), зыбкую, подёрнутую туманом.

2-ой вариант: укажите верное объяснение написания выделенного слова:

1)Невелика моя Мордовия, ЗА(ТО) любима очень.

2)-(за)то - пишется слитно, это противительный союз;

3)-(за)то – пишется раздельно, это указательное местоимение ТО и предлог ЗА.

4.Определить тип сложных предложений, указать их грамматическую основу:

Было уже часов десять вечера, и над садом светила полная луна.

Ломоносов справедливо сравнивал русский язык с морем, которое едва ли и пределы имеет.

Я знал: удар судьбы меня не обойдёт.

Последние клочки туч беспорядочно неслись ещё по небу; море стихло, колыхаясь и как будто стыдясь своего ночного разгула.

Холодно, руки стынут, поясницу не разогнёшь, неудобно поворачиваться.

Если исчезнет воображение, то человек перестанет быть человеком.

Я горжусь своим родным краем: он дал миру таких великих людей как А.И.Куприн

5. Вывод: Сложное предложение более информативно, чем два простых, входящих в его состав. Посмотрите , например, на первое предложение. Разделим его на 2 простых. Что мы наблюдаем? В первом варианте, т. е. в сложном предложении вторая часть предложения как бы добавляет значение следствия к содержанию первой части. Сложное предложение не является механической суммой двух простых предложений, ибо возникает дополнительная информация. Она богаче, сложнее того, что передаётся с помощью простых предложений, входящих в сложное. Благодаря использованию сложных предложений наша речь становится богаче, разностороннее. Весьма разнообразны и смысловые отношения между частями сложного. Это мы пронаблюдали, анализируя предыдущие примеры. Сложные предложения имеют богатые возможности.

6.Рассмотрим ещё один пример(повторение материала о средствах речевой выразительности, межпредметная связь):

Запись под диктовку фрагмента стихотворения Тургенева И.С. «В дороге».

Утро туманное, утро седое,

Нивы печальные, снегом покрытые,

Нехотя вспомнишь и время былое,

Вспомнишь и лица, давно позабытые.

В данном четверостишии, представляющем собой всего одно сложное предложение, мастерски передаётся, как сливается в единое целое состояние природы и человека.

-Каким мотивом пронизано стихотворение?(Мотивом грусти).

-Какие средства выразительности использует для этого автор?(Подбором лексических средств, которые помогают передать грустные думы о былом (печальные, вспомнишь былое, что давно прошло, позабытое); эпитетами – Утро седое, нивы печальные;синтаксические средства – использование однотипных по структуре предложений, содержащих перечисления, повтор; инверсия).

На слова И.С.Тургенева написан романс, который стал очень популярен в этом жанре. Прослушайте его.

Звучит в аудиозаписи романс «Утро туманное…»

Обратимся к эпиграфу №4(слайд № 7:о знаках препинания).

Слайд № 8: «Лингвистическая мозаика»

Хотим узнать все тайны слова,

В чём суть его и в чём основа!

Дополнительные сведения для любителей русского языка «Это интересно !» о происхождении и старинном названии знаков препинания.

8.Звучит аудиозапись «Весёлая грамматика». Вот такие курьёзные случаи бывают , если не знать пунктограммы. Но я думаю, нам это не грозит.

И , продолжая эту шуточную нотку, исправьте ошибки в следующих предложениях:

1.Пальцев у него двадцать пять: на каждой руке десять, на ногах всего двадцать.

2.Когда солнце село с блеянием и рёвом, прошло стадо.

  1. Рябчики говорят: охотники любят дремать на деревьях.

    Настя сидела на скамейке, которая находилась в сквере и ждала подругу.

9. Слайд № 9:

Легко расставим знаки препинания

В любом по сложности задании.

Задания ЕГЭ по пунктуации №22,23, 25, 26,27,28.

10. Слайд № 10:

Чтобы знанья были впрок,

следует повторить урок.

IV.Закрепление пройденного материала.

-Что общего в сложных предложениях разных видов?

-Чем отличаются союзные и бессоюзные предложения?

-Чем отличаются ССП от СПП?

-Какие знаки препинания могут ставится в ССП,СПП,БСП?

Работа с текстом.

Я брос...л (в) к..стёр гнилое брёвнышко(не)досмотрел что изнутри его густо зас..лили муравьи.

Затр..щало бревно. Вывалили муравьи и (в) ужасе забегали поверху корёжились ..г..рая в пламени. Я зац..пил бревно охваче…ое огнём смог откатить его на край. Теперь многие муравьи были спасены бежали на песок на с..сновые иглы. Но было странно что они (не)убегали от костра. Едва пр..одолев ужас они заворачивали начинали кружит..ся и какая(то) сила влекла их наза.. к п..кинутой родине. И многие были такие кто опять стремились попасть на г..рящее брёвнышко метались по нему и погибали там.

( А.И.Солженицын).

А. Работа по орфографии: вставить пропущенные буквы, объяснить правописание слов.

Б. Работа по синтаксису: найти в тексте сложные предложения, записать их графически, определить вид.

В. Работа по пунктуации: расставить пропущенные знаки препинания , объяснить их постановку.

Г. Работа по развитию речи и нравственному воспитанию учащихся:

Что вы знаете об авторе текста?( Краткие сведения заранее подготовленного ученика).

Что больше всего поразило и удивило вас в этом фрагменте? (Горят, но возвращаются).

Как бы вы озаглавили этот текст, определили его главную мысль? («Если дорог тебе твой дом»; «Сыновья Родины»; «Возвращение»; «Сила великой любви» и т.д.)

Обоснуйте свои заголовки ,можно ли сказать, что автор использует приём аллегории?

(учащиеся высказывают своё отношение к Родине, к природе, ко всему живому).

И в заключение нашего урока мне хотелось бы продиктовать вам ещё одно предложение, по содержанию соответствующее воспитательным задачам урока:

Запомни шум берёз и тот крутой откос,

Где мать увидела тебя летящим.

Запомни навсегда, иначе никогда,

Дружок, не станешь журавлём ты настоящим.

V. Итог урока.

VI. Домашнее задание:

упражнение , выписать сложные предложения, расставив в них знаки препинания , составить схемы, определить вид.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.