Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.
Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.
Меняются времена, эпохи, люди, но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте и истине. Проводя параллель с нашим временем, с теми вопросами воспитания чувства патриотизма, которые очень важны сейчас, стоит вспомнить, что любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому, к ближайшему окружению. Воспитывать эти чувства надо с детства.
В нашей стране сильны национальные традиции. Когда ребенок с детства принимает участие в определенных ритуалах, узнает от взрослых историю своей страны, знакомится с ее культурой, путешествует, посещает памятные места, изучает родной язык, то можно с уверенностью сказать, что он получает патриотическое воспитание. Воспитывать ребенка патриотом просто, но только тем взрослым, которые сами проявляют патриотические чувства. Дети быстро перенимают их убеждения и почти всегда разделяют их.
В настоящее время идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая всё большее значение, стала задачей государственной важности. Младший школьный возраст - период становления личности, он имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма.
Нравственно-патриотическое воспитание всегда являлось одной из основных задач, поскольку патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее – начинает формироваться уже в младшем школьном возрасте и должно носить комплексный, системный характер.
В современных условиях, когда происходят определенные изменения в жизни общества, одним из основных направлений работы с подрастающим поколением становится нравственно - патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Важной частью нравственного воспитания является приобщение ребенка к культуре своего народа, поскольку раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа. Приобщение детей к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Для каждого ребенка Родина начинается с родного города, дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье начинает «расти» будущий гражданин своей страны.
Большие потенциальные возможности патриотического воздействия заключаются в музыкальных праздниках, развлечениях, концертах, которые знакомят детей с обычаями и бытом своего народа, историей и культурой родного края.
Праздник любого народа – это древнейший феномен социальной жизни человека, часть общечеловеческой культуры. Потребность в празднике – потребность человека в разделении с другими «радости бытия». Превращение радости из своей в общую и создает праздник, умножает радостное переживание за счет сопереживания других, делает его общим. Праздник – это общение, общение, основанное на принципах толерантности.
Музыкальный праздник - прекрасное средство народной педагогики по воспитанию толерантного иммунитета у подрастающего поколения. Традиции и обычаи народа играют важную роль в формировании культурных и духовных ценностей, обеспечении преемственности поколений в гармоничном развитии общества и личности.
В «Школе искусств» в составе МБОУ «Гимназия №94 имени Л.Н.Мурысина» города Казани проводятся торжественные мероприятия, посвященные государственным праздникам, таким как День Победы, День защитника Отечества, День народного единства, национальные праздники. Также в учебном заведении проводятся традиционные тематические мероприятия, направленные на воспитание патриотизма, такие как «Праздник песни», «День рождения Гимназии», «Праздник Рождества» и «Вечер встречи выпускников».
Например, при подготовке празднования Дня Победы разучиваются военные песни («Катюша», «День победы»), стихотворения соответствующей тематики, организовывается встреча с ветеранами.
При подготовке празднования Дня защитника Отечества у мальчиков формируется понятие, что они будущие мужчины, сильные и крепкие, опора своей семьи, Родины, ее защитники. На празднике звучат стихи песни и музыкальные произведения военной тематики.
Международный женский день посвящен формированию у школьников семейных ценностей и образа матери, женщины как хранительницы семьи. Учащиеся начальных классов с большой любовью поздравляют мам, бабушек и своих учителей-женщин, которые в учебном заведении становятся для них очень близкими людьми.
Для того чтобы дети воспринимали себя частью своего народа, они должны проникнуться его устоями, понять его самобытность. Можно отметить народные праздники песнями, танцами, хорошим настроением приобщиться к традициям. Широко распространены такие праздники, как Масленица, Сабантуй, День города, День рождения классика татарской поэзии Г.Тукая.
Патриотическое воспитание школьников подразумевает знание государственной символики страны. Для их изучения проводятся мероприятия: «День народного единства», «Символика России».
Цель такого занятия привить детям гордость за свою страну, закрепить и расширить знания о государственной символике, познакомить со значением цветов флага и герба, сформировать простейшие географические знания о своем крае, воспитать чувства уважения к флагу, гербу, гимну, а также привить познавательный интерес к истории своей Родины.
Список литературы
1. Абрамова Г.С. Практическая психология. - Москва, 2004. - 471с.
2. Бабанский Ю.К. Педагогика. – Москва, 1999. -374с.
3. Богданова О.С. Этические беседы с школьниками. – Москва, 2007. -310с.
4. Божович Л.И., Нравственное формирование личности школьника в коллективе. - Москва, 2000. -468с.
5. Волков, Б.С., Детская психология развития. - Москва, 2000. -576с.
6. Каиров И.А. Азбука нравственного воспитания. – Москва, 2006. - 201с.
7. Каиров И.А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания. - Москва, 2005. -213с.
8. Колдунов Я.И. Нравственное воспитание личности школьника. - Калуга, 2007. -197с.
9. Кузнецова Л. В. Гармоническое развитие личности младшего школьника. – Москва, 2008. -241с.