Статья на тему «Патриотическое воспитание учащихся в условиях реализации ФГОС»
«Патриотическое воспитание учащихся в условиях реализации ФГОС»
патриотическое воспитание младших школьников
через урочно- внеурочную и внеклассную деятельность
Обобщение педагогического опыта
Проблема, положенная мной в основу воспитательной работы, была актуальна для советской школы и не утратила своего значения до сегодняшнего дня. Тема патриотического воспитания школьников поднималась в трудах великих педагогов и общественных деятелей прошлого: М.В. Ломоносова, В.Г. Белинского, К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского. Эта проблема нашла отражение в Законе РФ «Об образовании» и в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 годы». В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России сформулирована высшая цель воспитательного процесса в образовательных учреждениях нашего государства – «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской федерации». Развитие любой страны зависит от того, насколько сильно привито подрастающему поколению чувство любви к Родине, своему народу, родным, насколько развито чувство ответственности перед будущим. Президент РФ В. Путин в одном из своих обращений к общественности указал на то, что «патриотизм – прочный фундамент будущего России» и для его развития сегодня необходимо в полной мере использовать опыт просветительской деятельности, который применялся в дореволюционной России и в СССР. Нужно отметить также, что в результатах освоения общеобразовательной программы на первое место поставлены личностные результаты, а уже потом метапредметные и предметные. В «портрете выпускника» каждой ступени образования ФГОС указывают на то, что это должен быть человек, который любит свой народ, отчий край, ценит свою семью, уважительно относится к родному языку, культуре своей страны, её традициям, принимает ценности гражданского общества и многонационального российского народа, осознаёт свою сопричастность к судьбе своей Родины.
Целью своей профессиональной деятельности я обозначила разработку эффективной системы гражданско-патриотического воспитания личности младшего школьника через учебно – воспитательную деятельность. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою сопричастность с Отечеством. Моя работа в данном направлении ориентирована на создание условий для формирования гражданско–патриотической культуры младшего школьника, формирование качеств личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, установками, мотивами деятельности и поведения.
Понятие «гражданин» включает в себя принадлежность человека к постоянному населению данного государства, который пользуется его защитой, наделён совокупностью политических и иных прав и обязанностей, «патриот» — человек, который любит своё Отечество, заботится о нём, гордится своей Родиной, делает всё возможное для её блага. Следовательно, гражданско-патриотическое воспитание является воспитанием любви к исторической родине, а значит – патриотических чувств, и ведёт к формированию ценностной системы, обеспечивающей становление гражданственности и патриотизма. Отсюда вытекают задачи формирования представления об историческом прошлом России, пробуждение интереса к малой родине, верности Родине, готовности служить Отечеству, воспитание уважения к национальным традициям своего народа, культуры общения, бережного отношения к духовным богатствам родного края, её природным сокровищам, развитие гуманизма, милосердия и общечеловеческих ценностей. Д.С. Лихачёв писал: «Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого — с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране — к ее истории, ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре». Таким образом, это должен быть целенаправленный процесс подготовки детей к жизни и взаимодействию в демократическом обществе, инициативному труду, участию в социально значимых делах, реализации прав и обязанностей, укреплению ответственности за свой нравственный и правовой выбор, «за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха».
Каким должен быть выпускник начальных классов, обладающий гражданско-патриотическими качествами? Это, прежде всего, маленький гражданин страны, который знает её законы, любит свою Родину, уважает права других людей и несёт ответственность за свои поступки, уважает свой народ и его многочисленные достижения, изучает культуру своей Родины, своей семьи, гордится ими. Он по собственной воле соблюдает нравственные нормы поведения в обществе, охотно и добросовестно выполняет порученные ему общественные дела, бережно относится к природе и общественному достоянию.
Бесспорно, что учителю одному будет трудно добиться желаемого результата. Поэтому для более эффективного достижения намеченной цели необходимо наладить тесное и регулярное сотрудничество с различными общественными организациями, органами власти, органами местного самоуправления. В моей работе это ДК, детская библиотека, Центр развития творчества детей и юношества, физкультурно-оздоровительный комплекс, Администрация СП, местный храм. Такое сотрудничество посредством участия в праздниках, фестивалях, соревнованиях и конкурсах, викторинах и др. дополняет педагогическую работу на пути духовно-нравственного и патриотического становления личности, развития его потенциала. Мои воспитанники являются не только зрителями, но и активными участниками таких мероприятий, как Рождественский фестиваль, День славянской письменности, День Победы, День единства России и т.п. Дети с удовольствием участвуют в мероприятиях, проводимых ЦРТДЮ, и становятся их победителями. Сотрудничество с волонтёрским движением способствует сохранению памяти о героическом прошлом нашей страны, формирует уважительное отношение к пожилым людям, к тем, кто оказался в трудной жизненной ситуации. Я привлекаю своих учеников к оказанию помощи престарелым жителям села, уборке памятных мест села, участию в акции Бессмертный полк и т.п. Сотруничество с Администрацией муниципального района и сельского поселения, территориальной избирательной комиссией способствует развитию гражданско – правовых знаний, становлению первоначальных политических взглядов учеников, формированию экологической культуры, ценностного отношения к семье и близким людям. Мои воспитанники регулярно участвуют в мероприятиях по благоустройству села, социально - значимых акциях, викторинах по праву.
В моей работе систематизированы эффективные технологии, методы и формы обучения, способствующие формированию гражданско- патриотических качеств у младших школьников через урочную деятельность (ОРКСЭ (основы православной культуры), литературное чтение, окружающий мир), внеурочную деятельность (курс внеурочной деятельности «Я - гражданин России», творческое объединение «Школьное телевидение», проектную и исследовательскую работу, творческие конкурсы, классные часы, КТД, экскурсии), а также посредством тесной работы с родителями.
Остановлюсь более подробно на урочной форме работы по формированию гражданско- патриотического воспитания школьников. Практически каждый урок в начальных классах может быть разработан с учётом этого направления, но более подробно я хочу коснуться уроков основ православной культуры, которые веду в нашей школе с 2013 года, уроков литературного чтения и окружающего мира (программа «Перспектива»).
Уроки основ православной культуры знакомят четвероклассников с православными традициями нашего народа, его духовными и культурными ценностями, с важными христианскими добродетелями, способствуют воспитанию милосердия, сострадания, умению прощать обиды, уважительно относиться к одному краю, семье, мирно взаимодействовать со всеми членами общества, любить свой народ, уважать и сохранять его традиции. На протяжении многих веков православие формировало духовность русских людей, определяла идеалы и традиции их жизни. В русской православной культуре сложились замечательные традиции, влияние христианства на духовный мир русских людей побуждало их совершать героические поступки, писать и рисовать выдающиеся произведения, которые прославляли Отечество. Многие великие русские люди, принявшие христианство, по сегодняшний день остаются лицом истории нашего Отечества. Вера в Бога даёт возможность человеку быть добрее, чище, терпеливее, ценить историю своих предков, беречь святыни родной земли, понимать, что наша страна велика не только территориально, но имеет славную культуру и историю, которыми нужно гордиться. В 1-3 классах веду подготовку детей к введению нового предмета в 4 классе. На уроках и во внеурочное время ученикам о православных праздниках, традициях, знакомлю с картинами известных художников на библейскую тематику, организую экскурсии в местный храм, в 3 классе - выездную экскурсию в монастырь «Оптина пустынь», в 4 классе - в музей-диораму "Великое Стояние на реке Угре, посвященный военной компании 1480 года. Ежегодно готовлю участников районного Рождественского фестиваля, Дня славянской письменности, к окончанию учебного года - в районном итоговом уроке по православной культуре. Выполняя творческие задания, дети знакомятся с православными святыми и причинами их почитания, узнают о событиях, которые оставили заметный след в истории нашей страны, с православными праздниками. Посредством знакомства с картинами на православную тему, с иконами, с знаменитыми православными храмами, дети приобщаются к великой культуре нашего Отечества. В программе преподавания курса ОПК заложены такие темы, как «Россия - наша Родина», «Любовь и уважение к Отечеству», «Защита Отечества», «Как христианство пришло на Русь», «Милосердие и сострадание», «Совесть и раскаяние», «Православная семья», «Отношение христианина к природе», «Православное отношение к труду», «Храм», «Икона», «Монастырь». Сами названия говорят об их духовной – просветительской направленности таких уроков. Хочется дополнить свои мысли словами патриарха Алексия: «Чувство патриотизма ни в коем случае нельзя смешивать с чувством враждебности к другим народам. Патриотизм в этом смысле созвучен Православию. Одна из самых главных заповедей христианства: не делай другому то, что ты не хочешь, чтобы делали тебе. Или как это звучит в православном вероучении словами Серафима Саровского: «Спасись сам, стяжи мирен дух, и тысячи вокруг тебя спасутся». Сегодня у нас основная задача: созидание собственной страны.
Большой вклад в становление гражданина – патриота вносит предмет «Литературного чтение», один из ведущих гуманитарных учебных предметов, содействующий формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Именно на первой ступени обучения закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, осознание себя частью общества и гражданином своего Отечества, формирование компетентной личности, способной внести свой вклад в жизнь страны. Особое значение в гражданско-патриотическом и духовно-нравственном воспитании ученика начальной школы, в развитии его моральных качеств, гражданского сознания, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру имеют литературные произведения. Работа по гражданско-патриотическому воспитанию на основе литературных произведений предполагает не только их прочтение, но и глубокий анализ: дети погружаются в определённое историческое время, анализируют поступки героев и событий, проводят словарную работу. Дети учатся чувствовать, чувствуя – воспринимать, воспринимая – обдумывать каждый элемент произведения и каждый его образ, формируют в своём сознании образ для подражания. В целях воспитания интереса к народной культуре большое внимание уделяю анализу фольклорных произведений, показываю глубину мудрости народной в пословицах, сказках, знакомлю детей с вымышленными и реальными героями былин. История нашей страны поистине велика и очень важно, чтобы школьники познавали историю Отечества через описание конкретных событий и знакомство с великими историческими личностями, внесшими значительный вклад в жизнь страны. Параллельно предлагаю детям изучать историю своей семьи, отчего края, знакомиться с великим земляками, на примере которых они могут убедиться в необходимости воспитывать в себе такие качества, как воля, решительность, стойкость, мужество. Кроме того, в содержании этого учебного предмета большое место отводится изучению произведений о природе, способствующей привитию любви к окружающему миру, воспитанию экологической культуры школьника, формированию бережного отношения к родной земле, её богатствам. Не оставлена без должного внимания тема семьи. Каждый урок этой тематики я связываю с реальной жизнью детей, их взаимоотношениях с родителями, другими членами семьи, стараюсь привить им чувство любви и уважения к их предкам. В качеств заданий по итогам прочитанного произведения я прошу детей написать сочинение, например, «Моя мама- лучшая на свете», «Я с бабушкой свое дружу давным-давно», «Как я помогаю родителям», «Мои героические предки» и др. Отдельные уроки провожу в комплексном краеведческом музее нашей школы, в котором есть залы «Русская изба», «Боевая слава», «Партизанское движение», «Природа родного края». Такие уроки дополняются не только конкретными знаниями краеведческого характера, но и усиливают эмоциональную окраску произведений. Традиционным в работе нашей школы стало проведение читательских конференций, для них я выношу проблемные вопросы, которые интересуют детей своего класса. Мной созданы следующие методические разработки читательских конференций: «Кто он - герой нашего времени?». «Тимуровцы вчера, сегодня», «Поэты-земляки о родном крае», «В мире детства с А.Барто», «Калужская область в рассказах о войне С.Алексеева». В течение 2-3 месяцев дети готовятся к конференции; ищут информацию, готовят выступления, презентации, делают рисунки, встречаются с авторами произведений о родном крае.
Немаловажная роль в воспитании гражданско-патриотических качеств принадлежит урокам учебного предмета «Окружающий мир», поскольку в этом курсе кроме природоведческого содержания есть и обществоведческая, социологическая информация, касающаяся ближайшего окружения ребёнка. А ведущей целью по патриотическому воспитанию на уроках "Окружающего мира" является создание условий для формирования гражданско – патриотической культуры личности ребёнка через учебно – воспитательную деятельность. У детей младшего школьного возраста можно сформировать систему обобщённых знаний о явлениях общественной жизни, которые являются основой их сознательного отношения к окружающему миру, предпосылкой их патриотического воспитания. Формирование у детей системы знаний о своей Родине, которая может быть представлена природоведческими и географическими сведениями, сведениями о жизни своего народа, социальными сведениями, некоторыми историческими сведениями. На своих уроках я стараюсь воспитывать у младших школьников интерес к окружающему миру и эмоциональную отзывчивость на события общественной жизни, активизировать эмоциональную сферу личности, сформировать такие чувства как любовь к родным и близким людям, родному городу, уважение к истории народа, восхищение произведениями народного творчества, любви к природе. На уроках практической деятельности добиваюсь применение полученных знаний умения отразить накопленные знания в игре, художественной и трудовой деятельности, умение принять участие в общественно направленном труде, умение бережно относиться к природе, результатам труда других. Ребята выполняют проектные работы по изучению истории родного села, своей семьи, памятных мест родного края, его достопримечательностях. В этом году мы приняли в сетевом проекте «Как живёшь сосед?», в котором выполняли задания по изучению культуры и традиций народов России. Этот проект позволил не только расширить знания о других народах, но и дал понять, что у народов Росси много общего и уважения заслуживает каждый народ нашей страны.
Большой потенциал по формированию гражданско - патриотических качеств учеников заложен во внеурочной деятельности, которая является частью учебно- воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся. Среди различных форм работы по реализации духовно-нравственного направления я считаю востребованным курс «Я- гражданин России», составленный на основе авторской программы «Я – гражданин России» Власенко И.Г. Данный курс я веду с 1 по 4 класс, он является основой к программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования с учетом воспитательной, учебной, внеучебной, социально значимой деятельности обучающихся. Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. Программа включает в себя следующие направления:
- «Моя семья, мой род, мои традиции» - семья – ячейка общества; формирование представления о семье, родословной семьи, семейных традициях и ценностях; воспитание уважения к старшему поколению; преемственность поколений; мои великие предки; я – часть семьи, мои права и обязанности.
- «Я - часть общества» - воспитание толерантности, разумного альтруизма, милосердия по отношению к другим людям и национальностям и нетерпимого отношения к любым проявлениям экстремизма; развитие потребностей в здоровом образе жизни; воспитание стремления к достижению жизненного успеха, реализации своих умений и возможностей, знакомство с религией, обычаями и традициями; правила поведения в обществе, социализация.
- «Россия – Родина моя» - знакомство с символами Российской Федерации; формирование потребности в изучении истории и культуры, фольклора и этнографии; воспитание патриотизма и интернационализма, уважительного отношения к Российской армии, национальным героям страны; формирование стремления к миру; знакомство с законодательной базой РФ.
- «Я- часть природы» - расширение представлений о богатстве родной природы; формирование потребности в исследовательской деятельности; привлечение учащихся к поисковой работе и волонтерскому движению; развитие желания участвовать в социально – значимых акциях, направленных на улучшение окружающей среды.
- «Я- гражданин своей страны» - воспитание патриотического отношения к своей Родине, России-матушке, расширение представлений о государственном устройстве страны; знакомство с основными службами (МЧС, полиция, скорая помощь и т. д.), знакомство с основными законодательными актами в игровой форме.
Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России. При подготовке к занятиям, дети изучают семейные фотоальбомы, документы, семейные реликвии, посещают краеведческий музей, в котором можно узнать о русской избе и быте крестьян ХIХ века, о военной истории нашего края, партизанском движении на родной земле, о пионерах и их деятельности, о знаменитых людях нашего села, о животных и растениях нашего края. Ведётся большая исследовательская работа, которая позволяет детям больше узнать об истории страны, о вкладе в историю своих родственников, о природе своей родины. Наиболее интересными по этому направлению я считаю такие коллективные исследования, как «О чём говорят улицы родного села», «Лучшая кормушка для птиц», «Знаменитые люди нашего села», а так же индивидуальные исследования «Моя семейная реликвия», «Моя семья в истории страны», «Очистка водопроводной воды в домашних условиях», «Использование хвои новогодней ёлки после праздника», «Наиболее почитаемые святые в семьях учеников нашей школы», «Причины почитания святых источников жителями Хвастовичского района».
С целью развития у детей эмоционально-ценностного компонента гражданственности и патриотизма необходимо осуществлять интеграцию различных видов урочной и внеурочной деятельности в системе сотрудничества с родителями. В практике моей работы стали ключевыми такие темы родительских собраний, как «Трудовое участие ребенка в жизни семьи», «Беречь землю любимую как мать родимую», «Православные традиции в воспитании детей», «Моя семь в годы Великой Отечественной войны». Родители и дети с удовольствием принимают участие в семейных праздниках «Моя мама – лучшая на свете», «На страже Родины любимой», «Творческая семья», «Храни семейные традиции!», «Папа, мама, я- спортивная семья», «Экологический семейный квест». Родители – непосредственные помощники и партнёры наших праздников, экскурсий, проектов и исследований.
Мои ученики с удовольствием участвуют в работе кружка «Школьного телевидения», которым я руковожу, мы создаём социальные видеоролики, затрагивающие проблемы школьной жизни, отношений в семье, проблемы школьной жизни, экологии родного края. Юные тележурналисты готовят видеоролики, посвящённые государственным праздникам и важным событиям в жизни страны. Уже во 2-3 классах дети пытаются создавать видеопоздравления, видеозарисовки, репортажи. Свои работы дети могут выложить в школьную группу, продемонстрировать на классных часах или отправить на конкурс. Создание видеороликов- не только развитие творческого потенциала детей, но и способ повышения познавательного интереса и воспитание патриотических чувств.
Для достижения желаемого результата не могу обойтись без проектной и исследовательской работы. Каждое исследование основывается на запросе интересов детей, так как мной замечено, что предмет исследования «навязанный» ребёнку не даёт должного результата, зачастую носит формальный характер исследования. Работы, которые мы выполняет носит, на мой взгляд, интересны, общественно значимы и результативны.. Так работа по выявлению причин почитания святых источников жителями нашего района стала победителем открытой конференции исследовательских работ «Мой род - мой народ». В данной работе изучались природные источники, которые народ называет святыми, а именно их органолептические показатели, характеристика географического расположения, а так же легенды, поверья, связанные с этими местами и передающиеся из уст в уста несколькими поколениями людей. Работа показала, что наши земляки не только бережно относятся к объектам родной природы, но и к православным традициям своих предков. По результатам работы был составлен путеводитель по святым источникам нашего района, собранные легенды добавлены в сборник народного творчества наших земляков. Мной написана статья «Родник, Родина, род, народ», опубликованная в сборнике «С чего начинается Родина?». Исследование по использованию еловой хвои после новогодних праздников позволило не только изучить традиции нашего народа, связанные с этим праздником, но и поднять такую злободневную проблему, как вырубка большого количества елей и сосен и их выброс на мусорные свалки. Кроме того, нами созданы такие социально значимые проекты как «Вторичное использование пластиковой тары», «Оформление стенда в комнате боевой славы», «Виртуальный музей вещей второй половины ХХ века», «Создание сборника стихов Т.Г. Антоновой», «Литературный сборник «Дорога к Храму».
В настоящее время большое внимание уделяется подготовке молодого поколения к творческой деятельности во всех сферах жизни, я в своей работе уделяю этому виду деятельности должное внимание, ведь творческая деятельность вполне способна помочь формированию гражданско-патриотических качеств детей. Во-первых, это рисунки и плакаты по данному направлению на различных конкурсах и выставках, во-вторых, конкурсы чтецов, фестиваль патриотической песни, в- третьих, детские сочинения о Родине, о природе, о родителях. Стараюсь привлекать детей к театральным постановкам, которые связаны с темой мира, дружбы, взаимопомощи, уважения к родным.
По мере возможности стараюсь организовывать экскурсии по селу, выездные экскурсии в монастыри и храмы, музеи и театры. Эта форма работы позволяет дополнить теоретический материал, способствует развитию эмоциональной сферы ученика. Чтобы вызвать интерес к изучению определённых тем, использую в своей работе инсценировки и театральные постановки.
Считаю, что проводимая мной работа по гражданско-патриотическому воспитанию своевременна и эффективна. Опытом моей работы интересуются учителя нашей школы. Для того, чтобы понимать, что моя работа идёт в нужном направлении я провожу диагностику формирующихся гражданско- патриотических качеств, для этого я использую авторскую методику В.М.Хлыстовой «С чего начинается Родина?». Объём патриотических знаний младших школьников позволяет выявить методика «Незаконченные предложения (авторы Е.В.Федотова, И.В.Сворцова). тестирование учеников проходило в начале 1 класса и в середине 3, результаты обеих методик показывают положительную динамику развития гражданско-патриотических качеств и знаний детей.
Проведённая в 3 классе диагностика по методике Н.Бирюкова «Я – патриот» позволила вывить у обучающихся высокий уровень формирующихся гражданско-патриотических качеств, которые свидетельствуют о том, что они проявляют активный познавательный интерес к прошлому и настоящему своего народа, своей семьи и своего Отечества, знают некоторые сведения об истории своей страны, города, его достопримечательностях, знаменитых людях, проявляют гордость за свое Отечество, активно выражают готовность помочь другим, проявляют стремление к патриотической деятельности, осознают себя гражданами и патриотами своей страны, уважают традиции других народов (высокий уровень).
Реализация разработанного содержания педагогической работы на практике подтвердила, что урочная и внеурочная деятельность в комплексе является эффективным средством патриотического воспитания детей младшего школьного возраста. По итогам разработанного и проведенного комплекса занятий повысился уровень патриотической воспитанности у детей младшего школьного возраста. Ни одного ребенка не осталось на низком уровне. Но работа в данном направлении должна быть продолжена. Во-первых, у группы учеников остаётся средний уровень формирующихся гражданско-патриотических качеств. Он показывает, что младший школьник имеет представление об истории Отечества и родного края, о его природных богатствах и достопримечательностях, но историей родного края и страны интересуется только по заданию учителя, гордость за Родину проявляет непостоянно, для него характерна недостаточно высокая активность при патриотической деятельности. Во-вторых, санитарно- эпидемиологическая ситуация в стране не позволяет проводить экскурсионную работу в прежнем виде. Поэтому встал вопрос о создании виртуальных экскурсий по знаменитым местам нашей области и страны. В- третьих, участие в сетевом проекте «Как живёшь, сосед?» позволило понять, что есть достаточно много современных инструментариев для использования в педагогической деятельности по гражданско- патриотическому воспитании, поэтому нужно наладить сотрудничество с педагогами области, обладающими опытом работы в этом направлении. Для формирования активной гражданской позиции следует продолжить работу по участию в конкурсах, проектах, акциях гражданско- патриотической направленности.