Паспорт дидактического пособия по патриотическому воспитанию лэпбук «Подвижные игры народов России»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования № 7 имени Героя Советского Союза Сергея Николаевича Судейского», учебный корпус № 4
ПАСПОРТ
дидактического пособия лэпбук
«Подвижные игры народов России»
для детей старшего дошкольного возраста
Автор: Инструктор по физической культуре: Новикова И.В. (2024 год)
Содержание
1. Актуальность
2. Цель
3. Задачи (Обучающие, развивающие, воспитательные).
4. Содержание пособия
5. Место использования
6. Зачем нужен лэпбук? 7. Материально – техническое обеспечение 8. Рекомендовано
1.Актуальность.
Мир детства не может быть без игры. Игра в жизни ребенка – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведет его по жизни, а также является средством познания мира и подготовкой к самостоятельной жизни. Национальные подвижные игры имеют огромное значение для всестороннего (умственного, нравственного, духовного, эстетического) воспитания обучающихся и поэтому они не должны быть забыты. Народная игра - естественный спутник жизни, ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные игры являются одним из традиционных средств педагогики. Испокон веков в играх ярко отражается: образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку находчивость, волю, стремление к победе. Развитие подвижных игр в воспитательных целях связано с образом жизни людей. В играх отражаются особенности психического склада народностей, идеология, воспитание, уровень культуры и достижения науки. Кроме того, некоторые игры приобретают определенный оттенок в зависимости от географических и климатических условий. Для общего развития детей дошкольного возраста в образовательной области «Физическое развитие» нужно использовать не только практические занятия, праздники и развлечения, но и наглядный материал, такой как лэпбук. Он может быть использован при реализации любой из образовательных областей, обеспечивая их интеграцию. Лэпбук «Подвижные игры народов России» позволит познакомить детей с многообразием народных подвижных игр, атрибутами, тренировать познавательные процессы, речь, обеспечит следующие технологии: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников. А универсальность народных игр позволит использовать их на физкультурных занятиях, на спортивных праздниках и развлечениях, во время прогулок, в самостоятельной деятельности. Русские народные игры способствуют развитию дыхательной системы, нервной системы и общему укреплению здоровья ребёнка, а проведение русских народных игр на воздухе обеспечивает хороший закаливающий эффект, игры с пением развивают музыкальные способности.
2. Цель:
Формирование представлений и систематизация знаний о разнообразии подвижных игр различных народов, проживающих в России; приобщение дошкольников к национальным традициям, поддержание интереса к народным играм у детей старшего дошкольного возраста.
3. Задачи:
Образовательные:
- Повышать уровень интеллектуального развития, формировать у детей познавательные интересы.
- Совершенствовать умение оставлять рассказы о том, в какую игру играют дети; какой инвентарь или предметы используют в игре.
- Создавать положительный эмоциональный настрой, желание организовывать игры в самостоятельной деятельности, на прогулках. Развивающие: - Формировать интерес к играм народов России, развивать познавательные, речевые способности. -Развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление, мелкую моторику рук, положительную мотивацию к подвижным народным играм. Воспитательные: - Воспитывать навык самостоятельной и совместной деятельности детей со сверстниками и взрослыми; - Воспитывать уважительное отношение к культуре родной страны, уважительные, дружелюбные чувства к людям разных национальностей.
4. Содержание пособия:
Лэпбук «Подвижные игры народов России» - интерактивная самодельная папка для детей. На титульном листе расположены: название лэпбука, картинка с изображением детей в национальных костюмах. Содержание представлено на трех страницах в формате А4, на которых имеются различные конверты, мини-книжка, книжка - гармошка, вращающийся диск с окошком, а так же национальные костюмы разных народов России. Лэпбук включает в себя дидактические игры, карточки для закрепления у детей знаний о народных подвижных играх, предметах и атрибутах для их проведения. Составляющие лэпбука могут заменяться и пополняться, например: карточки с раскрасками, карточки в кармашках «Собери картинку», «Узнай игру по картинке» (русские народные игры и игры других народов России), «Народные считалки, зазывалки, сговорки». Лэпбук«Подвижные игры народов России» мобилен, многофункционален, предназначен для индивидуальной и подгрупповой работы, а так же при взаимодействии: педагог-ребенок, родитель-ребенок, ребенок-ребенок.
Создавая дидактическое пособие лэпбук «Подвижные игры народов России», я придерживалась некоторых правил, так как лэпбук должен отвечать требованиям ФГОС ДО к предметно - развивающей среде:
1. Информативность. Информация, содержащаяся в лэпбуке, должна быть понятна ребёнку. 2. Прочность. Учитывая, что с ним будут заниматься дети, то он должен быть достаточно крепким. 3. Эстетичность. Пособие аккуратно, красочно и эстетично оформлено (все составные части распечатаны на цветном принтере, карточки заламинированы, удобны и понятны для самостоятельного использования ребенком). Таким образом, лэпбук является средством художественно-эстетического развития ребёнка. 4. Вариативность. Желательно иметь несколько вариантов использования каждой его части. 5. Доступность. Его структура и содержание доступно для детей дошкольного возраста. Ребёнок должен самостоятельно выбрать, что ему интересно, как с этим обращаться. 6. Пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнёра).
Лэпбук «Подвижные игры народов России» включает в себя следующие элементы:
Конверт «Собери картинку» (зимние народные забавы»). Цель: закреплять умение складывать из частей целые картинки, узнавать и называть зимние народные забавы, связно рассказывать о них.
Конверты с карточками: «Узнай игру по картинке» (русские народные игры), «Узнай игру по картинке» (игры народов России). Цель: формировать у детей интерес к русским народным подвижным играм и играм других народов России, желание в них играть; побуждать к рассматриванию картинки, составлению рассказа о том, в какую игру играют дети; какой инвентарь или предметы используют; знать правила игры. Создавать положительный эмоциональный настрой.
Воспитывать уважительные, дружелюбные чувства к людям разных национальностей.
Конверт с карточками «Подвижные игры народов России» (картинки, описание игры на обороте). Цель: закреплять и обобщать представления детей о подвижных играх народов России; развивать связную речь, память, мышление. Создавать положительный эмоциональный настрой, желание организовывать игры в самостоятельной деятельности, на прогулках. Воспитывать уважительное отношение к культуре родной страны.
Конверт «Оживи картинку» (раскраски). Цель: закрепить знания о народных играх, добиваться аккуратного раскрашивания, используя разные средства выразительности (дети рассказывают, что изображено, называют игру и раскрашивают картинку).
Мини-книжка «Русские народные считалочки». Цель: развивать память, внимание, речь; прививать детям любовь к культуре и истории Родины; способствовать воспитанию честности, товарищества.
Конвертик с карточками «Народные считалки, зазывалки, сговорки»
Цель: побуждать к выбору или назначению ведущих народных подвижных игр с помощью считалок, зазывалок, сговорок. Развивать память, выразительную речь.
Дидактическая игра «Выбери игру по картинке» (вращающийся диск с окошком).
Цель: формировать умение определять подвижную игру по изображению на картинке, организовывать ее. (Ребёнок, вращая диск с окошком, располагает его так, чтобы в окошке оказалась одна картинка, правильно называет народную игру).
Книжка-гармошка «Русские народные игры в картинах художников»
Цель: способствовать развитию интереса к народным играм наших предков через картины художников; воспитывать стремление к активным формам проведения досуга и здоровому образу жизни.
5. Место использования лэпбука в педагогическом процессе:
Данный лэпбук можно использовать в свободное от основной деятельности время. Работа с лэпбуком является отличным способом для закрепления определенной темы с детьми, позволяет осмыслить содержание, а также провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировки информации. Его можно использовать в подгрупповой и индивидуальной работе, а также в самостоятельной работе ребенка.
6. Зачем нужен лэпбук?- Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал. - Это отличный способ для повторения изученного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая яркие картинки. - В будущем ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию. - Лэпбук хорошо подходит для занятий индивидуально и в группах. Можно выбрать задания под силу каждому.
7. Материально – техническое обеспечение:
Для создания лэпбука мне понадобился компьютер, цветной принтер, ламинатор, интернет ресурсы. Для изготовления и сборки кармашков, конвертиков, мини – книжки, книжки-гармошки я использовала цветной и белый картон, скотч, различные виды клея.
8.Рекомендовано:
инструкторам по физической культуре и воспитателям дошкольных образовательных учреждений при организации образовательной, совместной и самостоятельной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Вывод:
Можно сказать что ЛЭПБУК – это собирательный образ раздаточного материала, который направлен на развитие у воспитанников творческого потенциала, детской инициативы, которая учит мыслить и действовать в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения, необходимые для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы.