Конспект занятия по развитию речи в старшей группе для детей с нарушением слуха «Овощи»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе для детей
с нарушением слуха
Тема: «Овощи».
Цель: расширять словарь по теме «Овощи».
Задачи:
- формировать умение описывать овощи, угадывать по описанию;
- расширять словарь обиходно-разговорной речи;
- упражнять в печатании по памяти;
- развивать внимание и мышление.
Материалы и оборудование: муляжи «Овощи» или натуральные овощи, мешок, тарелка, таблички с вопросами и карточки со схематичным изображением вариантами ответов, индивидуальные тетради, карандаши.
Ход занятия:
1. На тарелке у педагога лежат овощи (лук, морковь, огурец и др.).
Педагог берет овощи по одному и задает детям вопросы, эти же вопросы на табличках размещает на доске. Под вопросом помещается карточка со схематичными вариантами ответов:
- Что это? На карточке изображен знак вопроса и схематичное изображение огородной грядки и фруктового дерева.
- Какой(ая, ое) по форме? На карточке – геометрические формы: круг, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник.
- Какой(ая, ое) по цвету? На карточке кружки разного цвета.
- Какой(ая,ое) по величине? На карточке изображены два круга – большой и маленький.
- Какой(ая,ое) на вкус? На карточке изображены рот с зубами и языком.
- Зачем нужен? На карточке изображены тарелка с салатом, компот, и кастрюля.
Дети отвечают.
2.Физкультурная пауза.
Один, два, три, четыре, пять. Дети шагают на месте.
Будем овощи собирать. Слегка наклоняться и
Морковь, капуста, огурец, Выполнять руками движения «срываем»
Кто помогал, тот МОЛОДЕЦ! Выпрямиться, показать большие пальцы рук.
3.Педагог прячет овощи, а один убирает в мешок. Предлагает детям отгадать, что там.
1 вариант. Педагог описывает овощ.
- Это овощ. Круглый, желтый, маленький, горький. Режут в суп, салат. Что это? Лук.
- Это овощ. Треугольная, оранжевая, большая, сладкая. Можно есть. Режут в суп. Что это? Морковь.
При описании педагог использует слова: сладкий горький, соленый, сочный, круглый, овальный, треугольный, большой, маленький, желтый, красный, зеленый, режут в суп, делают салат и т.д.
Дети, ориентируясь на наглядность, отгадывают, что в мешке.
- Угадали (Не угадали).
2 вариант. Педагог предлагает детям задавать вопросы, а он на них будет отвечать. Дети с опорой на наглядность спрашивают:
- Какой(ая, ое) по форме?
- Какой(ая, ое) по цвету?
- Какой(ая,ое) по величине?
- Какой(ая,ое) на вкус?
- Зачем нужен?
Педагог отвечает на вопросы, дети угадывают, что спрятано в мешке.
4. Название последнего угаданного овоща дети самостоятельно записывают в тетради.
- Напишите, что это. – Я написал-а……
5. – Мы занимались, играли, угадывали. Вам понравилось? Было трудно? Вы молодцы!