Паспорт воспитательной практики «Воспитание учащихся посредством деятельности эколого-волонтерского клуба «Озеро Чудес»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Лицей №1 имени М.В. Карамаева города Горно-Алтайска»

Паспорт воспитательной практики
«Воспитание учащихся посредством деятельности эколого-волонтерского клуба «Озеро Чудес»
| Автор воспитательной практики: классный руководитель 5 «Д» класса МБОУ «Лицей №1 г. Горно-Алтайска» Конаржевская Ольга Валерьевна |
г. Горно-Алтайск 2024
Паспорт воспитательной практики
«Воспитание детей посредством деятельности эколого-волонтерского клуба «Озеро чудес»
Название воспитательной практики | «Воспитание учащихся посредством деятельности эколого-волонтерского клуба «Озеро Чудес». |
Ф.И.О., должность, наименование ОО | Конаржевская Ольга Валерьевна, классный руководитель 5 «Д» класса, руководитель клуба «ЭВК Озеро Чудес» МБОУ «Лицей № 1 г. Горно-Алтайска». |
Актуальность внедрения воспитательной практики | Волонтерство - это одно из важнейших средств воспитания, в основе которого лежит принцип добровольного выполнения обязанностей по оказанию безвозмездной помощи. Одним из наиболее популярных видов добровольческой деятельности является волонтерство в сфере экологии. Экологическое направление одно из ключевых направлений воспитания, позволяющее воспитать бережное и ответственное отношение к природе, окружающей среде и формировать экологическую культуру в Лицее (Федеральная рабочая программа воспитания по ФГОС и ФООП) Эковолонтеры – это люди, которые добровольно и бескорыстно участвуют в экологической деятельности организаций, направленной на решение проблем экологии. Это люди, неравнодушные к судьбе планеты. Для сегодняшних лицеистов – понятие «Планета» является слишком масштабным, необходимо начинать с самого простого. Так с 1 по 4 класс - мы осваиваем азы экологического воспитания, начинаем с себя, своего класса, семьи. А уже в основной школе – с 5-го класса, можно принимать участие в городских, региональных и Российских экологических акциях на базе деятельности ЭВК «Озеро Чудес». |
Новизна и социальная значимость | Инновационность данной воспитательной практики состоит в том, что проект реализует современные тенденции к формированию личности, основанные на компетентностном подходе. Реализация компетентностного подхода вносит серьезные изменения в организацию занятий – обучение приобретает деятельностный характер, акцент делается на обучение через практику, продуктивную работу обучающихся в малых группах, развитие самостоятельности и личной ответственности за принятие решений, а также гармонизации взаимодействия детей и взрослых на основе совместной общественной деятельности, в конструктивном диалоге разных поколений. Так же во время занятий по программе происходит ознакомление с данным видом общественной деятельности и получении первого социального опыта. В ней не ставится задача специальной подготовки обучающихся к волонтерской деятельности, а приоритетным является развитие таких качеств личности, которые будут способствовать самоопределению и самореализации обучающихся. |
Описание воспитательной практики Структура и план в приложении №1 | Воспитательная практика социально-педагогической направленности и ориентирована на формирование социально успешной личности, воспитание социальной компетентности, социальную адаптацию, повышение уровня готовности обучающихся к взаимодействию. Данная практика ознакомительного уровня освоения деятельности. Отличительной особенностью можно считать комплексное изучение деятельности волонтеров, экологических проблем и пути их решения. Такой подход позволяет обучающимся получить определенный опыт по организации социально значимой деятельности, формировать готовность к осознанному выбору участия в волонтерской деятельности. Для проведения занятий с обучающимися используются разнообразные формы досуговой деятельности. Они представляют собой коллективные дела, которые направлены на проявление творческих способностей, умение работать в команде, активное участие каждого в деятельности коллектива. Методика КТД позволяет мальчикам и девочкам раскрыть свои способности, развить навыки публичных выступлений, быть не только участником, но и режиссером данных дел. Особое внимание уделяется популяризации деятельности клуба и экологического волонтерства среди всех участников образовательных отношений. Одним из доступных способов популяризации считается ведение социальных сетей, блогов и каналов. |
Целевая аудитория воспитательной практики | Учащиеся 5 «Д» класса (10-11 лет), родители (законные представители), педагоги лицея. Волонтеры с 5-11 класс (ЭВК «Озеро Чудес» действует в Лицее с 2016 года, таким образом – это дружный разновозрастной коллектив заинтересованной молодёжи, готовый делится опытом и передавать навыки) |
Цель и задачи воспитательной практики | Цель: Формирование социально-активной личности через овладение основами волонтерской деятельности экологической направленности. Задачи: Обучающие: обучить подростков и молодежь знаниям и умениям, необходимым для участия в волонтерской деятельности; познакомить с историей и существующей практикой реализации социально-значимых проектов субъектами волонтерской деятельности; обучить основным способам организации социально-значимой деятельности и технологии их осуществления (целеполагание, планирование, реализация, анализ и оценка достигнутых результатов); сформировать представления о характере антропогенных воздействий на окружающую среду и методах их оценки; Развивающие: развивать у обучающихся способности к личностному самоопределению и творческой самореализации; развивать коммуникативные навыки, лидерские качества, организаторские способности; развивать творческие способности, потребность в саморазвитии; Воспитывающие: привить положительное отношение молодежи к добровольческой деятельности; воспитывать чувство коллективизма, готовность безвозмездно, бескорыстно служить обществу; воспитывать чувства собственной ответственности и возможности личного вклада в защиту окружающей среды; воспитывать чувство бережного отношения к окружающей среде и ответственный подход к своим действиям как в вопросах взаимодействия с природными объектами, так и в вопросах взаимодействия в коллективе. формировать готовность к осознанному выбору участия в волонтерской деятельности, общественно-активную личность, способной реализовать себя в социуме. |
Технологии и методы воспитательной практики | Технологии: технология проектного обучения, технология «Создание ситуации успеха» гуманно – личностная технология, технология коллективных творческих дел, игровые технологии. Методы: метод проектов; коммуникативная методика; личностно-ориентированный метод; метод креативного мышления; репродуктивный метод. |
Формы работы | Программа предусматривает различные формы организации деятельности детей на занятии: групповые, индивидуально-групповые, индивидуальные, коллективные, также различные формы образовательной деятельности: лекции обучающие семинары; тренинги; акция; квест; диспут; защита проекта; конференция; круглый стол; фестиваль; экскурсия; флеш-моб; мастер-классы; деловые, сюжетно-ролевые игры; самостоятельное изучение тематических ресурсов Интернет; внеаудиторные (самостоятельные) практические занятия. |
Анализ воспитательной практики | Представлен в приложении № 2 Паспорта воспитательной практики |
Ресурсы, необходимые для реализации воспитательной практики | Нормативные: локальные акты, регламентирующие реализацию воспитательной практики. Кадровые: педагоги, родители (законные представители); специалисты в сфере экологии (в качестве консультантов, лекторов) Материально-технические: ноутбук, оргтехника, материалы для творческих работ, для экологических субботников. Информационные: информирование общественности о ходе реализации воспитательной практики через социальные сети и официальный сайт образовательной организации. |
Период реализации воспитательной практики | 2024-2025 учебный год. Все воспитательные события проекта лицейского, муниципального, регионального и Российского уровня повторяются ежегодно и приурочены к определённым датам. Таким образом, участие в клубе и проекте может повторяться ежегодно с изменением степени вовлеченности в различные события. |
Ожидаемые результаты воспитательной практики Промежуточные показатели результативности представлены в приложении №3 | Показателем результативности реализации данной практики следует считать приобретение обучающимися социальных знаний о природе, волонтерстве, понимания социальной реальности, формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества (толерантность, доброта, милосердие, социальное право, человеческое достоинство, свобода выбора, нравственность, ответственность, гражданский долг) и к социальной реальности в целом. Ожидаемые результаты: По итогам участия в проекте обучающиеся будут: иметь представления об истоках волонтерского движения и современных практиках волонтерской деятельности; знать основные понятия волонтерства; знать основные формы и виды волонтерской деятельности; иметь представление о социальном проектировании как эффективном способе осуществления волонтерской деятельности; владеть навыками социального проектирования; уметь исполнять заданную социальную роль в различных формах организации деятельности волонтера. В результате реализации программы будут формироваться личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия. Личностные универсальные учебные действия: мотивация к участию в волонтерской деятельности; позитивное отношение к базовым ценностям волонтерской деятельности; жизненное самоопределение личности. Познавательные универсальные учебные действия: поиск и выделение необходимой информации, ее структурирование, критическая оценка и интерпретация; определение способов, действий для решения выявленной проблемы. Коммуникативные универсальные учебные действия: использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; владение монологической и диалогической формами коммуникаций, используя, в том числе, инструменты ИКТ; умение формулировать собственное мнение; умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; понимание возможности существования у людей различных точек зрения, в том числе, несовпадающих с его собственной; умение работать в группе, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной совместной деятельности. Регулятивные универсальные учебные действия: формирование постановки цели и ее достижение, развитие самоконтроля, оценивания (включая адекватное восприятие предложений и оценки другими людьми), коррекция; |
Приложение № 1
Структура и план практики
Данная практика предполагает изучение теоретических основ и обширный ряд воспитательных событий (всего 34 часа), где каждый ученик класса может реализовать свой личностный потенциал.
Теоретический блок раздела «Экология»:
№ | Темы | Количество часов | ||
теория | практика | экскурсии | ||
Первая четверть | ||||
1. | Земля как планета | 2 | | |
2. | Биосфера – живая оболочка Земли | 2 | | |
Вторая четверть | ||||
3. | Основы экологии | 2 | | |
4. | Экология человека | 1 | | |
Третья четверть | ||||
5. | Охрана природы | 1 | | 1 |
6. | Социальная практика | | 2 | |
Четвёртая четверть | ||||
7. | Природа и творчество | 1 | | 1 |
8. | Экологические игры | | 2 | |
ИТОГО: 15 | 9 | 4 | 2 | |
Практический блок раздела «Волонтерство» (повторяется ежегодно):
№ | Тема занятий | Теория | Практика | Всего |
|
| Разработка, подготовка и проведение «Акции, ко Дню без автомобиля» | - | 2 | 2 4 |
|
| Участие в проведении республиканского фестиваля «Земля снежного барса» | - | 2 | 2 |
|
| Подготовка и проведение Акции «Берегите хвойный лес!» | - | 2 | 2 |
|
| Разработка, подготовка, инсценировка «Экосказки Зеленой планеты» | 2 группы (на основе личных предпочтений) | 3 | 2 |
|
| Разработка ролика соцрекламы – «Берегите планету!» | |||
|
| Разработка, подготовка и участие в проведении Акции «Час земли»; | - | 2 | 1 |
|
| Разработка, подготовка и участие в проведении Акции «День воды»; | - | 2 | 2 |
|
| Разработка, подготовка и участие в проведении Акции «День земли». | - | 2 | 2 |
|
| Разработка, подготовка и участие в проведении Акции «День птиц». | - | 2 | 2 |
|
| Участие в проведении муниципального фестиваля «Земля снежного барса» | | 2 | 2 |
| Итого: | | 19 | 19 |
Приложение № 2
SWOT-анализ воспитательной практики
«Воспитание детей посредством деятельности эколого-волонтерского клуба «Озеро чудес»
Внутренние факторы | Внешние факторы |
Сильные стороны | Возможности |
1. Актуальность направления воспитательной практики. 2. Наличие активных и творческих педагогов Лицея. 3. Повышение значимости нравственного и экологического воспитания подрастающего поколения в среде родителей (законных представителей) и общественности. 4. Сплоченный, креативный коллектив учеников класса и родителей (законных представителей). 5. Расположение Лицея в непосредственной близости к социально-значимым объектам. 6. Сотрудничество с организациями (экологические станции, заповедники) и возможность участия в их событиях и акциях. | 1. Родительская помощь в проведении коллективных воспитательных событий. 2. Привлечение к сотрудничеству новых с социальных партнёров. 3. Повышение качества образовательных услуг. 4. Выход воспитательной практики на городской и региональный уровень. 5. Возросшая популярность волонтерского движения способствует привлечению широкого круга социальных партнеров. 6. Выход на разные уровни СМИ, поддержание высокого положительного имиджа Лицея в социуме. |
Слабые стороны | Угрозы (риски) |
нет | Отказ предполагаемых партнеров от взаимодействия при организации воспитательных событий. |
Приложение № 3
Промежуточные показатели результативности реализуемой практики
№ п/п | Название мероприятия, ссылка | Качественные и количественные показатели мероприятия | Фото |
1 | Эко-акция #БумБатл https://vk.com/wall-211844294_1066 | В акции ребята участвуют ежегодно, в 2023 году было собрано 43 кг. Макулатуры, а в 2024 76кг макулатуры собрали ребята всем классом | |
2 | Олимпиады и мероприятия Эколят молодых защитников природы | Учащиеся активно принимают участие в конкурсах Эколята | |
3 | Мастер-класс «Цветик семицветик» https://vk.com/wall-211844294_1137 | Проведение мастер-класса для учащихся начальной школы, приуроченной ко дню инвалидов в России | |
4 | Конкурс «Город мастеров» | Участие в лицейском конкурсе декоративно-прикладного творчества из бросового материала | |
5 | Акция «Птичья столовая» | Ребята соорудили и разместили в своих дворах птичьи кормушки и в течение зимы следили за наполненностью кормушек | |
6 | Акция «Сдай батарейку, спаси планету!» | Ребята сдали 492 батарейки | |
8 | Благотворительная акция «Внуки по переписке» | Ребята написали письма и сделали открытки пожилым людям, находящимся в специализированных учреждениях | |
9 | Акция #АтласПрироды | Совместно с сотрудниками Алтайского государственного заповедника провели урок о важности сохранения животных занесенных в Красную книгу | |







