Памятка для учителей по теме «Lassen в сочетании с инфинитивом другого глагола без частицы zu»

2
0
Материал опубликован 12 April 2016

Памятка для учителей

1. При введении нового грамматического материала „Lassen в сочетании с инфинитивом другого глагола без частицы zu” не стоит учащимся демонстрировать «формулу» lassen + Infinitiv. Правило звучало бы более корректно и понятно, если бы оно выглядело так: lassen + Objekt + Infinitiv или Nom. Subjekt lässt Akk. Objekt + Infinitiv. Ведь сама конструкция уже отображает специфику строения предложения с конструкцией с lassen. Во-первых, учащийся видит, что в предложении есть подлежащее в именительном падеже, после которого стоит сам глагол lassen; во-вторых, после lassen требуется дополнение в винительном падеже; в-третьих, в конце предложения стоит инфинитив другого глагола без частицы zu.

2. При объяснении семантики данной конструкции, учитель должен познакомить с ее двумя основными каузативными значениями: значение «побуждения» и «допущения» («разрешения») выполнения какого-либо действия или перехода в другое состояние. Используя конструкцию Nom. Subjekt lässt Akk. Objekt + Infinitiv, учитель объясняет, что кто-то или что-то (Nom. Subjekt) побуждает или допускает (lässt) кого-то или что-то (Akk. Objekt) выполнить какое-либо действие или перейти в другое состояние (Infinitiv).

 
3. Далее мы предлагаем рассмотреть правило на конкретных примерах. Учителю следует сказать, что предложение с конструкцией с lassen может образовываться из двух простых предложений. Эти два предложения отражают две ситуации, при этом первая вызывает другую, приводит к наступлению другой. Также конкретные действия в первой ситуации для говорящего не имеют значения. Например:

  Peter macht etwas. Anna tanzt.

 Peter macht etwas so, dass Anna tanzt.

 Peter lässt Anna tanzen.

   Мы считаем, что это самый доступный способ объяснения построения предложения с         конструкцией с lassen.

   Для лучшего усвоения структуры предложения мы предлагаем провести аналогичные       элементарные трансформационные упражнения.

4. Учащиеся обязательно спросят, как правильно перевести предложение. Учитель должен помнить, что перевод всегда зависит от контекста, от мыслей говорящего, как он видит происходящее. Но мы считаем нужным, дать учащимся список возможных переводов глагола lassen. Например, заставить, вынудить, побудить, приказать, велеть, попросить, дать возможность, дать, допустить, разрешить, позволить, сделать так, что.

На данном этапе можно провести упражнение на перевод. Учитель или ученик говорит предложение на русском языке, соответственно, другой ученик должен перевести это предложение на немецкий язык, используя конструкцию с lassen. Например, Я разрешаю Ане петь. Ich lasse Anna singen. Он заставил ее уйти. Er ließ sie weggehen. Учитель должен подсказать учащимся, что прошедшее время чаще всего выражается временной формой Präteritum.

5. После усвоения конструкции Nom. Subjekt lässt Akk. Objekt + Infinitiv следует познакомить учащихся с более сложными конструкциями, где после lassen стоят 2 дополнения. Стоит начать с конструкции Nom. Subjekt lässt Akk. Objekt + Akk. Objekt + Infinitiv, где оба дополнения употребляются в винительном падеже без предлога. Для наглядности и доступности предлагаем снова использовать примеры из двух простых предложений. Например,

   Hans macht etwas. Erika schließt die Tür.

Hans macht etwas so, dass Erika die Tür schließt.

Hans lässt Erika die Tür schließen.

Учитель также должен объяснить учащимся, что первое дополнение, которое в простом предложении было подлежащим, в предложении с конструкцией с lassen может опускаться. Например,

   Hans lässt Erika die Tür schließen.

Hans lässt die Tür schließen.

Для первичного закрепления можно также использовать трансформационные упражнения и упражнения на перевод. При целенаправленной тренировке грамматического материала мы хотели бы предложить более занимательное упражнение. Один ученик выходит к доске или с места говорит предложение в побудительном наклонении, при этом обращается к своему товарищу или ко всему классу. Тот ученик, который услышал свое имя, должен выполнить то действие, о котором его попросили. Например, Sascha, öffne das Fenster! После того, как Саша откроет окно, другой ученик говорит предложение, используя конструкцию с lassen. Например, Mischa ließ Sascha das Fenster öffnen. Следует обратить внимание, что в данном упражнении глагол lassen может стоять только в Präteritum.

6. После усвоения конструкции Nom. Subjekt lässt Akk. Objekt + Akk. Objekt + Infinitiv можно смело переходить к следующим структурам: Nom. Subjekt lässt Akk. Objekt+ von Dat. Objekt + Infinitiv и Nom. Subjekt lässt Akk. Objekt + durch Akk. Objekt + Infinitiv. Опять же следует начать с трансформации простых предложений. Например,

   Kurt macht etwas. Tina weckt ihn.

Kurt macht etwas so, dass Tina ihn weckt.

Kurt lässt sich von Tina wecken.

При введении данной структуры учитель должен обратить внимание на три момента: во-первых, предлог von используется, когда подлежащее в первом простом предложении и дополнение во втором простом предложении выражают одно и то же лицо (=кореферентны). Kurt macht etwas. Tina weckt ihn (Kurt); во-вторых, это дополнение в предложении с конструкцией с lassen стоит сразу после глагола lassen и употребляется в форме местоимения sich; в-третьих, предлог von стоит перед дополнением, которое в простом предложении было подлежащим, и оно уже стоит на втором месте после глагола lassen, то есть как бы происходит «перекрестное» действие, в отличие от предыдущих структур. Например,

 


Здесь будет изображение: /data/edu/files/e1460472126.png (632x66)

Для запоминания структуры можно также использовать трансформационные упражнения. Мы бы еще хотели предложить репродуктивные упражнения. Например, попросить учащихся сказать, что бы они никогда не позволили с собой сделать. Sagen Sie bitte! Was lassen Sie sich nie von jemandem oder etwas tun? Например, Ich lasse mich nie von Menschen betrügen. Я никогда не позволю людям меня обманывать.

7. Далее можно предъявлять конструкцию Nom. Subjekt lässt Akk. Objekt + durch Akk. Objekt + Infinitiv. Эта структурная модель отличается от предыдущей тем, что подлежащее в первом простом предложении и дополнение во втором простом предложении не являются одним и тем же лицом или предметом. Например,

   Karl macht etwas. Rose füttert die Katze (≠ Karl).

Karl macht etwas so, dass Rose die Katze füttert.

Karl lässt die Katze durch Rose füttern.

Правила трансформации предложений такие же, как и при предыдущей структуре.

Для разнообразия упражнений на закрепление грамматического явления мы предлагаем следующие упражнения.

В качестве трансформационного упражнения: в двух столбиках даны слова и словосочетания. В первом столбике – лицо или предмет, который является причиной возникновения ситуации, названной во втором столбике, где указано лицо, которое должно выполнить то или иное действие. Учащимся необходимо составить предложение с конструкцией с lassen. Например,

Erich  Johann + den Brief schreiben

Erich ließ den Brief durch Johann schreiben.

В качестве репродуктивных упражнений: можно попросить учащихся представить мини-инсценировки, а те учащиеся, которые смотрят инсценировку, должны угадать, кто кого и что заставил (попросил) сделать, и сказать это в предложении с конструкцией с lassen.

8. С сильными учениками или с теми учениками, которые действительно интересуются немецким языком, можно заняться более сложными модельными структурами, которые образуются от предыдущих структур за счет расширений (прибавляется объект в дательном падеже, именная часть составного именного сказуемого, обстоятельство или предложный объект).

Желаем Вам успехов!

Комментарии
Комментариев пока нет.