12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Свириденко Ольга Александровна34

9 класс урок

Открытый урок по химии в 9 классе по теме:

«Обобщение и систематизация знаний по теме: «Металлы и их соединения».

Цели урока:

Образовательная:

Расширить представление о свойствах металлов;

Углубить познания в области применения их;

Закрепить знания о свойствах элементов металлов в зависимости от положения их в ПСХЭ;

Обобщить и систематизировать знания по составлению уравнений химических реакций металлов с неметаллами, с водой.

Развивающая:

Развивать представление об использовании в жизни металлов и их соединений;

Развивать логическое мышление: учить выделять главное, сравнивать, обобщать;

Создавать условия для развития речевой деятельности, творческих способностей, самостоятельности, внимания, памяти.

Воспитательная:

Воспитывать интерес к знаниям;

Чувство ответственности за результаты своего труда;

Культуры общения;

Рефлексивных качеств.

Задачи урока:

Образовательные:

Провести игру «Самый, самый…» в виде блиц-опрос

Установить соответствия между свойствами и изменениями в зависимости от положения элементов в ПС

Составить уравнения химических реакций по химическому эксперименту.

Развивающие:

Провести игру «Химический марафон»

Провести графический диктант

Работать по ПСХЭ и выделять в ней группы, где находятся металлы, сравнивать их свойства в группах и периодах, находить сходство и различие в строении атомов

Воспитательные:

Добиваться правильной и аккуратной записи уравнений реакций, грамотного озвучивания продуктов реакции

Требовать от учащихся правильных химических формулировок и понятий, а также названий веществ.

Иметь доверительные отношения между учеником и учителем, между учениками



Методы и методические приемы: словесный метод, видеометод, наглядный метод, аналитический, сравнительный, обобщающий метод, самостоятельная работа.

Тип урока: урок общеметодологической направленности


Оборудование: интерактивный комплекс, ПСХЭ, таблица растворимости , электрохимический ряд напряжений металлов, ряд активности неметаллов, презентация 


Презентация. Открытый урок по теме: "Металлы".
PPTX / 9.69 Мб

/data/files/m1590088214.pptx (Презентация. Открытый урок по теме: "Металлы".), классная доска, карточки с заданиями, интерактивная доска.



Ход урока

Самоопределение к деятельности (Орг. этап) 2 мин

Взаимное приветствие друг друга, проверка готовности к уроку, фиксация отсутствующих.

Учитель: Наш урок будет проходить в виде игры «Химический марафон». В химическом марафоне участвуют три команды – это наши ряды.

За каждый правильный ответ команда получает баллы. Команда, занявшая первое место, получает по «5», второе - «4», третье - «3».

Актуализация знаний и фиксирование затруднений

Учитель: Ребята, посмотрите на слайд, о чем сегодня пойдет речь на уроке?( Слайд 1)

-Мы с вами завершили изучение темы «Металлы». Из 110 химических элементов 85 металлы. Давайте прочитаем эпиграф к этому уроку на доске:

Люди гибнут за металл.

В.Гёте

Даже алхимики признавали их исключительную роль. Давайте прочитаем стихотворение на слайде

(Слайд 2):

Семь металлов создал свет

По числу семи планет

Дал нам космос на добро

Медь, железо, серебро,

Злато, олово, свинец…

Сын мой! Сера их отец!

И спеши, мой сын, узнать:

Всем им ртуть родная мать.

-В древности были известны только семь металлов, как и семь планет. Алхимики считали, что под влиянием лучей планет в недрах Земли рождаются эти металлы. (Слайд 3)

-Они говорили: «Семь металлов создал свет по числу семи планет» (Золото символизирует Солнце, серебро-Луну, медь-Венеру, железо- Марс, олово-Юпитер, свинец-Сатурн, ртуть-Меркурий). (Слайд 4)

Мотивация и целеполагание 5-7 мин

Учитель: “На улицах ужас разрушения: ни рельсов, ни вагонов, ни автомобилей, камни мостовой превращаются в труху, растения начинают чахнуть. Впрочем, человек бы этого не заметил, т.к., лишившись 3 г этого металла, он бы моментально умер" - Отсутствие какого металла так описал академик А.Е.Ферсман? (железо)

Учитель: К какой группе веществ относится железо?

Ученики: Металлы

Учитель: Что такое металлы? (Металлы - хим. элементы, образующие в свободном состоянии простые вещества с металлической связью). (Слайд 5)

Оглянитесь вокруг, где бы вы ни были: дома, в школе, на улице, в транспорте - вы видите множество металлов вокруг нас. Через века и тысячелетия человек пронёс уважение к металлу и мастерам, добывающим и обрабатывающим его.

Ребята, поразмыслите - все металлы исчезли. Опишите последствия для человечества.

Учитель: Что Вы будете делать?

Ученики: Получать, добывать металлы.

Учитель: Из чего?

Ученики: Из минералов.

Учитель: Что нужно для этого знать?

Ученики: Способы получения металлов и свойства металлов.

Учитель: Какие способы получения металлов существуют? (Слайд 6)

- Сформулируйте цель урока

Ученики: (формулируют цель)

Учитель: Дасегодня на уроке мы обобщим и систематизируем знания по теме “Металлы”(Слайд 7)

-Наша задача сегодня в нескучной форме (турнир между группами учащихся) обобщить и углубить полученные знания. Нам в работе в качестве экспертов будет жюри-ученики 11 класса. Они помогут считать заработанные при прохождении конкурсов баллы.

-Итак, вы готовы? Тогда приступаем.

Реализация построенной стратегии, проекта

Проведение химического марафона.

1 конкурс

Блиц-опрос 8 мин (Слайд 8)

1 команда

Где расположены щелочные металлы? (I A группа)

Какая кристаллическая решётка характерна для металлов? (металлическая)

Какой металл самый легкий? (литий)

Это распределение электронов, какого металла? (натрий)

2ē, 8ē, 1ē.

Металл, названный в честь России? (рутений)

Сколько электронных оболочек у калия? (4)

2 команда (Слайд 9)

Где расположены щелочноземельные металлы? (IIA группа)

Какая химическая связь характерна для металлов? (металлическая)

Какой металл самый пластичный? (золото)

Это распределение электронов, какого металла? (магний) 2ē, 8ē, 2ē.

Металл, названный в честь естественного спутника Земли? (селен)

Сколько электронных оболочек у бария? (6)

3 команда (Слайд 10)

Какой металл можно назвать «крылатым»? (алюминий)

Какие физические свойства характерны для металлов? (мет.блеск, ковкость, пластичность, электро- и тепло-проводность)

Какой металл самый жидкий? (ртуть)

Это распределение электронов, какого металла? 2ē, 8ē, 3ē. (алюминий)

Металл, названный в честь великого русского ученого химика, открывшего периодический закон? (менделевий)

Сколько электронных оболочек у магния? (3)

А знаете ли вы… (Слайд 11) 1 мин

Металл

Биологическая роль

Токсическое действие избытка металла

литий

Дефицит лития в организме человека приводит к психическим расстройствам

Вызывает общую заторможенность, нарушение дыхания и сердечного ритма, слабость, сонливость, потерю аппетита, жажду, расстройство зрения, а также дерматит лица и рук.

натрий

Ионы натрия поддерживают у человека и животных нормальную возбудимость мышечных клеток, участвуют в сохранении кислотно-основного баланса в организме, в регуляции сердечной деятельности (успокаивают), удерживают воду в организме.

Приводит к нарушению водного баланса, сгущению крови, вызывает дисфункцию почек, некоторые сердечно-сосудистые заболевания, а также общее нарушение обмена веществ.





IV. Закрепление с проговариванием во внешней речи

2 конкурс

Заполнение таблицы Свойства металлов (учащимся раздаются бланки для записи) (Слайд 12) 5 мин

-Перед вами таблица. На заполнение дается 5 минут, кто успеет за это время. За каждое правильное задание 1 балл.


Щ.М

ШЗ.М

Аl

Fe

Положение в П.С.

  I

 II

 III

 VIII побочная

Число е на внешнем электроном слое

 

 

 

 8 е

Физические свойства

 м. блеск

В керосине

м. блеск, электро и теплопроводны

м. блеск, электро и теплопроводен

 м. блеск, электро и теплопроводны

Формула высшего оксида

 R2O


 RO

 R2O3


 RO

R2O3

Характер оксидов и гидроксидов

 основной

 основной

 амфотерный

 основной

амфотерный

Ответы проверяет жюри. Выставление баллов (Слайд 13-16)

3 конкурс

Осуществить превращения

- К доске приглашаются ученики, которые запишут уравнения реакций 2 реакции по 2 балла 6 мин (Слайд 17)

1 команда CuSO4 Cu(OH)2 CuO

2 команда FeCl3 Fe(OH)3 Fe2(SO4)3

3 команда ZnCl2 Zn(OH)2 ZnCl2

4 конкурс

Пословицы

Для остальных учащихся: переведите с химического языка на общепринятый следующие выражения: (За каждую пословицу 1 балл) (Слайд 18)

1 команда

1) Не все-то аурум, что блестит. (Не все то золото, что блестит.)

2) Белый как карбонат кальция. (Белый как мел.)

2 команда

1) Феррумный характер.(Железный характер.)

2) Слово - аргентум, а молчание – аурум.(Слово-серебро , а молчание – золото.)

3 команда

1) За купрумный грош удавился.(За медный грош удавился.)

2) Много Н2О утекло. (Много воды утекло).

(Слайд 19)- А теперь проверим уравнения на доске

1 команда

CuSO4+2NaOH = Cu(OH)2+Na2SO4

Cu(OH)2 = CuO+H2O

2 команда

FeCl3+3KOH = Fe(OH)3+3KCl

2Fe(OH)3+3H2SO4 = Fe2(SO4)3+6H2O

3 команда

ZnCl2+2NaOH = Zn(OH)2+2NaCl

Zn(OH)2+2HCl = ZnCl2+2H2O

(Слайд 20) А знаете ли вы…

Металл

Биологическая роль

Токсическое действие избытка металла







калий

Ионы калия регулируют белковый и углеводный обмен, влияют на процесс фотосинтеза и рост растений. Калий необходим для нормального функционирования всех мышц, особенно сердечной, способствует выделению избыточного натрия, избавляя организм от лишней воды и устраняя отеки.

Вызывает усиление двигательной активности, учащение сердечного ритма, нарушение углеводного, жирового и белкового обмена.



(Слайд 21)-Обращая внимание на слова Михаила Васильевича Ломоносова: «Химии никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и не принимаясь за химические операции» , проведем химические реакции. Итак!

Учитель проводит химические реакции

(Слайд 22) 5 Конкурс

Для капитана команд (химические реакции)

Напишите произведенные уравнения реакций (5 баллов за реакцию)

Реакции:

1.AgNO3 + HCl = AgCl3+ HNO3

2.CuSO4+2NaOH = Cu(OH)2 + Na2SO4

3.FeCl3+3NaOH=Fe(OH)3 + 3NaCl

Вывод: металлы с разными степенями окисления обладают разными свойствами

V. Самостоятельная работа и проверка по эталону.

(Слайд 23)

Конкурс 6

Составить формулы оксидов следующих металлов ( 1 балл за правильный ответ)

1 команда 2 команда 3 команда

K Al Cr(VI)

Fe(II) Fe(III) Cu(II)

Ca Mg Pb(II)

Na Ba Zn

Cr(III) Li Ni(II)

Sn(IV) Hg(II) Sr(II)

(Слайд 24-26) Проверка капитанов команд по написанию реакций

(Слайд 27) Проверка команд на правильное написание формул оксидов

1 команда: K2O, FeO, CaO, Na2O, Cr2O3, SnO2

2 команда: Al2O3, Fe2O3, MgO, BaO, Li2O, HgO

3 команда: CrO3, CuO, PbO, ZnO, NiO, SrO

(Слайд 28) А знаете ли вы…

Уровень железа – это показатель, критичный для развития мозга, так как этот микроэлемент необходим для обеспечения энергетического метаболизма в клетках.

Железо необходимо для жизни, для образования гемоглобина (красных кровяных телец), миоглобина (красный пигмент в мышцах) и некоторых ферментов.

Лишь около 8% принимаемого вами железа всасывается и, в конце концов попадает в кровоток. Гемоглобин, содержащий основную часть железа, перерабатывается и используется повторно, при замене кровяных клеток каждые 120 дней

(Слайд 29) 7 конкурс

Заполнить кроссворд

Ключевым словом является профессия, связанная с химией:

1) Сl, 2) Zn, 3) Вг, 4) К, 5) Ni. (Химик.)



3

4





5


2




1



















(Слайд 30) Конкурс 8

Игровой момент “Тёмный ящик”

На столе стоит коробочка, в которой лежит металлический предмет – его необходимо отгадать по свойствам: 5 баллов за правильный ответ

(анимация)

1. Наполеон III – племянник великого дяди, любил пофорсить. На одном из банкетов гости ели разными столовыми принадлежностями и обиделись те, кому достались золотые, а не из этого металла.

слайд (анимация)

2. Этот металл более 30 лет украшал пальцы, шеи и уши великосветских модниц. Так как первоначально килограмм этого металла стоил на 80 рублей дороже равного веса золота.

слайд (анимация)

3. Металл, из которого сделана эта вещь, входит в состав сапфира и рубина.

4. Сырьём для получения этого металла служит боксит.

5. Его называют “крылатым металлом” (аллюминий)

Вопрос: В каком городе поставлен памятник алюминиевой ложке? (Ульяновск)

VI. Рефлексия

(Слайд 31)А теперь подведение итогов.

Продолжи фразу:

- на уроке было интересно.... -было трудно...

-теперь я могу... -я научилась.... -меня удивило... -мне захотелось....

Жюри озвучивает итоги по всем работам.

(Слайд 32) Домашнее задание: Подготовиться к контрольной работе по теме "Металлы", повторить все темы.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.