Индивидуальная образовательная программа «Самообразование учителя русского языка и литературы 2021-2024 г.»

6
0
Материал опубликован 2 August

 

 

 

 

 

 

Папка «Самообразование

учителя русского языка и литературы

Балле Т.Н»


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Содержание


 

Тема

Цели и задачи

 

Сроки и этапы реализации

 

Ожидаемые результаты

 

Направления самообразования

 

План работы по самообразованию

 

Учебная деятельность

 

Совершенствование педагогического мастерства

 

Электронные и цифровые ресурсы в помощь учителю

 

Работа по оснащению учебного кабинета

 

Внеучебная работа


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Тема самообразования:

«Формирование знаний, умений при работе с заданиями повышенного и высокого уровня сложности при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ».


 

Цели и задачи

Цель: создание системы работы учителя для повышения качества подготовки учащихся по русскому языку к сдаче ОГЭ и ЕГЭ

Задачи:

1) сформировать представление о формате и структуре ЕГЭ, об особенностях процедуры его проведения;

2) изучить психолого-педагогические рекомендации для подготовки выпускников к экзамену;

3) освоить технологии обучения и организации итогового повторения, позволяющих выпускникам демонстрировать уровень знаний не ниже своей годовой отметки;

4) выявить круг умений и навыков, отработка которых требует большого внимания и концентрации на них.

5) изучение методической литературы по теме самообразования «Формирование умений и навыков при работе с заданиями повышенного и высокого уровня сложности при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ»

Сроки и этапы реализации

Сроки реализации: сентябрь 2021– август 2024 гг.

Этапы реализации:

I этап: подготовительный.

Цель: создать условия для реализации программы.

II этап: реализационный.

Цель: организовать эффективную подготовку выпускников к итоговой аттестации.

III этап: заключительный.

Цель: проанализировать результаты, подвести итоги и определить стратегию дальнейшей работы по подготовке учащихся к государственному экзамену.

Ожидаемые результаты:

разработка пакета материалов для подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ;

успешная сдача экзамена;

- результаты итоговой аттестации должны быть не ниже годовой оценки у каждого выпускника.

При подготовке к экзаменам необходимо использовать активные методы обучения.

Использование активных методов обучения позволит:

активизировать познавательную активность обучающихся;

разнообразить формы работы на уроке, деятельность обучающихся;

повысить уровень наглядности в ходе обучения;

значительно сэкономить время на уроке;

повысить творческий потенциал личности детей;

внести элемент занимательности, оживить учебный процесс;

сформировать лингвистическую компетенцию обучающихся.

повысить успеваемость и уровень обученности обучающихся, мотивации к изучению русского языка и литературы

Направления самообразования

1.Методическое

Повышение педагогической квалификации

Изучение методики преподавания русского языка по подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку

Повышение квалификации

участие в семинарах

консультации с коллегами

обмен опытом в интернет-сообществах (, «Инфоурок», «Мультиурок», «Ассоциация учителей русского языка и литературы»).

Промежуточные результаты работы по повышению квалификации

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД НА УРОКАХ

Подготовка к ЕГЭ небольшим группами учащихся.

Учитель должен подготовить задания более высокого уровня, задания в формате ЕГЭ.

Учитель предлагает дополнительное свободное домашнее задание.

Привлечение этих учеников в качестве помощников учителя, тьюторов при организации взаимообучения и взаимоконтроля в учебном процессе.

Организовать подготовку на учебных платформах РЕШ, ЯКЛАСС

Промежуточные результаты работы по овладению методикой преподавания в выпускных классах

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ

Часть тестов для самостоятельной работы может даваться ученикам без ответов.

Выполняя такие тесты, ученик проверяет свои ответы у учителя, отмечает допущенные ошибки.

Затем он должен проанализировать их , комментируя учителю

Заводится ежедневник выполнения тестов. Туда переносятся, ответы выполненные ученким с ошибками..Таким образом, визуально ребенок видит наиболее часто допускаемые ошибки.

Особым значком отмечаются ошибки, допущенные по невнимательности, особым – те, которые удалось исправить с помощью пособия, особым – те, которые ученик не смог понять.

Заводится отдельная папка для сочинений с шаблонами и постепенно заполняется работами.

Результаты этого разбора ученик показывает учителю на собеседованиях-консультациях или в любое удобное время.

Могут быть и контрольные тесты, которые проверяются непосредственно на консультациях.

Направления самообразования

2. Профессиональное:

Изучение материалов ОГЭ и ЕГЭ, уяснение их особенностей и требований;

Расширение и углубление знаний по преподаваемому предмету.

Подбор материалов по подготовке учащихся к экзамену с привлечением интернет-ресурсов;

Создание папок и стендов «Готовимся к экзамену»;

Разработка опорных конспектов, диагностических карт по основным вопросам курса и видам учебных умений;

Промежуточные результаты работы

Разработана программа элективных курсов по русскому языку для подготовки к ЕГЭ – 10 класс.

Разработан план подготовки учащегося 11 класса к ЕГЭ по русскому языку.

Разработка тестовых материалов с использованием открытого банка заданий по русскому языку по учебным темам.

Классификация и решение заданий ОГЭ и ЕГЭ  по русскому языку.

План работы по самообразованию

п/п

Мероприятия

Сроки

1

Выбор темы, её теоретическое изучение,

изучение теоретического опыта

Сентябрь 2021

2

Использование теоретических знаний на

практике.

 

постоянно

3

Работа с выходом на положительные

результаты: открытые уроки , мероприятия ,

подготовка разработок

В течение периода

4

Методическая работа в рамках методической группы.

 

По плану

5

Подготовка к прохождению аттестации.

 

регулярно

6

Изучение материалов по прохождению аттестации педагогических и руководящих работников

образовательных учреждений.

 

регулярно

7

Ведение «Портфолио».

 

регулярно

8

Системный анализ

и самоанализ своей педагогической деятельности по теме самообразования.

 

постоянно

9

Оформление наработанных материалов в

соответствии с требованиями к заявленной

категории.

 

 

В год аттестации

10

Обобщение опыта по системе на школьном уровне.

 

Октябрь 2021г

11

Подготовка учащихся к НПК

 

12

Обзор материалов об используемой технологии по теме самообразования.

Подборка материалов анализа учебно-

методической работы , анализ и самоанализ

уроков и внеклассных мероприятий.

 

постоянно

13

Использование современных технологий

для повышения эффективности школьного

обучения.

 

постоянно


 


 

.


 

 

Учебная деятельность

Также задачами деятельности учителя по организации и содержанию учебной деятельности на учебный год являются:

повышение качества обучения по русскому языку и литературе через достижение обучающимися не только предметных образовательных результатов, но и формирование личности обучающихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности и использование на уроках русского языка и литературы приемов современных образовательных технологий.

 

п/п

Содержание деятельности

Сроки (месяц)

Результаты работы (личные и для МО, школы)

1

Дифференцированный подход к обучению. Работа с одаренными детьми, подготовка их к олимпиадам.

В течение учебного года

Успешное выступление обучающихся на олимпиадах по русскому языку и литературе.

2

Использование материалов Модельной основной образовательной программы ООО (НИППКРО, 2021 г.) при реализации рабочих программ по предметам «Русский язык» и «Литература» (5, 8, 9, 10 классы)

В течение учебного года

Использовала материалы Модельной основной образовательной программы ООО при реализации рабочих программ по предметам «Русский язык» и «Литература»

3

Разработка рабочих программ по предметам «Русский язык» и «Литература» в рамках ФК

Август

Сентябрь

Рабочие программы утверждены на заседании ШМО. Протокол №1 от 30.08.2021.

4

Повышение качества обучения по предметам «Русский язык» и «Литература» (качественный и абсолютный показатели)

В течение учебного года

Повысилось качество обучения по предметам «Русский язык» и «Литература».

 

 

 

 

 

 

Совершенствование педагогического мастерства

Задачи деятельности учителя по совершенствованию педагогического мастерства на учебный год:

повышение уровня педагогического мастерства через изучение научно-методических рекомендаций по преподаванию предметов «Русский язык» и «Литература», посещение курсов по предметам «Русский язык» и «Литература», просмотр вебинаров.

качественная работа в составе экспертных комиссий по предметам «Русский язык» и «Литература».

 

п/п

Содержание деятельности

Сроки (месяц)

Результаты работы (личные и для МО, школы)

1

Посещение уроков, семинаров в рамках работы ГМО учителей русского языка и литературы

В течение учебного года

Посетить уроки, семинары в рамках работы ГМО.

2

Взаимопосещение уроков учителей русского языка и литературы

В течение учебного

года

Посетить уроки учителей русского языка и литературы.

3

Участие в школьном методическом дне (проведение открытого урока в 9 классе)

По плану МбОУ Мошковская «СОШ №1»

Принять участие в методическом дне.

4

Распространение личного педагогического опыта через выступление по теме самообразования«»

Апрель

Выступить на заседании ШМО по теме самообразования «Формирование знаний, умений при работе с заданиями повышенного и высокого уровня сложности при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ».

5

Работа в составе экспертной комиссии по проверке работ обучающихся – участников школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по предметам «Русский язык» и «Литература»

Октябрь

Работать в составе экспертной комиссии по проверке работ обучающихся – участников школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по предметам «Русский язык» и «Литература».

6

Работа в составе экспертной комиссии по оцениванию ответов участников итогового собеседования (по основной образовательной программе)

Февраль

Работа в составе экспертной комиссии по оцениванию ответов участников итогового собеседования (по основной образовательной программе).

7

Работа в составе экспертной комиссии по оцениванию ВПР по русскому языку

Апрель

Работа в составе экспертной комиссии по оцениванию ВПР по русскому языку.

8

Подготовка материалов к прохождению процедуры аттестации на высшую квалификационную категорию

В течение учебного года

Подготовил материалы к прохождению процедуры аттестации на высшую квалификационную категорию.

9

Публикация научной статьи по теме самообразования «Формирование знаний, умений при работе с заданиями повышенного и высокого уровня сложности при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ»

Март

Опубликовать научную статью по теме самообразования «Формирование знаний, умений при работе с заданиями повышенного и высокого уровня сложности при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ» в сборнике докладов научно-практической конференции.

 

Электронные и цифровые ресурсы в помощь учителю

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки http://www.obrnadzor.gov.ru

Федеральный институт педагогических измерений. Все о ЕГЭ http://www.fipi.ru

Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена http://ege.edu.ru

Демонстрационные варианты ЕГЭ на портале «Российское образование» – по русскому языку, литературе, математике, информатике, английскому языку, истории, обществознанию, химии, физике, географии. Все для Абитуриента 2009 http://edu.ru

Федеральный центр тестирования http://www.rustest.ru

Тесты онлайн, ЕГЭ, ЦТ http://www.test4u.ru

Варианты вступительных испытаний по материалам журнала «Квант» http://kvant.mirror1.mccme.ru

Все о ЕГЭ http://www.egeinfo.ru

Высшее образование в России http://vuzinfo.ru

ЕГЭ: информационная поддержка http://www.ctege.org

Подготовка к ЕГЭ. Тесты http://www.v-vuz.ru

Подготовка к ЕГЭ. Толковый словарь ЕГЭ http://www.gotovkege.ru

Курсы русского языка, подготовка к ЕГЭ http://www.pishigramotno.ru

Образовательный центр Перспектива. Подготовка к ЕГЭ http://centerperspektiva.ru/?s=32

Сайт «Обучение.ру» http://www.aboutstudy.ru

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку http://www.runovschool.ru/ege/msk.php

Русский ЕГЭ 2009 http://www.rus-ege.com

Русский язык для школьников и абитуриентов http://www.gramotnost.ru

Сайт международной выставки «Образование и карьера в ХХI веке» http://www.znanie.info

Учебно-научный центр довузовского образования http://www.abiturcenter.ru

Учебный центр «Уникум». Проведение репетиционных ЕГЭ http://www.uni-test.ru

Центр интенсивных технологий образования http://www.cito.ru

Центр тестирования и развития при МГУ «Гуманитарные технологии» http://www.proforientator.ru


 


 


 


 

Работа по оснащению учебного кабинета

Задачи деятельности учителя по оснащению учебного кабинета на учебный год:

Разработка ИКТ-комплектов дидактического материала по литературе для использования художественных текстов на ОГЭ и ЕГЭ

 

п/п

Содержание деятельности

Сроки (месяц)

Результаты работы

1

Разработка ИКТ - комплекта дидактического материала по литературе для использования художественных текстов на ОГЭ и ЕГЭ

 

В течение учебного года

Разработал ИКТ - комплект дидактического материала

2

Разработка ИКТ – комплекта дидактического материала «Подсказки на ОГЭ», «Подсказки на ЕГЭ»

В течение учебного года

Разработал ИКТ – комплект дидактического материала


 

Внеучебная работа

Задачи деятельности учителя по внеучебной работе на учебный год:

1. формирование у обучающихся стойких навыков выполнения заданий ОГЭ, ЕГЭ

2. развитие умений, связанных с организацией самостоятельной работы с дополнительной информацией по предметам «Русский язык» и «Литература» при подготовке к предметным олимпиадам, ОГЭ, ЕГЭ;

3. выявление высокомотивированных и слабо мотивированных обучающихся и организация систематической работы с ними.

 

п/п

Содержание деятельности

Сроки (месяц)

Результаты работы

1.

Подготовка Недели русского языка и литературы

Март

1. Выпуск тематической газеты (5.8.9,10)

Экскурсия.

2.

Участие обучающихся в школьном и муниципальном этапах Всероссийской олимпиады школьников по предметам «Русский язык» и «Литература».

Октябрь

Результативное участие обучающихся в школьном и муниципальном этапах олимпиад по предметам «Русский язык» и «Литература».

3.

Участие обучающихся 9 класса в научно-практической конференции

Март

Результативное участие обучающихся 9 класса в научно-практической конференции.

4.

Участие обучающихся в творческих конкурсах

В течение учебного года

Результативное участие обучающихся в творческих конкурсах

5.

Участие обучающихся в дистанционных олимпиадах «Мультиурок».»Учи.ру», «Инфоурок»

В течение учебного года

Результативное участие обучающихся в дистанционных олимпиадах «Мультиурок».»Учи.ру «Инфоурок».


 

 

 

Несмотря на то, что подготовка к единому государственному экзамену не требует специальной подготовки по предмету, выпускники не смогут обойтись без помощи учителя, его знаний и опыта, и готовности помочь, без его уверенности в способностях учеников и, безусловно, сдачи ими экзамена.

      В ходе подготовки к экзаменам предметник должен помочь выпускникам не только систематизировать теоретические сведения, но и «набить руку» в решении тестов. И чем раньше начнется эта работа, тем выше будет результат на  экзамене.

   Не следует опасаться того, что в ходе работы по теме учащиеся оперируют одними и теми же словами. В процессе работы над тестами тренируются механическая и зрительная память учащихся, оттачиваются навыки правописания, пунктуационной грамотности, развивается словарный запас.

   Системная подготовка учащихся к ГИА по русскому языку невозможна без постоянной, продуманной, систематизированной, целенаправленной работы над каждым заданием ЕГЭ и ОГЭ: диагностический тест, повторение правил, обучающие тесты, контрольный тест. Без четко спланированной, ежедневной работы учащимся будет трудно выполнить задания ЕГЭ и ОГЭ, следовательно, надо упорно и на совесть трудиться, чтобы повысить уровень грамотности. Старание и труд к счастью ведут!

    Работа над  27 заданием по праву самая сложная часть, но все же научиться писать сочинение – рецензию небольшого объема - всего в 150 слов - на предложенный текст с четко выделенной идейной проблематикой - необходимая задача для каждого обучающегося.

   Рецензии учащихся анализируем вместе и индивидуально, отмечаем достоинства и недостатки сочинений. Речевые и грамматические ошибки выписываем, классифицируем. Это не всегда легко, но мы стараемся упорно работать: редактируем тексты из сборников по стилистике, выполняем тесты по культуре речи. Распечатываю каждое задание дополнительно. Приобретаю книги, затем выбираем вместе с детьми нужные и покупаем Всегда настраиваю учеников на успех: «У вас все получится, только постарайтесь!» Но и от чрезмерной уверенности в себе предупреждаю тоже: «Нельзя переоценивать свои возможности, надо просто работать и работать – очень много. Списать на ЕГЭ невозможно! И тогда вы сами почувствуете результаты своих трудов».

    Старшеклассники – это большие дети, и как все дети они нуждаются в сочувствии и поддержке. Не надо их пугать: «Ты ничего не знаешь! Ты не сдашь экзамен!» - они и так этого очень боятся. Лучше поддержите их: обязательно хвалить за любой, пусть даже очень малый Ребята должны знать, что есть люди, которые помогут им справиться с трудностями, - это их учителя и родители.


 

 

 

Учитель ____________________________Т,Н, Балле

 

 

Ф.И.О., подпись

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.