Открытое занятие «Логопедическая викторина: весенний лес»
ГБОУ школа 1450 «Олимп» СП №8
Открытое занятие
в рамках взаимодействия воспитателей и специалистов
психолого-педагогической службы
Логопедическая викторина: весенний лес.
учителя-логопеда Бутовой Е.А.
Москва 2018г.
Конспект открытого занятия
«Логопедическая викторина: весенний лес» в старшей группе.
Цель:
Закрепить знания по теме весна.
Закрепить умение дифференцировать звуки [С]-[Ш].
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
- Развивать фонематический сух, слуховую и зрительную память, внимание.
-Передавать разнообразные интонации (высота, сила голоса).
- Развитие чувства ритма.
- Развивать мимические мышцы лица.
-Способствовать развитию межполушарного взаимодействия.
-Развивать общую и мелкую моторику.
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать умение работать в команде.
-Воспитывать положительное отношение к занятиям.
-Воспитывать умение контролировать собственную речь.
-Формировать навыки сотрудничества.
Коррекционно-образовательные:
- Учить дифференцировать звуки [Ш], [С] в слогах, словах, предложениях.
- Расширять словарный запас по лексической теме «Весна».
Оборудование:
Проектор, экран, музыкальный центр, фортепиано, куклы, мольберты.
Демонстрационный материал:
Презентация по теме, визуальное расписание.
Пояснение.
В викторине участвуют дети средней группы (дети с нормой, а также дети с ограниченными возможностями здоровья: 2ребенка с тяжелым нарушением речи, 1 ребенок с задержкой психического развития и слабослышащий ребенок). Проведена предварительная работа с визуальным расписанием (в первую очередь, это расписание создавалось для детей с ОВЗ).
Логопед: Встречаем детей.
Логопед:
1 задание:
«Представление команд»
Дети: Наша команда:
Мы команда СВИСТУНЫ, Свистеть весь день все любим мы- Как все свистнем, Вместе свистнем, Дружно свистнем - СССССС! |
Мы команда ШИПУНЫ, По шипим немного мы, Мы шипеть не устаем, Дружно, весело поем -ШШШШШШ!
|
Занимаем свои места.
Логопед: Ребята, какое время года наступило? (Весна).
Что весной происходит с природой?
Команда «свистунов» назовите весенние месяцы.
Команда «шипуны» теперь вы назовите.
К нам сегодня в гости пришли лесные звери, кто они мы с вами сейчас узнаем!
Логопед:
2 задание:
«Собери пазлы»
(Детям выдаются конверты, в которых лежат пазлы).
По моей команде соберите их. Когда закончите поднимите руки вверх.
«Раз, два, три пазлы собери».
Какое животное получилось у вас «свистуны» (лиса),
а у вас «шипуны» кто получился? (мишка).
Логопед:
3 задание:
«Посмотрите на картинку, ответь на вопрос».
Ребята внимательно послушайте вопросы, ответ на них должен быть полным.
Кого нарисовал художник? Во что одета лиса? Что у лиса в лапах? Где живет лиса?
|
Кого нарисовал художник? Что у мишки в корзине? Что у мишки на макушке? Во что одет мишка? |
Логопед:
4 задание:
«Психогимнастическое перевоплощение».
Давайте теперь превратимся в этих животных.
Команда «свистунов» начинает.
Просим продемонстрировать свою зверюшку команду «шипунов», затем команду «свистунов».
Вокруг себя мы покружились и в лисичку превратились превратились:
Стану рыжей я лисичкой. И глаза сощурю хитро. Хитро всем я улыбнусь, очень медленно пройдусь. От своих проказ вам с Не оставлю и следа. (помахать, как хвостиком).
Вокруг себя мы покружились и в детишек превратились.
|
Вокруг себя мы покружились и в мишутку превратились:
Я как мишка, медведь, Могу громко реветь: - Ыыыыы! (хмуримся, делаем сердитое лицо). Хожу вразвалочку, Вразвалочку, вперевалочку. (дети показывают, как ходит мишка).
Вокруг себя мы покружились и в детишек превратились.
|
А сейчас ребята мы с вами отправимся в логово страшного зверя. ГОТОВЫ!
Психологическая игра на преодоление страхов: «Страшный зверь».
(проводит психолог)
Выбрались мы из логова зверя.
Логопед:
5 задание:
«Вопрос – ответ»
Мы с вами гуляем в красивом солнечном лесу и встречаем Шуру и Соню, которые собирают первоцветы. А какие это цветы, мы с вами узнаем благодаря помощникам. (Приглашаем детей со статусом ОВЗ в качестве помощников).
Вам нужно раскрасить картинки с первыми весенними цветами, пока мы отвечаем на вопросы.
(Помощники садятся за отдельный стол и выполняют задание).
А вы отвечаете на вопросы. Помните ответ должен быть полным!
Соня и Шура идут в лес. Кто идет в лес? Куда идут Соня и Шура?
В лесу растут высокие сосны. Что растет в лесу? Какие сосны растут в лесу?
|
Шура и Соня пришли на поляну. Куда пришли Шура и Соня? Кто пришел на поляну?
Хорошо весной на природе! Где хорошо весной? Когда хорошо на природе? |
Хорошо.
Посмотрим, что получилось у помощников.
Покажите нам картинки.
(дети - помощники поднимают картинки вверх)
Давайте назовем эти цветы; нарцисс, ландыш, тюльпан, подснежник.
Давайте вернемся на поляну и отдохнем.
(дети встают в круг)
«Пальчиковая гимнастика»
(играет воспитатель)
Пригласил нас мишка в гости, (ладони на щеках, качаем головой)
И пошли мы по дорожке. (Пальцы шагают по коленям или по столу)
Топ-топ, (ладони хлопают по коленям или столу)
Прыг-прыг, (кулачки стучат по коленям, столу)
Чики-брики, (ладони хлопают поочередно по коленям, столу)
Чики-брик. (кулаки стучат поочередно по коленям, столу)
Видим дерево высокое, (наставляем кулачки друг над другом)
Видим озеро глубокое. (Волнообразные движения кистями)
Топ-топ, (ладони хлопают по коленям или столу)
Прыг-прыг, (кулачки стучат по коленям, столу)
Чики-брики, (ладони хлопают поочередно по коленям, столу)
Чики-брик. (кулаки стучат поочередно по коленям, столу)
Птицы песенки поют, зернышки везде клюют: (ладони перекрестно «птичка»)
Тут клюют и там клюют, (пальцы одной руки «клюют» ладонь другой и наоборот)
Никому их не дают. (ладони перед собой, поочередно сжимают и разжимают кулаки)
Топ-топ, (ладони хлопают по коленям или столу)
Прыг-прыг, (кулачки стучат по коленям, столу)
Чики-брики, (ладони хлопают поочередно по коленям, столу)
Чики-брик. (кулаки стучат поочередно по коленям, столу)
Это дом, (сделать «крышу» руками)
А в нем окошко. (открыть рот, и поставить руки у рта)
Нас встречает добрый мишка. (хлопаем в ладоши)
Мы немножко погостим (руки «здороваются»
И обратно побежим. (пальцы «бегут» по коленям, столу)
Топ-топ, (ладони хлопают по коленям или столу)
Прыг-прыг, (кулачки стучат по коленям, столу)
Чики-брики, (ладони хлопают поочередно по коленям, столу)
Чики-брик. (кулаки стучат поочередно по коленям, столу)
Садимся.
Логопед:
6 задание:
«Мы со звуками играем».
Команды внимание!!!
Перед вами на экране 6 картинок.
Командам необходимо выбрать те картинки в названиях которых есть ваш звук.
У «Свистунов» - ССССС. (прикрепляем на мольберт букву, обозначающую звук),
У «Шипунов» - ШШШШ. (прикрепляем на мольберт букву, обозначающую звук).
Команды приготовились:
Мы со звуками играем и картинки подбираем.
Раз, два, три начни.
С Подснежник, лиса, лес. |
Ш Ландыш, мишка(игрушка), шишка. |
Дети из команд по очереди называют картинки,
а дети помощники выбирают такие же картинки как на экране и крепят их на мольберт.
Молодцы, у вас всё получилось.
Логопед:
7 задание:
«Домашнее задание». (Логоритмика)
(музыкальный руководитель играет на пианино)
Под конец нашего занятия мы споем песенку про лису.
(дети встают на против друг друга, поем по строчке).
Са-са-са – Живет в лесу лиса,
Ша-ша-ша – Лисица хороша,
Сы-сы-сы – у нее усы,
Ши-ши-ши – ну очень хороши,
Су-су-су – мы видели лису,
Шу-шу-шу – сижу и не шуршу.
Молодцы. -13 слайд
Задания у меня закончились. Давайте послушаем решение жюри.
Жюри вручает медали, призы.
Ребята мы с вами прощаемся до новых встреч.
Оценочная таблица
(1-5 Баллов)
Задания |
Свистуны |
Шипуны |
1 «Представление команд» |
|
|
2 «Собери пазл» |
|
|
3 «Посмотри на картинку, ответь на вопрос» |
|
|
4 «Психогимнастическое перевоплощение» |
|
|
5 «Вопрос – ответ» |
|
|
6 «Мы со звуками играем» |
|
|
7 «Домашнее задание» |
|
|
Сумма баллов |
|
|
Список используемой литературы:
1.Логопедия. Практическое пособие для логопедов, студентов и родителей / В. И. Руденко. – Изд. 4-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. –(Мир вашего ребенка).
2. Игротерапия в логопедии /С. В. Исханова. – Изд. Феникс 2015.