Педсовет «Внедрение LEGO-конструирования в образовательный процесс ДОУ»

9
1
Материал опубликован 3 September 2019 в группе


Педсовет

«Внедрение ЛЕГО-конструирования в образовательный процесс ДОУ»



 

18.12.2018


 

Цель: систематизация знаний педагогов о развитии ребенка в конструктивной деятельности

 

1.Актуальность ЛЕГО - конструирования в современном ДОУ – ст. воспитатель

2.Роль и место ЛЕГО - конструирования во ФГОС ДО и образовательной программе дошкольного образования ДОУ (презентации–отчёты педагогов)

3. Деловая игра – практикум – ст. воспитатель

4. Решение педсовета.

 

 

Актуальность ЛЕГО-конструирования в современном ДОУ

 

(сл.1) Мы живем в «век высоких технологий», где робототехника стала одним из приоритетных направлений практически во всех сферах деятельности человека.

В связи с этим современное общество испытывает острую потребность в высококвалифицированных специалистах, обладающих высокими интеллектуальными возможностями. Назрела необходимость вести популяризацию профессии инженера, ведь использование роботов в быту, на производстве требует, чтобы пользователи обладали современными знаниями в области управления роботами.

(сл.2) Вопросы подготовки инженерных кадров обсуждаются на разных уровнях власти. Развитие робототехники в настоящее время включено в перечень приоритетных направлений технологического развития в сфере информационных технологий, которые определены Правительством в рамках «Стратегии развития отрасли информационных технологий в РФ на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года».

Особую актуальность имеет реализация инициированной Губернатором Свердловской области Е.В. Куйвашевым комплексной государственной программы «Уральская инженерная школа» на основе паритетного партнерства и сотрудничества образовательных организаций всех уровней.

Возникает необходимость в организации образовательной деятельности в учреждениях дошкольного образования, направленной на удовлетворение потребностей ребёнка, требований социума в тех направлениях, которые способствуют реализации основных задач научно-технического прогресса, т.е. начинать формировать инженерное мышление целесообразно начинать с первого уровня образования – дошкольного.

(сл.3) Для этого идеально подходит LEGO-технология.

LEGO – конструирование – это первый шаг к развитию технического творчества ребёнка, а значит, формированию инженерного мышления детей дошкольного возраста.

LEGO – технология – одна из современных и распространенных педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка.

LEGO - технология – это совокупность приемов и способов конструирования, направленных на реализацию конкретной образовательной цели через систему тщательно продуманных заданий, из разнообразных конструкторов Лего. Она объединяет в себе элементы игры и экспериментирования.

Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Работа с лего-конструктором позволяет ребенку исследовать мир через игру.

(сл.4) Использование LEGO-технологии в ДОУ позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе и выбора профессии. Конструирование имеет не только познавательное, но и большое воспитательное значение. Воспитанники знакомятся с историей развития техники, её создателями, строительством крупных предприятий по производству тракторов, автомобилей, самолётов и других машин, т.е. с историей Родины. Создавая те или другие изделия, дети знакомятся с различными профессиями, людьми труда, что очень важно для профессиональной ориентации.

Эффективность используемой технологии заключается в том, что у детей оттачиваются навыки конструирования, развиваются пространственное и конструктивное мышления, пополняются знания об окружающем мире, формируются умения думать, сотрудничать со сверстниками, фантазировать и действовать, не боясь ошибиться, создаётся установка на самостоятельный поиск, а это – главные составляющие успешности их дальнейшего обучения в школе.

(сл.5) Конструирование во ФГОС определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующей развитию исследовательской, творческой активности детей, умений наблюдать, экспериментировать – а, значит, формированию и развитию инженерного мышления детей. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения. В соответствии с требованиями ФГОС, образовательная робототехника позволяет реализовать системно-деятельностный подход к обучению, ориентированный на продукт деятельности.

LEGO технология позволяет обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования дошкольников.

(сл.6) Цель: Создание комплекса условий для развития технического творчества и формирования научно-технической профессиональной ориентации у детей дошкольного возраста, формирования предпосылок универсальных учебных действий посредством использования Лего-конструкторов и образовательной робототехники.

(сл.7) Особое значение имеют следующие задачи:

создать комплекс максимально благоприятных условий для развития технического творчества и формирования научно-технической профессиональной ориентации у детей дошкольного возраста;

формировать:

-навыки сотрудничества (работа в коллективе, в команде, малой группе (в паре));

-умения самостоятельной проектной, исследовательской, изобретательской и рационализаторской деятельности дошкольников;

-основы безопасности собственной жизнедеятельности и окружающего мира (формировать представление о правилах безопасного поведения при работе с электротехникой, инструментами, необходимыми при конструировании робототехнических моделей);

-предпосылки универсальных учебных действий посредством использования Лего-конструкторов и образовательной робототехники

развивать:

-пространственное и конструктивное мышление

-умения постановки технической задачи, собирать и изучать нужную информацию, находить конкретное решение задачи и материально осуществлять свой творческий замысел;

воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам.

(сл.8) Строится на интегративных принципах.

доступность и наглядность

последовательность и систематичность обучения и воспитания

учет возрастных и индивидуальных особенностей детей

от простого к сложному

активности и созидательности 

интеграция

(сл.9) Эффективность обучения зависит и от организации конструктивной деятельности, проводимой с применением следующих методов:

Объяснительно-иллюстративный - предъявление информации различными способами (объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, демонстрация, работа с технологическими картами и др.);

Эвристический - метод творческой деятельности (создание творческих моделей и т.д.);

Проблемный - постановка проблемы и самостоятельный поиск её решения детьми;

Программированный - набор операций, которые необходимо выполнить в ходе выполнения практических работ (форма: компьютерный практикум, проектная деятельность);

Репродуктивный - воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу);

Частично – поисковый - решение проблемных задач с помощью педагога;

Поисковый – самостоятельное решение проблем;

Метод проблемного изложения - постановка проблемы педагогом, решение ее самим педагогом, соучастие ребёнка при решении.

Метод проектов - технология организации образовательных ситуаций, в которых ребёнок ставит и решает собственные задачи, и технология сопровождения самостоятельной деятельности детей.

(сл. 10) Виды конструирования:

(сл.11) 1.Конструирование по образцу (когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема).

Конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность - важный обучающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.

(сл.12) 2.Конструирование по условиям (образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим).

Конструирование по условиям способствует развитию творческого конструирования.

(сл.13) 3.Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Данная форма не средство обучения детей созданию замыслов, а форма деятельности, которая позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения полученные ранее.

(сл.14) Лего-конструирование позволяет организовать интеграцию образовательных областей:

познавательное развитие: техническое конструирование – воплощение замысла из деталей лего-конструктора;

речевое развитие: работа на лего-пункте с учителем логопедом при развитии фонетического слуха, понятие синтаксис, словообразование;

художественно-эстетическое развитие: творческое конструирование - создание замысла из деталей лего-конструктор;

физическое развитие: координация движения, крупной и мелкой моторики обеих рук.

Социально-коммуникативное развитие

Лего позволяет:

создавать совместные постройки, объединенные одной идеей, одним проектом; развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками;

формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками; формировать позитивные установки к различным видам труда и творчества.

Наборы Лего специально разработаны для поддержки социально-эмоционального развития дошкольников по трем направлениям: постижение себя, постижение окружающих и постижение мира, окружающего ребенка и затрагивают разнообразные темы.

Познавательное развитие

Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности, логических операций (сравнение, обобщение, классификация). В современном мире математике отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи. Эффективным средством развития математических знаний у дошкольников можно считать конструирование. Конструирование интенсивно развивается в дошкольном возрасте благодаря потребности ребенка в этом виде деятельности.

Речевое развитие

Развивая речетворчество дошкольников при помощи лего, воспитатель может предложить детям придумать сказку о том, что это за постройка, из чего она построена, кто в ней будет жить, описать ее и т.д.

Созданные постройки из ЛЕГО можно использовать в играх-театрализациях, в которых содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т. д., а также имеются элементы творчества. Выполняя постройку, дети создают объемное изображение, которое способствует лучшему запоминанию образа объекта. О доме, животном или растении, который сделал сам, ребенок рассказывает охотнее, придумывает разные истории и т. д.

При помощи деталей лего можно познакомить детей не только с формой, величиной, но и с цветами. Усвоить такое понятие как «чередование» и применять чередование цветов в собственный постройках, создавая узоры с использованием различных цветов.

Художественно-эстетическое

Творческое конструирование – создание замысла из деталей ЛЕГО-конструктора.

Реализация самостоятельной творческой деятельности детей - конструктивно-модельной.

Физическое развитие

Помимо мелкой моторики обеих рук Лего – конструирование также способствует развитию крупной моторики. Конструктор лего можно использовать как инвентарь для проведения занятий по физической культуре.

Конструктор ЛЕГО помогает детям воплощать в жизнь свои задумки, строить и фантазировать, увлечённо работая и видя конечный результат.

(сл.15) Оценку эффективности реализации Проекта можно выразить следующими показателями:

- сфомированность познавательных процессов (мышление, восприятие, воображение);

- развитие интегративных качеств (любознательность, активность, способность решать интеллектуальные задачи, сформированность представлений о себе, семье, мире и природе, овладение предпосылками учебной деятельности);

- сформированность коммуникативных навыков (умение общаться с детьми и взрослыми, умение сотрудничать в разных видах деятельности);

- сформированность произвольности, моторики и координации;

- сформированность характеристик одарённости (любознательность, целеустремлённость, способность к прогнозированию, способность рассуждать и мыслить логически, способность к оценке, словарный запас);

- сформированность интересов и предпочтений к занятиям конструктивной деятельностью и техническим творчеством.

(сл.16) Уровни сформированности инженерного мышления ребенка дошкольного возраста

Критерии

 

 

Показатели

 

 

Уровни

оптимальный

достаточный

недостаточный

Желание конструировать

Выбор наиболее приемлемого вида деятельности для ребенка дошкольного возраста

Выбирает конструирование первым из предложенных видов деятельности

Выбирает конструирование вторым из предложенных видов деятельности

Выбирает конструирование третьим из предложенных видов деятельности

Умение конструировать

- реакция на задание;

- результат деятельности;

- выбор материалов;

- оригинальность

В продукте деятельности отражены все показатели продуктов детского творчества

В продукте деятельности отражена половина показателей продуктов детского творчества

В продукте деятельности отражено мало показателей продуктов детского творчества

Уровень сформированности образовательных особенностей

Развитие конструктивных математических, логических способностей

Выполнение заданий безошибочно, самостоятельно

Нуждается в помощи, допускает много ошибок

Не отвечает, делает всё неправильно, часто ошибается

 

(сл.17) Чтобы получить результат по данному направлению необходимо взаимодействие всех участников образовательного процесса:

Дети-педагоги-родители.

(сл.18) Направления взаимодействия с родителями можно взять следующие

(сл.19) Литература

(сл.20) Вывод: внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий с использованием интерактивного оборудования и LEGO конструкторов помогают воспитывать будущих инженеров с детского сада, способствуют выявлению детей, проявляющих способности в области научно-технического творчества и созданию условий для их дальнейшего развития.

 

2.Роль и место ЛЕГО - конструирования во ФГОС ДО и образовательной программе дошкольного образования ДОУ (презентации–отчёты педагогов)

 

Деловая игра – практикум – ст. воспитатель

 

Тест «Техническое конструирование детей дошкольного возраста»

 

Уважаемый коллега!

Предлагаю вам проверить свои знания по техническому конструированию детей дошкольного возраста.

Вам необходимо выполнить ряд заданий, представленных по уровню сложности

 

Уровень сложности А

Указания: вставьте пропущенные слова.

Конструирование – вид _________________ детей дошкольного возраста, направленной на получение определённого, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению.

Выделяют два вида конструирования: _______________и ____________.

В младшем дошкольном возрасте конструирование появляется как умение ребенка по образцу (или по собственному несложному плану) создавать _____________________________из кубиков, мозаики, деталей конструкторов.

Выделяют следующие формы организации обучения дошкольников конструированию: конструирование___________; конструирование ___________;

конструирование_________________.

Первоначально (в младшем дошкольном возрасте) конструктивные действия не являются самостоятельными, они включены в __________ и выполняют вспомогательные функции.

В среднем дошкольном возрасте ребенок постепенно приходит к выделению собственно конструирующей деятельности из игровой и ___________ конструирует различные предметы.

В игре или без нее конструктивные замыслы в среднем дошкольном возрасте приобретают ________________ значение и имеют смысл для ребенка уже не как обслуживающие игру, а как отдельная продуктивная деятельность.

Конструирование по образцу связано с ______________________уже готовой конструкции по схеме, рисунку, образцу взрослого.

Конструирование по условиям обычно вплетено в игру и предполагает ______________знакомых ребенку конструкций с учетом игровых требований.

Самым сложным видом конструирования, опирающимся на освоение знаковой функции, является конструирование __________________.

 

Уровень сложности Б

Указания: вставьте пропущенные слова.

Конструирование по замыслу предполагает наличие у ребенка _____________о создаваемой постройке, _____________ее создания (какие блоки положить в основание, а какие – выше, чтобы конструкция не разрушилась), а также знаний о приемах и материалах, с помощью которых ее можно сделать.

Установлено, что для развития конструктивных представлений ребенку необходима _______________в переводе от использования образцов к конструированию по схеме и по словесному описанию (ведь прежде чем собрать конструкцию, надо мысленно расчленить ее на блоки, а потом представить из них целое).

В старшем дошкольном возрасте конструирование становится ____________________ и достаточно сложной деятельностью.

Старшие дети вполне способны вместе реализовать _______________замысел.

Развитие конструирования также идет от создания ___________предметных конструкций к ______________конструированию и от ___________________конструирования к ____________________.

Указания: все задания имеют пять вариантов ответа. Отметьте тот, который Вы считает правильным.

6. В какой возрастной группе учат детей прикладывать детали к основной форме?

Варианты ответа:

а) в первой младшей г) в старшей;

б) во второй младшей; д) в подготовительной к школе.

в) в средней;

7. Какие методы обучения конструктивным умениям чаще всего использует воспитатель?

Варианты ответа:

а) наказание; г) убеждение;

б) ознакомление с окружающей жизнью; д) сотворчество с детьми.

в) поощрение;

 


 

Уровень сложности С

Указания: все задания имеют пять вариантов ответа. Отметьте тот, который Вы считает правильным.

1. На что направлена конструирование детей дошкольного возраста?

Варианты ответа:

а) на формирование сознания; г) на моделирование предметов окружающего мира;

б) на развитие речи детей; д) на связь с семьей.

в) на воспитание познавательной активности;

2. Определите, что не является требованием к педагогической оценке или анализу результатов детской деятельности:

Варианты ответа:

а) обязательное выделение самой неудачной детской работы;

б) нельзя сопоставлять результат деятельности ребенка с успехами других детей, нужно оценивать его достижения;

в) оценивается результат, достигнутый усилиями самого ребенка;

г) по мере развития ребенка оценка становится более дифференцированной;

д) оценку необходимо построить так, чтобы дети были максимально активны в ней, начиная с младшего возраста.

3. Создание новых комбинаций из известных элементов - это……….

Варианты ответа:

а) отношение к деятельности;

б) способы деятельности;

в) качество результата детской деятельности;

г) характеристика мотивационной основы детской деятельности;

д) критерий выразительности образов.

4. Какой метод представляет собой целенаправленное аналитико-синтетическое восприятие предмета осязательно-двигательным и зрительным путем?

Варианты ответа:

а) наблюдение; г) исследовательский;

б) словесный метод; д) обследование.

в) практический;

 

Номер вопроса

Правильный ответ

 

Уровень сложности А

Уровень сложностиБ

Уровеньсложности С

1

деятельности

представлений;

плана

г) на моделирование предметов окружающего мира

2

техническое и художественное

помощь взрослого

а) обязательное выделение самой неудачной детской работы

3

элементарные построения

самостоятельной

б) способы деятельности

4

по образцу;

по условиям;

по замыслу.

коллективный

д) обследование

5

в игру

отдельных; сюжетному;

индивидуального; к совместному

 

6

специально

в) в средней

 

7

самостоятельное

д) сотворчество с детьми

 

8

с воспроизведением

 

 

9

создание

 

 

10

по замыслу

 

 

 

4.Проект решения:

1. Продолжать работу по формированию у дошкольников инженерного мышления через LEGO-технологию – все педагоги, постоянно.

2. Разработать планирование по LEGO по возрастам – все педагоги, до 1.02.2019

3. Привлекать родителей к работе по данной технологии – постоянно.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо! Отличный материал! Я так понимаю, что презентацию каждое образовательное учреждение готовит самостоятельно на основе своего опыта и результатов, включая в презентацию слайды с фото из своего архива!

3 September 2019