Патриотическое воспитание младших школьников через проектную деятельность

Патриотическое воспитание младших школьников
через проектную деятельность
Патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.
Патриот – человек, проникнутый патриотизмом.
В современном обществе актуальна проблема патриотического воспитания подрастающего поколения. Необходимо во внеурочной деятельности и на учебных занятиях использовать такие методы и приёмы работы, которые способствуют патриотическому воспитанию детей. Стараюсь не только на уроках русского языка, окружающего мира, литературного чтения, математики формировать чувства патриотизма у младших школьников, но и через проектную деятельность.
В мае 2025 года российский народ будет отмечать 80-юю годовщину Великой Победы. С каждым годом мы всё дальше от Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг., от сражения, вошедшего в мировую историю под названием, Сталинградская битва. Сталинградская битва – это пример единения, необыкновенной любви к Родине, пример героизма, мужества и самопожертвования. Сколько бы ни минуло лет, но в наших сердцах по-прежнему живет память о мужестве защитников сталинградской земли: бойцам, отрядам народного ополчения и мирным жителям - живым и павшим, которые ценою своей жизни сумели защитить город. Память... Она должна остаться и у наших детей. Восьмилетние мальчишки и девчонки практически ничего не знают о Сталинградской битве, защитниках нашего города. Почему необходимо рассказывать ученикам о мужестве, героизме и самоотверженности защитников Сталинграда? Младшие школьники наиболее восприимчивы. Они легко впитывают в себя всё, что видят и слышат. Мы обязаны сохранить и донести до учащихся память о героическом прошлом, о защитниках нашего города которые отстояли не только город – они отстояли всю страну. На примере подвигов защитников Сталинграда необходимо воспитывать у младшего поколения чувство патриотизма, любви и гордости за свою страну. Эти качества как никогда нужны для защиты страны в наше неспокойное время. Будущее зависит от того, как мы передадим память о героях Сталинградской битвы молодому поколению.
Мы живём на священной сталинградской земле. Поэтому, решила со своими учениками, создать проект о защитниках Сталинграда.
Начала с классного часа «Живая история». Рассказала детям о страшной битве на Волге, о героях, которые защищали наш город. Какие тяжелые испытания легли на их плечи, но они выстояли, победили!
Ребята были поражены их стойкости, силе духа, воли и мужеству. Вместе решили: «Нам, потомкам героических защитников Сталинграда, необходимо помнить о всенародном подвиге, об отваге наших солдат и мирных жителей, о тех, кто отдал жизнь за нас. Надо узнать о людях, чьё мужество и стойкость навсегда останутся для нас примером героизма».
Над реализацией поставленной цели трудились все учащиеся нашего класса.
Второй шаг. На родительском собрании сообщила родителям о цели проекта. Предложила родителям, родственникам принять участие в проекте, который поможет детям и взрослым больше узнать о героических защитниках Сталинграда.
Мы нашли различные источники информации: энциклопедии, газеты, справочники, Интернет, почтовые марки, конверты с изображениями защитников Сталинграда, книги о памятниках в нашем городе, посвященным героям Сталинградской битвы:
Ученики открыли для себя много нового, узнали:
в Тракторозаводском районе на пр. Ленина возвышается памятник героям-ополченцам Сталинградского тракторного завода. На огромном диске изображены с одной стороны танки и руины, объятые пламенем, с другой стороны - фигуры двух мужчин и женщины - ополченцев, с оружием в рукав вставших на защиту родного завода и города, и надпись: "Здесь стояли насмерть ополченцы Сталинградского тракторного завода 23-27 августа. 1942 год":
- на территории завода "Баррикады" расположен Мемориальный комплекс «Остров Людникова», на месте, где в конце 1942 года держала оборону 138-я стрелковая дивизия полковника Ивана Ильича Людникова /Мемориальный знак на «острове Людникова» и руины командного пункта 138-й дивизии/:
- на площади Чекистов возвышается единственный в мире памятник воинам-чекистам фигура воина с высоко поднятым обнажённым мечом в руке) - памятник сталинградским чекистам - бойцам 10-й дивизии войск НКВД и работникам милиции - защитникам города в 1942—1943 годах:
- памятник героям – комсомольцам, защитникам Сталинграда установлен на проспекте им. Ленина:
- памятник Михаилу Паникахе установлен на месте гибели героя. Защищая дорогу, ведущую к заводу "Красный Октябрь" 2 октября 1942 года, рядовой, облитый горящей смесью, смог добежать до танка и разбить остальные бутылки о моторный отсек:
- на Аллее героев - высокие столбы с высеченными надписями. На них увековечены имена героев-сталинградцев:
- на Мамаевом кургане в зале воинской славы на стене, по кругу, расположены 34 мозаичных траурных Знамен. На них увековечены имена погибших защитников (всего 7200 человек). Вверху Зала надпись «Да, мы были просто смертными, и мало кто уцелел из нас, но все мы выполнили свой патриотический долг перед священной матерью – Родиной»:
Работая над материалом о защитниках Сталинграда, ученики убедились: мужество сталинградцев не имело себе равных. Многие европейские страны были завоеваны за 2-3 недели. А в Сталинграде фашистам требовались недели, чтобы захватить один дом, одну улицу. «Дом Павлова». Это здание 58 дней оборонял небольшой отряд под командованием сержанта Павлова и лейтенанта Афанасьева. Здесь враг потерял больше бойцов, чем при взятии многих западноевропейских городов:
Ребята со слезами на глазах ребята слушали о трагическом дне для жителей города, 23 августа 1942 года, когда фашисты обрушили на город тонны бомб и практически стерли его с лица земли. Эта бомбежка Сталинграда вошла в историю наравне с Хиросимой, как одна из самых страшных и опустошительных. Всего за два часа во второй половине дня вражеская авиация произвела около 2 000 самолетовылетов. В этот день закончилось детство тысячи сталинградских детей, всего погибли более 40 тысяч горожан.
С удивлением узнали, что наравне со взрослыми в боевых действиях участвовали дети:
- самый юным защитником Сталинграда был шестилетний Сережа Алешков - «сын» 142 полка, который спас своего командира, за что получил медаль «За боевые заслуги»:
- 12-летняя девочка Люся Радыно, юная разведчица. За линию фронта Люся ходила семь раз, ни разу не допустила ни одной ошибки. Командование наградило Люсю медалями «За отвагу» и «За оборону Сталинграда»:
- Толя Столповский, ему было 10 лет. Однажды после очередной атаки взрывом перебило телефонный кабель. Двое связистов погибли на глазах у Толи. Фашисты подступали всё ближе. Юный храбрец пополз вдоль кабеля - искать обрыв. Вскоре связь была восстановлена. Толя был награжден медалью «За оборону Сталинграда:
Второклассники с интересом прочитали книги о защитниках Сталинграда:
Третий шаг. Мы собрали огромное количество материала. Из сообщений учеников
- выпустили сборник «Защитники Сталинграда»:
- cоздали каталог «Памятники, посвященные защитникам Сталинграда»:
- оформили альбом «Памятник «Линия обороны Сталинграда»:
- приняли участие во Всерооссийской акции «200 минут чтения о Сталинградской битве»:
- провели викторину «Что я знаю о героях Сталинграда», классный час «Ваш подвиг будет жить в веках», мероприятие для младших классов «Защитники Сталинграда», мастер-класс по изготовлению поздравительных открыток для ветеранов и жителей нашего город «2 февраля»:
Поздравительные открытки оформили, подписали и расклеили в общественных местах:
В результате проекта ученики расширили и закрепили знания о защитниках Сталинграда, познакомили учащихся начальных классов с героями Сталинградской битвы, внесли свой посильный вклад в сохранение исторической памяти своей Родины. Таким образом, увлеченно работая над проектом, учащиеся выполняют практическую патриотическую деятельность. У детей развиваются чувства патриотизма, любви и гордости к своей Отчизне. Результаты проекта можно использовать во внеурочной деятельности, на классных часах. Такая работа направлена на патриотическое воспитание детей.
Список литературы
Алексеев, С.П. «Ни шагу назад!» / С.П. Алексеев // Герои Великой Отечественной: рассказы / С. Алексеев. – Москва: Дрофа-Плюс, 2007. – 64 с. – (Внеклассное чтение).
Алексеев, С.П. Орден Суворова / С. Алексеев, А. Митяев, А Печерская // Рассказы о Великой Отечественной войне. – Москва: Дрофа-Плюс, 2008. – 256 с.
Алексеев, С. Сталинградское сражение. 1942–1943: рассказы для детей / С. Алексеев. – Москва: Детская литература, 2010. – 106 с.: ил.
Богомолов, В. За оборону Сталинграда / В. Богомолов. – Москва: Малыш, 1980. – 32 с.: ил.
Богомолов, В. 58 дней в огне / С.П. Алексеев, В.М. Богомолов // За мужество!: Рассказы о Великой Отечественной войне – Москва : Издательство ОНИКС-ЛИТ, 2016. – 20 с.: ил. – (Награды Великой Отечественной).
Былинин С. Сталинградская битва // Цейхгауз, 2005
Дроботов В. Босоногий гарнизон // Волгогрята: Литературно-художественный сборник – Волгоград: Ниж.-Волж. КН. Изд-во, 1989. – 152 с.
Мернова Л. Не убивайте белых чаек! // Волгогрята: Литературно-художественный сборник – Волгоград: Ниж.-Волж. КН. Изд-во, 1989. – 152 с.
Павшук В. Команда, или один: ноль в нашу пользу // Волгогрята: Литературно-художественный сборник. – Волгоград: Ниж.-Волж. КН. Изд-во, 1989. – 152 с.
Список интернет – источников
http://www.pravmir.ru/aleksandr-nevskij-myslitel-filosof-strateg-svyatoj/
http://days.pravoslavie.ru/Life/life3212.htm
http://www.chitalnya.ru/work/763172/
http://ruskline.ru/analitika/2011/12/06/zvezda_nad_rusyu/
https://www.stihi.ru/2011/05/25/6544
http://world-war.ru/gallery/thumbnails.php?album=topn&cat=-22&page=1
http://www.infovolga.ru/school/pioner/geroi.htm
https://v1.ru/text/business/392802207027200.html
http://vetert.ru/rossiya/volgogradskaya-oblast/sights/99-soedinenie-frontov.php