Профессионализм педагога как условие обеспечения качества математического образования

4
0
Материал опубликован 29 April 2022 в группе



ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ПЕДАГОГА КАК УСЛОВИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Лапко И. В.

учитель математики

МБОУ «Школа № 80 г. Донецка»

​​​​​​​

Аннотация. Рассмотрены компетенции современного учителя и их основные характеристики. Показаны возможности внутреннего и внешнего совершенствования педагога для обеспечения качества образования в рамках реализации Государственных образовательных стандартов Донецкой Народной Республики. Дан краткий анализ личного опыта.

Ключевые слова: современный учитель, профессиональная компетентность, педагогические компетенции, качество образования, личные качества.

Особенность учительской профессии заключается в постоянном деятельном общении с другими людьми. Работа учителя направлена на формирование личности учащегося, выработку определенных правил поведения, его интеллектуальное развитие. Учитель должен обладать и психологическими, и специальными знаниями.

Цель статьи: рассмотреть педагогические компетенции, которыми должен обладать современный учитель и возможности самосовершенствования для обеспечения качества образования учащихся.

Актуальность статьи. В условиях усложнения задач, стоящих перед образованием Донецкой Народной Республики, повышаются требования к учителю, его профессионализму и личностным качествам.

В последнее время общепринятой характеристикой профессиональной деятельности учителя становится профессиональная компетентность – характеристика, отражающая не только профессиональные знания, но и умения опираться на них в своей профессиональной деятельности, отношение учителя к учащимся и личностные качества. Профессиональная компетентность педагога – это владение определенным набором компетенций необходимых для педагогической деятельности, личное отношение педагога к работе, умение активно использовать профессиональные знания на практике. В период реализации государственных образовательных стандартов особое внимание уделяется совершенствованию профессиональной компетентности учителя, в частности учителя математики. [4, c. 131]

Рассмотрим компетенции, которыми должен обладать современный учитель:

1. Предметная компетенция (знания в области преподаваемого предмета, методологии преподаваемого предмета). Это специфическая особенность, необходимая для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающие узкоспециальные знания, особого рода предметные умения, навыки, способы мышления.

2. Общепедагогическая компетенция (теоретические знания в области индивидуальных особенностей психологии и психофизиологии познавательных процессов личности). Это оценочная категория, характеризующая педагога как субъекта воспитательной деятельности в системе образования, предполагающая наличие профессиональных (объективно необходимых), психологических и педагогических знаний и умений, позиций и установок педагога, требуемых от него профессией.

3. Профессионально-коммуникативная компетенция (практическое владение приемами эффективного общения). Математическое объяснение имеет форму изложения-рассуждения на основе раскрытия особенностей математического объекта, его целей и задач. Оно включает в себя диалогизированную форму интеллектуального общения, направленную на развитие познавательной самостоятельности и творческих способностей учащихся. Рассуждение, если его рассматривать как профессионально-коммутативную компетенцию, включает в себя:

- умение формулировать тезис определенного математического положения;

- умение сформулировать проблему на основе краткого изложения материала;

- использование аналитических форм объяснения: зависимость, исключение, включение; математические решения;

- использование логических форм изложения: анализ, синтез, сравнение, обобщение;

- умение вывести итоговое знание из интеллектуального общения. Существенную роль в профессиональной компетенции играет такой компонент, как любовь к своему предмету, которая позволяет находить вдохновение в языке цифр и символов, видеть красоту логического построения математических знаний.

4. Управленческая компетенция: владение управленческими технологиями (педагогический анализ ресурсов, умение проектировать цели, планировать, организовывать, корректировать и анализировать результаты). Основные функции управленческой компетенции учителя:

- конструирование содержания, что предусматривает отбор учебной информации к уроку и конструирование процесса ее усвоения;

- организационная – это привлечение учащихся к выполнению запланированных видов учебной деятельности, стимулирование и оценивание;

- коммуникативная устанавливает такие взаимоотношения между учениками на занятиях, которые способствуют повышению эффективности учебного труда;

- гностическая обеспечивает подход к функции учебного процесса, который базируется на использовании достижений современной науки и практики в вопросах организации учебно-познавательной деятельности, особенностей психического развития каждого класса и личного опыта.

5. Компетенция в сфере инновационной деятельности (умение спланировать, организовать, провести и проанализировать педагогический эксперимент). Это креативная компетенция, т.е. умение учителя выводить деятельность на творческий, исследовательский уровень.

6. Рефлексивная компетенция (умение обобщить свою работу). Это профессиональное качество личности педагога, позволяющее наиболее эффективно и адекватно осуществлять процессы обучения и воспитания школьников через выход в рефлексию, что способствует творческому подходу к профессиональной деятельности, направляет процесс профессионального самосовершенствования.

7. Информационно-коммуникативная компетенция – это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности педагогов, а также для развития детей.

Несомненно, что профессионализм педагога является источником развития современного образования. Поэтому очень важно улучшать качество подготовки педагогических кадров и совершенствовать систему повышения квалификации. Образовательная направленность методической подготовки предполагает овладение содержанием изучаемой дисциплины, в результате которого происходит изменение личностных качеств будущего учителя. Таким образом, в системе методической подготовки будущего учителя должны быть в равной степени реализованы цели образования и профессиональной подготовки, которые должны взаимно обогащать и дополнять друг друга [3, C. 34-38]. Качественную подготовку дают курсы повышения квалификации при Донецком республиканском институте дополнительного педагогического образования, которые проводятся в очной и дистанционной форме. Дистанционное обучение очень актуально сегодня не только в связи с режимом повышенной готовности из-за угрозы распространения коронавирусной инфекции, а прежде всего потому, что оно обеспечивает:

- мобильность (организация эффективной связи между преподавателем и обучаемым);

- обучение в индивидуальном темпе (скорость обучения устанавливается самим обучаемым в зависимости от его возможностей и потребностей);

- доступность (независимость от географического и временного расположения);

- социальное равноправие (равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, материальных возможностей обучаемого);

- технологичность (использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий).

Такие курсы пройдены мною в 2020 – 2021 году. А в 2021 – 2022 появилась возможность стать слушателем на обучающей платформе ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России» по теме «Реализация требований обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО в работе учителя».

Совершенствование профессионализма педагога происходит через активные формы работы. В нашей школе – это работа в методобъединении учителей естественно – математического цикла, в творческих группах; участие в заседаниях педагогического совета; проведение открытых уроков, взаимопосещение. Анализ и самоанализ помогает мне определить сильные и слабые стороны своих уроков, позволяет достичь улучшения качества уроков. Ведь урок – основной показатель профессионализма педагога. Спланировать работу по повышению своего мастерства помогает индивидуальный план профессионального развития и как итог за определенный период - аттестация.

Мы мотивируем учащихся и оказываем им поддержку в участии в конкурсах различных уровней. Плох тот учитель, который сам не принимает участие в конкурсах. В этом году я приняла участие в муниципальном педагогическом конкурсе «Моя лучшая творческая разработка – 2022». Принимаю участие в онлайн - конкурсах на педагогическом сайте «Урок РФ» и как участник, и как член жюри. Участие в вебинарах на платформах «Просвещение», «WЕBINAR», «Урок РФ» значительно способствует самообразованию. А вебинары в «МетаШколе» позволяют не только расширить теоретические знания, но и на практике проверить их, выполняя практические задания.

Преподавание математики направлено на развитие у учащихся логического мышления, аналитических способностей, умения самостоятельно определять закономерности и выявлять причинно-следственные связи. Залогом успешной реализации Государственных образовательных стандартов сегодня является методическая культура современного педагога, участие в конкурсах профессионального мастерства и социальных проектах. Немаловажным для решения задач, стоящих перед образованием, являются личные качества учителя: целеустремленность, самоорганизованность и самодисциплина, настойчивость, наблюдательность, трудолюбие, артистичность, ораторские способности, умение четко формулировать цели и определять наиболее эффективные пути их достижения, умение вызывать интерес учащихся к своему предмету. И сегодня остаются актуальными слова К. Д. Ушинского «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя»



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Государственные образовательные стандарты на 2015-2017 гг.  [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://mondnr.ru/?cat=66

Воронкова О. Б. Информационные технологии в образовании: интерактивные методы / О. Б. Воронкова. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 315 с.

Душина И. В., Таможняя Е. А. Пути обновления методического мастерства учителя математики в период модернизации образования // Педагогика. – 2010. – № 3. – С. 34 – 38.

Корнилова Л. В. Компетентности учителя начальной школы, обусловленные требованиями ФГОС НОО. – Научно-теоретический журнал «Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров» 3 (8), 2011, С. 131

Никишина И.В. «Инновационная деятельность современного педагога». - Волгоград, Учитель, 2014.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации