ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 3 КЛАССЕ
Тема: «Падеж имён существительных»
Педагогическая цель
Способствовать развитию умений распознавать имена существительные в разных падежных формах, употреблять существительные в нужном падеже, сопоставлять и различать внешне сходные падежные формы,; активизировать словарь обучающихся, развивать орфографическую зоркость; воспитывать навыки сотрудничества, взаимоконтроля, самоконтроля и самооценки.
Тип урока
Урок совершенствования способов действий (урок закрепления).
Планируемые результаты
(предметные)
Владение первоначальными навыками определения падежных форм имён существительных в словосочетаниях и предложениях, умением различать внешне сходные падежные формы, обосновывать правильность определения падежа выделенных имён существительных.
Личностные результаты
Владение первоначальными навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях, умением не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; проявление самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в т.ч. в информационной деятельности.
Регулятивные: уметь определять учебные задачи урока, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, контролировать свою деятельность по результату; адекватно понимать оценку взрослого и сверстника, оценивать правильность выполнения действий.
Коммуникативные: уметь выражать свои мысли, формулировать собственное мнение и позицию, планировать учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками.
Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности
(5 мин., 10.12)
Цель: актуализация используемых способов
действий и подготовка к осознанию потребности в выявлении причин затруднений в собственной деятельности и мотивация на новый способ деятельности
1.Минутка чистописания
Слайд1.
- Как будут выглядеть слова , если написать их буквами?
-Напишите в тетради данные слова по 1 разу, соблюдая каллиграфическое написание букв.
-Прочитайте слово, которое получится, если прочесть лишь первые буквы слов.
Читают слова.
Записывают слова.
Сверяют с эталоном.
По первым буквам слов читают новое слово.
-мыслительные операции (обобщение, анализ, синтез, сравнение) - П;
-извлечение необходимой информации – П;
-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью – К;
-аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации- К;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном – Р;
-поиск и выделение необходимой информации;
- установление причинно – следственной связи - П;
-самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной деятельности .-Р;
-волевая саморегуляция в затруднении – Р;
Постановка учебной задачи
(4 мин.,10.16)
Цель: подготовка мышления обучающихся и осознание ими цели урока.
- Как вы думаете, какова тема нашего урока?
Слайд 2,3.
- Давайте определим задачи урока. (Научиться определять безошибочно падежи существительных, распознавать имена существительные в разных падежных формах, обобщить знания о падежах)
-Ответьте на мои вопросы. Эти знания нам сегодня пригодятся на уроке. Ответы должны быть полными.
1. Сколько падежей в русском языке? (6)
2. Перечислите их.
3.Назовите падежные вопросы.
4.Какие падежи имеют одинаковые вопросы к неодушевлённымсуществительным? ( И.и В)
5.Как их различить?
6.Какие падежи имеют одинаковые вопросы к одушевлённым существительным? (Р и В)
7.Что такое начальная форма имени существительного?
8.Что мы называем косвенными падежами?
- Мы отправляемся дальше, и нас ждут различные задания на определение падежей имён существительных.
(Фронтальная работа)
Определяют тему.
Называют задачи урока.
- смыслообразование – Л;
- стимулирование к выражению собственного мнения – К;
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью –К;
Построение проекта выхода из затруднения.
(7 мин.,10.23)
Цель: выбор метода разрешения проблемной ситуации
-Для работы нам будет нужна табличка -помощница.
Но в эту табличку –помощницу закрались ошибки.
Работаем в парах. Найдите эти ошибки и с помощью стрелочек исправьте их.
Слайд 4.
-Проверьте работу своей пары по эталону на доске.
Раздать распечатанные таблички-эталоныдетям.
-Эта таблица будет вам помощником в определении падежей имён существительных.
( Работа в парах )
Исправляют ошибки.
Сверяют с эталоном. Оценивают себя.
- использование знаково- символических средств (схем, чертежей и др.) - П;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном – Р;
Первичное закрепление во внешней речи.
(6 мин.,10.29)
Цель: формирование у обучающихся способности к новому способу действия, разным формам организации деятельности
- Продолжим работу в парах. Каждая пара получает задания.
Игра «Заселяем дома»
- На доске прикреплены изображения домов , на крыше которых написаны названия падежей, у вас на столах листочки с напечатанными словосочетаниями. Ребята, определив падеж существительного, прикрепите эти листочки на домик с нужным падежом.
- А правы ли вы, мы можем проверить прочитав получившиеся предложения. На обратной стороне дома – начало предложения.
- Запишите по предложению в свои тетради. Над существительными укажите падеж.
( Работа в парах)
Дети работают самостоятельно в парах над определением падежей.
Работают по цепочке:
определяют падеж сущ. И прикрепляют табличку в нужный дом.
Дети читают полученные предложения.
Дети записывают по 1 предложению.
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью –К;
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
(6 мин.,10.35)
Цель: самопроверка усвоения способов действий на воспроизведение полученного результата, индивидуальная рефлексия достижения цели.
1.Работа по цепочке с помощью интерактивного тренажёра ( с моментальной проверкой)
Тренажёр.
2.Самостоятельная работа с помощью интерактивного тренажёра
- Списать в тетрадь, определить падеж существительных.
Размышлять о счастье __________
Скучать по товарищу___________
Выглянул из-за камня __________
Лежать под цветком____________
Поменяйтесь тетрадями, проверьте своего напарника, работая карандашом.
Проверка по эталону 5 и 6 слайды.
(Дополнительное задание)
Подарок для сестры________________
Пели песенку _____________________
Зазвучала мелодия ________________
Бежали по лесенке________________
(Индивидуальная работа)
Выполняют работу.
Выполняют взаимопроверку.
Сверяют с эталоном. Оценивают себя.
-рефлексия способов и условий действий – П;
- планирование успешного сотрудничества – К;
- следование моральным нормам и этическим требованиям – Л;
- культура поведения в учебном диалоге – Л;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном – Р;
Включение в систему знаний и повторение.
(8 мин., 10.43)
Цель: включение способа действия в систему знаний и применение на практике
-Наша задача усложняется. Мы работали со словосочетаниями и предложениями. Теперь перед нами текст, но в тексте пропущены слова. Работая в группах необходимо определить падежи имён существительных и повесить яблочки на свои места.
(Работа с деформированным текстом.)
-Завершили работу. Текст общими усилиями восстановлен. Прочтите его. Проверьте по эталону.
(Я разглядывал на снегу следы зверюшек и птиц. Вот что я по следам прочитал. Белка пробиралась сквозь снег и мох. Она лапками достала два ореха. Потом зверёк отбежал десяток метров и опять юркнул в снег. В лапах у белочки было ещё два ореха. Значит, помнила она с осени о своих орехах. Вот так чудо!)
-Мы справились с работой?
(Работа в группах)
Работают с деформированным текстом (Рисунок яблони на доске, на яблоках написаны существительные. Их необходимо вставить в текст на то место, где находится указанный падеж). Определяют падеж существительных.
Восстанавливают предложения.
Читают текст.
Сверяют с эталоном.
Оценивают себя.
-мыслительные операции – П;
-контроль и оценка способов своей деятельности -Р;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном – Р;
Рефлексия учебной деятельности.
(3 мин.,10.46)
Цель: самооценка учащимися своей деятельности, метода преодоления затруднений, оценка нового способа действия
-Какие задачи ставили на урок?
(Слайд 3)
-Удалось ли решить эти задачи?
-Какой результат получили?
Оцените свою работу на уроке.
Оранжевый круг – недоволен своей работой.
Жёлтый круг – есть над чем работать.
Зелёный круг – доволен своей работой.
(Оценка учителя)
-Дома вы ещё потренируетесь в определении падежей имён существительных, выполнив домашнее задание. Эти умения вам пригодятся на контрольной работе по теме «Падежи имён существительных».
Дети оценивают себя.
- контроль своей деятельности по результату - Р;
-самооценка на основе критерия успешности -Л;
- адекватное понимание успешности или неуспешности - Л;
- объективная оценка результатов деятельности – Р;
- адекватное понимание оценки взрослого и сверстника - Р
Домашнее задание.
(1 мин)
- Списать текст и определить падежи выделенных имён существительных.