Занятие «Ознакомление с новым видом деятельности по ДООП "Юный экономист"»
Открытое занятие регионального этапа конкурса «Педагог дополнительного образования Воронежской области» в рамках Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям»
Автор: Елена Александровна Саликова,
педагог дополнительного образования
Аннинского ЦДО «РИТМ».
Тема занятия: «Ознакомление с новым видом деятельности по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе « Юный экономист».
Цель занятия: познакомить обучающихся с новым видом деятельности. Введение понятия «экономика».
Задачи занятия:
Обучающие:
- дать общие понятия об экономике как науке;
- повышение финансовой грамотности и уровня финансового самосознания младших школьников.
Развивающие:
- развивать навыки экономического мышления и формировать интерес к изучению основных особенностей современного состояния экономики;
- развивать познавательные и творческие способности обучающихся.
Воспитательные:
- воспитывать ответственность за экономические решения, уважение к труду и предпринимательской деятельности;
- формировать готовность использовать приобретенные знания для ориентации в выборе профессии и траектории дальнейшего образования;
- воспитывать экономически грамотную личность.
Возраст обучающихся: 7-10 лет.
Продолжительность занятия: 20 минут.
Формы организации занятия: индивидуальная, групповая.
Материально-техническое оснащение: компьютер, проектор, магнитная доска, видеоролик « История денег», толковый словарь русского языка С.И.Ожегова, дидактический материал: «Лента времени», рабочий лист «Что нельзя купить за деньги?», карточки «Забытые профессии»
Ход занятия.
I.Организационный этап.
- Все расселись по местам,
Никому не тесно,
По секрету скажу вам:
"Будет интересно!”
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Елена Александровн, я, руководитель объединения «Юный экономист» Аннинского центра дополнительного образования «РИТМ».
Знакомство с детьми
- А ваши имена я вижу на бейджиках.
Вступительная речь педагога.
- На своих занятиях я знакомлю ребят с наукой экономика. Название этого слова переводится как «ведение хозяйства». О секретах и отношениях в мире экономики я предлагаю вам сегодня поговорить.
II. Формирование новых знаний.
-У меня в мешочке находится великое изобретение человечества, предмет очень простой, но, в то же время загадочный и даже волшебный. Потому что он может превращаться в любой товар. С помощью этих предметов можно осуществить много желаний.
- Кто догадался, о каком предмете идет речь?
( Они бывают металлические, бумажные)
- Деньги являются одним из главных понятий в экономике.
-Чтобы верно определить значение экономического понятия «деньги» обратимся к толковому словарю Сергея Ивановича Ожегова.
- В конце урока мы с вами вернемся к этому вопросу, и будем знать точный ответ.
- Деньги – это металлические и бумажные знаки, являются мерой стоимости при купле-продаже, средством платежей и предметом накопления.
- Ребята, а как вы думаете, всегда ли деньги имели такой вид.
- Я предлагаю вам посмотреть видеоролик «Деньги».
Упражнение «Лента времени». Подведём итог: Перед вами карточки, на которых изображены денежные знаки. Ваша задача, прикрепить на ленте времени появление денег в порядке возникновения в истории человечества. ( Лента времени - это движение от прошлого к настоящему).
Молодцы! Все были очень внимательными и быстро справились с заданием.
-У денег много разных функций. Одной из них является оплата труда.
А что такое труд?
Труд - это деятельность человека, которая приносит пользу людям.
Профессия-это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений.
- В современном мире существует огромное количество профессий, но все они берут начало в далеком прошлом.
Работа с карточками «Забытые профессии».
- Перед вами изображения забытых профессий, Ваша задача соотнести профессию и предмет, который является её результатом.
- Для каждого из вас я приготовила вот такую книжку – раскраску «Забытые профессии».
Экономическая физкультминутка.
Предлагаю отдохнуть! «Будем денежки считать»
Один, два, три, четыре, пять (ладонь ребром, сжимаем и разжимаем в кулаке)
Будем денежки считать (сжимаем и разжимаем пальцы рук)
Один и два оплатим дом (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)
Дом, в котором мы живём.
Третья монетка – одежду купить (отгибаем средний палец)
На четвёртую в магазин сходить (отгибаем указательный палец)
Ну, а пятую пока (шевелим большим пальцем)
Сбережём для кошелька! (спрятать большой палец в кулак, согнув все пальцы
- Делу время, потехе час.
Об искусстве обращения с деньгами в экономике существует большой раздел знаний.
- Как приходят деньги в ваши семьи?
(Ответы детей).
Родители – зарплату
Бабушки и дедушки – пенсию
Брат или сестра – стипендию
- Деньги, заработанные членами семьи будут называться? (Доход), а деньги, которые потратила семья, называются (Расход). Расходы — это всё, на что семья тратит деньги: от обязательных платежей по ипотеке и коммунальным услугам до проезда в общественном транспорте.
Совокупность доходов и расходов, составляют семейный бюджет, а если это бюджет страны – он называется государственный.
Эти знания позволяют на уровне семьи, государства, международных отношений вести грамотные экономические расчёты.
Игра «Доход и расход»
- С помощью игры проверим, разбираетесь ли вы в доходах и расходах.
Если я называю доходы вы – закрываете ладонь, а если расходы – открываете.
Пенсия;
Оплата коммунальных услуг;
Зарплата;
Продажа старого автомобиля;
Выигрыш в лотерейный билет;
Покупка игрушки;
Заправка автомобиля;
Молодцы!
- А все ли можно купить за деньги?
Практическая работа.
- Перед вами рабочий лист «Что нельзя купить за деньги». Давайте вместе с вами распределим карточки и выясним, что не купим за деньги.
Вывод: Как видим, не все на свете продается, покупается за деньги, самое ценное для человека - не имеет цены.
-Все темы, которые мы сегодня с вами рассматривали на занятие: деньги и их история, семейный бюджет, труд и профессия и, вообще, товарно-денежные отношения в мире изучает какая наука? экономика.
III. Рефлексия.
Составим с вами синквейн к слову экономика. Вы знаете, что такое синквейн? Я вам напомню. Синквейн – это схема, состоящая из 5 строк.
1-я строка – главное слово, определяющее содержание синквейна;
2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;
3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;
4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;
(обратив внимание на большой объем знаний накопленных в мире экономики, мы смело можем сказать, заполнив 5 строку синквейна, что экономика – это наука.)
5-я строка – одно слово, характеризующее суть предмета или объекта.
IV. Заключительное слово педагога
На память о нашем занятии я хочу подарить вам комнатное растение. В народе его называют «денежное дерево».
Девочки и мальчики, пусть этот подарок, будет вам напоминать о том, что самое ценное для человека, не покупается за деньги.
Не тот богат, кто драгоценности имеет,
А тот, кто ближнего обидеть не посмеет!
Богатство человека – золото души,
Которая добро дарить умеет!
Спасибо, ребята за занятие, мне очень приятно было с вами познакомиться. До свидания!
Список литературы.
Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. — М.: Российская экономическая школа, 2013.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русскогоязыка:80000слов и фразеологических выражений/Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова.- 4-е изд., дополненное.- М.:- Азбуковник,1999.
Интернет – ресурсы
https://ru.wikipedia.org/wiki/Синквейн
https://az779572.vo.msecnd.net/screens-800/9b18836322a740acbdd10d05328be4a2
https://www.perunica.ru/uploads/posts/2016-04/thumbs/1461331204_1.jpg
https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/04d5/0014158c-e9f645fc/img14.jpg