Исследовательская работа «Патриотическое воспитание обучающихся младшего школьного возраста на основе изучения материалов о ВОВ в условиях реализации ФГОС ОВЗ»
Министерство образования и науки Калужской области
Управление образования г. Калуги
Государственное казённое общеобразовательное
учреждение Калужской области «Калужская общеобразовательная школа –интернат № 5 имени Ф.А.Рау для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
«Патриотическое воспитание обучающихся младшего
школьного возраста на основе изучения материалов о ВОВ в условиях реализации ФГОС ОВЗ».
Исполнитель:
Каменская Ирина Александровна
учитель начальных классов
2019-2020
Оглавление
Описание проекта: стратегия и механизмы достижения поставленных целей. 7
Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации проекта. 44
Обоснование необходимости проекта.
«К патриотизму нельзя только призывать,
Его нужно заботливо воспитывать»
Д. С. Лихачев
Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к семье и Родине. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою семью, Родину и народ, уважение к его традициям, великим свершениям и достойным страницам прошлого. Воспитание чувства патриотизма у детей – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к своей школе, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
Духовно-нравственное развитие школьников есть первостепенной важности задача современного воспитания, государственный заказ для общеобразовательной школы.
На современном этапе требуются новые подходы, средства воспитания современных школьников. Смысл нового подхода заключается в объяснении реальных понятий добра и зла, обращении сознания обучающихся к высоким идеалам отечественной истории и создании у них самостоятельных представлений о достойном общемировом значении и России. Непростая задача стоит перед школой, чтобы вырастить поколение людей убеждённых, благородных, готовых к подвигу, тех, которых принято называть коротким и ёмким словом «патриот». По мере взросления у школьников, как отмечают учёные-исследователи, начинает формироваться так называемый «родничок героизма» (А. Я. Бруштейн), требующий реализации, но чаще всего он остаётся невостребованным. Зато пробуждающиеся силы подрастающего организма могут найти своё применение в примыкании к антиобщественным организациям, различным группировкам, поток которых год от года растёт. Актуальность патриотического воспитания на сегодняшний день заключается в том, что нужно найти для детей новые ориентиры для подражания, новые методы воздействия на сознание и чувства современных школьников.
Значимость патриотического воспитания детей особенно остро обозначилась в современный период в связи с утратой людьми нравственных ориентиров в собственной жизни. К сожалению, дефицит нравственных ценностей и пренебрежение моральными нормами становятся повсеместным явлением. Поэтому всё острее встаёт вопрос о повышении уровня патриотического воспитания.
«Патриотическое воспитание на сегодняшний день является одной из актуальнейших проблем государственной политики. Патриотизм должен стать объединяющей идеологией России» (В. В. Путин).
Необходимо воспитывать уже с младшего школьного возраста:
- доброту;
- ответственность;
- любовь к семье;
- уважение к старшим и сверстникам;
- чувство собственного достоинства;
- гражданственность;
- гордость за свою страну;
- патриотизм;
- уважительное отношение к истории России, ее народу.
Патриотическое воспитание слабослышащих и глухих младших школьников должно строиться с учётом их возрастных, речевых и психологических особенностей. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного процесса. Научить патриотизму, как математике или чтению нельзя. Родина - это не заучивание правил, это воздух, которым мы дышим, это солнце, которое мы видим, дом, в котором мы живем. Чувство любви и уважения к Отечеству должно развиваться с самого раннего детства.
У каждого ребёнка будет свое восприятие патриотизма, которое будет развиваться и обогащаться в благополучной социальной, особенно нравственной и духовной сферах жизни и зависящая
от готовности к чуткому отклику на воспитательную деятельность взрослых.
Проблема:
- несформированность патриотических чувств;
- отсутствие знаний о ВОВ.
- разрушение семейных и коллективных традиций;
- ограниченный словарный запас;
- низкий уровень речевого развития (не сформирована связная речь);
- низкая степень самостоятельности обучающихся;
- неумение выразить свою индивидуальность;
- неумение проявлять эмпатию (способность к сопереживанию).
Объект исследования:
Процесс формирования патриотических чувств у слабослышащих и глухих обучающихся.
Предмет исследования:
Комплекс педагогических приёмов для формирования и развития патриотического воспитания младших школьников с нарушением слуха
Гипотеза:
Если целенаправленно и систематически воспитывать у детей с ОВЗ любовь и уважение к семье, людям старшего поколения, друзьям, школе, Родине и другим ценностям, то это позволит:
- Воспитать патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу;
- Создать ситуацию успеха, в результате чего полнее раскроются потенциальные возможности слабослышащих и глухих младших школьников;
- Улучшить межличностные отношения в детском коллективе;
- Повысить уровень речевого развития.
Цель и задачи проекта.
Цель:
Создание демонстрационного материала для изучения событий ВОВ.
Задачи:
- Изучить современные методики по теме «Патриотическое воспитание обучающихся младшего школьного возраста на основе изучения материалов о ВОВ в условиях реализации ФГОС ОВЗ»;
- Диагностировать группы детей (6 – 8 лет с проблемами слуха) по готовности к обучению в 1 дополнительном классе, по состоянию слуха, по состоянию речи, по уровню восприятия устной речи;
- Провести мониторинг патриотического воспитания в 1 дополнительном классе;
- Создать план мероприятий по патриотическому воспитанию обучающихся младшего школьного возраста на основе изучения материалов о ВОВ;
- Привлечь родителей к совместной работе в патриотическом воспитании обучающихся младшего школьного возраста.
Участники проекта:
- в проекте участвуют обучающиеся 1дополнительнго класса (6-8 лет);
- классный руководитель;
- родители обучающихся 1 дополнительного класса.
Планируемый продукт проекта:
- Демонстрационный материал для наглядного изучения событий ВОВ;
- Настенное панно «Чтобы знали, чтобы помнили»;
- Макет «Вечный огонь»;
- Видеоклип «О той весне»;
- Книга Памяти «Памятники солдатам ВОВ»;
- Акция «Весна 45 года» поздравительная открытка ветеранам.
Новизна проекта:
Нет более трудной задачи, чем воспитать в ребёнке с нарушением слуха чувство патриотизма. Научить его думать, мыслить, уважать, сопереживать. Решение этой задачи предполагает сотворчество учителя и обучающихся.
Сроки проведения проекта:
Долгосрочный (сентябрь 2019г. – май 2020г.).
Описание проекта: стратегия и механизмы достижения поставленных целей.Работа над проектом «Патриотическое воспитание обучающихся младшего школьного возраста на основе изучения материалов о ВОВ в условиях реализации ФГОС ОВЗ» строится с учетом возрастных особенностей по принципу поэтапной реализации данного проекта. У детей младшего школьного возраста знания о ВОВ осуществляются через знакомство с памятниками, книгами о войне, с рассказами ветеранов, документальными фильмами, презентациями.
Я предложила обучающимся вместе с родителями поработать над проектом «Чтобы знали, чтобы помнили», так как эта тема является актуальной, как для младших школьников, так и для всех людей нашей страны. Мною были предложены, а обучающимися и родителями выполнены следующие проектные задачи: посмотреть памятники воинам ВОВ в своем городе, районе, на своей улице. Сделать фотографии памятников для оформления настенного панно. Запомнить новые слова: война, участник, ветеран, герой, блокада, награда, медаль, памятник, враги. Каждая семья подготовила страничку с описанием памятника солдатам Великой Отечественной войны в Книгу – Памяти.
Обучающиеся делали рисунки, аппликации, поделки, раскрашивали картинки, читали и заучивали стихи о войне.
Проект предназначен для проведения уроков окружающего мира, развития речи, обучения чтению, предметно практическому обучению, изобразительного искусства, классных часов, внеклассных мероприятий и знакомит слабослышащих и глухих обучающихся с героическим прошлым нашей страны.
Рабочий план реализации проекта.
Педагогический проект «Патриотическое воспитание обучающихся младшего школьного возраста на основе изучения материалов о ВОВ в условиях реализации ФГОС ОВЗ» рассчитан на 1учебный год и предполагает прохождение 4 основных этапа:
изучения проблемы (сентябрь – октябрь 2019г.);
диагностики и мониторинга (октябрь 2019г., январь 2020г.);
внедрения (ноябрь 2019г. – май 2020г.);
подведения итогов (май 2020г.).
Этапы | Сроки | Основные мероприятия | Участники |
1 этап изучения проблемы. | Сентябрь - октябрь 2019г. | Изучение теории данного вопроса по материалам научно-методической литературы. | Учитель |
2 этап диагностики и мониторинга | Октябрь 2019г., январь 2020г. | 1. Диагностика познавательных и социальных мотивов обучающихся. 2. Диагностика социальной осведомлённости учащихся. | Педагог - психолог, |
3. Диагностика состояния слуха. 4. Диагностика уровня слухового восприятия. 5. Диагностика уровня речевого развития (сформирована ли связная речь). | Учитель дефектолог слухового кабинета. | ||
6. Мониторинг патриотического воспитания | Педагог – психолог, учитель | ||
3 этап внедрения | Ноябрь – май | 1. Беседа «Что такое война» с показом презентации. | Классный руководитель, обучающиеся. |
2. Социологическое исследование «Есть в вашем городе памятники воинам Великой Отечественной войны?» | Родители, педагоги, родственники обучающихся, сотрудники школы | ||
3. Экскурсия в сквер ветеранов | Обучающиеся, дети, оператор | ||
4. Сбор материала для видео клипа. | Дети, учитель, ветераны, оператор. | ||
5. Ученический проект «Чтобы знали, чтобы помнили». | Дети, родители, учитель. | ||
6.Экскурсия в сквер имени Г.К.Жукова | Обучающиеся, дети, оператор, учитель. | ||
7. Всероссийский урок «Блокадный хлеб» | Участница блокады Ленинграда Палей Л.А., педагоги начальных классов, учителя индивидуальной работы, администрация школы, обучающиеся начальных классов, родители. | ||
8. Встреча с жительницей блокадного Ленинграда Палей Лидией Алексеевной. | Гостья, педагоги, дети 1 дополнительного класса, родители. | ||
9. Вахта памяти. | Обучающиеся, классный руководитель, воспитатель, оператор | ||
10. Изготовление и презентация макета «Вечный огонь». | обучающиеся 1 дополнительного класса, классный руководитель. | ||
11. Раскрашивание картинок по теме «ВОВ | Дети, классный руководитель | ||
12. Конструирование из подручного материала «Танк». | Обучающиеся, учитель, оператор | ||
13. .Конкурс стихов ко Дню Победы. | Дети, классный руководитель, учитель индивидуальной работы, жюри конкурса | ||
14. Презентация видеоклипа «О той весне». | Ветераны ВОВ, учитель, дети 1 дополнительного класса, педагоги, администрация, родители, обучающиеся начальной школы. | ||
15. Акция «Весна 45 года» поздравительная открытка ветеранам. | Ветераны ВОВ, учитель, дети 1 дополнительного класса, педагоги, родители | ||
16. Акция «Бессмертный полк», принять участие в шествии. «Бессмертного полка» по месту жительству обучающихся класса. | Ветераны ВОВ, обучающиеся, классный руководитель, воспитатель, родители. | ||
17. Праздничный салют ко Дню Победы. | обучающиеся, родители, классный руководитель, | ||
18. Рисование «Салют Победы» | Обучающиеся, классный руководитель. | ||
4 этап подведения итогов | май | 1.Оценка результативности своей деятельности | Учитель |
1 этап – изучение проблемы.
Изучение теории данного вопроса по материалам научно-методической литературы.
2 этап - диагностики и мониторинга
а) психолог
Результаты психологической диагностики по готовности детей к обучению в 1 дополнительном классе
2019-2020 учебный год (начало года)
Ф.И.О. | Зрительная память (узнавание информации) | Память зрительно-моторная | Зрительно-моторная координация | Логическое мышление | Пространственное мышление | Объем внимания | Развитие произвольности (волевое поведение) | Заключение о психологической готовности к обучению |
1 Начало года | Низкий уровень | Низкий уровень | Низкий уровень | Низкий уровень | Низкий уровень | Объем 20% Низкий уровень | Низкий уровень. Требуется внешний контроль. | психологически к обучению в 1 дополнител. классе готов слабо |
2 Начало года | Низкий уровень | Низкий уровень | Средний уровень, Ориентация на пространстве листа слабая | средний | Низкий уровень Зеркальные ошибки | Объем 27%- низкий, Концентрация внимания в норме. | Средний уровень. Требуется помощь в организации | к обучению в 1 дополнител. классе готов слабо |
3 Начало года | 100 % Низкий уровень требуется помощь. | Низкий уровень | Средний уровень Ориентация на пространстве листа слабая | Средний уровень | средний уровень | Объем 30 % - низкий Концентрация хорошая. | Средний уровень Требуется помощь в организации | К обучению В 1 дополнител. классе готов слабо |
4 Начало года | 100 % Средний уровень, требуется помощь. | Средний уровень | Низкий уровень | Средний уровень | Средний, обучаемость помощь принимает действует по аналогии. | Объем 20 %- низкий, долго врабатывается, темп работы медленный. | Низкий уровень. Требуется внешний контроль. | К обучению В 1 дополнител. классе готов слабо |
5 Начало года | Средний уровень. (100%) Инструкция требуется наглядная. | средний уровень. | Низкий уровень Слабая зрительно-моторная координация. | Средний уровень | Средний уровень | Объем 44 % - средний уровень | Низкий уровень Самоконтроль в процессе формирования. Нет адекватной реакции на устные инструкции. | Есть познавательный интерес. Психологически готов к обучению в 1 дополн классе. |
6 Начало года | Средний уровень. (100%) Инструкция требуется наглядная | Средний уровень | Средний уровень | Средний уровень | Средний уровень | Объем 34 % Средний уровень. | Низкий уровень, требуется внешний контроль. Суетливый. | Психологически готов к обучению в 1 дополн классе. |
7 Начало года | 100 % Высокий уровень | Средний уровень | Высокий уровень | Средний уровень | Высокий уровень. | Объем 62%- высокий. Концентрация в норме.. | Средний уровень | Психологически готов к обучению в 1 дополнит. классе. |
8 Начало года | 100% Высокий уровень | Средний уровень. . | Высокий уровень | Средний уровень | Средний уровень | Объем 58 % - высокий. Концентрация в норме.. | Средний уровень | Психологически готов к обучению в 1 дополнит классе. |
По результатам психологической диагностики четверо обучающихся слабо готовы к обучению в 1
дополнительном классе.
Мониторинг патриотического воспитания в 1 дополнительном классе.
2019-2020 учебный год (начало года)
Ф.И.О. | Название города | Домашний адрес | Название страны | Флаг России | Столица России | Что такое война? | Семья (как понятие) | Проявление дружелюбия | Умение договариваться | Средние показатели | |
1 Начало года | - | - | - | - | - | - | - | + | + | 22% | |
2 Начало года | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 0% | |
3 Начало года | + | + | - | + | - | - | + | + | + | 67% | |
4 Начало года | - | - | - | + | - | - | - | + | - | 22% | |
5 Начало года | + | + | - | + | - | - | - | + | + | 56% | |
6 Начало года | + | - | - | - | - | - | + | + | + | 44% | |
7 Начало года | + | + | + | + | - | - | + | + | + | 78% | |
8 Начало года | + | + | + | + | - | - | + | + | + | 78% |
Мониторинг патриотического воспитания в 1 дополнительном классе показал: большинство детей имеют низкий уровень развития патриотических чувств, что говорит о необходимости организованного обучения и
воспитания детей в этом направлении.
б) Диагностика состояния слуха на начало года.
Ф.И.О. обучающихся | Состояние слуха (степень тугоухости, группа глухоты) | |
П/У | Л/У | |
1. | | имплантирован |
2. | 2 гр. глухоты | 2 гр. глухоты |
3. | 4 степень тугоухости | 4 степень тугоухости |
4. | 4 гр. глухоты | 4 гр. глухоты |
5 | 1 гр. глухоты | 1 гр. глухоты |
6 | 1 гр. глухоты | 1 гр. глухоты |
7 | Iст. т. ух | IIст. т. ух |
8 | IIст. т. ух | IIст. т. ух |
в) Диагностика состояния речи на начало года.
Ф.И.О. обучающихся | Диагностика уровня речевого развития |
| Сентябрь 2019 |
1 | На уровне отдельных слогов, коротких слов с приближенным проговариванием |
2 | На уровне отдельных слогов, коротких слов с приближенным проговариванием |
3 | На уровне отдельных слов с приближенным проговариванием |
4 | Речь не развита |
5 | Речь не развита |
6 | Речь не развита |
7 | Речь слабо развита, слоговая структура нарушена |
8 | Речь слабо развита, слоговая структура нарушена |
Проведённая диагностика показала, что у большинства обучающихся этого класса низкий словарный запас.
г) Диагностика уровня восприятия устной речи на начало года.
Ф.И.О. обучающегося | Диагностика уровня восприятия устной речи |
| Сентябрь 2019 |
1 | 0% |
2 | 0% |
3 | 35% |
4 | 5% |
5 | 0% |
6 | 0% |
7 | 40% |
8 | 45% |
Диагностика уровня восприятия устной речи на начало учебного года показала, что у пяти обучающихся очень низкий уровень восприятия обращенной речи.
Результаты промежуточного мониторинга и диагностики (январь 2020).
В январе была проведена промежуточная диагностика школьным психологом Бедексеевой К. В.
и учителем-дефектологом слухового кабинета Разумовской Л.А., которая показала следующие результаты:
а) психолог
Результаты психологической диагностики по готовности детей к обучению в 0 классе
2019-2020 г (январь)
Ф.И.О. | Зрительная память (узнавание информации) | Память зрительно-моторная | Зрительно-моторная координация | Логическое мышление | Пространственное мышление | Объем внимания | Развитие произвольности (волевое поведение) | Заключение о психологической готовности к обучению |
1 январь | Зрительная память – не понимает инструкцию (низкий уровень) Слухоречевая память – проблемы мнестической сферы (график со спадом). Нарушен фонематический слух. | Низкий уровень (может воспроизвести только 2 фигуры из 4). | Низкий уровень | Низкий уровень | Низкий уровень | Объем 28% - низкий уровень | Средний уровень | Готовность к обучению в 1 классе слабая |
2 январь | 100 % Слухоречевая память Средний уровень (5слов). Однако требуется зрительное подкрепление | Средний уровень | Средний уровень Не использует правую часть листа. | Средний уровень | Средний уровень | Объем 41% - средний уровень | Средний уровень Использует внутренний контроль. | Готов к обучению в 1 классе |
3 январь | 100 % Средний уровень. | Высокий уровень | Средний уровень (макрография) | Высокий уровень | высокий уровень | Объем 57 % - высокий. Концентрация хорошая | средний уровень. | Готов к обучению в 1 классе |
4 январь | 100 % Средний уровень (использует жесты) | Средний уровень | Средний уровень (макрография) | Средний уровень | Средний уровень ( с помощью) | Объем 43% - средний уровень | средний уровень. | Готов к обучению в 1 классе |
5 январь | средний уровень (5слов) зрительная память Слухоречевая память – | Средний уровень | Высокий уровень | Средний уровень | Средний уровень | Средний уровень 53 % | Средний уровень Самоконтроль | Готов к обучению в 1 классе |
6 январь | Зрительная память – средний Слухоречевая память – низкий уровень. Требуется зрительная опора. Слуховое восприятие не сформировано. | Средний уровень | Средний уровень | Средний уровень | Средний уровень | 55 % - средний уровень. Концентрация внимания – хорошая. | Средний уровень | Готов к обучению в 1 классе |
7 январь | высокий уровень 100 % Слухоречевая память, (соответствует уровню слышащих) | средний уровень. | Высокий уровень | Средний уровень | высокий уровень. | Объем 74%- высокий уровень | Средний уровень. (хорошее переключение моторных программ) | Готов к обучению в 1 классе |
8 январь | высокий уровень 100 % Отличная слухоречевая память, (соответствует уровню слышащих | Высокий уровень | Высокий уровень | Высокий уровень | Средний уровень | Объем внимания – 80 % высокий уровень | Средний уровень. | Готов к обучению в 1 классе |
По результатам промежуточной диагностики (январь 2020) обучающиеся 1 дополнительного класса готовы к обучению в 1 классе.
Мониторинг патриотического воспитания в 1 дополнительном классе.
2019-2020 учебный год (январь)
Ф.И.О. | Название города | Домашний адрес | Название страны | Флаг России | Столица России | Что такое война? | Семья (как понятие) | Проявление дружелюбия | Умение договариваться | Средние показатели |
1 январь | + | - | - | + | - | + | + | + | + | 67% |
2 январь | - | - | - | + | - | + | + | - | + | 44% |
3 январь | + | + | - | + | - | + | + | + | + | 78% |
4 январь | + | - | - | + | - | + | + | + | + | 67% |
5 январь | + | + | - | + | - | + | + | + | + | 78% |
6 январь | + | - | + | + | - | + | + | + | + | 78% |
7 январь | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 100% |
8 январь | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 100% |
Повторный мониторинг патриотического воспитания в 1 дополнительном классе показал улучшение результатов у всех обучающихся.
Динамика развития обучающихся в 1 дополнительном на 2019-2020 учебный год.
Зрительная память (узнавание информации)
Память зрительно-моторная
Зрительно-моторная координация
Логическое мышление
Пространственное мышление
Объем внимания
Развитие произвольности (волевое поведение)
Уровень патриотического воспитания
в) Диагностика состояния речи
Ф.И.О. обучающихся | Диагностика уровня речевого развития | |
| Сентябрь 2019 | январь 2020 |
1 | На уровне отдельных слогов, коротких слов с приближенным проговариванием | На уровне отдельных, коротких слов с приближенным проговариванием |
2 | На уровне отдельных слогов, коротких слов с приближенным проговариванием | На уровне отдельных, коротких слов с приближенным проговариванием |
3 | На уровне отдельных, коротких слов с приближенным проговариванием | На уровне отдельных, коротких слов с приближенным проговариванием |
4 | Речь не развита | На уровне отдельных, коротких слов с приближенным проговариванием |
5 | Речь не развита | На уровне отдельных, коротких слов с приближенным проговариванием |
6 | Речь не развита | На уровне отдельных, коротких слов с приближенным проговариванием |
7 | Речь слабо развита, слоговая структура нарушена | Простая фраза с аграмматизмами. |
8 | Речь слабо развита, слоговая структура нарушена | Простая фраза с аграмматизмами. |
Проведённая диагностика показала, что большинство обучающихся этого класса могут улучшить свои показатели в развитии словарного запаса.
г) Диагностика уровня восприятия устной речи
Ф.И.О. обучающихся | Диагностика уровня восприятия устной речи | |
| Сентябрь 2019 | Январь 2020 |
1 | 0% | 7% |
2 | 0% | 12% |
3 | 35% | 54% |
4 | 5% | 14% |
5 | 0% | 15% |
6 | 0% | 10% |
7 | 40% | 65% |
8 | 45% | 72% |
Диагностика уровня восприятия устной речи показала, что у большинства обучающихся есть возможности для восприятия обращенной речи.
Повторная диагностика (январь 2020) восприятия устной речи показала улучшение результатов: в среднем на 15%. Таким образом, из таблицы индивидуальных результатов видно, что все дети (100%) показали положительную динамику в диагностике уровня восприятия устной речи.
Вывод учителя-дефектолога слухового кабинета:
По результатам диагностики уровня восприятия устной речи работа педагога способствует социальной адаптации слабослышащих и глухих обучающихся с особыми образовательными потребностями в среду слышащих.
Система занятий направленных на повышение уровня знаний о Великой Отечественной войне.
3 этап – внедрения
4 этап - подведения итогов
Проанализировав полученные данные, можно сделать вывод, что в результате проведенной работы по теме «Патриотическое воспитание обучающихся младшего школьного возраста на основе изучения материалов о ВОВ в условиях реализации ФГОС ОВЗ» у слабослышащих и глухих обучающихся прослеживается положительная динамика. По наблюдениям у детей 1 дополнительного класса формируются навыки, необходимые для дальнейшей успешной работы по воспитанию патриотических чувств.
Благодаря реализации данного проекта в классе произошла коррекция личностных качеств обучающихся, необходимых для взаимоотношений в детском коллективе и в социуме с учетом нравственных норм.
Поставленные цели и задачи считаем достигнутыми, в классе повысился уровень патриотического чувств.
Оценки рисков.
Есть риск в том, что, если проводить работу формально, то этот проект не затронет сердца детей. Чтобы этого не произошло, нужно приложить все усилия, опыт и знания, внедрить новые разнообразные и эффективные технологии для правильного и полного осуществления интересного проекта по патриотическому воспитанию.
Организация проектной деятельности способствовала развитию диалогической речи обучающихся. Расширению словарного запаса словами патриотического значения. Сложность адаптации речевого материала в силу различного уровня речевого восприятия обучающихся приводит к увеличению времени, необходимого для реализации сроков выполнения проекта, в связи с этим затягивается и сама фаза реализации проекта.
Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации проекта.1. В школьной газете «Школьные вести», в школьной группе в контакте были напечатаны статьи и заметки о работе по проекту.
3. Расширение словарного запаса обучающихся, словами патриотического значения.
4.Повышение уровня речевого развития и слухового восприятия;
5. Улучшение межличностных отношений в детском коллективе;
6.Продолжить изучение технологии проектной деятельности и выйти на проведение проектных уроков с целью интенсификации процесса школьного обучения.
7.Написать статью по обобщению опыта работы по технологии проектной деятельности для школьного сайта.
Дальнейшее развитие проекта.
8. Принять участие в ежегодном региональном конкурсе профессионального мастерства среди педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, «Мастерство без границ».
Опыт работы по данной теме был представлен на заседании МО «Исток» учителей начальной школы.
9. Принял участие в МДИ.
Оценка эффективности реализации проекта осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.
Нравственно-духовные параметры:
1. Сформированность гражданских навыков:
- умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
- знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
- умение принимать и защищать свои решения и мнения других людей.
- готовность к участию в общественных делах;
- готовность к образованию;
2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:
- патриотизм и любовь к Родине;
- права и свободы человека и гражданина;
- знание символики Российской Федерации;
- уважение чести и достоинства других граждан;
Количественные параметры:
1. Включенность каждого школьника в воспитательные ситуации;
2. Качество школьных отношений (отношения детей к реалиям школьной жизни, к школе, к учителю, классу, совместным делам);
3. Участие в поисково - исследовательской работе;
4. Участие в школьных и муниципальных конкурсах по гражданско-патриотической тематике;
5. Количество мероприятий, проводимых по гражданско-патриотическому воспитанию;
7. 100% участие обучающихся в мероприятиях.
8. Привлечение родителей и жителей микрорайона, города (по месту жительства обучающихся) к выполнению проекта.
Подтверждение гипотезы.
Гипотеза нашла своё подтверждение:
В уважении к старшему поколению, в умении проявить эмпатию, милосердие.
В расширении словарного запаса обучающихся, словами патриотического значения.
В повышении уровня речевого развития и слухового восприятия;
В улучшении межличностных отношений в детском коллективе;
В переживании обучающимися ситуации успеха: это внутренняя удовлетворённость ребенка участием в деятельности, собственными действиями, полученным результатом и своими эмоциональными переживаниями во время работы.
Сплочению детского коллектива за счет общего творческого дела. Создается ситуация успеха для каждого ребенка.
ФГОСОВЗ
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся. 2- е издание
Москва «Просвещение» 2018
Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях.
Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушением слуха. М., 3 –е издание «Просвещение» 2012
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.
Психологический очерк. 6 – е издание. М.»Просвещение» 2012
Выготский Л.С. «Мышление и речь» 4 – е издание, М., «Просвещение» 2011
Красильникова О.А. Развитие речи младших слабослышащихшкольников. СПб.,«КАРО», 2014
Кадровые ресурсы.
Педагоги, , администрация, педагог – психолог, учитель- дефектолога слухового кабинета.
Материально – технические ресурсы.
Интернет ресурсы, интерактивная доска, школьный автобус.
Интернет - ресурсы.
http:// www.interlink-media.ru –электронная библиотека
http://www.ug.ru учительская газета
maam.ru Международный образовательный портал
https://vospitanie.guru интернет журнал для педагогов и родителей
12