12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Руссакова Лидия Григорьевна19

Бюджетное общеобразовательное учреждение Чувашской Республики «Чебоксарская начальная общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 3»

Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики









Конспект открытого занятия

на тему «Путешествие в весенний лес»


в 3 Е классе





Аттестационное мероприятие Руссаковой Лидии Григорьевны, учителя-дефектолога Бюджетного общеобразовательного учреждения Чувашской Республики «Чебоксарская начальная общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 3» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики



















г. Чебоксары 2021

Цель: расширять и систематизировать представления детей о лесе и его особенностях в весенний период времени (виды деревьев, кустарников, растеинй; виды лесных птиц, животных);

Образовательные задачи: изучать и анализировать, какие изменения происходят в лесу в разные времена года (в живой и неживой природе); помочь познать детям последовательность жизненных процессов в  природе и те закономерные изменения, которые в ней происходят; развивать навыки познавательно-исследовательской деятельности при помощи методов наблюдения, сравнения, обобщения, систематизации и анализа происходящих изменений в живой и неживой природе в лесу в разные времена года; развивать диалоговую речь, пополнять и активизировать словарный запас обучающихся, активизировать словарь детей прилагательными (признаками), глаголами (действиями), совершенствовать навыки составления рассказа по картинкам, продолжать учить подбирать слова антонимы; продолжать формировать умение слушать взрослого, отвечать на поставленные им вопросы, действовать в соответствии с его указаниями.

Коррекционно-развивающие задачи: развивать сенсорные способности учеников: зрительное восприятие явлений природы, определение формы, величины и цвета исследуемых обьектов (лесных дорог и тропинок, деревьев, кустарников, цветов и др.); умение выделять разнообразные свойства и отношения предметов, включая органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние; слуховое внимание, развивать мышление и связную речь, развивать общую и мелкую моторику.

Воспитательные задачи: воспитывать навыки сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности и инициативности, воспитывать у обучающихся интерес к жизни обителей леса, любовь к природе в любое время года.

Предварительная работа с детьми: экскурсия в зимний лес; рассматривание иллюстраций, слайдов, репродукций картин, фотографий на тему «Лес» по сезонам; моделирование и конструирование (изготовление макетов деревьев, кустарников, цветов, фигурок диких животных, птиц и др.); чтение художественной литературы, разучивание стихотворений, загадок с помощью мнемотехники; представление сказки «Цветик-пятицветик»; беседы с учениками о том, чем можно заниматься в лесу в разные времена года; беседы с детьми о том, кто занимается охраной леса и диких животных, в чем заключается и чем полезен труд этих людей, как называются их профессии; беседа о правилах поведения и безопасности в лесу; организация дидактических, настольно-печатных игр на тему «Лес».

Предварительная работа педагога: изучение методической литературы; подготовка оборудования; заучивание стихотворений, физкультминуток, пальчиковых гимнастик, зрительных гимнастик, составление конспекта, подготовка презентации.

Словарная работа:

пассивный словарь: «сорока на хвосте весть принесла», признаки, ранняя весна, поздняя весна;

активный словарь: времена года, весенний лес, растения, животные, птицы, тепло, земля, природа, погода, почва, ледоход, разлив, снег, лед, сосулька, весна, ручей, солнце, проталина, мокрая, греет, припекает, ласкает, согревает, чернеет, тает, наступает;

Индивидуальная работа: с Екатериной Я. добиваться повторения слов-признаков о весне, с Полиной Т. продолжать учить отвечать на вопросы полным ответом., активизировать речь Анны М.

Методы и приемы:

- наглядные, демонстративный материал (работа с картинками, работа с пазлами, использование пособия Нумикон, рисунок солнца на ватмане );

- практические (практическая работа с картинками возле мольберта, практическая работа с Нумиконом, с пазлами, физкультминутка, опыт с водой «Тонет, не тонет, рисование карандашами);

- словесные (приветствие, пальчиковая гимнастика, составление рассказа по картинкам, игра «Скажи наоборот», игра «Помощники весны»);

Материал и оборудование: подготовка девиза «Каждый, кто природу любит, счастлив пусть и весел будет!», музыкальный фон «Времена года» П.Чайковского. картина-панно «Весенний лес», картинки по теме «Времена года», пазлы «Собери картинку», картинки растений, животных, птиц для панно, игра «Скажи наоборот», пособие Нумикон, готовые задачи и примеры, средства ИКТ, мольберт, контейнер с водой, камешки, стеклянные шарики, дощечки), макет картонного солнца, мел.


Ход

Учитель-дефектолог зазывает детей на образовательную деятельность:

Солнце ласково смеется,

Светит ярче, горячей.

Давайте друг другу улыбнемся,

И начнем урок скорей.

Учитель-дефектолог с детьми образовывают круг и приветствуют друг друга:

- Приятно смотреть на человека, лицо которого украшает тёплая и доброжелательная улыбка. Давайте поприветствуем друг друга своими улыбками. Подарим друг другу свои улыбки.

Ход урока


 1. Организационный момент

(Звучит музыка. «Времена года» П.Чайковского. Она настраивает учащихся на восприятие учебного материала, связанного с природой. Музыка утихает)

Учитель-дефектолог: Сегодня ребята, мне сорока на хвосте из леса весть принесла. В лесу сошёл снег, солнце стало ярче светить и пригревать. Появились проталинки, расцвели подснежники. Что же такое происходит в лесу? Какое время года наступило? 

Ученики: Весна!

Учитель-дефектолог: А еще сорока сказала, что хозяин леса спит под сосной и никак не проснётся? Про кого интересно сорока сказала? 

Ученики: Про медведя.

Учитель-дефектолог: Предлагаю с вами отправимся в лес будить медведя. Согласны?

Ученики: Согласны!

Учитель-дефектолог: Наш урок сегодня, будет называться урок-путешествие. Говорить мы будем о природе. Прочитайте девиз нашего урока.

Ученики: Каждый, кто природу любит, счастлив пусть и весел будет!

Учитель-дефектолог: Человек и природа неразделимы. Скучной была бы жизнь человека без пения птиц, без шелеста листьев, без журчания ручьев, без ярких красок полей, лесов, цветов. Но природа не всегда одинакова. Она изменяется по временам года.

Учитель-дефектолог: Сколько времен года вы знаете?

Ученики: Четыре: осень, зима, весна, лето.

Учитель-дефектолог: Какие основные признаки зимы, вы можете назвать?

 Ученики: Снег, мороз, метель, холодно, морозно;

Учитель-дефектолог: Верно. Зимой еще вьюжит и завывает вьюга, а иногда приходят настоящие бураны с очень сильным ветром и снегом. Какие основные признаки весны вы бы назвали?

Ученики: Звон капели, журчание ручьев, шелест листьев, пение птиц.

Учитель-дефектолог: В этих признаках весны вы назвали и звуки весны. Это радостные звуки оживающей природы. А какие основные признаки лета и осени?

Ученики: Летом - тепло, жарко, пестрые краски цветов, листьев, пение птиц. А осенью - опадают листья, улетают птицы, становится тихо и холодно.

  Учитель-дефектолог: Верно ребята, как будто в природе есть художник, который меняет свои краски по временам года. Попробуйте угадать, о каком времени года говорится в следующей загадке.

Растопило солнце снег,

Радость на сердце у всех,

Птицы весело запели

Слышен звонкий стук капели,

И ручьи бурлят, и птички.

Небо чисто-голубое.

Что с природою такое? (Весна.)

Ученики: Это, весна.

3. Постановка темы урока

Учитель-дефектолог: Правильно, это весна. И нам пора отправиться в увлекательное и интереснее путешествие в весенний лес. О чем мы должны помнить, путешествуя по лесу?

Ученики: В лесу не шумят, не ломают ветки деревьев, не мусорят, не срывают цветы, травы.

Учитель-дефектолог: А еще нельзя трогать руками незнакомые растения, они могут быть ядовитыми, не сходить с тропы, чтобы не потеряться. Вы готовы в путь?

Ученики: Да, готовы.

Учитель-дефектолог: Раз, два, три,

Вокруг себя ты обернись

В лесу весеннем окажись!


Педагог с учениками идут по классу в направлении картины «Весенний лес»

Учитель-дефектолог: Вот мы и в лесу. Покажите, какое у вас настроение в яркий, солнечный, весенний день? (Повернулись друг  к другу, улыбнулись). А в дождливый, пасмурный день? (Нахмурились). Идем по лесу – увидели лягушку. (Испугались).

Учитель-дефектолог подводит детей к картине «Весенний лес»

Вокруг на столах картинки, карточки, задания.

Учитель-дефектолог: Посмотрите ребята, не только медведь, но и лес не проснулся от зимнего сна. Кругом все запутано, времена года, птицы, звери и растения. Нам с вами предстоит во всем разобраться, разбудить весенний лес и все привести в порядок

Учитель-дефектолог: Согласны?

Ученики: Да, согласны.

Учитель-дефектолог: Думаю сначала нам надо разобраться с временами года и расставить их в той последовательности, в какой они идут.

Первое задание: Расставить картинки с временами года в правильной последовательности. Ученики расставляют картинки на мольберте.

Учитель-дефектолог: Скажите, что идет сначала? (Зима). Назовите по порядку зимние месяцы. А за ней? (Весна). Назовите по порядку весенние месяцы. А после весны? (Лето). Назовите по порядку летние месяцы. А за летом, наступает…(Осень). Вспомните осенние месяцы

Учитель-дефектолог: Верно, ребята, молодцы, вы все правильно выполнили. Кто мне еще раз напомнит, какое сейчас время года? (Весна). Предлагаю присесть, отдохнуть и сделать весеннюю пальчиковую гимнастику про сосульки:

Пальчиковая гимнастика

Раз – весна, (Большой палец встречается с мизинцем)

Два - капель, (Большой палец встречается с безымяным пальцем)

Три – сосульки тают (Большой палец встречается со средним)

Март прошел, (Большой палец встречается с указательным)

Идет апрель (Большой палец встречается с указательным)

Птицы прилетают (Скрестить ладони. Пальцы широко раздвинуть -«крылья», большие пальцы переплести между собой – «головка» птички)


Учитель-дефектолог: Я вижу, здесь красивые пазлы. Интересно, что в них? Попробуем собрать?

Ученики: Да, попробуем.

Второе задание: «Собери картинку» (Дети собирают пазлы на весеннюю тему из 4, 6, 9 деталей).

Учитель-дефектолог: Что у вас получилось?


Ученики рассказывают про свои картинки – март, ранняя весна, капель; апрель - ледоход, появление насекомых, прилет перелетных птиц; май – цветение цветов, кустов деревьев, обильная всхожесть травы.


Учитель-дефектолог: А сейчас пора вставать, физкультминутку выполнять.

Физкультминутка «Весенняя березка»

Березка в белом сарафане, весною водит хоровод.

(дети идут дробными, ритмичными шагами и одновременно делают повороты в стороны)

Звенит сережками так нежно и птичек в гости все зовет.

(ритмичные взмахи руками к себе)

Раскроет свои руки-ветки, опустит ветки-пальцы вниз.

(разводят руки в стороны, сводят руки к центру вниз.)

Подставит солнышку листочки, чтоб лучик на ветвях повис.

(ритмично покачивают руками вверху).


Учитель-дефектолог: А теперь пора оживить весенний лес. Вы видите? Здесь много картинок, которые могут нам в этом помочь. Дети выбирают картинки и размещают их на панно «Весенний лес».

Третье задание: Размещение картинок на панно «Весенний лес»

Учитель-дефектолог: Какие картинки вы выбрали и почему?

Картинка: В лесу начинает появляться свежая травка и первые цветы.
Их так и называют – ПЕРВОЦВЕТЫ (словарная работа).

Картинка: Появляются насекомые, с теплых краев возвращаются перелетные птицы грачи, скворцы, ласточки.    

    Картинка: Первой из деревьев весной зацветает ольха. У нее длинные сережки, которые покрыты желтой пыльцой.

Картинка: А как называется это растение? (Мать-и-мачеха). Она появляется в начале апреля, на местах, где пригревает солнышко.

Картинка: С приходом весны некоторые звери меняют свои шубки: белый заяц, становится серым, белка меняет рыжую шубку на серую-голубую, так они становятся незаметными для своих врагов.

Картинка: У волчицы и лисицы появляются детеныши: волчата и лисята.

Картинка: Птицы строят гнезда, а школьники мастерят скворечники для скворцов.

Учитель-дефектолог: Молодцы ребята, у нас получился замечательный рассказ о весеннем лесе. (Педагог прикрепляет картинку медведя) Поэтому и сам хозяин леса медведь проснулся и вылез из берлоги. Да не один, а с медвежатами.

Прежде чем дальше наводить порядок в лесу, я предлагаю поиграть с глазками, сделать для них гимнастику.


Зрительная гимнастика «Как просыпается весна»


Снег теперь уже не тот,-

Потемнел он в поле.

На озёрах треснул лёд,

Будто раскололи.

Облака бегут быстрей.

Небо стало выше.

Зачирикал воробей

Веселей на крыше.

Всё чернее с каждым днём

Стёжки и дорожки,

И на вербах серебром

Светятся серёжки.

(С. Я. Маршак)

Широко открыть глаза


Потереть ладошки друг о друга и прикрыть ими сомкнутые глазки

Посмотреть вверх


Смотреть влево-вправо


Посмотреть в центр, кончик носа


Поморгать глазками

Учитель-дефектолог: Мы с вами определили последовательность времен года, собрали весеннее пазлы, нашли много весенних признаков в лесу. А вы знаете, что в лесу еще есть хозяева. Кто они?

Ученики: Это лесники, и егеря. Люди этой профессии охраняют растения и животных леса.

Учитель-дефектолог: Верно. Лесники и егеря призывают всех людей беречь лес: не оставлять мусор, не разводить костры, не рвать бесполезно цветы, не вырубать деревья. А еще они ведут учет всех деревьев, птиц и животных. Предлагаю вам тоже подсчитать в нашем лесу зверей, птиц и деревьев. Но прежде чем мы начнем считать, предлагаю разминку на запуск мозга. Поиграем в игру «Всё наоборот».


Четвертое задание: Игра «Всё наоборот».

Учитель-дефектолог: Я буду называть приметы осени, а вы - приметы весны.

- Осенью день короче, а ночь длиннее, а весной(день длиннее, а ночь короче)

- Осенью птицы улетают, а весной(прилетают)

- Осенью наступают заморозки, а весной (оттепель)

- Осенью насекомые исчезают, а весной(появляются)

- Осенью листья на деревьях опадают, а весной(распускаются)

- Осенью трава увядает, а весной(вырастает)

- Осенью природа засыпает, а весной(просыпается)

- Осенью люди собирают урожай, а весной(занимаются посадками)


Учитель-дефектолог: Какие вы молодцы! Справились и с этим заданием. А теперь пора вести учет. Анечка посчитает все хвойные деревья и перелетных птиц. А Полина всех зверей, и берез. А поможет нам в этом Нумикон.

Пятое задание: Решение задач с помощью пособия Нумикон.

1) «В лесу на левой сторонке от речки росли 11 берез, и на правой сторонке росли 11 берез. Сколько всего берез росло на лесной полянке?» (Двадцать две).

2) «На этой же полянке росла одна высокая сосна и две маленькие елочки. Сколько хвойных деревьев росло на полянке ?» (Три).

3) «В берлоге спала одна медведица, у нее родилось три медвежонка. Сколько медведей вылезло из берлоги в апреле?» (Четыре).

4) «Из одной норы вылезло четыре барсука, а из другой пять. Сколько, барсуков греется на весеннем солнышке? (Девять).

5) «На высокой сосне сидело два скворца, с теплых краев вернулось еще шесть скворцов и сели на соседнее дерево. Сколько всего стало скворцов? (8).

Учитель-дефектолог: Молодцы! Все мы с вами посчитали. Вы обратили внимание, что в нашем лесу протекает речка. А Знаем ли мы, какие кораблики поплывут в весенних ручейках? Из чего их можно сделать, чтобы они поплыли?


Шестое задание: Игра «Что плывет, а что тонет?»

Ученики кладут в контейнер с водой камушки, стеклянные шарики, палочки.

Учитель-дефектолог: Какие предметы поплывут в ручейке, а какие утонут. Почему так получается? Тяжелые тонут, а легкие поплывут. Молодцы. Вернемся на свои места.

Учитель-дефектолог: Скоро закончится наше путешествие. А все ли мы с вами выполнили? Посмотрите, здесь солнышко, а лучей у него нет. (Макет солнышка на мольберте). Чтобы появились лучики, и начали обогревать землю, надо ему помочь, придумать весенние слова. Придумаем? (Да).

Учитель-дефектолог: Весна, какая?

Седьмое задание: «Помощники весны»

Ученики: (Чудесная, ранняя, поздняя, дружная, теплая, солнечная, близкая, сырая, сухая, влажная, долгожданная, нарядная, румяная, травянистая, холодная, цветущая, яркая).

Учитель-дефектолог: Солнышко, какое? 

Ученики: (Теплое, жгучее, яркое, щедрое, утреннее, вечернее, блестящее, яркое, желтое, золотистое, огненное, лучистое, огромное, полное, рыжее, веселое, нежное, приветливое, радостное).

Кто говорит слово, тот сам и рисует лучики.

Учитель-дефектолог: Молодцы, ребята. Помогли весеннему лесу проснуться от зимнего сна, выполнили много заданий. Нам пора возвращаться в класс

Раз, два, три

Вокруг себя ты обернись,

и снова в класс скорей вернись.

Учитель-дефектолог: Ребята, что мы сегодня делали? Что нового вы узнали? Понравилось вам быть лесными учениками?

Дети: Да, понравилось. Мы находили картинки о весне, решали примеры, собирали пазлы, играли, экспериментировали, придумывали много весенних слов.






Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.