«Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой, бытом и традициями чувашского народа»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №14 «Солнышко» города Шумерля Чувашской Республики
«Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой, бытом и традициями чувашского народа»
Познавательный, творческий, долгосрочный проект в старшей группе
Автор: Плисова Светлана Николаевна
Шумерля -2024г.
Содержание
Паспорт проекта
Актуальность
Цели и задачи
Участники
Ресурсы
Реализация
План реализации
Ожидаемые результаты
Перспективы дальнейшего развития
Список литературы
Приложение
Паспорт проекта
Название проекта | Проектная деятельность |
Тема проекта | «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой, бытом и традициями чувашского народа» |
Автор проекта | Плисова Светлана Николаевна |
Место реализации проекта | МБДОУ «Детский сад №14 «Солнышко» города Шумерля Чувашской Республики |
Проблема, на решение которой направлен проект | Познакомить детей с культурой чувашского народа, проживающего на территории Российской Федерации |
Цель проекта | Приобщение детей к культуре чувашского народа |
Задачи проекта | Обучающие, развивающие, воспитательные, по взаимодействию с семьей, организационные |
Участники проекта | Дети 5-6 лет, родители воспитанников, педагоги. |
Сроки реализации проекта | Долгосрочный |
Ожидаемые результаты | Культурные традиции чувашского народа окажут большое воспитательное влияние на воспитанников. |
Актуальность
На современном этапе развития общества проблема воспитания толерантности становится особенно актуальной. Первые шаги в социум связаны с приобщением ребенка к народной культуре. Чтобы понять и принять иного, другую национальную культуру, необходимо изначально приобщиться к истокам своей, осознать ее духовное богатство и социальную ценность.
Традиции каждого народа неповторимо своеобразны. По своей социальной сущности, они были специфической формой передачи знаний и опыта предшествующих поколений, т.е. особым педагогическим процессом, охватывающий в первую очередь, нравственные нормы, наколенную веками мудрость, жизненный уклад окружающей микросреды.
Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в праздниках, духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Погружая ребенка в национальный быт, мелодику речи, песен, мы создаем естественную среду для овладения его народными традициями, укладом жизни и таким образом формируем любовь к малой и большой Родине.
Беседа с детьми с использованием «модели трех вопросов» показала, что воспитанники знают, что Россия – страна огромная, живёт в ней много разных народов и все рассказывают свои сказки, поют свои любимые песни, танцуют свои народные танцы. И это очень хорошо, что все мы такие разные. Насколько интереснее становится наша жизнь, когда мы знакомимся и узнаём так много нового и полезного для себя. Дети вспомнили стихотворение В. Степанова «Российская семья». Однако в ходе педагогического наблюдения было выявлено, что дети моей группы недостаточно хорошо знакомы со сказками других народов, проживающих на территории Российской Федерации, стихотворениями, песнями, национальным фольклором, с народными играми, а также ничего не знают о быте и обычаях народов России.
Анкетирование родителей (законных представителей) показало, что во многих семьях читают детям, но в семейных библиотеках нет литературы народов России, в основном литература русских писателей и поэтов, русские народные сказки и родители не делают акцент на данном направлении детского чтения.
Таким образом, была определена проблема: воспитанники нашей группы очень мало знают о культуре и обычаях народов нашей многонациональной России. А так как 2022 год В. В. Путин объявил годом культурного наследия народов России, было принято решение познакомиться с культурой чувашского народа, проживающего на территории Российской Федерации, а в дальнейшем – с культурой других народов. Все это будет способствовать не только патриотическому воспитанию детей, но и познавательному, речевому развитию.
Цель: Приобщение детей к культуре чувашского народа.
Задачи:
Задачи для воспитанников:
Обучающие:
познакомить детей с республикой Чувашия, с её символикой;
познакомить детей с достопримечательностями Чувашии;
познакомить детей с народной культурой, обычаями и традициями чувашской семьи;
познакомить детей с народными чувашскими праздниками и играми;
познакомить детей с чувашской национальной одеждой (мужской и женской);
познакомить воспитанников с национальной кухней и гостеприимством чувашского народа;
познакомить детей с истоками чувашской народной мудрости - сказками. Учить высказывать своё мнение о прочитанном, давать оценку героям;
познакомить детей с устным народным творчеством Чувашии - загадками, пословицами и поговорками;
познакомить воспитанников с творчеством поэтов и писателей Чувашии – это И.Я.Яковлев, К.В.Иванов, М.Сеспель, П.П.Хузангай, Я.Г.Ухсай, Р.В.Сарпи, П.А. Ялкир и др.; учить поддерживать интерес к прочитанным произведениям;
пробуждать у дошкольников желание самостоятельно обращаться к книге, как источнику содержательного и занимательного проведения досуга;
познакомить детей с чувашскоми музыкальными инструментами – хут купас, параппан, кесле, шахлич, там шахличе, сарнай, шапар, ханкарма, палнай и др.
обогащать и активизировать словарный запас детей;
повышать выразительность речи.
Развивающие:
формировать интерес к культуре народов России;
развивать у детей чувство причастности к традициям и бытовой культуре чувашского народа;
развивать навыки речевого общения в совместной деятельности;
развивать связную речь;
развивать память, внимание, логическое мышление.
Воспитательные:
воспитывать желание к постоянному общению с книгами и бережному отношению к ним;
воспитывать доброжелательное отношение к людям другой национальности, их обычаям, традициям, культуре.
воспитывать патриотические чувства;
воспитывать желание создавать красоту своими руками.
Задачи по взаимодействию с семьей:
активизировать влияние семейного воспитания на развитие дошкольника по патриотическому воспитанию;
привлекать родителей к изучению литературного наследия, национальной культуры, обычаев и традиций чувашского народа;
активизировать участие родителей в долгосрочном проекте детского сада.
Организационные задачи:
расширять познания педагогов при изучении литературного наследия, национальной культуры, обычаев и традиций чувашского народа;
введение в практику разнообразных форм и методов работы с детьми по изучению литературного наследия, национальной культуры, обычаев и традиций чувашского народа, способствующих развитию познавательной, речевой, творческой и эмоциональной активности детей;
оформить методическое портфолио проекта.
Планируемые результаты проекта:
Культурные традиции чувашского народа окажут большое воспитательное влияние на воспитанников. В результате реализации проекта у детей сформируются:
нравственно-патриотические чувства;
основы национального самосознания;
умение творчески применять имеющуюся информацию по различным элементам народной культуры;
положительное эмоциональное отношение к произведениям чувашских писателей; предметам народной культуры;
обогатится и активизируется словарь;
повысится выразительность речи;
закрепятся навыки речевого общения в совместной деятельности;
активизируется взаимодействие со сверстниками и педагогами.
Для родителей:
увеличилась активность участия родителей в образовательном процессе группы и реализации проекта;
появился интерес к изучению литературного наследия, национальной культуры, обычаев и традиций чувашского народа;
родители проявляют интерес к индивидуальным достижениям ребенка.
Для педагогов:
повысилась педагогическая компетенция в данном направлении;
в группе созданы необходимые условия для приобщения детей дошкольного возраста к изучению литературного наследия, национальной культуры, обычаев и традиций чувашского народа: пополнение и обогащение предметно-развивающей среды (наглядных пособий, иллюстративного материала, картотека подвижных чувашских национальных игр, подбор художественной литературы, изготовление дидактических игр и др.);
оформлено методическое портфолио проекта.
Продукт проекта:
мини-музей «Чувашия – мой край родной»:
экспозиция 1: выставка книг поэтов и писателей Чувашии, чувашских народных сказок;
экспозиция 2: выставка чувашских народных костюмов;
экспозиция 3: фото - выставка достопримечательностей республики Чувашия;
экспозиция 4: выставка детской продуктивной деятельности – рисунки, поделки по теме проекта;
изготовление книжки – самоделки «Чувашские народные сказки»;
проведение литературно - музыкального праздника «Золотая книга чувашей» в рамках празднования 170-летия со дня рождения великого чувашского просветителя И.Я. Яковлева;
проведение музыкальной гостиной «В краю ста тысяч песен» в рамках Фестиваля народной культуры;
проведение весенних праздников «Манкун» и «Акатуй»;
проведение открытого НОД для педагогов городского методического объединения «Традиции моей семьи»;
презентация проекта на педагогическом совете «Чувашия – мой край родной»; видеоролик «Как это было…»;
участие в республиканской онлайн-фотоакции «Волшебство чувашской вышивки», приуроченной ко Дню чувашской вышивки.
Оценка результативности проекта:
проведение итоговых мероприятий с родителями «Как народ весну встречал», «Краски праздника Акатуй»;
повторная беседа с детьми с использованием «модели трех вопросов»;
педагогическое наблюдение за деятельностью детей при изучении данной темы проекта;
повторное анкетирование родителей «Отношение родителей детей к национальной культуре».
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:
Деятельность педагогов:
изучение методической литературы;
определение проблемы; постановка цели и задач; составление плана мероприятий по реализации проекта.
Подготовка дидактических материалов:
подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по теме проекта; наглядных и дидактических материалов; картотеки дидактических и подвижных игр;
подготовка презентаций по ознакомлению детей с достопримечательностями республики Чувашия, по теме «Красота чувашского национального костюма»; «Национальная кухня и гостеприимство чувашского народа».
Совместная деятельность педагогов и родителей:
пополнение и обогащение предметно-развивающей среды в группе (наглядными пособиями, иллюстративным материалом, подбор художественной литературы, изготовление дидактических игр, картотеки чувашских национальных подвижных игр);
выявление затруднений у родителей по теме проекта;
обсуждение плана проекта с родителями и изменение плана в соответствии с их предложениями.
Совместная деятельность педагогов и детей:
определения уровня представлений и интереса детей к теме (беседа с детьми, модель «трех вопросов»);
создание игровой проблемной ситуации «К нам гости пришли»». Рассказ воспитателя о девочке Илемпи и её брате Ванюк с акцентом на литературное наследие, национальную культуру, обычаи и традиции чувашского народа;
обсуждение с детьми плана проекта «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой, бытом и традициями чувашского народа».
ОСНОВНОЙ ЭТАП:
Совместная деятельность взрослых и детей | Самостоятельная деятельность детей
| ||
Социально-коммуникативное развитие | |||
Беседа с детьми на тему: «Мы разные, но мы вместе!»; «Дружба народов – сила России!» Театральные сказки «Дружба народов», «Четыре друга»; Игровые ситуации «Наши правила» Ситуативные беседы «Если бы не было книг». Образовательная ситуация «Как себя вести» (до чтения чувашской народной сказки «Мудрая девочка») Участие в проекте «Посткроссинг» - в переписке с детскими садами республики Чувашия и обменом информацией об истории городов, где проживают адресаты.
| Рассматривание иллюстраций к стихотворениям, рассказам и чувашским народным сказкам. Дидактические игры: «Найди такой же узор», «Найди значение узора», «Сложи чувашский узор», - «Собери картинку», «Весёлое путешествие» «Угости гостя», «Проверь себя», «Что лишнее?», направленных на закрепление представлений детей о культуре и быте чувашского народа. Настольная игра «Моя Чувашия», призвана расширить знания о Чувашии. Пальчиковая игра «Моя семья». Сюжетно-ролевые игры: «В гости к Илемпи и Ванюк»», «В музее», «В гости к бабушке Анюк», «Путешествие в Чебоксары», «Семья», «Посиделки» и др. | ||
Взаимодействие с семьей по социально-коммуникативному развитию детей: Анкетирование родителей «Отношение родителей детей к национальной культуре». Консультация «Приобщение дошкольников к истокам чувашской национальной культуры», «Современная чувашская семья». | |||
Познавательное развитие | |||
Беседа «Чувашия – мой край родной», «Чебоксары – столица республики Чувашия». Образовательная ситуация «Что сильнее всего?» (до чтения чувашской народной сказки «Что сильнее всего на свете») Образовательная ситуация «Девушка на луне» (после чтения чувашской народной сказки); Беседа о деревьях (до чтения чувашской народной сказки «Почему сосна и ель вечнозеленые»).
| Дидактические игры «Чебоксары – столица республики Чувашия», «Лабиринт». Наблюдение за птицами на участке Рассматривание достопримечательностей Чувашии на фотографиях, открытках и иллюстрациях в книгах и альбомах. Работа с индивидуальными листами-заданиями «Где это, что это?», «Собери картинку». Игровая ситуация «Готовим чувашские сладости». | ||
Взаимодействие с семьей по познавательному развитию детей. Консультация «Чувашские национальные блюда»; Памятка «Интересное о Чувашии»; Участие родителей в оформлении мини – музея группы; Предложить родителям вместе с детьми сходить в детскую библиотеку и с помощью интернет - ресурсов изучить самостоятельно темы «Гербы городов Чувашии», «Монумент Матери-Покровительнице», «Реки о голубые озёра Чувашии», «Животный и растительный мир Чувашии», «Красная книга Чувашской Республики» и рассказать об этом сверстникам. | |||
Речевое развитие | |||
Конкурс чтецов «Мы дети России, мы дружбой сильны»; Заучивание стихотворения В. Степанов «Российская семья»» с использованием мнемодорожки. Знакомство детей с устным народным творчеством чувашского народа. Чтение чувашских народных сказок: «Лиса – плясунья» -учит хитрости и находчивости, учит быть пытливым и уметь разгадывать тайны природы. Учит не сдаваться в самых сложных ситуациях. «Мышка Вострохвостик» - учит быть надежными, преданными друзьями, приходить на помощь другу. «Золотая сумка» - «Не все то золото, что блестит» вывод этой сказки, так как надо жить дружно, не завидуя друг другу. «Мудрая девочка», «Умный портной», «Дети ветра», «Почему ель и сосна вечно зеленые», «Иван Батыр» - геро этих сказок учат быть добрыми, хорошими, смелыми, щедрыми, простыми. «Девушка на луне» - учит настоящей и искренней дружбе, умению жертвовать собой ради друзей. «Богач и бедняк» - учит быть справедливым, трудолюбивым, всегда побеждать злых, глупых, ленивых богачей и царей. «Девочка Масмак» - учит быть трудолюбивой, выносливой, старательной. «Мост Азамата» - учит преодолевать любые трудности не одному, а совместными усилиями, не опускать руки перед возникающей проблемой, а смело и дружно бороться с ней. Подводит к пониманию того, что взаимоподдержка «Дружба – великая сила!» Чтение рассказов И.Я.Яковлева «Кулач», «Чалха щыхни», «Ущалма тухна шаши щури», «Лаша шырани», «Играй, да меру знай», «На воре шапка горит», «Лгун» - учат честности, трудолюбию, добру и уважению к человеку. Беседы на основе прочитанных произведений поэтов и писателей Чувашии (К. Иванов, М. Сеспель, П. Хузангай, Я. Ухсай, П. Ялкир, Р. Сарпи) Чтение рассказов о дружбе, написанных родителями и детьми дома. | Речевые игры: «Назови какая?», «Доскажи словечко», «Скажи наоборот», «Продолжи предложение», «Кто больше знает чувашских пословиц и поговорок»; Творческая мастерская «Книгоиздательство» (самостоятельное создание нетрадиционными способами книжки – самоделки «Чувашские народные сказки») Самостоятельная деятельность детей в книжном уголке.
| ||
Взаимодействие с семьей по речевому развитию детей: Рассматривание вместе с детьми иллюстраций к чувашским народным сказкам, чтение рассказов и стихотворений чувашских писателей и поэтов. «Семейное чтение». Предложить родителям вместе с детьми прочитать произведения И.Я.Яковлева, К.В. Иванова, М. Сеспеля, П. Хузангая, Я. Ухсая, Р. Сарпи, П. Ялкира и др., нарисовать к ним иллюстрации. | |||
Художественно-эстетическое развитие | |||
Беседа о чувашском национальном костюме, выделяя его характерные элементы, активизируя в речи детей новые слова (кепе, саппун, сурпан, хушпу, керек, йем, саран ата, черщитти, шупар, сахман, пустав, тухья, масмак, щапата и др.); Организовать ознакомление детей с декоративно-прикладным искусством чувашского народа, определить его разновидности по технике орнаментирования (вышивка, аппликация, роспись); НОД Аппликация «Украсим орнаментом масмак»; Обрывная аппликация «Салфетка для бабушки Анюк»; НОД Рисование «Украшение фартука для Илемпи», «Рубашка для Ванюк»; Тампонирование по трафарету «Тухья»; НОД Лепка «Лепим сказку» с использованием природного материала (чувашские народные сказки о животных), «Украшение посуды чувашским орнаментом»; Пластилинография «Чувашская матрёшка»; «Волшебная посуда» - лепка кувшина в виде животного или птицы; Коллективная аппликация «Одень на праздник Илемпи и Ванюк»; Знакомство детей с чувашскими музыкальными инструментами: хут купас, параппан, кесле, шахлич, там шахличе, сарнай, шапар, ханкарма, палнай и др. | Рассматривание иллюстраций в книге М.С. Спиридонова «Чувашский орнамент», «Узоры земли чувашской», «Чувашские национальные костюмы»; Дорисовки к иллюстрациям прочитанных произведений «Что раньше, что потом»; Самостоятельное детское творчество с использованием технологических карт; Раскрашивание в раскрасках чувашских национальных костюмов; Изготовление национальной одежды на вырезную куклу (мальчик и девочка); Творческая мастерская «Мы – художники - иллюстраторы»; Лепка из соленого теста «Чувашская народная выпечка»» Мастерская «Юный гончар» - лепка чувашской национальной посуды – ковша и др.; Дидактическая игра «Собери осколки» - закрепление чувашского национального орнамента посуды; Дидактическая игра «По кругу мы идём, о костюме речь ведём» - игра на закрепление названий частей женского и мужского костюмов. | ||
Взаимодействие с семьей по художественно-эстетическому развитию детей: Слушание дома чувашской народной музыки. Изготовление одежды для кукол «Чувашская национальная одежда». | |||
Физическое развитие | |||
Разучивание чувашских народных подвижных игр: «Надень тухью», «Колечко», «Подними платок», «Иголка, нитка, узелок», «Журавушка», «Лошадки», «Слепой баран», «Отгадай имя», «Птицы», «Море волнуется», «Луна и солнце», «Поясок», «Разорви цепь», «Угадай», «Мяч-соседу» и др. | Подвижные игры: «Журавушка», «Лошадки», «Слепой баран», «Ручейки, «Отгадай имя», «Хищник в море», «Рыбки», «Разорви цепь», «Подними платок», «Иголка с ниткой», «Лиса и гуси», «Золотые ворота», «Ястреб», «Дети ветра» и др. (см. картотеку чувашских народных подвижных игр) | ||
Взаимодействие с семьей по физическому развитию детей: Рекомендации по проведению туристического маршрута «Добро пожаловать в республику Чувашия».
|
ИТОГОВЫЙ ЭТАП
Итоговые мероприятия совместно с родителями детей «Как народ весну встречал», «Краски праздника Акатуй» с чествованием участников проекта;
Презентация результатов проекта «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой, бытом и традициями чувашского народа» воспитателям и родителям;
Выставка детских творческих работ по теме проекта;
Торжественное открытие мини - музея «Чувашия - мой край родной»;
Анализ достижения поставленной цели и полученных результатов;
Обобщение собранного в процессе работы над проектом материала;
Определение направлений продолжения проекта;
Презентация проекта на итоговом педагогическом совете.
Заключение
В заключении хочется сказать, что во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями. В чем же заключается сила народной педагогики, народных традиций? Ответ прост: прежде всего в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Именно цель «облагораживания» человеческой души и утверждалась в народной педагогике. Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями чувашского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре чувашского народа, помогает сохранить прошлое. Чувашский фольклор — это дорожка от прошлого, через настоящее, в будущее, источник чистый и вечный. Поэтому познание детьми народной культуры, чувашского народного творчества, народного фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру. И начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо начинать с малых лет. Детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство — это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры. Не зря старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего».
Дальнейшее развитие проекта.
I. Продолжать приобщать детей к истокам чувашского народной культуры.
II. Проводить мероприятия по этнокультуре с детьми и родителями.
Использованная литература
Васильева Л. Г. Загадочный мир народных узоров. Развитие у детей 5-7 лет способностей к созданию образов символов чувашских узоров в рисовании и аппликации. - Чебоксары: Новое время, 2005.
Васильева Л. Г. Чувашский орнамент в рисунках и аппликациях дошкольников. Формирование орнаментального образа в изобразительной деятельности детей 5-7 лет. – Чебоксары: Новое время, 2006.
Васильева Л. Г. Хрестоматия «Щалкущ» (Родник, раздел «Художественное образование» с. 134-174 - Чебоксары -2006.
Викторов Ю.В. И.Я. Яковлев в изобразительном искусстве. – Издание второе- Чебоксары: Чуваш.кн.изд-во- 136с: ил.
Дети ветра. Чувашские народные сказки. – Чебоксары: Чуваш. кн. Изд-во, 2020- 199с.
Журнал «Куклы в народных костюмах», выпуск №27, 2013 – ООО
Старичок с ноготок: сказки / сост. А. К. Салмин. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2002. – 47 с. : ил.
Сказки и предания чуваш. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1963–131с.
Чувашские народные сказки / [сост. П. Е. Эйзин], Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1993. 351 с.
Халăх сăмахлăхĕ: хрестомати. – Шупашкар: Чăваш кĕнеке изд-ви, 2003. – 415 с.
Консультация для родителей «Приобщение дошкольников к истокам чувашской национальной культуры»
Для современного общества характерен рост национального самосознания, стремление понять и познать историю, культуру своего народа, почувствовать свои «корни». В связи с этим поднимается вопрос научного обоснования национально-региональных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания в контексте вечных общечеловеческих ценностей.
Национальное самосознание или этническая идентичность, как осознание своей принадлежности к определенному этносу, формируется у человека впервые годы его жизни. Именно этот период обусловливает становление основ характера и освоение норм поведения, которые в свою очередь, во многом зависят от социального окружения.
Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста, проявляющиеся, в первую очередь, в интенсивном развитии мышления и других высших функций, значительной трансформации мотивационной сферы, усилении ориентации на социальные аспекты мира взрослых позволяют утверждать, что: период пяти-шести лет является оптимальным для нравственного воспитания средствами народных традиций.
В нашем детском саду сложилась стройная система ознакомления дошкольников с культурой чувашского народа, основу которой составляют игра, творческая деятельность, общение в повседневной жизни, а также использовании разнообразных культурных практик, способствующих освоению каждым ребенком знаний об особенностях национальной культуры чувашей. В воспитательно - образовательном процессе есть место как традиционным формам работы (организованная образовательная деятельность, беседы, народные подвижные игры, дидактические игры, экскурсии), так и современным (коллекционирование, мастерские, образовательные ситуации, детско-родительские проекты и т.п.).
Педагоги ставят перед собой задачи, которые помогают вводить детей культуру родного края, формировать представления о богатстве и многообразии материальной и духовной культуры родного народа, приобщить воспитанников к эстетическим и нравственно-этическим ценностям.
Система работы строится по трем основным векторам:
Первый вектор, работа с воспитанниками - представлен следующими формами работы: работа с народным календарем, предпраздничные посиделки, праздники, познавательные беседы, организованная образовательная деятельность комплексного характера, чтение художественной литературы, произведений устного народного творчества, игровую деятельность детей. Большое значение для обеспечения эффективности данной работы имеет оформление предметно-пространственной развивающей среды. В нашем учреждении такая среда состоит из центров народной культуры, которые оформлены в каждой группе, мини-музея чувашской культуры, локальных выставок и …
Центры народной культуры групп объединяют в себе материалы, которые помогают дошколятам освоить представления о родном крае в объеме, определенном основной общеобразовательной программой дошкольного образования учреждения. Это Детская и справочная литература, тематические папки с иллюстрациями, фотографиями, альбомы, медиа презентации, некоторые предметы национальной культуры чувашского и других народов, игрушки, дидактические игры и т.п. Работа в центре народной культуры включает такие современные формы, как коллекционирование (ребята вместе с родителями собирают магниты с видами города Чебоксары, других городов Поволжья, России, где они побывали), творческие мастерские, где дети осваивают секреты чувашской вышивки. В центрах выставляются творческие продукты, которые стали результатами совместных взросло-детских проектов, связанных с природой, культурой, традициями города Чебоксары и Чувашской Республики.
Функция мини-музея состоит в более глубоком погружении ребят в традиционную культуру чувашского народа. Поэтому в основу экспозиции положены реальные предметы быта, обихода чувашей. Эти предметы собирались на протяжении нескольких лет, каждый имеет свою историю, что позволяет пробудить в детях интерес, личностную заинтересованность в дальнейшем освоении истории и культуры родного края. Ребята проявляют интерес ко всему, что есть в музее, задают много вопросов. Планомерные посещения музея начинаются со средней группы. Они включают знакомство с предметами быта, их названиями, предназначениями, со способом действий с ними. Некоторые экспонаты можно используются для организованной образовательной деятельности, развлечений.
Традиционные праздники и развлечения составляют значительную часть содержания работы с детьми по приобщению к народной культуре. Реалистичность действа для детей обеспечивается использованием костюмов. Для девочек и для мальчиков пошиты платья, рубашки, фартуки и пояса с элементами традиционной вышивки, головные уборы - хушпу. Все чувашские календарные праздники я проводятся в группе для того, чтобы приобщить подрастающее поколение к национальной культуре, чтобы на обычаях и традициях родного края, ребенок осознал, что такое уважение, прилежание.
Рабочая программа группы, как и ООП ДО учреждения, в содержание области «Познавательное развитие» и «Социально-коммуникативное развитие» в части формируемой участниками образовательных отношений включает обучение чувашскому языку. Кроме того, предполагается знакомство детей с чувашской фольклорной и авторской литературой, использование краеведческого материала и произведений национальной культуры: картин, репродукций чувашских художников, песен, музыки, фольклора, слайдов и др.
Еще один существенный элемент работе с детьми по приобщению к истокам народной культуры – игра. Хорошим подспорьем в ознакомлении с народной игровой культурой является педагогическая технология «Игры Батыра» («Паттăр Вăййисем»). С ее помощью педагоги знакомят детей с историей возникновения игр, их назначением, ситуациями применения. По детским играм дошкольники узнают о прошлом своего народа. Сами названия игр подсказывают, чем занимались, и какой образ жизни вели наши предки. Например, игры «Стрельба из лука» (Ухăран пемелле»), «В лошадку («Лашалла»), «На пахоте» («Акара»), «В курицу» («Чăхăлла»), «Слепой баран» («Суккăр такалла»), «Резвые белки» («Çивĕч пакшасем»), «Рыбаки» («Пулăçсем»), «Защити флаг» («Ялава сыхла»), «Иголка с ниткой» («Йĕппипе çиппи»), «Штандар-стоп!» («Штантăрла») и многие другие. Считалки, скороговорки, жеребьевки, зачины к народным подвижным играм разучиваются с детьми на чувашском языке. Это делает игру еще более интересной и увлекательной. Игры сохранили свою художественную самобытность и составляют бесценный, неповторимый игровой фольклор. Мы включаем их в разные виды деятельности детей. Они оказывают значительное влияние на формирование умственных, духовно-нравственных и эстетических качеств личности.
Второй вектор направлен на укрепление связей с родителями воспитанников. Совместное участие в творческих мероприятиях, организуемых в детском саду, помогает объединить семью общим эмоциональным опытом, наполнить ее досуг новым содержанием и повысить уровень грамотности всех членов семьи по данной теме.
Основные формы, применяемые в детском саду это совместные досуги, праздники, выставки, экскурсии в музеи, походы к достопримечательностям района и города. Они призваны устанавливать теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Досуги помогают создать эмоциональный комфорт в группе. Родители становятся более открытыми для общения.
К досуговым формам относятся различные праздники, например, «Сурхури» («Коляда»), «Ҫӑварни» («Масленица»), «Акатуй», «Спортивный праздник чувашских игр с родителями», организация «Семейных театров» с участием членов семьи и др. На этих мероприятиях родители выступают в роли непосредственных участников, а не гостей дошкольного учреждения. Они играют, поют песни, читают стихи, приносят свои коллекции, предметы быта, награды. Также проводятся игры «Устами младенца», «Ярмарка», конкурсы «Украсим елку», «Сладкий час» и др. Родители вместе с детьми выполняют творческие задания «Родословное дерево», «Хорошая хозяйка чувашских блюд», направленные на закрепление представлений детей об элементах чувашской национальной культуры.
Не менее эффективной является организация совместной деятельности родителей и дошкольников, направленной на формирование семейных традиций, например, «Любимые кулинарные рецепты моей семьи», «Театральные фестивали», «Творческие мастерские», выставки «Радость созидания» и др.
Третий вектор - взаимодействие с профессиональным педагогическим сообществом. Оно состоит в установлении продуктивных контактов между специалистами детского сада. Тесное взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, педагога дополнительного образования, учителя-логопеда обеспечивает эффективность решаемых задач музыкального образования, индивидуально-дифференцированный подход к детям.
Работа по каждому из названных векторов не обособлена. Только планомерное развертывание всех трех направлений может обеспечить эффективность процесса освоения детьми национальной культуры, становлении национальной идентичности, как основы личности ребенка.
Литература
Махалова И.В., Николаева Е.И. «Воспитание здорового ребенка на традициях чувашского народа»: Учебно—методическое пособие; Допущено Министерством образования Чувашской Республики. - Чебоксары. - 2003г.
Махалова И.В., Николаева Е.И. «Солнышко сияет - играть нас приглашает!»: Учебно - методическое пособие; Допущено Министерством образования и молодежной политики Чувашской Республики. - Чебоксары. - Новое время. - 2006 г.