Открытое занятие по обучению грамоте
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 85 г. Челябинска»
(МАДОУ «ДС №С 85 г. Челябинска»)
ИНН 7452027508 КПП 745201001
Технологическая карта
непосредственной образовательной деятельности
в подготовительной к школе группе (6-7 лет)
по развитию речи и обучению грамоте
«Ранняя весна»
Хайбуллина Гульнара Алексеевна
воспитатель общеразвивающей группы
г. Челябинск, 2021 год
Образовательная область: развитие речи (обучение грамоте)
Интеграция видов деятельности: основы науки и естествознания
Цель: закрепить пройденный материал
Задачи:
Образовательные: закрепить знания детей о звуках, умения определять место звука в слове, определять количество слогов в слове, составлять слова из слогов, умение делать звуковой анализ слов, различать согласные звуки по твердости и мягкости, закрепить умение составлять схему простого предложения.
Воспитательные: воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно; продолжать формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.
Развивающие: Развивать речь, внимание, мышление, зрительное восприятие, фонематический слух.
Оборудование: конверт с заданиями: письмо, картинки с изображением примет зимы и весны, раздаточный материал на каждого ребенка: слово «весна», для звукового анализа и кружочки бумаги красного, синего и зеленого цвета, простые карандаши, карточки с предложениями и схемами, слоги для составления слов, шаблоны ласточек.
Технологическая карта НОД
№ | Этап занятия Структурные компоненты деятельности | Содержание деятельности | Действия, Деятельность педагога | Действия, Деятельность детей | Планируемый результат | Время |
1. | ВВОДНАЯ ЧАСТЬ Организационный момент | Ребята, сегодня к нам пришли гости. Поздоровайтесь с ними. Гости к нам пришли посмотреть, чему вы научились на занятиях по обучению грамоте.
| Переключение внимания детей на предстоящую деятельность | Дети встают в круг , здороваются с гостями. | Готовность к предстоящей деятельности, внутренняя мотивация на деятельность | 2мин. |
2. | Проблемная ситуация (или мотивация) и постановка и принятие детьми цели занятия | Мотивация (процесс вовлечения в деятельность): А у меня есть для вас вот такое письмо. Только не понятно от кого оно. Смотрите, отправитель зашифровал себя ребусом. Действительно! Это письмо от ласточки. Давайте его прочитаем. (читает письмо) Поможем ласточке вернуться? Посмотрим, что же произошло с ориентирами. |
воспитатель осуществляет постановку и принятие детьми цели занятия | Дети решают ребус- Ласточка Слушают содержание письма Ответы детей Да! Солнце должно греть сильнее.(ребятами делается вывод, что необходимо подумать, как всем вместе выйти из затруднительной ситуации.) | Выявить интерес | 2,5 мин |
3. | ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам НОД | 1. Артикуляционная гимнастика. Ребята, похоже все началось с диалога весны и зимы, сейчас я буду произносить слова диалога, а вы повторяйте за мной с выражением и с такой же интонацией. Диалог Зимы и Весны А Зима Весне в ответ: Говорит Весна тогда: Солнышко повеселело и вокруг все обогрело. Что произошло? 2. Да, ребята, я тоже думаю, что зима разозлилась и все перепутала, смешала признаки зимы и весны вместе. Давайте разделим картинки на зимние и весенние признаки. Ребята, у вас отлично получилось! 3. Я предлагаю разделить признаки зимы на слоги, чтобы они скорее исчезли. Сугроб Лед Снегопад Снеговик Метель Снег А признаки весны нужно собрать из слогов, которые расположены у вас на столах. Очень хорошо, все весенние слова собраны, ласточка будет по ним ориентироваться. | Выразительно читает диалог зимы и весны. Обращает внимание детей на картинки с изображениями признаков весны и зимы Называет слова и предлагает посчитать слоги в слове Предлагает пройти на места, где уже разложены слоги | Повторяют слова за воспитателем, сохраняя интонацию и выразительность Зима разозлилась на весну. Дети переходят к столу с картинками и раскладывают отдельно признаки весны и отдельно зимние признаки Дети хлопают в ладоши и называют количество слогов в слове Собирают слова из слогов | формирование правильной и выразительной речи . Продолжать формировать умение анализировать закрепить умение делить слова на слоги закрепить навык складывать слова из слогов | 2мин 2мин 2мин |
| | 4. Ребята, а из чего состоит слог? Какие бывают звуки? Чем гласный звук отличается от согласного? Какие согласные звуки бывают? Я в конверте нашла схему и загадку к ней ЗАГАДКА О ЗИМЕ: Замела я все вокруг, Прилетев из царства вьюг. Осень, лучшую подружку, Я отправила на юг. Я морозна и бела, И надолго к вам пришла. Мне что -то не нравится в этой схеме. Что не так? Ой, а у слова весна все и вовсе нет схемы Самостоятельно сделайте звуковой анализ слова. Проверьте друг у друга. Хорошо, предлагаю немного поиграть. Сейчас я буду называть слова, а вы ловите звук и, если он вначале слова- хлопок над головой, в середине- хлопок перед собой, а если в конце, то хлопок около коленей. Слова: иней, зима, сани, ручьи, проталина, игра, птица, лужи, ива. 5. А вот и последний ориентир, который должен помочь ласточке, но Зима и здесь все испортила. Ребята посмотрите внимательно на предложения и схемы и исправьте все ошибки.
| Задает вопросы, направленные на подготовку к звуковому анализу слова Достает схему из конверта Читает загадку Работа со схемой предложения | Отвечают на вопросы Производят звуковой анализ слова весна. зима нужно заменить у звука з* синий цвет на зеленый. Взаимопроверка Работают на листочках | Продолжать формировать умение делать звуковой анализ слов Продолжать формировать умение находить звук в слове Формировать умение составлять схемы предложений | 7мин 2мин 7мин |
4. | ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ Итог занятия. Систематизация знаний. | Ребята, вы справились со всеми заданиями, и ласточка теперь легко найдет дорогу в родной край. Понравилось вам помогать ласточке? Что вам запомнилось? Ой, кто-то прислал мне смс. Вы поняли что хотела сказать ласточка? А я поняла, она в свое письмо вложила шаблоны, изображающие летящих ласточек. И просит нас нарисовать. Вы согласны? |
Подведение итога Звук смс Включает щебет ласточек Показывает шаблоны | Ответы детей | Подведение итогов | 2мин |
Здравствуйте, ребята!
Я очень хочу вернуться в родные края, но еще очень холодно и зима перемела, перепутала все ориентиры, по которым мы, ласточки, всегда возвращались из теплых стран. Пожалуйста, помогите мне их восстановить, они находятся в этом письме.
От кого :
Кому: РЕБЯТАМ 8 ГРУППЫ
ТЕП ЛО ПОЧ КИ
ВЕС НА ЛУ ПОЧ КИ
ЛУ ЖА ЛИС ТИК ЛУ ЧИК РУ ЧЕЙ
СО СУЛЬ КА ЖА
ПРИШЛА РАННЯЯ ВЕСНА. - ______ ______ .
ПОЯВИЛИСЬ ПРОТАЛИНЫ. - |_____ ______
ЗАЦВЕЛ ПЕРВЫЙ ПОДСНЕЖНИК. - _______ ______
СКОРО ПРИЛЕТИТ ЛАСТОЧКА. -
ПРИШЛА РАННЯЯ ВЕСНА. - ______ ______ .
ПОЯВИЛИСЬ ПРОТАЛИНЫ. - |_____ ______
ЗАЦВЕЛ ПЕРВЫЙ ПОДСНЕЖНИК. - _______ ______
СКОРО ПРИЛЕТИТ ЛАСТОЧКА. -
ПРИШЛА РАННЯЯ ВЕСНА. - ______ ______ .
ПОЯВИЛИСЬ ПРОТАЛИНЫ. - |_____ ______
ЗАЦВЕЛ ПЕРВЫЙ ПОДСНЕЖНИК. - _______ ______
СКОРО ПРИЛЕТИТ ЛАСТОЧКА. -
ПРИШЛА РАННЯЯ ВЕСНА. - ______ ______ .
ПОЯВИЛИСЬ ПРОТАЛИНЫ. - |_____ ______
ЗАЦВЕЛ ПЕРВЫЙ ПОДСНЕЖНИК. - _______ ______
СКОРО ПРИЛЕТИТ ЛАСТОЧКА. -
З И М А
З
ЗИМА ВЕСНА
10