Патриотическое воспитание школьников на уроке и во внеурочное время
Патриотическое воспитание на уроках музыки и во внеурочное время
Важно, чтобы ты был готов
Умереть за свою Родину,
Но еще важнее, чтобы ты был готов
Прожить жизнь ради нее
Теодор Рузвельт
Чувство любви к Отечеству, желание способствовать его процветанию как основа патриотических проявлений личности не возникают сами по себе, а специально воспитываются с колыбели. Именно эта важнейшая задача стоит в основе гражданского воспитания подрастающих поколений. Гражданственность как интегративное качество заключает в себе внутреннюю свободу, любовь к Отечеству, стремление к миру и согласию с другими людьми, чувство собственного достоинства, дисциплинированность и ориентацию на нравственные ценности как основу проявления культуры межнациональных отношений.
Школьные предметы искусства (литература, музыка, изобразительное искусство) обладают огромным потенциалом развития ценностно-смысловой, нравственной педагогики и одухотворенной системы образования при условии ломки устоявшихся стереотипов отношения к искусству как к развлечению и придания ему статуса, ведущего в структуре общего образования. В этом я солидарна с А.Г. Асмоловым, который пишет: «Только тогда, когда рационалистическая информационная педагогика займет свое частное место, а на троне водрузится смысловая педагогика и искусство «пронзит» всю систему образования, оно (образование) станет той сферой, где рождаются ценностные и целостные миры» [1, c.4]
После прослушивания арии Кутузова оперы «Война и мир» С.С.Прокофьева ребята размышляют о прошлом и судьбе своей родины. Они хорошо чувствуют «невидимые миру слезы души», обнаруживаемые музыкой. Решение об оставлении Москвы принято и в нем спасение России, но ценой каких душевных терзаний это достигнуто?! В заключительной части арии ребята слышат восторженный, торжественный гимн столице, как подтверждение мудрости решения М.Кутузова.
Тема Родины проходит через все произведения Г.В.Свиридова. Это и монументально-героическая «Патетическая оратория» на стихи В.В.Маяковского, лирико-эпическая поэма «Памяти С. Есенина», вокальные циклы на стихи А.С.Пушкина, А.А.Блока. Охватывая прошлое, настоящее и будущее, Г.В.Свиридов сумел обобщить самое главное, существенное о ней, выразил сущность русской нации, ее духовной жизни и культуры. Все помыслы, все чаяния героев произведений этого композитора сосредоточены на любви к Родине, народу, русской культуре и традициям. Л.С.Третьякова пишет: «Народная жизнь в творчестве Г.В.Свиридова – это своеобразный жизненный уклад и особый мир верований и обрядов.» [2, с. 136]
Нельзя обойти вниманием и песенный репертуар, который осваивают школьники – подростки на уроках музыки: Гимн России, песни Александры Николаевны Пахмутовой, Евгения Крылатова, Юрия Чичкова, Булата Окуджавы, Владимира Высоцкого, Юрия Визбора, в которых воспевается чистота человеческих отношений, настоящая дружба, романтическая устремленность в будущее, бескорыстие, героизм во имя Родины. Все это – живые источники воспитания любви к отечеству у подрастающих поколений.
Знакомство с музыкой в школе не ограничивается одними уроками, проводится большая внеклассная и внеурочная работа, воспитывающая патриотические чувства, общие переживания. Эти мероприятия заставляют мыслить, сопереживать, творить. К ним можно отнести: конкурс патриотической песни, посвященный юбилейным датам, Великой отечественной войне, праздник песни и строя – проводится в рамках военно – патриотического воспитания. Занятия музыкой способствуют общему развитию личности ребенка. Учащиеся школы посещают ветеранов войны с концертом на дому. Взаимосвязь между всеми аспектами воспитания складываются в процессе разнообразных видов и форм музыкальной деятельности.
Классные часы: «Конституция РФ», «Несокрушимое и легендарное», «Вехи истории», «Петровские реформы», «Великая отечественная», «Памятные даты», «Они защищали Родину» «На страже Родины», «День народного единства». В рамках патриотического воспитания в 10 классах проводится игра «Сильные люди».
Опыт работы в школе позволяет утверждать, что основой уроков музыки и внеурочной деятельности являются те духовные, незримые нити, которые учитель протягивает из года в год, которые должен вывести к свету.
Принципиально важным становятся цели и задачи, которые реализуют основную функцию патриотического воспитания – открытие жизни, открытие себя в этом мире
Список литературы:
Асмолов, А.Г. Психология, искусство, образование [Текст]/ А.Г.Асмолов// искусство в школе. – 1993. - № 6. – С. 3-5.
Третьякова, Л.С. Советская музыка книга для учащихся старших классов [Текст]/ Л.С. Третьякова. – М.: Просвещение, 1987