Ознакомление дошкольников с художественной литературой поэтов и писателей Южного Урала
«Ознакомление дошкольников с художественной литературой поэтов и писателей Южного Урала».
Для решения задач всестороннего воспитания средствами художественной литературы, формирования личности ребенка, его художественного развития, существенную роль играет правильный отбор произведений литературы как для чтения и рассказывания, так и для исполнительской деятельности. При отборе книги надо учитывать, что литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и нравственные функции, т.е. оно должно быть средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.
Традиционно в методике развития речи принято выделять две формы работы с книгой в детском саду: чтение и рассказывание.
С Народное творчество – это неисчерпаемый источник эстетического, нравственного, патриотического воспитания дошкольников. Народная мудрость заключается в сказках, прибаутках, загадках, поговорках, которая на протяжении многих веков воспитывала в детях гордость за талант простого народа, любовь к родному языку.
Дети очень чутки к меткому народному слову. Они используют в своей речи отдельные образные выражения, заимствованные из фольклора, запоминают и с удовольствием читают потешки, загадывают загадки.
С Южный Урал гордится своими писателями и поэтами. Нашей литературе для детей и подростков полтора столетия. Книги южноуральских авторов известны не только на Урале, но и во всей стране.
Раскроем ознакомление с художественными произведениями авторов Южного Урала на разных возрастных этапах.
В ходе работы по ознакомлению дошкольников с авторами Южного Урала можно начать со знакомства детей с народным фольклором нашего региона, затем с творчеством уральских поэтов и писателей.
Младший дошкольный возраст.
У детей воспитывают любовь и интерес к книге и иллюстрации, умение сосредоточивать внимание на тексте, слышать его до конца, понимать содержание и эмоционально откликаться на него. Начиная с младшей группы детей, подводят к различению жанров. Воспитатель сам называет жанр художественной литературы «расскажу сказку, прочитаю стихотворение».
Педагог использует в работе с малышами малые фольклорные формы, которые, по словам К.Д.Ушинского, раскрывают живописность русского языка.
Первое знакомство ребёнка с искусством слова начинается с - колыбельных, а затем и других форм устного народного творчества (потешки, прибаутки, небылицы, считалочки). Как правило, в начале жизни ребёнок знакомится с малыми жанрами фольклора, доступными его восприятию. На слайде представлен народный фольклор нашего Уральского региона.
Колыбельные песни, или байки, относятся к произведениям, созданным взрослыми для детей. Назначение колыбельных песен — убаюкать, усыпить ребенка — определяет не только ритмику, но и систему образов (образы близких ребенку взрослых, фантастические образы Сна и Дремы).
Потешки — сопровождают игры взрослого с ребенком, его ручками, пальчиками.
Прибаутки — небольшие стихотворения в 4—6 строк, своим содержанием напоминающие маленькие сказочки в стихах. Содержание прибауток составляют яркие, красочные картинки окружающей жизни (быт, домашнее хозяйство, домашние животные).
Пестушки — коротенькие приговорки, сопровождающие ритмизированной и рифмованной речью необходимые для ребенка гигиенические и физические процедуры: умывание, купание, массаж.
Дети среднего и старшего дошкольного возраста могут исполнять потешки в играх-инсценировках, рисовать иллюстрации к потешкам, сами сочинять потешки. Возможно организовать «театр потешки» — создание детьми игровых миниатюр по содержанию потешек.
Небылицы-перевертыши — произведения, в которых развиваются события, невероятные с точки зрения здравого смысла. Вся система образов противоречит жизненным реальным наблюдениям.
Знакомство с небылицами-перевертышами целенаправленно можно начать со средней группы. Детей данного возраста привлекают ритм, знакомые образы, однако они выделяют лишь отдельные несоответствия в тексте.
В средней группе воспитатель продолжает знакомить детей с произведениями устного народного творчества, и, прежде всего со сказками Уральского региона (русские народные, башкирские сказки, татарские сказки). Народная сказка по своей природе, построению, выразительным средствам к языку требует, чтобы ее рассказывали, это обеспечивает контакт со слушателями, создает определенное настроение в детской аудитории.
Башкирские сказки– прочитать по слайду
Татарские сказки – прочитать по слайду
Южный Урал богат поэтами для детей младшего возраста. Начиналась эта поэзия с Василия Кузнецова с его известной сказки в стихах "Базар"
и Лидии Преображенской. Ее первыми книжками дети зачитывались во время войны.
Сейчас особенно известны имена Николая Шилова с его веселыми и умными книжками стихов. А их у него уже больше десятка.
Все в нашей области знают книги Нины Пикулевой, которая умеет писать даже для тех, кто еще не только не читает, но еще и не говорит. Ее поэзию называют материнской. Она сочиняет для молодых мам песенки и стихи для самых маленьких. Есть у нее стихи и для тех, кто уже постарше. На стихи Николая Шилова и Нины Пикулевой челябинскими музыкантами написаны десятки хороших песен.
С В 2007 году в издательстве Марины Волковой вышел сборник "От 7 до 12. Писатели Южного Урала - детям". Этот сборник открыл нам новые имена молодых талантливых поэтов: Елены Ранневой из Миасса, Марины Юриной, Елены Сыч из Челябинска.
Их стихи помогают ребятам узнавать самих себя, цену дружбы, мир вокруг, в котором много всяких чудес. Каждое стихотворение - небольшая, но интересная история из жизни ребят, зверят, насекомых. Все поэты - фантазеры и выдумщики.
Старший дошкольный возраст
В старшем возрасте воспитатель планирует занятия, специально посвященные русскому народному творчеству. Дети продолжают знакомиться с Уральскими поэтами и писателями. Старших дошкольников можно познакомить и с более серьезными, глубокими по содержанию произведениями национального эпоса: легендами, былинами, сказками.
В программе «Наш дом - Южный Урал» представлены к ознакомлению уральские легенды и предания:
1. Как возникли Луна и Уральские горы.
2. Происхождение башкир.
3. Магнитка.
4. «Ленивый сын» (башкирская народная сказка).
Старинные предания и легенды о Земле Уральской переходили из поколения в поколение, передавались из уст в уста, освещая историю края светом мудрости. В легендах нет ни одного лишнего слова, все сказанное героями несет печать Вечности, пропитано силой Земли Русской. В народных сказах, легендах, преданиях всегда заключена Тайна.
На Урале появились писатели, которые сочиняли сказы, достойные народных сказов и легенд, с такой, же мудростью, знанием истории народов Урала, ярким самобытным языком.
Первый сказитель, конечно, — Павел Петрович Бажов. Бажова называют символом Урала, он открыл миру Урал во всей его красоте: природу, историю, людей, их уральские характеры, верования, самобытный язык. Не случайно первый сборник его сказов «Малахитовая шкатулка» (1939) был послан на Международную выставку в Нью–Йорк. Ребят знакомят с "Серебряным копытцем", "Огневушкой-Поскакушкой", "Голубой змейкой"...
В 60-70-е годы прошлого века были очень известными сборники сказов Серафимы Власовой: «Клинок Уреньги», «Герцогиня Акуля», «Поют камни»…
В эти же годы издал три книги сказов Сергей Черепанов, человек трудной судьбы: «Лебедь–камень: Уральские сказки и сказы», «Снежный колос», «Озеро синих гагар».
Магнитогорская поэтесса Нина Кондратковская — прекрасный знаток народных башкирских сказаний — писала по их мотивам свои легенды, сказки, сказы в стихах: «Синий камень», «Сердце-озеро».
Знатоком башкирских народных сказаний был и Юрий Подкорытов. Он написал «Сказки из старинной шкатулки». Юрий Георгиевич Подкорытов был прирожденным детским писателем, недаром его называли "Добрым сказочником", "Дедом Куделькой" (по имени героя его нескольких произведений). Его литературный псевдоним - Ю.Пластов.
Легенды и сказы коренных народов Южного Урала очень интересовали Юрия Георгиевича. Легенда о Таганае и его сыне Селямбае ("Сестра стальных великанов"), легенда о великане Семигоре ("Сказки о ремесле"). "Сказки из старинной шкатулки". Это сказки и легенды о возникновении названий уральских деревень и поселков, гор и рек. Читатели узнают, откуда пошли названия: Касли, Бердяуш, Кунашак, Таганай и т.д. …
Таким образом, работа по ознакомлению детей с народным творчеством является важной стороной общей работы по формированию патриотических чувств, воспитанию любви и интереса к нашей Родине, к ее великому народу.
Неизгладимое впечатление остается от занятий по уральским сказам и легендам. Хотя сказочная тематика всегда близка дошкольникам, но непосредственная близость к месту действия помогает детям чувствовать себя сопричастными к сказочным образам и событиям.
Детей дошкольного возраста чаще всего называют “почемучками”. У них велика потребность в познании, потребность открывать мир, людей, природу. В силу своих возрастных особенностей они всегда готовы откликнуться (прежде всего эмоционально) на все окружающее, новое в жизни.
Используемая литература:
Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. Изд.-3-в. М., «Просвещение», 1970.
Бородич, А. М. Методика развития речи детей [Текст] /А. М. Бородич. – М. : Просвещение, 1981.
Гурович, Л. Ребенок и книга [Текст] / Л. Гурович, Л. Береговая, В. Логинова. – СПб.: Питер, 1996.
Короткова, Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. [Текст] /Э. П. Короткова. - М. : Просвещение, 1982.
Интернет источник: http://pisateli.ch-lib.ru/tin/liter/skaz.html
Кияйкина Наталья Федоровна
Екатерина