Урок русского языка в 6 классе на тему «Неопределённая форма глагола, или инфинитив»
Пояснительная записка к презентации
Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов с. Тербуны Тербунского муниципального района Липецкой области в д. Васильевка
________________________________________________
Неопределённая форма глагола, или инфинитив
Разработала: Петрушенко Наталья Николаевна,
учитель русского языка и литературы
высшая квалификационная категория
Тема урока: «Неопределённая форма глагола, или инфинитив».
Цели урока:
углубить знания учащихся о неопределённой форме глагола;
формировать умения находить глаголы в неопределённой форме и определять формообразующие суффиксы;
повторить известные учащимся знания о глаголе;
формировать УУД.
Задачи урока:
Предметные:
познакомить учащихся с грамматическим значением и морфологическими признаками глаголов в неопределенной форме;
развивать умение делать самостоятельно выводы, используя наблюдения и сравнения.
Метапредметные:
развивать умение отличать новый материал от уже ранее известного, опираясь на свою систему знаний;
учить выделять и формулировать познавательную цель самостоятельно;
воспитывать умение общаться, чувство взаимопомощи и сотрудничества.
Планируемый результат обучения.
Познавательные УУД:
знать, чем являются –ТЬ, –ТИ, - ЧЬ в глаголах неопределённой формы.
уметь находить неопределенную форму глагола по вопросам и морфологическим признакам.
Личностные УУД:
проявлять интерес к новому учебному материалу;
понимать причины успеха в учёбе;
самооценка своих достижений.
Регулятивные УУД:
выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, прогнозирование.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, раздаточный материал, листы самооценки.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ:
Презентация к уроку
PPT / 1.3 Мб
Ход урока
I.Мотивации к учебной деятельности
Учитель: Здравствуйте, ребята! Вижу вы все сегодня в сборе. Молодцы!
Звонок для нас весёлый прозвенел,
Урок начать вы все готовы?
Все готовы на уроке думать,
Слушать, отвечать и рассуждать?
А помогать друг другу
Все готовы?
Слайд 1.
Учитель: Тогда поприветствуйте друг друга улыбкой и кивком головы. И
друг другу пожелайте на уроке успехов. Я вам тоже желаю плодотворной
работы на уроке и отличных оценок, которые вы сами будете себе выставлять
за каждый вид работы в таблицу. Такая таблица лежит у каждого на парте.
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.
1.Работа с сочетаниями слов.
Учитель:
- На слайде вы видите сочетания слов. Давайте их прочитаем.
Слайд 2.
Пропустить мимо ушей
Клевать носом
Витать в облаках
Бить баклуши
Зарубить на носу
Ломать голову
- Как называются такие сочетания слов?
- Вспомним, что называется фразеологизмами?
- Замените фразеологизмы одним словом. Я буду называть слово, а вы мне фразеологизм.
Задуматься – ломать голову
Бездельничать – бить баклуши
Мечтать – витать в облаках
Запомнить - зарубить на носу
Дремать - клевать носом
Прослушать – пропустить мимо ушей
- Ребята, подумайте и скажите, какие фразеологизмы говорят нам о том, что не нужно делать на уроке?
- Прислушайтесь, ребята, к совету фразеологизмов. Они вам помогут окунуться с головой в работу и получить новые знания.
2. Работа со стихотворением.
Учитель:
- Я вам сейчас прочитаю стихотворение, а вы внимательно его послушайте, потому что в конце вы должны будете угадать слово.
Интересная часть речи
В русском языке живет.
Кто, что делает, расскажет,
Чертит, пишет иль поет.
Вышивает или пашет,
Или забивает гол.
Варит, жарит, моет, чистит –
Все расскажет нам…
- Ребята, а почему я подобрала стихотворение о глаголе?
- Правильно. Молодцы!
3. Проверка домашнего задания.
Учитель:
- А теперь давайте вспомним всё, что мы уже знаем о глаголе. Проведём с вами пресс – конференцию. Желающие три человека садятся за парту перед классом. А все остальные будете журналистами и корреспондентами. Вы задаёте вопросы, а наши специалисты по глаголу отвечают на них. Я же слежу за ответами и оцениваю их работу.
Вопросы:
- Какими признаками характеризуется глагол?
- Что является общим грамматическим значением глагола?
- По каким морфологическим признакам можно отличить глагол от других частей речи?
- Назовите синтаксические признаки глагола.
- Перечислите вопросы, на которые отвечают глаголы.
- Сколько времён у глагола? И как они называются?
4.Работа с карточкой.
Учитель:
- На партах у каждого есть карточка с текстом, который нужно восстановить, вставив пропущенные слова.
Глагол – это _________ часть речи, которая обозначает________ и отвечает на вопросы________. Глагол изменяется по ________, бывает в предложении ______________.
- Поменяйтесь карточками и проверьте друг у друга. После чего сверьтесь с текстом на слайде. Слайд 3.
Слайд 2.
5. Работа с фразеологизмами.
Учитель:
- Обратите внимание на слайд. Перед вами фразеологизмы, с которыми мы уже
работали. Вы должны выписать глаголы и определить у них время. Два ученика
выполнят эту работу у доски.
- Выписали. Проверяем.
III. Выявление места и причины затруднения.
Учитель:
- Ребята, а почему получились у нас такие разные ответы?
- В чём причина нашего затруднения?
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
Учитель:
- Ребята, как вы думаете, а какая цель нашего урока?
- А что для этого нужно сделать?
- Что мы будем делать, чтобы вывести правило?
V. Реализация проекта выхода из затруднения.
Учитель:
- Вспомним глаголы, с которыми мы уже работали.
Время мы у них смогли определить?
А число можно у них определить? Попробуйте.
А какого лица будут эти глаголы? Определили?
Нет ни времени, ни числа, ни лица. Как мы назовём такую форму глагола?
- Правильно, эта форма глагола в русском языке так и называется «неопределённая форма».
Слайд 4.
- Попробуёте сформулировать тему нашего урока… «Неопределённая форма глагола». Запишите тему в тетрадь.
- Сможете ли вы теперь отличить неопределённую форму глагола от других его форм?
- Используя опорные фразы, скажите, чему же мы должны научиться на сегодняшнем уроке?
Слайд 5.
Опорные фразы:
1. Отличать … от других глагольных форм.
2. Учиться ставить ..….. .
3. Употреблять и находить ….. в тексте.
4. Образовывать …. .
Отличать неопределенную форму глагола от других глагольных форм.
Ставить вопросы.
Употреблять и находить глаголы в неопределенной форме в тексте.
Образовывать неопределенную форму.
- Чтобы достичь всех этих целей, нам нужно провести исследование.
Слайд 6.
Задание 1( по вариантам). Распределите глаголы в два столбика, задав нужный вопрос.
Придумать, нести, написать, вести, начертить, плести, рассказать, везти.
- Какой вывод мы можем сделать?
Задание 2. Сделайте морфемный разбор слов играть, везти, печь.
- А почему вы по – разному разобрали эти слова? Почему так получилось?
- Нет, ребята, это не затруднение, а скорее спор, но не ваш с вами, а двух школ - Московской и Ленинградской. В нашем же учебнике –ть и –ти являются суффиксами глаголов в неопределённой форме.
- Сделаем ещё один вывод: у глаголов в неопределённой форме суффиксы – ть и –ти.
- А теперь скажите, какое окончание вы выделили в слове печь?
- Правильно. Молодцы.
- Неопределенная форма глаголов в древнерусском языке оканчивалась на –чи: печи, беречи. После исчезновения безударного звука и образовались современные формы: печь, беречь.
- И ещё вывод: глаголы в неопределённой форме могут оканчиваться на чь.
Это орфограмма? Почему?
- Как вы думаете, ребята, мы смогли достичь целей урока?
- Значит, мы можем найти глаголы в неопределённой форме?
-Справились ли мы с затруднением?
- Пришло время проверить себя. Как мы это сделаем?
- Откройте параграф 83 в «Теории» и внимательно прочитайте, отмечая карандашиком «+» - знал (а), «-» - не знал(а).
- Анализ опорного материала, данного в упр.178
VI. Первичное закрепление во внешней речи.
1) Закрепление
- Работая с правилом, составьте вопросы к параграфу.
1. Рассказ – эстафета.
Что вы знали о глаголе в неопределённой форме?
Что нового узнали?
Какое еще название имеет неопределенная форма?
Какое из этих названий вам незнакомо?
2. Вопросы к тексту.
Что такое инфинитив?
На какой вопрос отвечает инфинитив?
Можно назвать инфинитив неизменяемой формой глагола?
Какие суффиксы имеет инфинитив?
А если глагол оканчивается на - чь?
Какие ещё суффиксы выделяются в инфинитиве?
В предложении каким членом предложения может быть инфинитив?
- Давайте подкорректируем тему нашего урока: «Неопределённая форма глагола, или инфинитив».
Слайд 7.
2) Динамическая пауза. Гимнастика для глаз
Три – наверх, четыре - вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмем немного
Точки возле своих глаз.
Сил дадим им много-много,
Чтоб усилить в тыщу раз!
Слайд 8.
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
1.Самостоятельная работа.
- Чтобы проверить, усвоена новая тема или нет, вы выполните сейчас самостоятельную работу.
Задание: образуйте от данных глаголов глаголы в неопределенной форме и запишите, выделяя суффиксы.
Говорю, скажу, положу, кладу, ловлю, поймаю, испеку, берегу, стерегу, запрягу, стригу, сожгу.
- Проверьте себя по эталону.
- У кого возникли трудности? В чем причина затруднения? (Для учащихся, допустивших ошибки, предоставляется возможность их исправить.)
2. Игра «Художник»
Я буду читать стихотворение, а вы, когда услышите инфинитив, рисуйте солнышко.
На доброе слово
Не надо скупиться.
Сказать это слово –
Что дать напиться.
Со словом обидным
Нельзя торопиться, чтоб завтра
Себя самого не стыдиться.
- Сколько солнышек получилось? Проверьте.
Слайд 9.
3.Работа в группах
Задание: подберите антонимы, обозначьте суффиксы неопределенной формы.
1 группа 2 группа
Терять, провожать, бежать. Бездельничать, удалить, вылить.
Представитель от группы зачитывает ответы.
VIII.Включение в систему знаний и повторение
1. Опрос-итог.
Сегодняшнее исследование глаголов заканчивается.
- Что нового вы узнали о глаголе?
- Какие вопросы мы ставим к глаголам в неопределенной форме?
- На что оканчиваются данные глаголы?
- Почему эти глаголы так названы? (не указывают на время и число)
- Как по – другому называют неопределённую форму глагола?
2. Игра «Будь внимателен!» (по цепочке)
Задание: я вам фразеологизм, вы мне глагол в неопределённой форме.
Намылить шею – наказать
Делать из мухи слона – преувеличивать
Бить баклуши бездельничать
Воды в рот набрать – молчать
Спрятать концы в воду – скрыть
Мутить воду – запутывать
Выводить на чистую воду – разоблачить.
Слайд 11.
IX. Рефлексия учебной деятельности
1. Свободный микрофон.
Над какой темой мы работали на уроке?
Какую цель мы преследовали?
Возникали ли трудности на уроке? В чём причина их возникновения?
Справились мы с затруднением?
Назовите форму глагола, с которой мы познакомились на уроке?
О каких отличительных чертах неопределенной формы глагола вы теперь знаете?
Слайд 10.
1. Закончи предложение
Сегодня на уроке я
научился …
мне показалось важным …
понял, что …
почувствовал, что …
Своей работой на уроке я
доволен, так как …
не совсем доволен, так как …
не доволен, потому что …
Самооценка.
А теперь оценим свою работу на уроке.
Посмотрите свои оценочные листы и поднимите руки, кто поставил себе
-5
-4
-3
-2
Слайд 11.
3.Домашнее задание
1.К следующему уроку повторите сегодняшнее правило (§83) и подготовьтесь к конкурсу на самую лучшую памятку – упр.182.
2. Инд. задание – работа по карточке.
Слайд 12.
Спасибо за работу на уроке!
Приложение 1
Список информационных источников
1. Александрова Г.В. Занимательный русский язык. – С-П.: Тригон, 2014.
2.Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык: Теория. 5 – 9 кл. - М.: Дрофа, 2016.
3. Русский язык.6 класс. Поурочные планы по учебному комплексу под редакцией В.В.Бабайцевой /Авт. – сост. Н.О.Крамаренко – Волгоград: Учитель,2012.
4.Русский язык: Практика. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ под ред. Г.К.Лидман – Орловой. - М.: Дрофа, 2015.
5. Интернет – ресурсы: дидактические материалы к урокам русского языка (6 класс).
Васильевка,2017
Касимова Людмила Михайловна
Петрушенко Наталья Николаевна