Логопедическое занятие по обучению грамоте «Страна Знаний»
Конспект итогового логопедического занятия в подготовительной группе по обучению грамоте «Страна Знаний»
Цель: Закрепить понятия «звук, слог, слово, предложение».
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные:
- Обобщить и систематизировать знания детей о слогообразующей роли гласного;
- совершенствовать навыки звукового анализа;
- совершенствовать умения детей в деление слов на слоги, в составлении предложений по схеме;
- закреплять умения детей давать полную характеристику звукам речи.
2. Коррекционно-развивающие:
- Активизировать и развивать словарь и лексико-грамматический строй речи;
- развивать слуховое внимание, память, активизировать мыслительную деятельность;
3. Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать умение внимательно слушать друг друга, выполнять поставленную задачу;
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Оборудование: письмо, следы, буквы, конверты, вагончики, предметные картинки, слова, дипломы.
Ход занятия
I. Орг. момент. (Дети сидят на ковре). Ребята, утром я нашла письмо. Интересно, от кого оно?
II. Основная часть. Письмо пришло из волшебной «Страны Знаний», а написал его волшебник по имени Пиши-читай. Он пишет, что злая волшебница Закаляка украла все гласные буквы. Что может случиться, если исчезнут гласные буквы? А может, мы зря волнуемся? (Без гласных букв нет слога, без слогов не сложатся слова).
Если мы не поможем вернуть гласные буквы, то в скором времени из всех книг мира исчезнут гласные буквы, и никто и никогда не сможет прочитать книги. Книга – это источник знаний, без книг дети не смогут учиться в школе и получать новые знания.
Волшебник Пиши-читай просит нас о помощи. И он прислал нам билеты на поезд, который доставит нас в страну Знаний (Детям раздаются картинки). Что бы найти свой вагон вы должны посмотреть на картинку и определить, сколько слогов в слове и сесть в свой вагон (Дети подходят к столам с соответствующими вагонами: 1 слог, 2 слога, 3 слога).
«Молодцы. Итак, все готовы. Поезд отправляется» (идут по следам).
1. «Приехали». Мы находимся на станции, которая называется (поднимаем два следа) «ПРОЧИТАЙ-КА», «СЛОВА». Что такое слово? (ответы детей). Возьмите карточки и по цепочке прочитаем слова (Карточки со словами раздаются детям, кто правильно прочитал, тот соответствующую картинку получил).
Молодцы, ребята. Мы справились с заданием и у нас появились буквы А и У. (Буквы выставляются на доску).
Едем дальше. «Опять несет нас паровоз.
Мы слышим звонкий стук колес».
2. Посмотрите, мы приближаемся к станции, которая называется (поднимаем два следа) «ОТГАДАЙ-КА», «БУКВА». Что такое буква? Зачем нужны буквы? (ответы детей).
У каждого на столе лежат конверты. Вам задание: из букв, лежащих в конвертах, составить слово. Дети выполняют задание самостоятельно.
Молодцы ребята и с этим заданием вы тоже справились и появилась буква О. (Буква выставляется на доску).
Едем дальше. «Чух-чух-чух,
Мчится поезд во весь дух! »
3. Посмотрите, мы приближаемся к станции, которая называется (поднимаем два следа) «ВСЕЗНАЙКА», «ЗВУК». Что такое звук? Какие бывают звуки? (ответы детей).
Выбрать схему слова из предложенных, и подобрать к нему слово (слова использовать из 3-4 звуков).
— Что эта схема рассказывает? (рассмотреть несколько вариантов Н/р, в слове один слог, 3 звука: согласный твердый, гласный, согласный твердый.)
- Ещё буква вернулась И. (Буква выставляется на доску).
Физкультминутка
Как живешь? – Вот так. Как плывешь? – Вот так.
Как бежишь? – Вот так. Вдаль глядишь? – Вот так.
Ждешь обед? – Вот так. Машешь вслед? - Вот так.
Утром спишь? – Вот так. Как шалишь? – Вот так.
Дети отвечают на вопросы, выполняют движения согласно тексту.
4. Посмотрите, мы приближаемся к станции, которая называется (поднимаем два следа) «СОСТАВЛЯЙ-КА», «ПРЕДЛОЖЕНИЕ». Что такое предложение? Из чего состоит предложение? (ответы детей).
Составление предложений по картинкам (у каждого своя) к схеме (с предлогом: в, под, над, перед, за, из-за, из-под).
- Молодцы! Мы с вами помогли букве Ы вернуться домой (Буква выставляется на доску).
5. Посмотрите, мы приближаемся к станции, которая называется (поднимаем два следа) «РАЗМЫШЛЯЙ-КА», «ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ» Игра «СКАЖИ НАОБОРОТ»
Грустный- веселый |
Вдох-выдох |
Длинный-короткий |
Мокрый-сухой |
Друг-враг |
Тонкий-толстый |
Лето-зима |
Далеко-близко |
Бежать-стоять |
Больной-здоровый |
День-ночь |
Потерял-нашёл |
Горячо-холодно |
Широкий-узкий |
Высоко-низко |
Трус-храбрец |
Острый-тупой |
Старый-новый |
Потолок-пол |
Начало-конец |
Молодцы! Хорошо отдохнули. А теперь давайте продолжим наше путешествие. Садитесь на свои места. Последние гласная буква вернулась домой Э (Буква выставляется на доску).
III. Итог занятия. Ребята, вам понравилось наше путешествие? (ответы детей). Какое задание вам было очень интересно выполнять? (ответы детей). Какое из заданий вам показалось наиболее сложным? (ответы детей). Оценивается работа детей.
Вот и подошло к концу наше необычное занятие. Давайте вспомним, где мы сегодня побывали? На чем мы путешествовали? Скажите, как нужно вести себя в школе? Царица Знаний благодарит вас и прислала нам дипломы. Все вы, ребята, показали сегодня свои знания. Вы смогли преодолеть все трудности, препятствия, испытания, вы показали, что готовы к школе, готовы покорять новые вершины и получать новые знания.
Шабанова Алёна
Анна Александровна Устименко
Шабанова Алёна
Шабанова Алёна
Шабанова Алёна