Наглядный материал в коррекционном обучении» Название: LEGO-конструирование
Всероссийский конкурс
для педагогов коррекционного обучения
на лучшую методическую разработку
«Наглядный материал в коррекционном обучении»
Пояснительная записка
Название: LEGO-конструирование
Дисциплина: логопедия
Тема: обучение грамоте
Аудитория: дети в возрасте от 6 до 8 лет
Тип занятия: групповое, индивидуальное
Требуемые для работы знания и умения ребенка: для первого упражнения ребенок должен быть готов к освоению букв алфавита, для последующих - знать все буквы.
Ожидаемые результаты: ребенок будет знать буквы алфавита, узнавать образы заглавной и строчной букв, складывать слова из букв и слогов, владеть звуко-слоговым анализом и синтезом, дифференцировать части речи.
Цель: обучение чтению
Задачи:
Развитие понимания речи;
Расширение и уточнение словарного запаса;
Развитие фонематического анализа и синтеза;
Уточнение понимания частей речи;
Обучение правильному употреблению предложно-падежных конструкций;
Обучение правильному употреблению падежных окончаний слов;
Обучение составлению связного высказывания, рассказа;
Развитие пальчикового праксиса.
Правила использования и варианты работы:
Складываем большие буквы из конструктора Лего
/data/files/y1547538107.jpg (600x360)Конструктор Лего создан для того, чтобы из него что-то складывали. Так почему бы не начать с больших букв алфавита, которые ребенок может самостоятельно сложить из деталей конструктора.
«Рисуем» буквы деталями Лего по образцу
Распечатайте на каждом отдельном листе бумаги буквы из алфавита. Каждая буква должна быть достаточно широкой. Задание ребенка – по трафарету повторить букву, используя детали Лего.
Учимся буквы с конструктором Лего: большие и маленькие буквы
У каждой буквы есть ее большой и маленький вариант. Чтобы ребенок это усвоил и умел сопоставлять их, используйте для каждой буквы по две детальки одного цвета. В отдельную корзину или коробку сложите все детальки Лего с написанными на них буквами. Ребенок должен найти две одинаковые детальки с большой и маленькой буквой и соединить их вместе.
Также для заглавной буквы можно использовать деталь Лего подлиннее, а для маленькой буквы – маленькую. Но цвета деталей конструктора для каждой буквы должны быть одинаковыми.
Изучаем порядок букв в алфавите с конструктором Лего
Изучая порядок букв в алфавите, ребенок может складывать «змейку» из деталей конструктора Лего, присоединяя по порядку буквы. Сначала это можно делать, держа под рукой книгу с азбукой. Позже, когда ребенок уже будет знать алфавит на зубок, просите сложить «змейку» из букв, не подглядывая в книгу.
Когда ребенок перейдет от изучения печатных букв к письменным, используйте детали Лего, чтобы запомнить все «хвостики» у букв. Для таких букв, как «б», «в», «д» и прочих, используйте детали подлиннее. Крепить их нужно также в соответствии с тем, где их «хвостики» – сверху или снизу.
Учимся читать при помощи конструктора Лего
Когда ребенок уже достаточно хорошо знает буквы, ему не составит труда «писать» слова, используя детали конструктора Лего. «Писать» можно как печатными буквами, так и прописными, учитывая заглавные или нет.
Учим части речи с конструктором Лего
Школьника постарше, которые уже знают все буквы алфавита, читают и пишут, Лего также пригодится в обучении. При помощи деталей конструктора можно отлично изучить все части речи и слова, которые относятся к каждой категории. Самые длинные детали подпишите названием каждой части речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, числительное и наречие. На других деталях, поменьше, напишите разные слова. Ребенок должен рассортировать слова по каждой категории, складывая башни из конструктора.
Складываем слова из деталей конструктора Лего
Распечатайте или нарисуйте на листке короткие слова, где каждая буква соответствует самой маленькой детали Лего. Ребенок должен повторить каждое слово, выискивая деталь с нужными буквами и соединяя их вместе.
Учимся читать с Лего: количество букв в словах
На примере длинной и маленьких деталей можно продемонстрировать из скольки букв состоит то или иное слово. Напишите слово на одной длинной детали Лего, где каждая буква соответствует одному делению, как и маленькая деталь Лего. Ребенок пусть подберет такие же буквы на маленьких деталях и составит это же слово. Подобным образом можно учить слоги: на длинной пишите слово целиком, на деталях меньше слоги слова, а на самых маленьких – отдельные буквы.
Звуковой анализ слова
Заменяя красной деталью гласный звук, синей твердый согласный, а зеленой мягкий согласный можно составлять схему слова или подбирать слова под готовую.
Сопоставление картинки и первой буквы названия, используя детали Лего
Распечатайте карточки с буквами и карточки с картинками. Каждое изображение должно начинаться на одну из представленных букв. Ребенок должен соединить две детальки вместе и сопоставить картинку и то, что на ней изображено, с первой буквой названия.
Развитие речевых навыков при помощи Лего
Конструктор Лего является также прекрасным помощником при рассказывании сказок и разных повестей. Попробуйте вместе с ребенком пересказать для начала небольшую книгу. Каждый происходящий эпизод изображайте схематическими рисунками, сложенными из конструктора Лего. Таким образом хорошо координируется речь и движения ребенка.
Количество времени, отведенное на работу: 30 – 40 минут
Список материалов: конструктор LEGO, картинки с изображениями предметов, карточки с буквами алфавита, маркер, скотч.