12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Петрушенко Наталья Николаевна1489
Я работаю учителем русского языка и литературы в филиале МБОУ СОШ с. Тербуны в д.Васильевка Липецкой области Тербунского района. В 1983 году окончила Елецкий Государственный педагогический институт по специальности "Русский язык и литература".
Россия, Липецкая обл., Тербунский район, д.Васильевка
6

Урок «Неопределённая форма глагола, или инфинитив»



Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов с. Тербуны Тербунского муниципального района Липецкой области в д. Васильевка

________________________________________________

 

Неопределённая форма глагола, или инфинитив

Разработала: Петрушенко Наталья Николаевна,

учитель русского языка и литературы

высшая квалификационная категория

Тема урока: «Неопределённая форма глагола, или инфинитив».

Цели урока:

углубить знания учащихся о неопределённой форме глагола;

формировать умения находить глаголы в неопределённой форме и определять формообразующие суффиксы;

повторить известные учащимся знания о глаголе;

формировать УУД.

Задачи урока:

Предметные:

познакомить учащихся с грамматическим значением и морфологическими признаками глаголов в неопределенной форме;

развивать умение делать самостоятельно выводы, используя наблюдения и сравнения.

Метапредметные:

развивать умение отличать новый материал от уже ранее известного, опираясь на свою систему знаний;

учить выделять и формулировать познавательную цель самостоятельно;

воспитывать умение общаться, чувство взаимопомощи и сотрудничества.

Планируемый результат обучения.

Познавательные УУД:

знать, чем являются –ТЬ, –ТИ, - ЧЬ в глаголах неопределённой формы.

уметь находить неопределенную форму глагола по вопросам и морфологическим признакам.

Личностные УУД:

проявлять интерес к новому учебному материалу;

понимать причины успеха в учёбе;

самооценка своих достижений.

Регулятивные УУД:

выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, прогнозирование.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, раздаточный материал, листы самооценки.

 

ПРЕЗЕНТАЦИЯ:


Презентация к уроку
PPT / 1.3 Мб

 

Ход урока

I.Мотивации к учебной деятельности

Учитель: Здравствуйте, ребята! Вижу вы все сегодня в сборе. Молодцы!

Звонок для нас весёлый прозвенел,

Урок начать вы все готовы?

Все готовы на уроке думать,

Слушать, отвечать и рассуждать?

А помогать друг другу

Все готовы?

Слайд 1.

Учитель: Тогда   поприветствуйте друг друга улыбкой и кивком головы. И

друг другу пожелайте на уроке успехов. Я вам тоже желаю плодотворной

работы на уроке и отличных оценок, которые вы сами будете себе выставлять

за каждый вид работы в таблицу. Такая таблица лежит у каждого на парте.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

1.Работа с сочетаниями слов.

Учитель:

- На слайде вы видите сочетания слов. Давайте их прочитаем.

Слайд 2.

Пропустить мимо ушей

Клевать носом

Витать в облаках

Бить баклуши

Зарубить на носу

Ломать голову

- Как называются такие сочетания слов?

- Вспомним, что называется фразеологизмами?

- Замените фразеологизмы одним словом. Я буду называть слово, а вы мне фразеологизм.

Задуматься – ломать голову

Бездельничать – бить баклуши

Мечтать – витать в облаках

Запомнить - зарубить на носу

Дремать - клевать носом

Прослушать – пропустить мимо ушей

- Ребята, подумайте и скажите, какие фразеологизмы говорят нам о том, что не нужно делать на уроке?

- Прислушайтесь, ребята, к совету фразеологизмов. Они вам помогут окунуться с головой в работу и получить новые знания.

2. Работа со стихотворением.

Учитель:

- Я вам сейчас прочитаю стихотворение, а вы внимательно его послушайте, потому что в конце вы должны будете угадать слово.

Интересная часть речи

В русском языке живет.

Кто, что делает, расскажет,

Чертит, пишет иль поет.

Вышивает или пашет,

Или забивает гол.

Варит, жарит, моет, чистит –

Все расскажет нам…

- Ребята, а почему я подобрала стихотворение о глаголе?

- Правильно. Молодцы!

3. Проверка домашнего задания.

Учитель:

- А теперь давайте вспомним всё, что мы уже знаем о глаголе. Проведём с вами пресс – конференцию. Желающие три человека садятся за парту перед классом. А все остальные будете журналистами и корреспондентами. Вы задаёте вопросы, а наши специалисты по глаголу отвечают на них. Я же слежу за ответами и оцениваю их работу.

Вопросы:

- Какими признаками характеризуется глагол?

- Что является общим грамматическим значением глагола?

- По каким морфологическим признакам можно отличить глагол от других частей речи?

- Назовите синтаксические признаки глагола.

- Перечислите вопросы, на которые отвечают глаголы.

- Сколько времён у глагола? И как они называются?

4.Работа с карточкой.

Учитель:

- На партах у каждого есть карточка с текстом, который нужно восстановить, вставив пропущенные слова.

Глагол – это _________ часть речи, которая обозначает________ и отвечает на вопросы________. Глагол изменяется по ________, бывает в предложении ______________.

- Поменяйтесь карточками и проверьте друг у друга. После чего сверьтесь с текстом на слайде. Слайд 3.

Слайд 2.

5. Работа с фразеологизмами.

Учитель:

- Обратите внимание на слайд. Перед вами фразеологизмы, с которыми мы уже

работали. Вы должны выписать глаголы и определить у них время. Два ученика

выполнят эту работу у доски.

- Выписали. Проверяем.

III. Выявление места и причины затруднения.

Учитель:

- Ребята, а почему получились у нас такие разные ответы?

- В чём причина нашего затруднения?

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

Учитель:

- Ребята, как вы думаете, а какая цель нашего урока?

- А что для этого нужно сделать?

- Что мы будем делать, чтобы вывести правило?

V. Реализация проекта выхода из затруднения.

Учитель:

- Вспомним глаголы, с которыми мы уже работали.

Время мы у них смогли определить?

А число можно у них определить? Попробуйте.

А какого лица будут эти глаголы? Определили?

Нет ни времени, ни числа, ни лица. Как мы назовём такую форму глагола?

- Правильно, эта форма глагола в русском языке так и называется «неопределённая форма».

Слайд 4.

- Попробуёте сформулировать тему нашего урока… «Неопределённая форма глагола». Запишите тему в тетрадь.

- Сможете ли вы теперь отличить неопределённую форму глагола от других его форм?

- Используя опорные фразы, скажите, чему же мы должны научиться на сегодняшнем уроке?

Слайд 5.

Опорные фразы:

1. Отличать … от других глагольных форм.

2. Учиться ставить ..….. .

3. Употреблять и находить ….. в тексте.

4. Образовывать …. .

Отличать неопределенную форму глагола от других глагольных форм.

Ставить вопросы.

Употреблять и находить глаголы в неопределенной форме в тексте.

Образовывать неопределенную форму.

- Чтобы достичь всех этих целей, нам нужно провести исследование.

Слайд 6.

Задание 1( по вариантам). Распределите глаголы в два столбика, задав нужный вопрос.

Придумать, нести, написать, вести, начертить, плести, рассказать, везти.

- Какой вывод мы можем сделать?

Задание 2. Сделайте морфемный разбор слов играть, везти, печь.

- А почему вы по – разному разобрали эти слова? Почему так получилось?

- Нет, ребята, это не затруднение, а скорее спор, но не ваш с вами, а двух школ - Московской и Ленинградской. В нашем же учебнике –ть и –ти являются суффиксами глаголов в неопределённой форме.

- Сделаем ещё один вывод: у глаголов в неопределённой форме суффиксы – ть и –ти.

- А теперь скажите, какое окончание вы выделили в слове печь?

- Правильно. Молодцы.

- Неопределенная форма глаголов в древнерусском языке оканчивалась на –чи: печи, беречи. После исчезновения безударного звука и образовались современные формы: печь, беречь.

- И ещё вывод: глаголы в неопределённой форме могут оканчиваться на чь.

Это орфограмма? Почему?

- Как вы думаете, ребята, мы смогли достичь целей урока?

- Значит, мы можем найти глаголы в неопределённой форме?

-Справились ли мы с затруднением?

- Пришло время проверить себя. Как мы это сделаем?

- Откройте параграф 83 в «Теории» и внимательно прочитайте, отмечая карандашиком «+» - знал (а), «-» - не знал(а).

- Анализ опорного материала, данного в упр.178

VI. Первичное закрепление во внешней речи.

1) Закрепление

- Работая с правилом, составьте вопросы к параграфу.

1. Рассказ – эстафета.

Что вы знали о глаголе в неопределённой форме?

Что нового узнали?

Какое  еще название имеет неопределенная форма?

Какое из этих названий вам незнакомо?

2. Вопросы к тексту.

Что такое инфинитив?

На какой вопрос отвечает инфинитив?

Можно назвать инфинитив неизменяемой формой глагола?

Какие суффиксы имеет инфинитив?

А если глагол оканчивается на - чь?

Какие ещё суффиксы выделяются в инфинитиве?

В предложении каким членом предложения может быть инфинитив?

- Давайте подкорректируем тему нашего урока: «Неопределённая форма глагола, или инфинитив».

Слайд 7.

2) Динамическая пауза. Гимнастика для глаз

Раз – налево, два – направо,

Три – наверх, четыре - вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Взгляд направим ближе, дальше,

Тренируя мышцу глаз.

Видеть скоро будем лучше,

Убедитесь вы сейчас!

А теперь нажмем немного

Точки возле своих глаз.

Сил дадим им много-много,

Чтоб усилить в тыщу раз!

Слайд 8.

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

1.Самостоятельная работа.

- Чтобы проверить, усвоена новая тема или нет, вы выполните сейчас самостоятельную работу.

Задание: образуйте от данных глаголов глаголы в неопределенной форме и запишите, выделяя суффиксы.

Говорю, скажу, положу, кладу, ловлю, поймаю, испеку, берегу, стерегу, запрягу, стригу, сожгу.

- Проверьте себя по эталону.

- У кого возникли трудности? В чем причина затруднения? (Для учащихся, допустивших ошибки, предоставляется возможность их исправить.)

2. Игра «Художник»

Я буду читать стихотворение, а вы, когда услышите инфинитив, рисуйте солнышко.

На доброе слово

Не надо скупиться.

Сказать это слово –

Что дать напиться.

Со словом обидным

Нельзя торопиться, чтоб завтра

Себя самого не стыдиться.

- Сколько солнышек получилось? Проверьте.

Слайд 9.

3.Работа в группах

Задание: подберите антонимы, обозначьте суффиксы неопределенной формы.

1 группа 2 группа

Терять, провожать, бежать. Бездельничать, удалить, вылить.

Представитель от группы зачитывает ответы.

VIII.Включение в систему знаний и повторение

1. Опрос-итог.

Сегодняшнее исследование глаголов заканчивается.

- Что нового вы узнали о глаголе? 

- Какие вопросы мы ставим к глаголам в неопределенной форме? 

- На что оканчиваются данные глаголы? 

- Почему эти глаголы так названы? (не указывают на время и число)

- Как по – другому называют неопределённую форму глагола?

2. Игра «Будь внимателен!» (по цепочке)

Задание: я вам фразеологизм, вы мне глагол в неопределённой форме.

     Намылить шею – наказать

Делать из мухи слона – преувеличивать

     Бить баклуши бездельничать

Воды в рот набрать – молчать

Спрятать концы в воду – скрыть

Мутить воду – запутывать

Выводить на чистую воду – разоблачить.

Слайд 11.

IX. Рефлексия учебной деятельности

1. Свободный микрофон.

Над какой темой мы работали на уроке?

Какую цель мы преследовали?

Возникали ли трудности на уроке? В чём причина их возникновения?

Справились мы с затруднением?

Назовите форму глагола, с которой мы познакомились на уроке?

О каких отличительных чертах неопределенной формы глагола вы теперь знаете?

Слайд 10.

1. Закончи предложение

Сегодня на уроке я

научился …

мне показалось важным …

понял, что …

почувствовал, что …

Своей работой на уроке я

доволен, так как …

не совсем доволен, так как …

не доволен, потому что …

Самооценка.

А теперь оценим свою работу на уроке.

Посмотрите свои оценочные листы и поднимите руки, кто поставил себе

-5

-4

-3

-2

Слайд 11.

3.Домашнее задание

1.К  следующему  уроку повторите  сегодняшнее  правило (§83)  и  подготовьтесь  к  конкурсу на самую  лучшую  памятку – упр.182.  

2. Инд. задание – работа по карточке.

Слайд 12.

Спасибо за работу на уроке!

 

Приложение 1

Список информационных источников

1. Александрова Г.В. Занимательный русский язык. – С-П.: Тригон, 2014.

2.Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык: Теория. 5 – 9 кл. - М.: Дрофа, 2016.

3. Русский язык.6 класс. Поурочные планы по учебному комплексу под редакцией В.В.Бабайцевой /Авт. – сост. Н.О.Крамаренко – Волгоград: Учитель,2012.

4.Русский язык: Практика. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ под ред. Г.К.Лидман – Орловой. - М.: Дрофа, 2015.

5. Интернет – ресурсы: дидактические материалы к урокам русского языка (6 класс).

Васильевка,2017

Опубликовано в группе «Русский язык и литература в средних классах»


Комментарии (2)

Касимова Людмила Михайловна, 23.09.17 в 05:37 0Ответить Пожаловаться
Наталья Николаевна, презентации нет в публикации. Хотелось бы посмотреть.
Петрушенко Наталья Николаевна, 23.09.17 в 08:29 0Ответить Пожаловаться
Я её не смогла загрузить по техническим причинам.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.