Технологическая карта урока окружающего мира «Снег и лед». Работа «Выполняем опыты со снегом и льдом»

2
0
Материал опубликован 4 February 2016 в группе

Технологическая карта урока окружающий мир № 27 Дата __________________

Учитель

Борзова С. С.

Тема

Откуда берутся снег и лёд?

Практическая работа №12.

«Выполняем опыты со снегом и льдом».

Цели деятельности учителя:

расширить и уточнить представления о снеге и льде, исследовать и установить основные свойства снега и льда, сравнивать изученные объекты природы, наблюдать форму снежинок и отображать её в рисунках.

Тип урока:

формирование знаний.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные результаты: исследовать и установить основные свойства снега и льда, сравнивать изученные объекты природы, наблюдать форму снежинок и отображать её в рисунках.

Метапредметные результаты: принимать учебную задачу урока и стараться ее выполнить; ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания; слушать и понимать речь других; рассматривать иллюстрации учебника и извлекать из них нужную информацию; совместно договариваться о правилах общения в группе; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Личностные результаты: понимать необходимость бережного отношения к природе; осознавать красоту снега и льда.

Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться):

Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели; логические сравнивают свои знания с тем, что им предстоит узнать за учебный год; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).

Регулятивные: ориентирование в учебнике и рабочей тетради; принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Личностные: осознание своих возможностей в учении; способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партнером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые высказывания.

Методы и формы обучения:

частично-поисковый; фронтальная и индивидуальная.

Образовательные ресурсы:

Учебник А.А Плешакова «Окружающий мир», 1 класс, рабочая тетрадь А.А Плешакова к учебнику 1 класса «Окружающий мир», мультимедиа, инструкционные карточки, снег и лед для проведения опыта, стаканы, цветной картон, молотки, карандаши, презентация «Снег и лёд. Основные свойства снега и льда».

Сценарий урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1. Организационный момент. Мотивация и целеполагание.

- Послушайте загадки и отгадайте:

Он летает белой стаей и сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает на ладони и во рту.

Он на солнышке румяный, под луною - голубой.

Он за ворот и карманы залетает нам с тобой.

Он и белый, и мохнатый, и пушистый, как медведь.

Раскидай его лопатой, назови его, ответь! (снег) Слайд 3.

Он сковал большую реку,

Гладкий, ровный - красота!

Он поможет человеку

Обходиться без моста.

А в каникулы, зимой,

В эти славные деньки

Приглашает нас с тобой

Поскорей надеть коньки. (лёд) Слайд 4.

- Кто назовет тему нашего урока? Какую учебную задачу будем решать сегодня на уроке? (заслушиваются ответы детей) Далее дети знакомятся с учебной задачей урока по учебнику на с. 68.

- Ребята, сегодня наш класс станет научно-исследовательской лабораторией, а вы -маленькими учёными, чтобы изучить свойства льда и снега. Вы будете проводить эксперименты, делать выводы, обобщать полученную информацию.

Осуществляют самооценку готовности к уроку.

Определяют своё настроение с помощью карточек.

Детям предлагается вспомнить, какая бывает вода (пресная и соленая), в каких водоемах она встречается, какая река протекает в нашей местности и куда впадает. Какое сейчас на улице время года. Чем зима отличается от других времен года. Что происходит с нашей речкой зимой.

Регулятивные УУД: развитие мотивов учебной деятельности. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Личностные УУД: самоопределение.

2.Актуализация знаний и умений.

- Что же такое снег?

Лёд?

Что у них общего?

Чем они различаются?

Дети отвечают на вопросы учителя, используя знания, полученные в дошкольном учреждении, также свой жизненный опыт, бытовые представления.

Познавательные УУД: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о реках и морях; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные УУД: знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; оценка своих поступков, действий, слов; диагностика творческих предпочтений и базового уровня сложившихся навыков.

3. Физкультминутка

1. Солнце землю греет слабо (руки вверх и вниз),

По ночам трещит мороз (руки на пояс, наклоны в стороны),

Во дворе у снежной бабы (руки на пояс и повороты вокруг себя)

Побелел морковный нос (дети показывают нос).

В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда (прыжки на месте).

Вьюга злится, снег кружится (дети кружатся),

Заметает все кругом белоснежным серебром (имитируют движения руками).

2. Учитель: «Давайте представим себе, что мы стоим в заснеженном парке. С неба падают снежинки. Ловим их в воздухе ладошками (имитация движений). А теперь давайте поиграем в снежки (имитация движений). Побежали до нашего класса на лыжах! (имитация движений).

Имитация движений

Регулятивные УУД: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивают правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.

4. Освоение нового содержания и его применение.

Беседа.

- Где вы в природе видели снег и лед? Слайд 5. А можно ли их увидеть дома? Как в домашних условиях получить снег и лёд? Слайд 6. Откуда берутся снег? Лёд?

-А сейчас я приглашаю вас в нашу научную лабораторию (Класс делится на 3 группы.)

Дети находят ответы на поставленные учителем вопросы, разгадывая загадки на с.68 учебника

Личностные УУД: знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; оценка своих поступков, действий, слов; диагностика творческих предпочтений и базового уровня сложившихся навыков.

Регулятивные УУД: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

5. Практическая работа.

Практическая работа в группах «Выполняем опыты со снегом и льдом».

Слайд 7. Каждая группа получает снег и лёд, инструкционные карточки с планом проведения опытов, оборудование. Слайд 8.

Инструкционная карточка

1. С помощью учебника сформулируйте цель опытов.

2. Рассмотрите и назовите предметы оборудования.

3. Опишите каждый выполненный опыт по плану:

а) что делали;

б) что наблюдали;

в) какой сформулировали вывод.

4. Обобщите свойства снега и льда.

5. Оцените результаты своей работы (достигнута ли цель опытов).

6. Сообщите другим ребятам о результатах своей работы. Выслушайте и оцените их сообщения.

. Учитель помогает им, переходя от группы к группе.

Опыт 1. В стакан со снегом ребята воткнули карандаш, сделали углубление. То же попробовали сделать с кусочком льда. Сформулировали вывод: снег рыхлый, а лёд твердый.

Опыт 2. Ударили по кусочку льда молотком. Сформулировали вывод: лёд хрупкий.

Опыт 3. На лист цветного картона выложили горку снега..

Опыт 4. Положили горку снега и кусочек льда на листы картона одинакового цвета. Сформулировали вывод: снег непрозрачный, а лёд прозрачный.

Опыт 5. В стаканы с отмеренным количеством воды опустили комочек снега и кусочек льда. Сформулировали вывод: снег и лёд в тепле тают, образуется вода.

По окончании работы группы отчитываются в проведенных исследованиях, рассказывают о своих наблюдениях, делают выводы, сопоставляя их с таблицей «Свойства снега и льда». Слайд 11.

Приобретенные знания и умения применяются при выполнении задания в «Рабочей тетради» (с. 46, з. 2: «В каком столбике описаны свойства снега, а в каком – льда? Укажи стрелками»). Дети работают самостоятельно, а затем представляют классу результаты работы.

- Ребята, мы смотрели с вами на снег и лёд глазами ученых, а теперь давайте посмотрим глазами поэтов. (Подготовленные дети читают отрывки из стихотворений русских поэтов.)

Зима снегами вьюжится

С утра и дотемна.

Снежинки вьются, кружатся

У нашего окна.

Как - будто звезды искрами

Рассыпались кругом.

Несутся, серебристые,

Заглядывают в дом.

(С. Баруздин. «Снежинки».)

Светло-пушистая,

Снежинка белая,

Какая чистая,

Какая смелая!

Дорогой бурною

Легко проносится,

Не в высь лазурную,

На землю просится.

(К.Бальмонт. «Снежинка»)

Учитель обращает внимание учащихся на красоту, хрупкость снежинок. Предлагает рассмотреть снежинки, сравнить их. Слайд 12.

В ходе работы выделяется общий признак – 6 лучей и отличительный – форма. Выполняется задание в «Рабочей тетради» по группам. Каждая группа дорисовывает свою снежинку, проводится взаимопроверка. (с.46, з. 3).

. Слайд 13.

Каждая группа формулирует цель проводимых опытов (Слайд 9) и перечисляет необходимые предметы оборудования. Слайд 10.

Дети совместно в группах выполняют задания по рисункам учебника и инструкционной карточке

Сформулировали вывод: снег белого цвета. Рядом с кусочком льда выложили несколько разноцветных листов картона. Сравнили, совпал ли цвет льда с каким-либо цветом картона. Сформулировали вывод: лёд бесцветный

Учащимся рассматривают фото, на которых показано, что можно сделать из снега и льда

Регулятивные УУД: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Коммуникативные УУД: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя.

6. Выводы и обобщения.

Проводится с помощью блока вопросов:

Что такое снег и лёд?

Где образуются снег и лёд?

Как мы изучили свойства снега и льда?

Учащиеся отвечают на вопросы «Откуда берутся снег и лёд?», «Какими свойствами обладают снег и лёд?» Ответы детей обобщаются с помощью вывода на с. 69 учебника. Слайд 14.

Регулятивные УУД: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

7.Рефлексия.

Оцените себя:

Кто понял тему – зелёный смайлик;

испытывал затруднения – жёлтый смайлик

а кому было трудно – красный смайлик.

Оценка обучащихся.

Оценивание своей учебной деятельности.

Регулятивные УУД: самооценка.

Комментарии
Комментариев пока нет.