12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Гибадуллина Татьяна Валерьевна38
2

Учебно-методический материал «Отражение регионального компонента в продуктивных видах деятельности на примере Lego-конструирования в рамках дополнительного образования детей в ДОУ»

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 21 «Лесовичок»

Отражение

регионального компонента

в продуктивных видах деятельности на примере Lego-конструирования

в рамках дополнительного

образования детей

            

                    

 

 

 

 

 

 

Составитель:

Воспитатель подготовительной к школе группы № 8 «Солнышко»

Гибадуллина Татьяна Валерьевна

 

 

 

 

г. Балашиха

2019г.

Первый слайд

Региональный компонент в системе внедрения ФГОС в ДОУ

Дошкольный возраст - благоприятный период для потенциальных возможностей развития высших нравственно - патриотических чувств. Закон об образовании и  федеральные государственные стандарты рассматривают региональный компонент, как необходимое условие вариативности дошкольного образования. Итак, региональный компонент является составной частью образования, в задачи которого входит  формирование у каждого ребенка системы знаний о своеобразии родного  края, знакомство с богатством народной культуры, художественными традициями,  приобщение к истории, к народному искусству. Решениями всех этих задач занимаются мои коллеги, чей опыт уже был и  еще будет сегодня представлен.

Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве. На нас, педагогов – дошкольников, возложена великая миссия – воспитать подрастающее поколение патриотами своей Родины, научить их любить свою страну и гордится ею. И, прежде всего, необходимо дать детям понимание, что великая страна начинается с малой Родины – с того места, где ты родился и живешь. Региональный компонент в дошкольном образовании помогает детям ощутить и сознать свою принадлежность к своей «Малой Родине», к своему дому, воспринимая всю полноту ближайшего окружения, усваивая при этом общечеловеческие и национальные ценности в духовном, материальном и морально-эстетическом плане. Если ребенок знает историю своего города, интересуется, где он живет сейчас и хочет стать частью происходящих в нём событий, то он вырастет настоящим патриотом не только малой Родины, но и большой, великой страны под названием – Россия, он вырастет человеком с активной гражданской позицией.

Второй слайд

Современные требования к организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении с учетом региональных особенностей позволяют педагогам дошкольных образовательных учреждений внедрять дополнительные образовательные  программы, помогающие педагогам и родителям осуществлять нравственно-патриотическое развитие дошкольников.

При этом «погружение» детей в краеведческий материал происходит постепенно, от близкого, понятного детям, к далекому: от семьи к городу и далее к региону, стране. Таким образом, у детей постепенно складывается целостная картина окружающего мира.

 

 

 

Третий слайд

Использование Лего-конструкторов помогает реализовать серьёзные образовательные задачи, поскольку в процессе увлекательной творческой и познавательной игры создаются благоприятные условия, стимулирующие всестороннее развитие дошкольника в соответствии с требованиями ФГОС.        Лего-технология является ярким  примером интеграции всех образовательных областей как в организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей. Приведём пример пересечения образовательных и воспитательных направлений в процессе детского конструирования:

·  Развитие математических способностей— ребёнок отбирает, отсчитывает необходимые по размеру, цвету, конфигурации детали.

·  Развитие речевых и коммуникационных навыков — ребёнок пополняет словарь новыми словами, в процессе конструирования общается со взрослыми, задаёт конкретные вопросы о различных предметах, уточняет их свойства.

·  Коррекционная работа — оказывает благотворное воздействие на развитие ребёнка в целом (развивается мелкая моторика, память, внимание, логическое и пространственное мышление, творческие способности и т. д.).   

·  Воспитательная работа — совместная игра с другими детьми и со взрослыми помогает малышу стать более организованным, дисциплинированным, целеустремлённым, эмоционально стабильным и работоспособным, таким образом, играет позитивную роль в процессе подготовки ребёнка к школе.  

Четвертый слайд

 

Предложенный материал направлен на развитие у детей социальных навыков и более глубокого понимания окружающего мира, на воспитание патриотических чувств по отношению к семье, дому, родному городу, к малой Родине. Ключевые учебные цели  включают в себя задания в игровой форме, помогающие детям больше узнать об обществе посредством обсуждений, конструирования, ролевых игр и обмена идеями. Этим оправдан выбор возможных тем для занятий. Красным цветом выделены темы, которые удалось в течение года раскрыть полнее всего.                                                        

Предложенные задания расскажут детям о роли разных людей в общественном городском устройстве, и дети сами будут разыгрывать ситуации, с которыми сталкиваются в повседневной жизни, например, посещая магазин или детский сад. Дети смогут пополнить словарный запас, так как задания показывают поведение людей, обстановку и предметы, не всегда часто встречающиеся в обычной жизни или повседневной речи. В некоторых заданиях предложены менее знакомые объекы, что дает детям возможность исследовать мир за пределами их непосредственного окружения. Конструирование идеально подходят для небольших групп.

 

 

Шестой слайд

 

Начинать работать над темой «Наш родной город» предлагаю по плану:

1.                    Введение в тему

Расскажите детям, что они будут строить город. Поговорите с ними о том, что город – это такое место, где люди живут, работают и отдыхают люди.

2.                    Соотнесение с реальным опытом

Попросите детей назвать несколько мест города, в котором они живут. Если дети не проявляют энтузиазма, приведите несколько примеров. Поговорите с детьми о разных работах и о том, зачем люди идут в то или иное место. Покажите и, рассмотрите фотоальбомы.                                  

   Затем задайте детям такие, например, вопросы:                   

• Что вы видите на иллюстрации?                                                                                • Кто бывает в местах, изображенных на картинке?                                                        • Что люди там делают?

3.                    Создание модели

• Обсудите, что бы дети хотели увидеть в родном городе

• Обсудите, что бы дети хотели увидеть в родном городе

• Разбейте группу на пары.

• Пусть каждая пара решит, какую часть города будет строить.

Для примера дети могут использовать фотографии, другие изображения или карты с инструкциями по сборке. Совместное обсуждение: выделите место, где дети смогут расставить все собранные модели. Подскажите им, как расположить модели таким образом, чтобы получились районы города. На создание модели города может уйти несколько занятий.                 

       Задайте детям такие, например, вопросы:

• Почему нужна та часть города, которую вы собрали?

• Как изменится жизнь, если этой части города не будет?

• Где в этом городе вы хотели бы работать?

4.                    Совместное обсуждение

Выделите место, где дети смогут расставить все собранные модели. Попросите их расставить модели так, чтобы получился квартал или район города.                                                     

                 Задайте детям такие, например, вопросы:

• Какое у тебя любимое место в твоем настоящем городе? Почему?

• Ты собрал(а) это место из ЛЕГО? Что тебе хотелось бы добавить к нему?

• Что общего у твоей постройки с другими постройками? Чем они различаются?

• Дайте детям несколько минут, чтобы они дополнили конструкцию собранных построек чем-то новым.

5.                    Совершенствование

Попросите детей дать построенному городу название. Спросите, чего в городе не хватает, и дайте детям время добавить недостающее. Подскажите детям, что городу нужны улицы и дорожные знаки. Далее дети разыгрывают с помощью фигурок и машинок типичные для города ситуации.    

 

Седьмой слайд

Педагоги и исследователи дошкольного детства рассматривают лего-конструирование как вид продуктивной деятельности, основанный на творческом моделировании с использованием широкого диапазона универсальных Лего-элементов. Лего-словарь – инструмент для достижения поставленных задач.

Восьмой слайд

 

Важно: на занятиях реализуется деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного края  повышает познавательную и эмоциональную активность детей.        
Чем разнообразнее способы, формы и приёмы конструирования, тем выше уровень любознательности, увлечённости. Приобщение детей к региональной культуре связано с понятием «интерес». Именно он лежит в основе эффективного решения многих педагогических задач.
Между интересом и деятельностью наблюдается двусторонняя связь: интерес развивается в деятельности и в ней же реализуется. Кроме того, интерес меняет характер деятельности, повышает её продуктивность.

         Выполнять задания для детей старшего дошкольного возраста  рекомендуется в парах. Если дети еще не умеют сотрудничать, они могут работать по отдельности, с элементами обмена информацией и помощи друг другу. Этап каждого задания Соотнесение с реальным опытом можно провести, собрав всех детей в круг, а последующие действия по сборке – в малых группах. Легоконструирование позволит детям:                                           

• понимать социальные роли и обязанности;                                                                  • научиться действовать уверенно;                                                                              • попробовать себя в разных социальных ролях;                                                             • развить эмпатию;                                                                                                    • научиться решать задачи.

  Конструирование - это форма активности ребенка, которая развивает у него пространственное мышление, формирует способность предвидеть будущий результат, дает возможность для развития творчества, обогащает речь.                                                                           В процессе конструирования дети создают из различных материалов разнообразные игровые поделки (игрушки, постройки), которые дети запоминают. Результат такой деятельности надолго впечатывается в детскую память, а значит, лего-конструирование выполняет все поставленные задачи сполна. С помощью этой уникальной и универсальной игровой технологии педагоги могут вносить свою лепту в воспитание юных горожан, будущих взрослых граждан нашей страны.

22-ой слайд ВИДЕО

https://youtu.be/SqdZkyZ0sXg

 

ИТОГ

Воспитание любви к своей малой Родине – это многотрудный, долговременный процесс, он должен осуществляться ненавязчиво и постоянно, с самого раннего детства. Еще великий педагог – гуманист Василий Александрович Сухомлинский писал, что «в сознании каждого человека на всю жизнь запечатлеваются воспоминания детства, навсегда сохраняются воспринятые в детские годы яркие картины, образы». Нам, педагогам детского сада «Лесовичок», хотелось бы, что бы впечатления детства у наших воспитанников стали истоками любви к родному городу и к людям, живущим в нем, истоками патриотических чувств.


Отражение регионального компонента в конструировании в ДОУ
PPTX / 46.96 Мб

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.