Доклад «Патриотическое воспитание — как путь формирования гражданина-патриота»
«Патриотическое воспитание – как путь формирования гражданина-патриота»
«Патриотизм - это благороднейшее чувство.
Это даже не чувство - это важнейшая сторона
и личной, и общественной культуры духа...».
Д. С. Лихачёв
Патриотизм (греч. patris - отечество) - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь и преданность Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины. Понимание патриотизма имеет глубокую теоретическую традицию, уходящую корнями в глубь веков. Уже у Платона имеются рассуждения о том, что родина дороже отца и матери. Любовь к отечеству, как высшая ценность, рассматривается в трудах таких мыслителей, как Макиавелли, Крижанич, Руссо, Фихте и др.
За последнее время все большее распространение в рамках данного направления приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовный, нравственный, культурный, исторический и другие компоненты. Обобщая, можно дать следующее определение:
патриотизм - одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень её развития и проявляется в её активно-деятельностной самореализации на благо Отечества.
Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине.
Любовь к Родине - чувство во многом, как говорил русский философ Иван Ильин, инстинктивное. Поэтому нужно пробуждать в молодом человеке дремлющий патриотизм. Именно пробуждать, но не навязывать. Ни полюбить, ни разлюбить Родину по приказу невозможно.
«Патриотизм – это не просто красивые слова. Патриотизм – это прежде всего дело, служение своей Родине, стране, России, своему народу. И об этом никогда нельзя забывать».
В.В. Путин
Патриотизм – это в первую очередь осознание своего «Я» частью своей страны, своего общества, своей истории, традиций, культуры. Тогда и твоя страна, народ, культура, традиция становятся частью тебя. После этого понимания ты осознаёшь свою ответственность и понимаешь своё участие в чём-то великом и святом. Тогда и рождается истинная любовь к своей Родине. Не за что, что она сделала для тебя что-то хорошее, а за то, что это часть тебя и твоего существования.
В последнее время привитие чувства патриотизма приобретает всё большее общественное значение и становится задачей государственной важности.
Целью гражданско-патриотического воспитания является создание условий для формирования личности гражданина и патриота с присущими ему ценностями, взглядами, установками, мотивами деятельности и поведения.
Для того, чтобы вырастить сознательного, ответственного гражданина Донецкой Народной Республики, способного и готового жить во имя её процветания и развития, необходимо патриотическое воспитание как целостный процесс, основу которого должна составлять педагогика, акцентированная на воспитание патриотизма.
Сегодня гражданско-патриотическое воспитание – одна из главных задач, конечной целью, которой должно стать формирование личности гражданина, патриота, труженика, семьянина.
Патриотическое воспитание - это целостный воспитательный процесс, сущностью которого является любовь к Родине; в ходе и в результате этого процесса происходят становление и развитие патриотической направленности личности, её патриотического самосознания, патриотического видения мира на основе овладения интеллектуальной, нравственной, правовой и политической культурой, культурой межнациональных отношений и приобщения к мировой культуре; развитие и закрепление осознанного желания жить для Родины, отдавать ей свои знания, талант, труд, творчество; развитие готовности и способности в нужный момент встать на защиту её интересов.
Патриотизм как понятие:
- любовь к Родине;
- интегральное проявление общественного сознания и самосознания;
- осознанное желание и умение жить для Родины
Цель патриотического воспитания: воспитание гражданина-патриота Родины, владеющего интеллектуальной, нравственной, правовой и политической культурой Донецкой Народной Республики и мира, культурой межнациональных отношений, созидателя и творца-преобразователя, способного и готового к самоорганизации и самовоспитанию, умеющего адаптироваться в любой жизненной ситуации, обладающего осознанным желанием и развитым умением жить для Родины, для людей, способного и готового встать на защиту Отечества.
Основные задачи:
формировать патриотическое мировоззрение через овладение системой знаний в процессе учебы, развивать познавательную активность школьников;
формировать и развивать в разных педагогических ситуациях патриотическую направленность личности школьников, осуществляемую в разных сферах жизни, видах деятельности и во всем спектре отношений;
формировать и развивать в разных педагогических ситуациях гражданское и национальное самосознание школьников;
способствовать становлению и развитию активной жизненной позиции школьников, умения применять полученные знания о природе и обществе в своей практической коллективной творческой деятельности;
создавать условия для реализации в обществе принципов здорового образа жизни.
Стержневые понятия патриотизма:
воспитание
гражданин
патриот
школьник
Ими являются: СЕМЬЯ - ШКОЛА - РОДИНА - ПАМЯТЬ.
Семья - это необходимый компонент социальной структуры любого общества, выполняющий многие социальные функции. Она играет важную роль в общественном развитии. Через семью сменяются поколения людей, в ней осуществляется «производство» самого человека, продолжение рода. В семье происходят первичная социализация и воспитание детей вплоть до достижения ими гражданской зрелости, а также в значительной степени реализуется обязанность заботиться о старых нетрудоспособных членах общества. Семья также является ячейкой организации быта и важной потребительской единицей. Кроме того, семья выступает как один из основных объектов социальной политики. Сейчас родители начитают всерьез задумываться о воспитании детей, об обеспечении их достойным уровнем образования и воспитания, заботе об их здоровье. Появилась необходимость возрождения всего лучшего, что было накоплено в семейном воспитании за прошлые годы, и создания новой системы семейного воспитания, взаимодействия семьи и школы, педагогического просвещения родителей.
Школа, в последние десятилетия определявшая в качестве своей основной задачи процесс передачи знаний, фактически устранилась от решения проблем воспитания. А сегодня проблема воспитания выдвинулась на первый план. Гражданин и патриот начинаются в школе: прежде чем стать гражданином и патриотом Родины, школьник должен научиться быть гражданином и патриотом своей школы, знать и чтить ее историю, традиции, строить гуманные отношения с учителями и одноклассниками, активно участвовать во всех делах и акциях школы, способствовать формированию нравственного климата в школе, развивать свою познавательную активность.
Родина - понятие, объединяющее в себе все стороны жизни, весь спектр отношений школьника к окружающему миру. Важно, чтобы все эти отношения (к Родине, к людям, природе, культуре, труду, коллективу, к самому себе) носили патриотическую направленность, а стержнем этих отношений был идеал Родины, осознанное желание и развитое умение жить для своей страны.
Память - важнейшая составляющая патриотического воспитания, она отражает связь поколений, их преемственность, желание узнать историю нашей Родины, её боевые и трудовые достижения и гордость этими достижениями, уважение к старшему поколению как носителю традиций народа. Это понятие включает заботливое отношение к ветеранам, уважительное отношение к памяти погибших в боях за Родину, уход за мемориальными памятниками. Память способствует возрождению и созданию музеев как хранителей этой памяти. Каждая семья начинает осознавать необходимость изучения своей родословной, семейных традиций, трудовых династий. Все это рождает в сердцах юных поколений чувство гордости за свою великую Родину, восхищение подвигами старших поколений, уважительное и заботливое отношение к ним.
Виды деятельности воспитания гражданина – патриота:
военно-спортивная, туристическая;
учебная;
виды деятельности;
общественная;
досуговая;
трудовая, производственная;
семейно-бытовая
1. Учебная деятельность.
На уроках истории, обществознания и права ученики знакомятся с основными законами государства, политической культурой общества, политическими партиями и их программами. Здесь они задумываются над судьбой страны и мира. Формируются патриотическое мировоззрение и патриотическое видение мира.
2. Досуговая деятельность.
Экскурсии в музеи, по достопримечательным местам родного края, экскурсионные поездки в другие места, походы к памятникам культуры и истории имеют огромнейшее воспитательное значение. И первое путешествие ученик должен совершить по своей стране. Знакомство с историей Родины, с её памятниками, культурными достижениями - это всегда радость нескончаемого открытия чего-то нового.
3. Военно-спортивная, туристическая деятельности.
На военно-полевые сборы и военно-патриотические игры развиваются готовность и способность к защите Отечества, где появляются утверждение в сознании будущих воинов необходимости исполнения воинского долга. А также воспитываются чувства принадлежности к великому героическому прошлому своей страны, уважение к поколению ветеранов войны.
На соревнованиях по туризму развивается бережное, заботливое отношение к природе, углубленное знание о состоянии экологической обстановки местности.
В многодневных походах-поездках ученики узнают историю, культуру, природу местности. Сначала читали литературу о тех местах, куда едут, в поездке фотографировали и вели дневники, а потом делали альбом, готовили слайдовую презентацию или фильм, к которому подбирали музыку и текст, и показывали их на школьном вечере тем, кто не был в походе. Познавательная и воспитательная ценность таких поездок огромна.
4. Общественная деятельность.
В общественной деятельности происходит развитие всех сторон личности, здесь формируются отношения к разным сторонам жизни, практические навыки и умения, складывается характер школьника, его патриотическое видение мира.
5. Семейно-бытовая деятельность.
Формируется и развивается этика семейных отношений, заботливое и чуткое отношение к старшему поколению семьи, уважительное отношение к своей родословной, к памяти поколений семьи.
6. Трудовая, производственная деятельность.
Через трудовую деятельность формируется гражданин , который умеет мыслить и действовать как истинный гражданин с нравственными качествами, такими как милосердие, справедливость, ответственность, честность, трудолюбие, порядочность.
Воспитание гражданина - патриота включает в себя воспитание любви к близким людям, к школе, к родному селу и родной стране. Надо помнить, что с малых лет ребенок воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному селу, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим селом, своей страной. Именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению учащихся с родным селом и своей страной. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких бесед. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на учащихся.
Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если сам учитель будет знать и любить историю своей страны. Но никакие знания не дадут положительного результата, если учитель сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим селом. Формирование личности будущего гражданина начинается там, где он учится.
«В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания», - эти слова К.Д.Ушинского в полной мере относятся к воспитанию патриотических чувств у учащихся.