Паспорт воспитательной практики «Воспитание учащихся посредством деятельности эколого-волонтерского клуба «Озеро Чудес»

1
0
Материал опубликован 18 May

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Лицей №1 имени М.В. Карамаева города Горно-Алтайска»





t1747550803aa.png





Паспорт воспитательной практики

«Воспитание учащихся посредством деятельности эколого-волонтерского клуба «Озеро Чудес»



Автор воспитательной практики:

классный руководитель 5 «Д» класса

МБОУ «Лицей №1 г. Горно-Алтайска»

Конаржевская Ольга Валерьевна




г. Горно-Алтайск 2024



Паспорт воспитательной практики

«Воспитание детей посредством деятельности эколого-волонтерского клуба «Озеро чудес»

Название воспитательной практики

«Воспитание учащихся посредством деятельности эколого-волонтерского клуба «Озеро Чудес».


Ф.И.О., должность, наименование

ОО

Конаржевская Ольга Валерьевна, классный руководитель 5 «Д» класса, руководитель клуба «ЭВК Озеро Чудес» МБОУ «Лицей № 1 г. Горно-Алтайска».

Актуальность внедрения

воспитательной практики

Волонтерство - это одно из важнейших средств воспитания, в основе которого лежит принцип добровольного выполнения обязанностей по оказанию безвозмездной помощи. Одним из наиболее популярных видов добровольческой деятельности является волонтерство в сфере экологии.

Экологическое направление одно из ключевых направлений воспитания, позволяющее воспитать бережное и ответственное отношение к природе, окружающей среде и формировать экологическую культуру в Лицее (Федеральная рабочая программа воспитания по ФГОС и ФООП)

Эковолонтеры – это люди, которые добровольно и бескорыстно участвуют в экологической деятельности организаций, направленной на решение проблем экологии. Это люди, неравнодушные к судьбе планеты. Для сегодняшних лицеистов – понятие «Планета» является слишком масштабным, необходимо начинать с самого простого. Так с 1 по 4 класс - мы осваиваем азы экологического воспитания, начинаем с себя, своего класса, семьи. А уже в основной школе – с 5-го класса, можно принимать участие в городских, региональных и Российских экологических акциях на базе деятельности ЭВК «Озеро Чудес».

Новизна и социальная значимость

Инновационность данной воспитательной практики состоит в том, что проект реализует современные тенденции к формированию личности, основанные на компетентностном подходе. Реализация компетентностного подхода вносит серьезные изменения в организацию занятий – обучение приобретает деятельностный характер, акцент делается на обучение через практику, продуктивную работу обучающихся в малых группах, развитие самостоятельности и личной ответственности за принятие решений, а также гармонизации взаимодействия детей и взрослых на основе совместной общественной деятельности, в конструктивном диалоге разных поколений. Так же во время занятий по программе происходит ознакомление с данным видом общественной деятельности и получении первого социального опыта. В ней не ставится задача специальной подготовки обучающихся к волонтерской деятельности, а приоритетным является развитие таких качеств личности, которые будут способствовать самоопределению и самореализации обучающихся.

Описание воспитательной практики



Структура и план в приложении №1

Воспитательная практика социально-педагогической направленности и ориентирована на формирование социально успешной личности, воспитание социальной компетентности, социальную адаптацию, повышение уровня готовности обучающихся к взаимодействию. Данная практика ознакомительного уровня освоения деятельности.

Отличительной особенностью можно считать комплексное изучение деятельности волонтеров, экологических проблем и пути их решения. Такой подход позволяет обучающимся получить определенный опыт по организации социально значимой деятельности, формировать готовность к осознанному выбору участия в волонтерской деятельности. Для проведения занятий с обучающимися используются разнообразные формы досуговой деятельности. Они представляют собой коллективные дела, которые направлены на проявление творческих способностей, умение работать в команде, активное участие каждого в деятельности коллектива.

Методика КТД позволяет мальчикам и девочкам раскрыть свои способности, развить навыки публичных выступлений, быть не только участником, но и режиссером данных дел. Особое внимание уделяется популяризации деятельности клуба и экологического волонтерства среди всех участников образовательных отношений. Одним из доступных способов популяризации считается ведение социальных сетей, блогов и каналов.

Целевая аудитория воспитательной практики

Учащиеся 5 «Д» класса (10-11 лет), родители (законные представители), педагоги лицея.

Волонтеры с 5-11 класс (ЭВК «Озеро Чудес» действует в Лицее с 2016 года, таким образом – это дружный разновозрастной коллектив заинтересованной молодёжи, готовый делится опытом и передавать навыки)

Цель и задачи воспитательной практики

Цель: Формирование социально-активной личности через овладение основами волонтерской деятельности экологической направленности.

Задачи:

Обучающие:

обучить подростков и молодежь знаниям и умениям, необходимым для участия в волонтерской деятельности;

познакомить с историей и существующей практикой реализации социально-значимых проектов субъектами волонтерской деятельности;

обучить основным способам организации социально-значимой деятельности и технологии их осуществления (целеполагание, планирование, реализация, анализ и оценка достигнутых результатов);

сформировать представления о характере антропогенных воздействий на окружающую среду и методах их оценки;

Развивающие:

развивать у обучающихся способности к личностному самоопределению и творческой самореализации;

развивать коммуникативные навыки, лидерские качества, организаторские способности;

развивать творческие способности, потребность в саморазвитии;

Воспитывающие:

привить положительное отношение молодежи к добровольческой деятельности;

воспитывать чувство коллективизма, готовность безвозмездно, бескорыстно служить обществу;

воспитывать чувства собственной ответственности и возможности личного вклада в защиту окружающей среды;

воспитывать чувство бережного отношения к окружающей среде и ответственный подход к своим действиям как в вопросах взаимодействия с природными объектами, так и в вопросах взаимодействия в коллективе.

формировать готовность к осознанному выбору участия в волонтерской деятельности, общественно-активную личность, способной реализовать себя в социуме.

Технологии и методы воспитательной практики

Технологии: технология проектного обучения, технология «Создание ситуации успеха» гуманно – личностная технология, технология коллективных творческих дел, игровые технологии.

Методы: метод проектов; коммуникативная методика; личностно-ориентированный метод; метод креативного мышления; репродуктивный метод.

Формы работы


Программа предусматривает различные формы организации деятельности детей на занятии: групповые, индивидуально-групповые, индивидуальные, коллективные, также различные формы образовательной деятельности:

лекции

обучающие семинары;

тренинги;

акция;

квест;

диспут;

защита проекта;

конференция;

круглый стол;

фестиваль;

экскурсия;

флеш-моб;

мастер-классы;

деловые, сюжетно-ролевые игры;

самостоятельное изучение тематических ресурсов Интернет;

внеаудиторные (самостоятельные) практические занятия.

Анализ воспитательной

практики

Представлен в приложении 2 Паспорта воспитательной практики

Ресурсы, необходимые для реализации воспитательной практики

Нормативные: локальные акты, регламентирующие реализацию воспитательной практики.

Кадровые: педагоги, родители (законные представители); специалисты в сфере экологии (в качестве консультантов, лекторов)

Материально-технические: ноутбук, оргтехника, материалы для творческих работ, для экологических субботников. Информационные: информирование общественности о ходе реализации воспитательной практики через социальные сети и официальный сайт образовательной организации.

Период реализации воспитательной практики


2024-2025 учебный год. Все воспитательные события проекта лицейского, муниципального, регионального и Российского уровня повторяются ежегодно и приурочены к определённым датам. Таким образом, участие в клубе и проекте может повторяться ежегодно с изменением степени вовлеченности в различные события.

Ожидаемые результаты воспитательной практики













Промежуточные показатели результативности представлены в приложении №3

Показателем результативности реализации данной практики следует считать приобретение обучающимися социальных знаний о природе, волонтерстве, понимания социальной реальности, формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества (толерантность, доброта, милосердие, социальное право, человеческое достоинство, свобода выбора, нравственность, ответственность, гражданский долг) и к социальной реальности в целом.

Ожидаемые результаты:

По итогам участия в проекте обучающиеся будут:

иметь представления об истоках волонтерского движения и современных практиках волонтерской деятельности;

знать основные понятия волонтерства;

знать основные формы и виды волонтерской деятельности;

иметь представление о социальном проектировании как эффективном способе осуществления волонтерской деятельности;

владеть навыками социального проектирования;

уметь исполнять заданную социальную роль в различных формах организации деятельности волонтера.

В результате реализации программы будут формироваться личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

Личностные универсальные учебные действия:

мотивация к участию в волонтерской деятельности;

позитивное отношение к базовым ценностям волонтерской деятельности;

жизненное самоопределение личности.

Познавательные универсальные учебные действия:

поиск и выделение необходимой информации, ее структурирование, критическая оценка и интерпретация;

определение способов, действий для решения выявленной проблемы.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач;

владение монологической и диалогической формами коммуникаций, используя, в том числе, инструменты ИКТ;

умение формулировать собственное мнение;

умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

понимание возможности существования у людей различных точек зрения, в том числе, несовпадающих с его собственной;

умение работать в группе, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной совместной деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия:

формирование постановки цели и ее достижение, развитие самоконтроля, оценивания (включая адекватное восприятие предложений и оценки другими людьми), коррекция;






Приложение 1

Структура и план практики

Данная практика предполагает изучение теоретических основ и обширный ряд воспитательных событий (всего 34 часа), где каждый ученик класса может реализовать свой личностный потенциал.

Теоретический блок раздела «Экология»:

Темы

Количество часов

теория

практика

экскурсии

Первая четверть

1.

Земля как планета

2



2.

Биосфера – живая оболочка Земли

2



Вторая четверть

3.

Основы экологии

2



4.

Экология человека

1



Третья четверть

5.

Охрана природы

1


1

6.

Социальная практика


2


Четвёртая четверть

7.

Природа и творчество

1


1

8.

Экологические игры


2


ИТОГО: 15

9

4

2


Практический блок раздела «Волонтерство» (повторяется ежегодно):

Тема занятий

Теория

Практика

Всего

Разработка, подготовка и проведение

«Акции, ко Дню без автомобиля»

-

2


2


4


Участие в проведении республиканского фестиваля «Земля снежного барса»

-

2

2

Подготовка и проведение Акции «Берегите хвойный лес!»


-

2

2

Разработка, подготовка, инсценировка «Экосказки Зеленой планеты»

2 группы (на основе личных предпочтений)

3

2

Разработка ролика соцрекламы – «Берегите планету!»


Разработка, подготовка и участие в проведении Акции «Час земли»;

-

2

1

Разработка, подготовка и участие в проведении Акции «День воды»;

-

2

2

Разработка, подготовка и участие в проведении Акции «День земли».

-

2

2

Разработка, подготовка и участие в проведении Акции «День птиц».

-

2

2

Участие в проведении муниципального фестиваля «Земля снежного барса»


2

2


Итого:


19

19

























Приложение 2

SWOT-анализ воспитательной практики

«Воспитание детей посредством деятельности эколого-волонтерского клуба «Озеро чудес»

Внутренние факторы

Внешние факторы

Сильные стороны

Возможности

1. Актуальность направления воспитательной практики.

2. Наличие активных и творческих педагогов Лицея.

3. Повышение значимости нравственного и экологического воспитания подрастающего поколения в среде родителей (законных представителей) и общественности.

4. Сплоченный, креативный коллектив учеников класса и родителей (законных представителей).

5. Расположение Лицея в

непосредственной близости к социально-значимым

объектам.

6. Сотрудничество с организациями (экологические станции, заповедники) и возможность участия в их событиях и акциях.

1. Родительская помощь в проведении коллективных воспитательных событий.

2. Привлечение к сотрудничеству новых с социальных партнёров.

3. Повышение качества образовательных услуг.

4. Выход воспитательной практики на городской и региональный уровень.

5. Возросшая популярность волонтерского движения

способствует привлечению широкого круга социальных партнеров.

6. Выход на разные уровни СМИ, поддержание высокого положительного имиджа Лицея в социуме.

Слабые стороны

Угрозы (риски)

нет

Отказ предполагаемых партнеров от взаимодействия при организации воспитательных событий.


Приложение 3

Промежуточные показатели результативности реализуемой практики



п/п

Название мероприятия, ссылка

Качественные и количественные показатели мероприятия

Фото

1

Эко-акция #БумБатл

https://vk.com/wall-211844294_1066


В акции ребята участвуют ежегодно, в 2023 году было собрано 43 кг. Макулатуры, а в 2024 76кг макулатуры собрали ребята всем классом

t1747550803ac.jpg

2

Олимпиады и мероприятия Эколят молодых защитников природы

https://vk.com/wall-161589274_1736

Учащиеся активно принимают участие в конкурсах Эколята

t1747550803ad.gif

3

Мастер-класс «Цветик семицветик»

https://vk.com/wall-211844294_1137


Проведение мастер-класса для учащихся начальной школы, приуроченной ко дню инвалидов в России

t1747550803ae.jpg

4

Конкурс «Город мастеров»

https://vk.com/wall-211844294_1271

Участие в лицейском конкурсе декоративно-прикладного творчества из бросового материала

t1747550803af.jpg

5

Акция «Птичья столовая»

https://vk.com/wall-211844294_1273

Ребята соорудили и разместили в своих дворах птичьи кормушки и в течение зимы следили за наполненностью кормушек

t1747550803ag.jpg

6

Акция «Сдай батарейку, спаси планету!»

https://vk.com/wall-161589274_747

Ребята сдали 492 батарейки

t1747550803ah.jpg

8

Благотворительная акция «Внуки по переписке»

https://vk.com/wall-211844294_1387

Ребята написали письма и сделали открытки пожилым людям, находящимся в специализированных учреждениях

t1747550803ai.jpg

9

Акция #АтласПрироды

https://vk.com/wall-211844294_1471

Совместно с сотрудниками Алтайского государственного заповедника провели урок о важности сохранения животных занесенных в Красную книгу

t1747550803aj.jpg



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.