12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Малыхина Наталья Николаевна24
 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

 

ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

 
 

    

  
 

 

 

ПРОГРАММА

 

киноклуба «Синема»

 

(модифицированная, дополняющая)

 

Возрастной состав обучающихся – 7 - 14 лет

 

Продолжительность образовательного цикла – 2 года

 

 

 

 

 

 

                                                  

 

 

 

 

 

 

Авторы:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кунакова Н.П., методист

Панько Ж.Ю., методист

Малыхина Н.Н., педагог-организатор

Кожанова С.Н., педагог дополнительного образования

 
 
 
                                                     г. Воронеж, 2017
 

 

 

 

 

 

 

 

Авторы:

Кунакова Нина Павловна – методист, Панько Жанна Юрьевна – методист,

Малыхина Наталья Николаевна - педагог-организатор,

Кожанова Светлана Николаевна – педагог дополнительного образования

Данная программа относится к дополняющему типу учебных программ, т.к имея существенно новое содержание, дополняет уже имеющийся пакет учебных программ дополнительного образования социально-педагогической и военно-патриотической направленностей.

 

Программа призвана обучать увлеченно, личностно заинтересованно воспринимать предлагаемые к просмотру кинопроизведения, переживать их и осмысливать. Только при этом условии, то, что несет кино, может войти в сознание подрастающей личности, сформировать твердую гражданскую позицию.

© Кунакова Н.П.
© Панько Ж.Ю.
© Малыхина Н.Н.
© Кожанова С.Н.
© ДТДиМ

 

Пояснительная записка

 

В современном обществе вопросы воспитания и образования, социального, нравственного, патриотического формирования подрастающего поколения решаются в сложном, многостороннем взаимодействии многих средств и общественных сил. Искусству принадлежит здесь одна из существенных и действенных ролей. Его значение в духовном формировании личности трудно переоценить. Особое место в системе искусств занимает кино. Этот вид искусства любят все. Но особенно к нему привязаны дети и подростки.

 

Кино для детей – это сама жизнь и огромное окно в мир, в который они с жадностью заглядывают и который жаждут как можно скорее и полнее освоить. Впечатления, полученные в детские и юношеские годы, как известно, сохраняются на всю жизнь, оставляют глубокий след в психике, накладывают свой отпечаток на мировоззрение, убеждения, характер человека. Нашим кинематографом накоплены огромные эстетические богатства, созданы замечательные кинопроизведения, способные потрясти и ум и душу, облагородить чувства, пробудить в душах ребят лучшие духовные силы. Поэтому, кинематограф должен занять достойное место в деле воспитания подрастающего поколения. Художественная выразительность формы, яркий герой – вот основные условия успешного использования кинопроизведения в воспитательном процессе.

 

Задача педагогов, работающих по данной программе, помочь ребенку и подростку встретиться с интересным фильмом, увеличить «коэффициент полезного общественного и воспитательного действия» экрана. Место кино в образовательном процессе не может быть заменено ничем – ни дидактикой, ни лекциями, ни познавательными играми. Использование кинематографа в качестве интенсивного творческого метода обучения, привлечение игрового, хроникально-документального и научно-популярного кино в качестве дополнительного материала, формирует уважительное отношение и интерес к фильмам, как к духовной ценности. Делать это необходимо живо и увлекательно, подбирая для просмотра географические, историко-биографические, героико-патриотические фильмы, иначе мы воспитаем людей без чувства истории, которое напрямую связано с чувством патриотизма.

 

Именно на решение этого круга задач и направлена программа киноклуба «Синема», призванная обучать и воспитывать увлеченно, личностно заинтересованно воспринимать предлагаемые к просмотру кинопроизведения, переживать их и осмысливать. Только при этом условии, то, что несет кино, может войти в сознание подрастающей личности.

 

Социально-педагогическая направленность программы и решаемые ею педагогические задачи, те пути и способы, с помощью которых фильм формирует личность подрастающего человека – все это в итоге работает на конечный результат.

 

По инновационному потенциалу она относится к дополняющему типу учебных программ, т.к имея существенно новое содержание, дополняет уже имеющийся пакет учебных программ отдела спортивно познавательных объединений ДТДиМ.

 

Программа актуальна. Она отвечает потребностям сегодняшнего уровня общественной жизни. Изменения, происходящие в обществе, диктуют социальный заказ, определяющий новые требования к юным гражданам, к их образованию и воспитанию. Какое поколение будет в новой России? Захочет ли оно взять с собой духовно – нравственное богатство наших предков? Актуальность этих вопросов ориентирует авторов программы на поиск новых, более интересных форм работы с детьми с использованием кинематографа, т.к. кино не только развивает, оно является одним из самых массовых и активных, с точки зрения эмоционального воздействия на зрителя видов искусств.

 

Педагогическая целесообразность программы заключается в разумном педагогическом руководстве киновосприятием, в грамотном педагогическом сопровождении образовательно-воспитательного процесса, в предоставлении обучающимся самостоятельности и возможности для самовыражения. Программа расширяет и углубляет знания обучающихся в области кинокультуры, отечественной и мировой, направлена на поиск новых подходов и форм освоения учебного материала, сочетающих в себе эстетические, ценностные патриотические аспекты.

 

Цель программы: создание условий для всестороннего развития обучающихся, воспитания гражданственности, патриотизма, нравственного и культурного совершенствования.

 

Задачи:

 

- развить стремление к повышению общеобразовательных и профессиональных знаний;

 

- развить навыки восприятия в процессе просмотра и анализа фильма;

 

- развить познавательный интерес к этнической и военной истории русского народа, к

 

культурному наследию страны, духовно обогатить;

 

- сформировать общественно-активную личность с твердой гражданской позицией;

 

- сформировать уважительное отношение к фильму, как к духовной ценности;

 

- сформировать культуру общения и поведения в социуме;

 

- сформировать ключевые компетенции в информационно-познавательной, ценностно-смысловой и самосовершенствования, коммуникативной сферах.

 

Работа на материале экранных искусств проводится в форме детского киноклуба и имеет основное направление – формирование грамотного восприятия произведений этого вида искусства, умения их анализировать. Клубная система организации учебного процесса, отличающаяся добровольностью, субъект-субъектной моделью общения, позволяет воспитанникам активно включиться в «микросферу» клубного коллектива, стать равноправными его участниками. Киноклуб объединяет тех, кто любит кино, тех, кто чувствует себя комфортно перед экраном. Но количество увиденного не говорит о качественном уровне восприятия содержания, о его понимании и осмыслении. Остается много вопросов. В связи с этими особенностями детского сознания и необходимо обратиться к решению столь важной задачи – развитию навыков восприятия. Предлагаемый педагогический подход обучения по программе базируется на том, чтобы содержание выбранных для работы фильмов сделать объектом обсуждения. Применение гибких моделей организации учебной деятельности, использование ролевых ситуаций позволяет привлечь личный эмоциональный опыт детей, что очень важно в постижении ими искусства вообще и кино в частности. Это ориентирует учебно-воспитательный процесс на личность обучающегося, делая его более мотивированным, рассчитанным на перспективу.

 

Отличительной особенностью программы является то, что она отражает межпредметную интеграцию, и позволяет расширить средствами кинематографа тематику изучаемого материала. Программа знакомит ребят с фильмами, снятыми в 20-80-х г.г. XX века, фильмами периода «перестройки», современными фильмами, посвященными героическим страницам истории России.

 

В реализации программы участвуют обучающиеся 7-14 лет, начального общего и основного общего уровней образования.

 

В соответствии с возрастными психологическими особенностями педагогическое сопровождение состоит в отборе репертуара, совместном просмотре фильмов, в помощи в оформлении представлений об увиденном. Дети начального общего уровня образования с помощью экрана стараются сложить образ мира и своего «я». У них достаточно активное и устойчивое внимание, хорошее зрительное восприятие. Фильм для них – любимый источник представлений о жизни, т.к. чувства в этом возрасте преобладают над анализом, а недостаток предварительных знаний замещается фантазией, предпочтение отдается сказкам, фильмам о животных. Младший школьник активно стремится осознать, «что такое хорошо, и что такое плохо», придавая большое значение мнению взрослых, педагогов. Ясность, законченность сюжетной конструкции, моральный вывод из экранного произведения – все это является необходимым для 7-9 летнего зрителя (начального общего уровня образования). Понятия «красоты и добра» в этом возрасте неразделимы. Доверчивый и пластический тип отношения к кино переходит к 10-11 годам к осмыслению сюжетных узлов, мотивационных пружин действия фильма. У детей основного общего уровня образования формируется умение рассуждать и делать выводы, сравнивать и анализировать факты. У них сужается диапазон эстетических запросов, в центр ставится познавательная потребность, восприятие более содержательное, последовательное, мышление более логичное, системное и обоснованное. Экран нужен подростку 11-12 лет для понимания себя и практической ориентации в мире взрослых, получения сведений о том, как устроена жизнь, особенно в тех областях, где школа и семья затрудняются просветить его. Подросток (основной общий уровень образования) ищет сходства искусства с жизнью. В жанрово-тематическом аспекте высоко ценятся фильмы о сверстниках. К началу юношеского возраста окончательно формируется познавательная сфера, возникает интерес к психологии человека, к многомерному пониманию других людей, формируется система гражданских идеалов. Под влиянием возрастных особенностей в зрителе 13-14 лет совершенствуются те способы восприятия и типы потребностей, что были характерны для уже пройденных ступеней возрастного и социального становления обучающихся. Так, в каждом ребенке и подростке формируются взрослые зрители.

 

Продолжительность образовательного цикла 2 года. Занятия проводятся в группах по 12 человек, 2 часа в неделю, 72 часа в год.

 

Для проведения занятий используются основные: фронтальные (беседа, объяснение, рассказ, ролевая игра «Организация киноклуба»), индивидуальные (написание рецензий, отзывов, выполнение рисунков) и сопутствующие (кинокомпозиция, кинолекторий, диспут) формы обучения. Использование в рамках клубной системы различных сочетаний форм работы обучающихся на «занятиях в кинозале» влияет на характер деятельности субъектов обучения, взаимоотношения между педагогом и воспитанником, самими воспитанниками, воспитанниками с изучаемым материалом, что наиболее способствует реализации поставленных целей и задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника.

 

Педагогические технологии, реализуемые на занятиях, представляют собой систему способов организации образовательной деятельности воспитанников, основанную на принципах сотрудничества («обучение в сотрудничестве»), при которой все члены киноклуба участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела.

 

Лично-ориентированные технологии творческой деятельности предусматривают диагностику личностного роста, включение учебных задач в контекст жизненных проблем, предусматривающих развитие личности в реальном, социокультурном и образовательном пространстве. Приоритетной целью технологии «воспитание в обучении» является достижение высокого уровня духовно-нравственного, патриотического воспитания. Содержание применяемых технологий включает комплексную организацию деятельности педагогов, работающих по программе, и воспитанников, разработку и реализацию нового содержания образования с учетом человеческих и технических ресурсов.

 

Используемые словесные, наглядные, практические, социологические методы обучения и методы воспитания (метод организации деятельности и формирования опыта поведения, метод стимулирования поведения и деятельности) применяются в единстве с аудиальными (магнитофон) и аудиовизуальными (компьютер, телевизор, видеомагнитофон) техническими средствами обучения (ТСО). Дидактический материал программы включает наглядные материалы (рисунки, картины, иллюстрации, плакаты, фотографии, коллажи, афиши), демонстрационные материалы (образцы изделий, предметы, буклеты, фото-видео материалы).

 

Методический аппарат программы включает дополнительный материал (энциклопедический словарь юного зрителя, книги о кино, методические сборники материалов по патриотическому воспитанию, разработки игр, сценарный материал, рекомендации по проведению кинокомпозиций, киновечеров).

 

Системно – деятельностный и комплексный подходы к выбору и структуре содержания обучения, технологий, приемов, методов и форм организации образовательного процесса способствуют созданию условий для гармоничного развития обучающихся, обеспечивают успешное усвоение актуальных универсальных знаний и формирование компетенций в предметной, надпредметной и жизненной сферах.

 

Ожидаемые результаты соотносятся с целевой установкой программы, ориентированы на всестороннее развитие личности через формирование универсальных учебных действий. Они заключаются в подготовке обучающихся к творческому решению задач, связанных с обучением и воспитанием, с обеспечением высокого уровня их подготовки, соответствующего требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Они диагностируются критериями и показателями эффективности реализации программы в рамках компетенции ценностно-смысловой и самосовершенствования. На этапе завершения первого года обучения у обучающихся отслеживаются регулятивные и познавательные результаты, которые отражают сформированные умения организовывать свою образовательную деятельность, получать и систематизировать знания, решать образовательные задачи.

 

Результаты освоения программы оцениваются с позиции компетентностного подхода, по творческой и познавательной активности, уровню и качеству сформированных у обучающихся ключевых компетенций и компетенций, определяемых понятием «патриот». Это личностные результаты: сформированные личностные качества, нравственно-оценочные установки и индивидуально-личностная гражданская позиция, умения делать выбор духовных ценностей и отвечать за свой выбор. Сформированные ключевые компетенции, относящиеся к метапредметным результатам освоения программы, выступают основой получения предметных знаний и социальной мобильности обучающихся.

 

Формой предъявления сформированных предметных компетенций является участие воспитанников в киновикторинах, киновечерах, кинокомпозиция, уроках Мужества и, как итог – презентация «Портфолио достижений», включающего рецензии, отзывы, грамоты, дипломы и т. д.

 

Учебно – тематический план

 

1 год обучения

 

п\п

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Введение в программу. История государственной символики РФ

4

2

2

2

Кино-детям. Воспитательные возможности кинематографа

8

2

6

3

Фильмы - сказки – хранители народной мудрости, пропагандисты национальных традиций

24

12

12

4

Историко – революционная тематика в кино

4

2

2

5

Великая война - главные события и сражения

12

4

8

6

«Наше любимое кино … о войне» в патриотическом воспитании

18

6

12

7

Итоговое занятие

2

-

2

Итого

72

28

44

 

Содержание тем

 

1 год обучения

 

Тема 1 (4 часа).

 

«Введение в программу. История государственной символики РФ»

 

Теория: Введение в программу. Цели и задачи программы. Содержательная составляющая программы. Техника безопасности при работе с ТСО. История государственной символики РФ (2 часа).

 

Практика: Просмотр фрагментов художественного фильма «Петр I», «Два бойца» (2 часа).

 

Тема 2 (8 часов).

 

«Кино детям. Воспитательные возможности кинематографа»

 

Теория: Кинематограф для детей и юношества. Цели, задачи детского кинематографа. Детское кино – соединение воедино педагогического и кинематографического дарований. Воспитание души – главная задача искусства. Талант режиссера и талант воспитателя. Фильмы Данелия, Таланкина, Климова. Художественные фильмы «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен… », «Звонят, откройте дверь!», «Точка, точка, запятая», «Телеграмма», «Карантин», «Кыш-и-два-портфеля», «Вам и не снилось» (2 часа).

 

Практика: Просмотр фрагментов х\ф «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен… », «Звонят, откройте дверь!», «Точка, точка, запятая», «Телеграмма», «Вам и не снилось». Написание рецензий, отзывов. Оформление киноуголка (6 часов).

 

Тема 3 (24 часа).

 

«Фильмы - сказки – хранители народной мудрости, пропагандисты национальных традиций»

 

Теория: Роль фильмов – сказок в изучении истории, культуры и национальных традиций русского народа. Русские народные сказки и сказания: о животных, бытовые, волшебные. Былины о русских богатырях. Семейные традиции, реликвии, фотографии. Народные игры, хороводы, ярмарки, их значение в жизни народа. Фильмы - сказки А. Роу и Н. Кашеверовой (х/ф «По щучьему веленью», «Золушка»). Ироническая сказка. Умная, тонкая, неоднозначная метафора проблем в драматургии Е.Шварца (х/ф «Обыкновенное чудо»). Космические сказки (мультфильм «Тайна третьей планеты», х/ф «Москва – Кассиопея», «Отроки во Вселенной»). Народные праздники. Рождество. Масленица. Пасха. Троица. Иван Купала. Михаил Ромм и его фильмы – сказки (12 часов).

 

Практика: Чтение сказок по ролям. Просмотр фрагментов м/ф «Алеша Попович и Тугарин Змей», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч». Рассказы, стихи, пословицы об отношениях в семье. Просмотр фрагментов х/ф «Снегурочка», «Морозко». Русские народные игры. Просмотр фрагментов х/ф «Золушка», «По щучьему веленью», «Обыкновенное чудо», м/ф «Тайна третьей планеты» (12 часов).

 

Тема 4 (4 часа).

 

«Историко – революционная тематика в кино»

 

Теория: Историко – революционная тематика в кино (1920 – 1950 г.г.). С.Эйзенштейн («Броненосец «Потемкин»). В. Петров («Петр I»). Н.Г. Черкасов в фильмах «Александр Невский» (режиссеры С. Эйзенштейн, Д. Васильев), «Иван Грозный» (сценарий и режиссура С. Эйзенштейна) (2 часа).

 

Практика: Просмотр фрагментов х/ф «Броненосец Потемкин», «Петр I», «Александр Невский», «Иван Грозный» (2 часа).

 

Тема 5 (12 часов).

 

«Великая война - главные события и сражения»

 

Теория: Кинопроект «Великая война», посвященный Великой Победе. Главные события и сражения ВОВ. Масштабность и драматизм событий великой войны. Использование компьютерной графики в сочетании с кинохроникой военных лет. Использование новейших технологий съемок, монтажа, звукозаписи (4 часа).

 

Практика: Просмотр фрагментов документальных фильмов проекта «Великая война»: «Барбаросса», «Блокада Ленинграда», «Сталинград». Урок Мужества «Битва за Москву»

 

(8 часов).

 

Тема 6 (18 часов).

 

«Наше любимое кино … о войне» в патриотическом воспитании».

 

Теория: Художественные средства, приемы и формы для наилучшего воплощения жизненного содержания, нравственного и патриотического воспитания. Великие отечественные фильмы, посвященные героическим страницам истории России. Творческие судьбы актеров, режиссеров, сценаристов, в жизни которых образы героев великих войн сыграли значительную роль. Е. Габрилович, Л.Луков. Н.Богословский. Марк Бернес, Борис Андреев в фильме «Два бойца». «Батальоны просят огня». У войны женское лицо («А зори здесь тихие…»). В начале была повесть. Дебютанты и звезды. «Бери шинель, пошли домой» («Аты – баты, шли солдаты…»). Всем эпопеям эпопея («Освобождение») (6 часов).

 

Практика: Просмотр фрагментов х/ф «Два бойца», «Офицеры», «А зори здесь тихие…». Литературный киновечер «А зори здесь тихие…». Диспут «У войны не женское лицо». Просмотр фрагментов х/ф «Батальоны просят огня, «Аты-баты, шли солдаты», «Живые и мертвые», «Освобождение». Урок Мужества «Праздник Победы» (12 часов).

 

Тема 7 (2 часа).

 

Итоговое занятие

 

Практика: Киновикторина «Памяти павших, будьте достойны» по фильмам о ВОВ

 

(2 часа).

 

Учебно – тематический план

 

2 год обучения

 

п\п

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Введение в программу. История государственной символики РФ

4

2

2

2

Кинематограф как активный творческий метод обучения

8

2

6

3

Историко – революционная тематика в кино

4

2

2

4

Великая война - главные события и сражения

18

8

10

5

«Наше любимое кино … о войне» в патриотическом воспитании

24

6

18

6

Азбука нравственной помощи

12

6

6

7

Итоговое занятие

2

-

2

Итого

72

26

46

 

Содержание тем

 

2 год обучения

 

Тема 1 (4 часа).

 

«Введение в программу. История государственной символики РФ»

 

Теория: Введение в программу. Цели и задачи программы. Содержательная составляющая программы 2 года обучения. Техника безопасности при работе с ТСО.

 

История государственной символики России (2 часа).

 

Практика: Просмотр фрагментов х\ф «Петр I», «Два бойца» (2 часа).

 

Тема 2 (8 часов).

 

«Кинематограф как активный творческий метод обучения»

 

Теория: Социально-психологические особенности восприятия кинематографа на примере географических, историко-биографических, героико-патриотических хроникально-документальных, научно-популярных, художественных фильмов. Научно – популярное кино. Учебное кино. Кино – как эффективное средство распространения знаний (2 часа).

 

Практика: Просмотр д/ф фильмов серии «Великие чудеса света», «Великие творения людей», «Чудеса природы», «Московский Кремль». Просмотр н\п фильмов «Земля и небо», «Сила жизни». Викторина «Страницы истории» (6 часов).

 

Тема 3 (4 часа).

 

«Историко – революционная тематика в кино»

 

Теория: Л.Кулиджанов («Синяя тетрадь»). Г.Панфилов («В огне брода нет»). А.Аскольдов («Комиссар»). Ю.Карасик («Шестое июля»). Е.Карелов («Служили два товарища»). Все началось с «Басмачей». Как всходило «Белое солнце…». «Досье» на звезд. Сухов, Петруха, Абдула и Саид. Самый лучший Верещагин. В.Мотыль («Белое солнце пустыни»). В.Роговой («Офицеры»). И.Перестиани («Красные дьяволята»). Э.Кеосаян («Неуловимые мстители», «Корона Российской империи, или снова «Неуловимые»). Корни из Вестерна. Рождение «дьяволят». «Великолепная семерка» по – советски. В.Бычков («Достояние республики») Н.Михалков («Свой среди чужих, чужой среди своих») (2 часа).

 

Практика: Просмотр фрагментов х/ф «Красные дьяволята», «Неуловимые мстители», «Корона Российской империи, или снова «Неуловимые» (2 часа).

 

Тема 4 (18 часов).

 

«Великая война - главные события и сражения»

 

Теория: Кинопроект «Великая война» посвященный 70-й годовщине Великой Победы. Главные события и сражения ВОВ. Масштабность и драматизм событий великой войны. Использование компьютерной графики в сочетании с кинохроникой военных лет. Использование новейших технологий съемок, монтажа, звукозаписи (8 часов).

 

Практика: Просмотр фрагментов документальных фильмов проекта «Великая война»: «Курская дуга», «Операция «Багратион»», «От Днепра до Одера», «Битва за Берлин»

 

(10 часов).

 

Тема 5 (24 часа).

 

«Наше любимое кино … о войне» в патриотическом воспитании»

 

Теория: Антипоточное кино. («Двадцать дней без войны») Повесть Константина Симонова. Алексей Герман и Светлана Кармалита. Лопатин (Юрий Никулин) и Нина (Людмила Гурченко). Лучший фильм о ветеранах войны («Белорусский вокзал»). Триумфальный дебют. «Судьба человека» Сергея Бондарчука. Фильм «9 Рота» Федора Бондарчука. Кинопеснь о поющей эскадрилье «В бой идут одни старики». Фильмы 2000-х о войне. Лучший фильм в категории «Война» на VI –ом международном фестивале «Закон и Общество». Павел Майков, Михаил Присмотров в х\ф «Неслужебное задание». Ожившие «Военные реконструкции» («Мы из будущего», «Мы из будущего 2») (6 часов).

 

Практика: Просмотр фрагментов х\ф «Двадцать дней без войны», «Белорусский вокзал», «В бой идут одни старики», «Судьба человека», «Горячий снег», «Проверка на дорогах». Просмотр х\ф «Неслужебное задание», «9 Рота». Кинокомпозиция «Афганистан – незаживающая рана». Музыкально – поэтическая кинокомпозиция «Страницы Великой Победы». Урок Мужества «Мы будем помнить!» (18 часов).

 

Тема 6 (12 часов).

 

«Азбука нравственной помощи»

 

Теория: Жизнь подростка. «Школьный фильм» (Чудак из 5–го «Б»», «Доживем до понедельника», «Чужие письма»). Кинозрители от семи до четырнадцати. Уроки человечности («Звонят, откройте дверь», «Ох, уж эта Настя», «Точка, точка, запятая», «Наследница по прямой», «Черная курица»,). Кино для мальчишек («Друг мой, Колька», «Не хочу быть взрослым», «Мужское воспитание», «Чужая компания», «Пацаны»), Цель – духовное возмужание («Сто дней после детства», «Не болит голова у дятла», «Последний побег», «Розыгрыш», «Плюмбум, или Опасная игра», «Курьер»). Семейный фильм. «Белый Бим Черное ухо», «Бетховен» (6 часов).

 

Практика: Просмотр фрагментов х/ф «Чудак из 5–го «Б», «Доживем до понедельника», «Чужие письма», «Звонят, откройте дверь», Друг мой, Колька», «Ох, уж эта Настя», «Черная курица», «Не хочу быть взрослым», «Мужское воспитание», «Наследница по прямой», «Точка, точка, запятая», «Чужая компания», «Сто дней после детства», «Не болит голова у дятла», «Последний побег», «Розыгрыш», «Пацаны», «Плюмбум, или Опасная игра», «Курьер». Тестирование (6 часов).

 

Тема 7 (2 часа).

 

Итоговое занятие

 

Практика: Подбор и оформление результатов работы: текстов, рецензий, отзывов. Презентация портфолио (2 часа).

 

 

 

Методическое обеспечение программы

 

1 год обучения

 

п\п

Тема

Формы занятий

Приемы и методы

Дидактический материал

Итоги

1

Введение в программу. История государственной символики РФ

Фронтальные (объяснение, рассказ, беседа)

Словесные

Плакаты с изображением флага и герба РФ, текст гимна РФ

Беседа по истории символики РФ.

2

Кино-детям. Воспитательные возможности кинематографа

Фронтальные (ролевая игра, объяснение, рассказ, беседа)

Индивидуальные

(написание рецензий, отзывов)

Словесные, наглядные, практические

Фото, видеоматериалы, пакет документации киноклуба

Оформление киноуголка

3

Фильмы - сказки – хранители народной мудрости, пропагандисты национальных традиций

Фронтальные (сюжетная игра, объяснение, рассказ, беседа)

Индивидуальные (составление родословной, сбор материалов для выставки)

Словесные, наглядные, практические

Фото, видеоматериалы

Чтение сказок по ролям

4

Историко – революционная тематика в кино

Фронтальные (лекция, рассказ, беседа)

Индивидуальные (написание отзывов)

Словесные, наглядные, практические

Фото, видеоматериалы. Иллюстрации по теме

Беседа по теме

5

Великая война - главные события и сражения

Фронтальные (объяснение, рассказ, беседа)

Индивидуальные (написание отзывов)

Словесные, наглядные, практические

Фото, видеоматериалы.

Иллюстрации по теме

«Урок Мужества»

6

«Наше любимое кино … о войне» в патриотическом воспитании

Фронтальные (объяснение, беседа, диспут, «Урок Мужества»)

Индивидуальные (подбор материалов)

Словесные, наглядные, практические

Фото, видеоматериалы.

Иллюстрации по теме

«Урок Мужества»

7

Итоговое занятие

Фронтальные (объяснение, рассказ, беседа)

Индивидуальные (практическая работа по карточкам)

Словесные, наглядные, практические

Фото, видеоматериалы.

Иллюстрации по теме. Карточки

Кино-

викторина

 

 

 

Методическое обеспечение программы

 

2 год обучения

 

п\п

Тема

Формы занятий

Приемы и методы

Дидактический материал

Итоги

1

Введение в программу. История государственной символики РФ

Фронтальные (объяснение, рассказ, беседа)

Словесные, практические

Плакаты с изображением флага и герба РФ, текст гимна РФ

Беседа по истории символики

2

Кинематограф как активный творческий метод обучения

Фронтальные (объяснение, рассказ, беседа, викторина)

Индивидуальные (работа по карточкам)

Словесные, наглядные, практические

Фото, видеоматериалы, карточки

Викторина «Страницы истории»

3

Историко – революционная тематика в кино

Фронтальные (лекция, рассказ, беседа)

Индивидуальные (написание отзывов)

Словесные, наглядные, практические

Фото, видеоматериалы, иллюстрации по теме

Беседа по теме

4

Великая война - главные события и сражения

Фронтальные (объяснение, рассказ, беседа, «Урок Мужества»)

Индивидуальные (написание отзывов)

Словесные, наглядные, практические

Фото, видеоматериалы,

иллюстрации по теме

Оформление «Уголка Славы»

5

«Наше любимое кино … о войне» в патриотическом воспитании

Фронтальные (объяснение, рассказ, беседа, диспут)

Индивидуальные (практическая работа над сценарием)

Словесные, наглядные, практические

Фото, видеоматериалы,

иллюстрации по теме

Кино-композиция

6

Азбука нравственной помощи

Фронтальные (объяснение, беседа, диспут)

Индивидуальные

(работа с тестами)

Словесные, наглядные, практические

Фото, видеоматериалы,

иллюстрации по теме

Тестирование: «Уже не ребенок, еще не взрослый»

7

Итоговое занятие

Индивидуальные (подбор материалов и оформление результатов работы)

Практические

Тексты рецензий, отзывов

Презентация портфолио

 

 

                           
 
Учебно – методический комплекс к программе киноклуба «Синема»

Программа киноклуба.

Учебно-методические комплекты.

 

- Учебные пособия к разделу: «Символика Российской Федерации»

 

- «Мы-патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия 1-8 классы»

 

Агапова И.А.

 
  1. «Военно-патриотическое воспитание в школе» Видякин В.М.

    «Я- гражданин России!». Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 5-11 кл. О.Е. Жиренко, Е.В. Лапина.

    «Кино юным» Антонова В.А.

    «Встреча с десятой музой. Беседа о киноискусстве» Вайсфельд И.А.

    Я познаю мир. Детская энциклопедия. Культура.

 

Учебные пособия к разделам: «Роль исторического фильма в изучении истоков русской государственности», «Кинематографический образ Петра I», «Фильмы-сказки-хранители народной мудрости», «Историко-революционная тема в кино», «Наше любимое кино о войне в патриотическом воспитании», «Три поколения в одной войне», «Подросток глазами кинематографа».

 
  1. «Патриотическое воспитание. Система работы» Пашкович И.А.

    «Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию 5-11 класс» Великородная В.А.

 

- «Патриотическое воспитание» Алешина Н.В.

 

-«Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие.» Касимова Т.А., Яковлев Д.Е.

 
  1. «Юности честное зерцало: программы по нравственному воспитанию школьников» Жиренко О.Е., Кумицкая Т.М.

    «Сто великих отечественных кинофильмов» Мусский И.А.

    «Наше любимое кино…о войне» Раззаков Ф.И.

 

- «Герои русской истории». Для среднего школьного возраста.

 

Методическая литература: справочники, энциклопедии.

 

3.Авторские комплекты методической продукции.

 

Учебно-методические разработки приложений к программе:

 
  1. Сценарии кинокомпозиций, киновечеров.

    Сценарии мероприятий патриотической направленности (уроки Мужества, занятия-путешествия).

 

Учебно-методические разработки материалов по темам:

 
  1. Кино как средство духовного воспитания личности;

    Кино в семье искусств;

 

Методические разработки тестов, анкет.

 
  1. Тесты

    Анкеты

 

Планы-конспекты учебных занятий.

 

Планы-конспекты «Занятий в кинозале».

 

Инструкции и указания по использованию аудиальных и

 

аудиовизуальных ТСО, электронных средств обучения.

 

Инструкции по технике безопасности.

 

4.Комплект наглядных средств обучения.

 

Рабочий материал:

 
  1. киноафиши, рекламные буклеты, демонстрационные плакаты, иллюстрации;

    слайды, фотоматериалы, аудио-видеоматериалы;

    пакет документации «Киноклуб»

 

5.Технические средства обучения: аудиальные и аудиовизуальные, аудиокассеты, видеокассеты.

 

6. Электронные средства обучения: компьютер, электронные варианты «Досье на звезд», дискеты, диски.

 

 

 

Перечень учебного оборудования

 

Технические средства

обучения (ТСО)

Инструменты и

приспособления

общего пользования

Инструменты и

приспособления

индивидуального

пользования

Компьютер

Фотоаппарат

Аудиальные и

аудиовизуальные

технические средства:

магнитофон,

видеомагнитофон,

Дискеты

Диски

Аудио-видеоматериалы:

аудиозаписи

музыкального

сопровождения,

видеокассеты с записями учебных фильмов

Доска

Фоновый экран

Канцтовары

 

 

Перечень расходных материалов

 

№ п/п

Расходные материалы

Количество на одного учащегося

Примечание

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

Папка с файлами

Бумага

Общая тетрадь

Шариковая ручка

Фломастеры

Дискеты

Диски CD – RW

Фотопленка

Карандаши цветные

Карандаш простой

Альбом для рисования

Резинка

Линейка

Клей

1

20

1

2

комплект

3

1

2

комплект

2

1

1

1

1

 
 

 

 

 

 

Список литературы

 

Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников / Алешина Н.В.- М.:ЦГЛ, 2005. – 256 с.

Антонова В.А. Кино юным / Антонова В.А. – М.: Искусство, 1985. – 336 с.

Видякин В.А. Военно-патриотическое воспитание в школе/Видякин В.М. – Волгоград:Учитель, 2005. – 280с.

Касимова Т.М. Патриотическое воспитание школьников /Касимова Т.А. – М.:5 за знания, 2005. – 64с.

Мусский И.А. 100 великих отечественных кинофильмов / Мусский И.А. – М.: Вече, 2006.-480 с.

Педагогический энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – 528с.

Раззаков Ф.И. Наше любимое кино… о войне / Раззаков Ф.И. – М.: Изд-во Алгоритм; Изд-во Эксмо, 2005.- 480 с.

 
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.