Технологическая карта урока окружающего мира «Снег и лед». Работа «Выполняем опыты со снегом и льдом»
Технологическая карта урока окружающий мир № 27 Дата __________________
Учитель |
Борзова С. С. |
Тема |
Откуда берутся снег и лёд? Практическая работа №12. «Выполняем опыты со снегом и льдом». |
Цели деятельности учителя: |
расширить и уточнить представления о снеге и льде, исследовать и установить основные свойства снега и льда, сравнивать изученные объекты природы, наблюдать форму снежинок и отображать её в рисунках. |
Тип урока: |
формирование знаний. |
Планируемые образовательные результаты: |
Предметные результаты: исследовать и установить основные свойства снега и льда, сравнивать изученные объекты природы, наблюдать форму снежинок и отображать её в рисунках. Метапредметные результаты: принимать учебную задачу урока и стараться ее выполнить; ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания; слушать и понимать речь других; рассматривать иллюстрации учебника и извлекать из них нужную информацию; совместно договариваться о правилах общения в группе; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Личностные результаты: понимать необходимость бережного отношения к природе; осознавать красоту снега и льда. |
Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться): |
Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели; логические – сравнивают свои знания с тем, что им предстоит узнать за учебный год; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти). Регулятивные: ориентирование в учебнике и рабочей тетради; принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. Личностные: осознание своих возможностей в учении; способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партнером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые высказывания. |
Методы и формы обучения: |
частично-поисковый; фронтальная и индивидуальная. |
Образовательные ресурсы: |
Учебник А.А Плешакова «Окружающий мир», 1 класс, рабочая тетрадь А.А Плешакова к учебнику 1 класса «Окружающий мир», мультимедиа, инструкционные карточки, снег и лед для проведения опыта, стаканы, цветной картон, молотки, карандаши, презентация «Снег и лёд. Основные свойства снега и льда». |
Сценарий урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формируемые УУД |
1. Организационный момент. Мотивация и целеполагание. |
- Послушайте загадки и отгадайте: Он летает белой стаей и сверкает на лету. Он звездой прохладной тает на ладони и во рту. Он на солнышке румяный, под луною - голубой. Он за ворот и карманы залетает нам с тобой. Он и белый, и мохнатый, и пушистый, как медведь. Раскидай его лопатой, назови его, ответь! (снег) Слайд 3. Он сковал большую реку, Гладкий, ровный - красота! Он поможет человеку Обходиться без моста. А в каникулы, зимой, В эти славные деньки Приглашает нас с тобой Поскорей надеть коньки. (лёд) Слайд 4. - Кто назовет тему нашего урока? Какую учебную задачу будем решать сегодня на уроке? (заслушиваются ответы детей) Далее дети знакомятся с учебной задачей урока по учебнику на с. 68. - Ребята, сегодня наш класс станет научно-исследовательской лабораторией, а вы -маленькими учёными, чтобы изучить свойства льда и снега. Вы будете проводить эксперименты, делать выводы, обобщать полученную информацию. |
Осуществляют самооценку готовности к уроку. Определяют своё настроение с помощью карточек. Детям предлагается вспомнить, какая бывает вода (пресная и соленая), в каких водоемах она встречается, какая река протекает в нашей местности и куда впадает. Какое сейчас на улице время года. Чем зима отличается от других времен года. Что происходит с нашей речкой зимой. |
Регулятивные УУД: развитие мотивов учебной деятельности. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Личностные УУД: самоопределение. |
2.Актуализация знаний и умений. |
- Что же такое снег? Лёд? Что у них общего? Чем они различаются? |
Дети отвечают на вопросы учителя, используя знания, полученные в дошкольном учреждении, также свой жизненный опыт, бытовые представления. |
Познавательные УУД: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о реках и морях; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.). Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Личностные УУД: знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; оценка своих поступков, действий, слов; диагностика творческих предпочтений и базового уровня сложившихся навыков. |
3. Физкультминутка |
1. Солнце землю греет слабо (руки вверх и вниз), По ночам трещит мороз (руки на пояс, наклоны в стороны), Во дворе у снежной бабы (руки на пояс и повороты вокруг себя) Побелел морковный нос (дети показывают нос). В речке стала вдруг вода Неподвижна и тверда (прыжки на месте). Вьюга злится, снег кружится (дети кружатся), Заметает все кругом белоснежным серебром (имитируют движения руками). 2. Учитель: «Давайте представим себе, что мы стоим в заснеженном парке. С неба падают снежинки. Ловим их в воздухе ладошками (имитация движений). А теперь давайте поиграем в снежки (имитация движений). Побежали до нашего класса на лыжах! (имитация движений). |
Имитация движений |
Регулятивные УУД: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивают правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки. |
4. Освоение нового содержания и его применение. |
Беседа. - Где вы в природе видели снег и лед? Слайд 5. А можно ли их увидеть дома? Как в домашних условиях получить снег и лёд? Слайд 6. Откуда берутся снег? Лёд? -А сейчас я приглашаю вас в нашу научную лабораторию (Класс делится на 3 группы.) |
Дети находят ответы на поставленные учителем вопросы, разгадывая загадки на с.68 учебника |
Личностные УУД: знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; оценка своих поступков, действий, слов; диагностика творческих предпочтений и базового уровня сложившихся навыков. Регулятивные УУД: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. |
5. Практическая работа. |
Практическая работа в группах «Выполняем опыты со снегом и льдом». Слайд 7. Каждая группа получает снег и лёд, инструкционные карточки с планом проведения опытов, оборудование. Слайд 8. Инструкционная карточка 1. С помощью учебника сформулируйте цель опытов. 2. Рассмотрите и назовите предметы оборудования. 3. Опишите каждый выполненный опыт по плану: а) что делали; б) что наблюдали; в) какой сформулировали вывод. 4. Обобщите свойства снега и льда. 5. Оцените результаты своей работы (достигнута ли цель опытов). 6. Сообщите другим ребятам о результатах своей работы. Выслушайте и оцените их сообщения. . Учитель помогает им, переходя от группы к группе. Опыт 1. В стакан со снегом ребята воткнули карандаш, сделали углубление. То же попробовали сделать с кусочком льда. Сформулировали вывод: снег рыхлый, а лёд твердый. Опыт 2. Ударили по кусочку льда молотком. Сформулировали вывод: лёд хрупкий. Опыт 3. На лист цветного картона выложили горку снега.. Опыт 4. Положили горку снега и кусочек льда на листы картона одинакового цвета. Сформулировали вывод: снег непрозрачный, а лёд прозрачный. Опыт 5. В стаканы с отмеренным количеством воды опустили комочек снега и кусочек льда. Сформулировали вывод: снег и лёд в тепле тают, образуется вода. По окончании работы группы отчитываются в проведенных исследованиях, рассказывают о своих наблюдениях, делают выводы, сопоставляя их с таблицей «Свойства снега и льда». Слайд 11. Приобретенные знания и умения применяются при выполнении задания в «Рабочей тетради» (с. 46, з. 2: «В каком столбике описаны свойства снега, а в каком – льда? Укажи стрелками»). Дети работают самостоятельно, а затем представляют классу результаты работы. - Ребята, мы смотрели с вами на снег и лёд глазами ученых, а теперь давайте посмотрим глазами поэтов. (Подготовленные дети читают отрывки из стихотворений русских поэтов.) Зима снегами вьюжится С утра и дотемна. Снежинки вьются, кружатся У нашего окна. Как - будто звезды искрами Рассыпались кругом. Несутся, серебристые, Заглядывают в дом. (С. Баруздин. «Снежинки».) Светло-пушистая, Снежинка белая, Какая чистая, Какая смелая! Дорогой бурною Легко проносится, Не в высь лазурную, На землю просится. (К.Бальмонт. «Снежинка») Учитель обращает внимание учащихся на красоту, хрупкость снежинок. Предлагает рассмотреть снежинки, сравнить их. Слайд 12. В ходе работы выделяется общий признак – 6 лучей и отличительный – форма. Выполняется задание в «Рабочей тетради» по группам. Каждая группа дорисовывает свою снежинку, проводится взаимопроверка. (с.46, з. 3). . Слайд 13. |
Каждая группа формулирует цель проводимых опытов (Слайд 9) и перечисляет необходимые предметы оборудования. Слайд 10. Дети совместно в группах выполняют задания по рисункам учебника и инструкционной карточке Сформулировали вывод: снег белого цвета. Рядом с кусочком льда выложили несколько разноцветных листов картона. Сравнили, совпал ли цвет льда с каким-либо цветом картона. Сформулировали вывод: лёд бесцветный Учащимся рассматривают фото, на которых показано, что можно сделать из снега и льда |
Регулятивные УУД: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. Коммуникативные УУД: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя. |
6. Выводы и обобщения. |
Проводится с помощью блока вопросов: Что такое снег и лёд? Где образуются снег и лёд? Как мы изучили свойства снега и льда? |
Учащиеся отвечают на вопросы «Откуда берутся снег и лёд?», «Какими свойствами обладают снег и лёд?» Ответы детей обобщаются с помощью вывода на с. 69 учебника. Слайд 14. |
Регулятивные УУД: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. |
7.Рефлексия. |
– Оцените себя: Кто понял тему – зелёный смайлик; испытывал затруднения – жёлтый смайлик а кому было трудно – красный смайлик. Оценка обучащихся. |
Оценивание своей учебной деятельности. |
Регулятивные УУД: самооценка. |