Паспорт проекта.
Тема проекта «Село моё родное».
Вид проекта: краткосрочный, групповой.
Продолжительность: двухнедельный.
Сроки проведения: 24 марта— 4 апреля.
Тип проекта: познавательно-исследовательский.
Участники проекта: учитель-логопед, воспитатель, педагог-психолог, дети старшей группы, родители воспитанников.
Актуальность: В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине — месту, где человек родился. Воспитание любви и уважения к родному селу является важнейшей составляющей нравственно-патриотического воспитания. В этой связи, как нам представляется, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным своеобразием своего села. Успешность развития дошкольников при знакомстве с малой родиной возможно только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, экскурсии, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Проблема: Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой родине решалась традиционно в форме бесед, но результаты наблюдений показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнении ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по патриотическому воспитанию. Решением данной проблемы для нас стала реализация проекта: «Село моё родное»
Гипотеза: Не следует ждать от детей форм проявления любви к родному селу, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории села, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто прославил село, начнут проявлять интерес к культуре различных национальностей села, событиям сельской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Цели проекта: способствовать духовно-нравственному развитию дошкольников, приобщать их к истории и традициям, воспитывать у детей любовь к родному селу и краю, формировать бережное отношение к культурно-историческому и духовному наследию.
Задачи:
знакомить детей с историей и достопримечательностями родного села, вызвать у детей познавательный интерес, желание узнавать новое о том крае, где они родились и живут;
познакомить детей с природными ресурсами;
познакомить детей с традициями, трудом и бытом селян;
воспитывать любовь к родному селу.
Формы работы над проектом:
занятия;
дидактические игры;
экскурсии;
художественно-творческая деятельность;
чтение познавательной и художественной литературы;
рассматривание иллюстраций, фотографий;
слушание музыки;
наблюдения.
Содержание проекта.
Предварительная работа.
Беседы с детьми (диагностика знаний и представлений детей по теме «Моё село») на уточнение наличие имеющихся знаний о своей малой Родине, о ее достопримечательностях и т.д.
Выявление проблемы и составление планирования работы педагогов.
Постановка целей и задач работы.
Информирование родителей.
Изучение и подбор методической, познавательной, художественной литературы.
Основной этап.
Проведение занятий по ознакомлению с окружающим миром.
Проведение логопедического занятия по теме «Моё село». З. Проведение занятия с педагогом-психологом.
Рисование «Башня Тамерлана».
Аппликация «Герб Варненского района».
Чтение стихов о Варне Марии Варненской.
Слушание песен о селе Варна и сельских профессиях (музыкальный диск «Варна — Родина моя» песни на слова Варненского поэта Р. Юсупова)
Цикл экскурсий по родному селу (экскурсия в музей, библиотеку, пешие экскурсии «Главная улица села», «Экскурсия на стадион», автобусная экскурсия к историческому памятнику Мавзолей Кесене).
Совместная творческая деятельность с родителями рисунок «Мой дом».
Консультация для родителей «Что мы знаем о Варне».
Заключительный этап.
Выставка детских рисунков «Башня Тамерлана».
Выставка аппликаций «Герб Варненского района».
Фотовыставка «Я - житель Варны».
Выставка рисунков совместного творчества детей и родителей «Мой дом».
Квест-игра «Село мое родное».
Интеграция образовательных областей по теме «Моё село родное».
Образовательная область Познавательное развитие.
1 Расширять и уточнять знания о родном селе Варне.
2.Воспитывать любовь к родным местам.
З. Формирование патриотических чувств.
4.Развитие зрительного восприятия, внимания, памяти, мышления.
5.3акрепить знание детей о селе через викторину.
Образовательная область Речевое развитие.
1.Продолжать работу по обогащению словаря детей.
2.Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.
З. Воспитывать уважительное отношение к ответу сверстника.
4.Воспитание любви к малой Родине.
Образовательная область Социально коммуникативное развитие. 
1 Развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками; воспитывать эмоциональную. отзывчивость, сопереживание, уважительное и доброжелательное отношение к окружающим.
2. Воспитывать патриотические и интернациональные чувства, любовь к малой родине. Познакомить с именами тех, кто основал и прославил село Варна.
З. Воспитывать любовь к природе родного края, умение видеть прекрасное и этим гордиться.
4.Совершенствовать речь детей, как средство общения
5. Продолжать знакомить с правилами поведения на экскурсии.
Образовательная область Художественно - эстетическое развитие.
1. Поощрять активное участие детей в художественной деятельности по собственному желанию и под руководством взрослого.
2.Проявлять интерес к изучению родного края.
З. Развивать у детей внимание, память и творческие способности.
4.Воспитывать любовь к родному краю.
Образовательная область Физическое развитие.
1 Развивать двигательную деятельность
Доставить положительные эмоции и радость от совместной деятельности детей и взрослых.
Работа с родителями.
1.Информирование (стенды, объявления).
2. Совместная продуктивная деятельность: Рисование: «Мой дом», фотовыставка «Я — житель Варны».
З. Индивидуальные беседы с родителями на тему патриотического воспитания детей.
4.Консультации: «Что мы знаем о нашем селе?»
5.Подготовка материала о Мавзолее Кесене (Башне Тамерлана) мамой воспитанника группы для проведения экскурсии на исторический объект.
Предполагаемый результат.
- Расширение кругозора детей о родном селе. Наличие у детей знаний о достопримечательностях, природных богатств, символике;
- Формирование стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного края; познавательной активности, любознательности, коммуникативных навыков.
- Формирование чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма;
- Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей.
- Обогащение предметно-развивающей среды: литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями, загадками.
Используемая литература.
1.Анохина.З.М. В краю Южно-Уральском (страницы истории Еткуля): монография/ З. М. Анохина — Челябинск: Энциклопедия, 2015-96c.
2.Наш дом — Южный Урал программно — методический комплекс для организации, реализующих образовательные программы самостоятельного образования. — Челябинск: Челябинское областное отделение российского детского фонда. АБРИС, 2014. — 255с,
З. Природа Южного Урала: иллюстративное приложение к программе — методическому контексту Наш дом — Южный Урал: Челябинск: Челябинское областное отделение Российского детского фонда АБРИС, 2014. - lOOc.
4.Жизнь и труд людей на Южном Урале — иллюстративное приложение к программе — методическому контексту Наш дом — Южный Урал: Челябинск: Челябинское областное отделение Российского детского фонда, АБРИС, 2014. - lOOc.
5.Кобзов В.С. Уральская Варна: к 150-летию основания казачьей станицы. Челябинск: Челябинский государственный университет, 1992.
6.Кобзов ВС. Варна: сквозь призму времен. Екатеринбург: Издательский дом «Сократ», 2013. — 352с. илл
7.Фонотов МС. Варненские родники Фотоальбом.- Екатеринбург: издательский дом «Сократ», 2008
8.Артемьев В.И. От милиции к полиции Варненского района 1924-2012 страницы истории. — Магнитогорский дом печати, 2012.
9.Мария Варненская (Ракаева) Ночные сны для всей семьи.
Еманжелинск, 2001
10.Экологическая тропа «Шумный брод». Варненский муниципальный район Челябинской области] науч. рук. Т.М. Волошина. - Челябинск: «край Ра», 2015.-64 с.
11. Южноуральские писатели — детям: хрестоматия для детей дошкольного возраста] (сост. Т.Н. Крохалева). — Челябинск: Взгляд, 2007. — 175с.