Статья «Патриотическое воспитание учащихся в условиях реализации ФГОС»

5
0
Материал опубликован 3 December 2022 в группе










Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучшую статью

«Патриотическое воспитание учащихся в условиях реализации ФГОС»




Автор: Лукасевич Анна Васильевна

учитель начальных классов,

руководитель МО классных руководителей

МБОУ г. Мурманска СОШ № 34









Мурманск

2022 год

Содержание


Введение

3-4

Актуальность гражданско-патриотического воспитания учащихся

Основная часть

5

1. Основы гражданско–патриотического воспитания школьников

5

2. Опыт работы по гражданско–патриотическому воспитанию в своей школе.

6

Заключение

10

Литература

11

Приложение

12






























Введение

Актуальность   проблемы   воспитания патриотизма и нравственности в современном обществе определяется следующими основными причинами:

-расширением неблагоприятной среды социального пространства, оказывающей    негативное воздействие на сознание и чувства молодежи;

-появлением новых социокультурных и экономических реалий, вытекающих из процесса развития рыночной экономики,

-с изменением и утратой системы традиционных ценностей, преемственности поколений    и обострением социальных противоречий в обществе,

-внедрением чуждых российскому менталитету ценностей, вытесняющих традиции России.

Вышеуказанные факторы оказали негативное влияние на общественное

сознание некоторых возрастных групп населения города, страны, тем самым принизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования патриотизма

и нравственности.

Объективные и субъективные процессы существенно стали вносить изменения.  К сожалению, в общественном сознании получило

широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм,

немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству,

социальным институтам.

  Развивающемуся обществу нужны не только образованные, предприимчивые люди, которые самостоятельно могут принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способы к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, но и горячо любящие свою Родину, способные защищать её, ценить ее нравственные достижения.1 

  В современных условиях одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования является модернизация и развитие гражданского и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществомПоэтому при формировании личности, необходимо сочетать гражданскую, правовую, политическую культуру и ощутимый вклад должна внести именно современная школа.

Воспитание гражданина является общей целью образовательной системы России. Эта цель нашла отражение в Законе РФ «Об образовании» и в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025, в национальном проекте "Образование", в которых  указано: « Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

С учетом современных задач развития Российской Федерации целью государственной политики в сфере патриотического воспитания является создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию.2

Исходя их вышеизложенного, можно сформулировать цели и задачи гражданско-патриотического воспитания в современной школе:

Цель:

Развитие у учащихся гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, готовность к  активному проявлению в различных сферах жизни общества.

Задачи:

Развивать духовно-нравственную личность, разумно сочетающую личные интересы с общественными.

Воспитывать чувства долга, ответственности, готовности к защите Отечества, чувства любви и привязанности к семье, родному дому, своей Родине, традициям, обычаям своего народа.

Формировать необходимые материальные и правовые нормы поведения в части государственных, трудовых, гражданских и семейных законов, осознания себя как части правового государства, способного к сотрудничеству с другими через изучение Конвенции о правах ребёнка.

Воспитывать гордость за героическое прошлое своей Родины и уважение к  культуре своей страны.

Формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны.3



















Основная часть

1.Основы гражданско–патриотического воспитания школьников

Развитие научного и методического сопровождения системы патриотического воспитания граждан включает в себя:

формирование системы научно обоснованного мониторинга эффективности патриотического воспитания граждан;

выявление и использование наиболее эффективной практики патриотического воспитания;

развитие исследований, направленных на разработку новых программ, методических подходов и технологий патриотического воспитания;

подготовку научно обоснованных учебно-методических пособий и рекомендаций в области патриотического воспитания для всех социально- возрастных категорий граждан;

апробацию и внедрение современных программ, методик и технологий в деятельность по патриотическому воспитанию;

вовлечение молодых ученых и преподавателей в развитие научно- методической базы патриотического воспитания;

совершенствование нормативно-правовой базы патриотического воспитания,

совершенствование системы подготовки специалистов и повышения их квалификации в области патриотического воспитания;

выработку мер по содействию федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная служба, и органам власти субъектов Российской Федерации, общественным организациям и объединениям патриотической направленности в создании и функционировании оборонно-спортивных лагерей, военно-патриотических и военно-исторических клубов, в проведении военно-спортивных игр и организации поисковой работы.

воспитание у граждан чувства гордости за исторические и современные достижения страны, уважения к культуре, традициям и истории населяющих Россию народов, улучшение межэтнических и межконфессиональных отношений;

воспитание граждан в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам социальной жизни, содействие созданию условий для реализации конституционных прав человека, его обязанностей, гражданского и воинского долга;

активизацию интереса к изучению истории России и формирование чувства уважения к прошлому нашей страны, ее героическим страницам, в том числе сохранение памяти о подвигах защитников Отечества;

углубление знаний граждан о событиях, ставших основой государственных праздников и памятных дат России и ее регионов;

развитие у подрастающего поколения чувства гордости, глубокого уважения и почитания к Государственному гербу Российской Федерации, Государственному флагу Российской Федерации, Государственному гимну Российской Федерации, а также к другим, в том числе историческим, символам и памятникам Отечества;

повышение интереса граждан к военной истории Отечества и памятным датам;

популяризацию подвигов героев и видных деятелей российской истории и культуры от древних времен до наших дней, в том числе Георгиевских кавалеров, Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, Героев Труда;

совершенствование форм и механизмов социального партнерства образовательных организаций, учреждений культуры, молодежной политики, необщественных и некоммерческих организаций по популяризации идей патриотизма;

создание условий для повышения активности ветеранских организаций в работе с молодежью, использование их опыта, нравственного и духовного потенциала для укрепления и развития преемственности поколений.4


В Стратеги развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года определена   цель развития в российском обществе высокой социальной активности ответственности граждан, обладающих позитивными  ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его интересов. Внедрение рабочих программ воспитания в общеобразовательных организациях на основе примерной рабочей программы воспитания. Обновление содержания и технологий социально-педагогической, художественной, естественнонаучной, технической, туристско-краеведческой и физкультурно-спортивной направленности дополнительного образования детей в целях реализации направлений системы воспитания.

        Исходя из цели,  перед образовательными учреждениями ставятся задачи утверждения в сознании и чувствах  школьников социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышения престижа военной службы; создания возможностей для активного вовлечения школьников в решение социально-экономических, культурных, правовых,  экологических проблем;  привития чувства гордости, уважения и почитания  символов России - Герба, Флага, гимна, другой российской символики и исторических святынь Отечества; формирования национальной терпимости.

        В документах, принятых  Министерством образования РФ, утверждается, что общественно-государственная система образования, ориентированная на формирование гражданских чувств, сознания, активной позиции школьников, способна обеспечить консолидацию общества, поддержание общественной и экономической стабильности, упрочить единство народов.5


2. Опыт работы по гражданско–патриотическому воспитанию в своей школе

Как нет человека без самолюбия, –

так нет человека без любви к Отечеству,

и эта любовь дает воспитанию

верный ключ к сердцу человека...”

К.Д. Ушинский.


Я считаю, что учитель, воспитатель, который проводит работу по гражданско – патриотическому воспитанию подростающего поколения, в первую очередь должен сам быть патриотом своей школы, города, страны. Не на словах, а на деле показывать свою активную жизненную позицию, быть примером для своих учеников. Работать в тесной взаимосвязи с родителями и учениками. во всех делах находиться вместе с ними. Я - выпускница школы № 34, в которой работаю 31-й год.

Как классный руководитель в начальной школе большое внимание уделяю духовно- нравственному и гражданско – патриотическому воспитанию своих учеников.

Как на уроках, так и во внеурочное время стараюсь воспитывать в них порядочность, ответственность, отзывчивость, воспитываю интерес к истории своей семьи, школы, города, страны через проектную деятельность

« Моя семья», « Учителя нашей школы – защитники Заполярья», « Мой прадедушка – герой», « Любимые места родного города» и др.

В моих классах учатся дети разных национальностей, поэтому традиционно провожу дни национальных культур(см. Приложение3), чтобы предупредить в будущем конфликты между ребятами разных национальностей, познакомить их с традициями и культурой одноклассников – представителей других национальностей( киргизов, узбеков, азербайджанцев, татар, и др.) Ребята готовят проекты и рассказывают в классе о традициях семьи, народа, читают стихи на своем национальном языке. По моей инициативе в школе появилась традиция проводить общешкольный день национальных культур, который мы с большим успехом готовим с моими коллегами. (см. Приложение 4)

Со своими учениками мы участвуем во всех гражданско -патриотичеких акциях, проводимых в нашей школе.

Являюсь руководителем методического объединения классных руководителей. Будучи учителем начальных классов, много лет веду уроки истории в параллелях своих выпускников. Поэтому в своей школе являюсь одним из организаторов гражданско – патриотической работы. Работаю в тесном содружестве с учителем музыки и дополнительного образования Бондаревской Н.В., завучем по воспитательной работе Медведевой Л.Е., музыкально – эстетическим центром школы( фольклорным ансамблем « Ягодка», ансамблем народных инструментов « Вереск»).

Гражданско – патриотическая работа в нашей школе ведется в системе. Последние несколько лет были подготовлены и реализованы гражданско – патриотические проекты «Вы в битве Родину спасли» к 75-й годовщине Победы в Великой Отечественной войны, « В единстве – наша сила».(См. Приложение 1,2)

В результате реализации проектов, были проведены мероприятия:

 Гражданско-патриотическое направление (См. Приложения5,6)

-Праздники «Россия , Русь, храни себя, храни !»; «Салют, Победа!»;

традиционные праздники , посвященные годовщинам разгрома фашистов в Заполярье, Дню народного единства.

-Школьная традиция «Возложение цветов к памятникам».

-Тематические классные часы: «Урок мира»,

«годовщина со Дня трагедии в Беслане», «Слава героям!»,

«900 дней мужества» и др. ( к Дням воинской славы, к памятным датам)

-Уроки мужества.

-Встречи с подшефными ветеранами войны, труда и членами клуба «Дети военного Мурмана».

-Смотры стоя и песни, посвященный Дню защитника Отечества,

-Участие в городской акции « Бессмертный полк»,

-Участие в городской Вахте Памяти,

-Школьная традиция. Поздравление подшефных ветеранов ВОв, педтруда,

-Школьная традиция. Митинг на братских могилах,

-Онлайн-концерт для ветеранов «Салют, Победа!»и др.

Литературно-музыкальное направление

-Участие в городском конкурсе патриотической песни «Я люблю тебя, Россия!», в городском конкурсе творческих работ «Этих дней не смолкнет слава!»

-Участие в городском фестивале детского и юношеского творчества «Дети – послы мира!»,

-Выступление ансамбля народной песни «Ягодка» перед членами клуба «Дети военного Мурмана»,

«Россия – Родина моя» -конкурс эссе,

В. Смирнов «Монолог колянина, погибшего 400 лет назад»,

«Поклонный крест» мини – спектакль.


Историко–краеведческое и экскурсионное направление 

-«Дорогами войны» посещение музеев боевой славы: в СОШ № 56, гимназии №3, музея «История родной школы»

-Конкурс проектов «Я живу на улице героя»,

-Открытие очередного блока фотогалереи Славы,

-Посещение музея «История родной школы»,

-Школьный конкурс фотографий и рисунков «Любимый уголок родного города»,

-Фестиваль национальных культур «Широка страна моя родная»,

-Классные часы ко Дню рождения Мурманска «Любимый город»,

-Участие в конференции, посвященной Дням саамской культуры в ОДЮБ.

Физкультурно-оздоровительное и туристическое направление

- Школьная традиция «Мемориал Г.М.Дмитриева, учителя физкультуры, ветерана Вов.

- Участие во всех городских спортивных мероприятиях города (легкоатлетические пробеги и др.)

Экологическое направление 

-Участие в городской акции « За чистый город»

-Проекты « Сбереги природу Кольского полуострова»

Трудовое направление

-Участие в городском проекте технического конструирования и моделирования «Город, удобный для жизни» и др.

«Я и моя семья»

«Моя семья – моя опора» проекты детей

Праздники « Моя семья – восьмое чудо света!

Традиция школы. Праздники к международному Дню матери!

При планировании мероприятий опираемся на Календарь образовательных событий на 2021–2022 учебный год.6

Главной целью этих мероприятий является раскрытие учащимися смысла понятий «Любовь к Родине», «Любовь к родному краю», воспитание у юных граждан чувств уважения к своему городу, Отечеству. Параллельно с воспитанием патриотизма формируются правовые знания учащихся, правила поведения в обществе, т.е. осознанная правильная социальная адаптация несовершеннолетних. Важно воспитать у учащихся уважение к закону, гражданской ответственности, заботу о благополучии своей страны и сохранение человеческой цивилизации.

Уроки истории, обществознания, «Основ религиозной культуры и светской этики» позволяют обеспечить личностно-эмоциональное осмысление учащимися опыта взаимодействия людей в настоящем и прошлом, формировать у них понимание ценностей демократического общества, важнейших качеств личности: толерантности, гражданской позиции, патриотизма.

Гражданско-патриотическое воспитание неразрывно связано с духовно-нравственным воспитанием, так как оно является той средой, в которой живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие - в первую очередь, духовная культура семьи и образовательного учреждения, вынужденного брать на себя функцию компенсации недоработок и упущений семейного воспитания. Тот дух, который царит в семье, школе, дух которым живут родители и педагоги - люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребенка, - оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребенка. Влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, средств массовой информации, улицы.

Анализируя общее представление родителей о духовно- нравственном воспитании, мы выявили следующее. Воспитание нужно начинать со знакомства ребенка с историей своего рода и семьи. Мы просим родителей рассказывать детям о своих предках, показывать фотографии.

Проводятся конкурсные программы «Наши мамы лучше всех», «Война коснулась нашей семьи», «Самая любимая» и другие, организуются выставки рисунков.

Наши родители – активные помощники в организации и проведении мероприятий, классных часов, спортивных соревнований.

Одним из обязательных результатов гражданского и патриотического воспитания является социальная активность учащихся, когда они свои знания, умения, ценностные ориентации применяют в деятельности, социальной практике. Учащиеся школы сами планируют и проводят мероприятия.

В школе развито волонтерское движение. Много лет работает волонтерский клуб « Позитив» Одним из значимых направлений в патриотическом воспитании является шефство над ветеранами войны и педагогического труда.

В течение всего года проходит операция «Забота».( см. Приложение 7)

Таким образом, в нашей школе по гражданско – патриотическому воспитанию учащихся ведется большая работа.










Заключение


Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Согласитесь, что невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам.

    Патриотическое воспитание школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, поколение, которое возведет Россию на пьедестал, сможет приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделать качественнее. Поэтому работа с детьми в области формирования патриотизма является актуальной задачей в настоящее время.  

    Подводя итог, хочется сказать, что гражданско-патриотическое воспитание занимало и будет занимать центральное место в моей воспитательной системе. И благодаря разнообразию форм и методов работы, у нас – педагогов – есть уникальная возможность повлиять на становление будущих граждан, патриотов России.





























Список литературы

1.Болотина Т.В. Тенденции развития гражданско-патриотического образования в РФ / Т.В. Болотина, Т.Г. Новикова // Методист. – 2012. - №

2. Витовтова М.С. Патриотическое воспитание во внеурочной деятельности учителя / М.С. Витовтова // Народное образование. -2012. - № 9.

3.Крошилина Г.И. Система гражданско-патриотического воспитания школьников / Г.И. Крошилина // Дополнительное образование и воспитание. - 2014. - № 6. – С. 20-23.

4. http://static.government.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws.pdf

5. https://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2017/04/17/znachenie-i-aktualnost-grazhdansko-patrioticheskogo

6. http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/srednyaya-i-starshaya-shkola/istoriya/pamyatnye-daty-istorii/kalendar-obrazovatelnykh-sobytij-na-2017-2018-uchebnyj-god.html

7.http://www.rusnauka.com/18_NPM_2008/Pedagogica/34489.doc.htm






















Приложение


Приложение 1


Положение

о школьном патриотическом проекте

« Вы в битве Родину спасли» к 75-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне


1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение о школьном патриотическом проекте регламентирует порядок и правила реализации проекта.

1.2. Организаторами проекта является руководительМО классных руководителей Лукасевич А.В., руководители детского общественного объединения «ТИС» Медведева Л.Е. и волонтерского клуба «Позитив» Касьянова Л.А.

2. Паспорт проекта


Наименование проекта

Проект по патриотическому воспитанию обучающихся МБОУ г. Мурманска СОШ № 34 « Вы в битве Родину спасли»

Цель Проекта

Повышение эффективности патриотического воспитания обучающихся, развитие социальной активности участников детского общественного объединения школы «ТИС», волонтерского клуба «Позитив» .

Задачи Проекта

- Изучение и освещение жизни людей, тружеников тыла, вклада земляков в Победу над фашизмом через развитие мотивации к литературно-художественному творчеству.

- Расширение возможностей и доступности участия обучающихся в деятельности детских общественных объединений школы.

- Реализация мероприятий, направленных на сохранениепамяти:

-проведение многолетних школьных патриотических традиций,

- продолжение работы над школьной книгой

Памяти « Мужество. Доблесть. Слава.»


- проведение мастер – класса членами волонтерского клуба « Позитив » по изготовлению памятных открыток для подшефных ветеранов.

- участие обучающихся школы в городских, областных конкурсах, акциях, патриотических мероприятиях и др.


Краткая характеристика проектных мероприятий

Мероприятия распределены по этапам, отражающим основные направления патриотической работы. Каждый этап включает деятельность классных коллективов с 1 по 9-й класс.

Работа по проекту предполагает организацию и проведение мероприятий с обучающимися школы, их родителями,с педагогическими работниками, ветеранами.

Сроки реализации Проекта


Сентябрь 2019 – май 2020 г.

Этапы реализации проекта

1 этап – подготовительный –сентябрь 2019 г.

2 этап- основной – реализация основных мероприятий – октябрь 2019– май 2020 гг.

3 этап – заключительный – подведение итогов проекта – май 2020 г.

Участники проекта


К участию в реализации проекта приглашаются все желающие ученики школы. Возраст участников 7-15лет.

Ожидаемые конечные результаты реализации Проекта

В результате реализации проекта будет:

- создана книга Памяти в печатном и электронном вариантах, помещенная в школьный музей и доступная для просмотра всех желающих.

- организована работа волонтерского клуба « Позитив » по изготовлению памятных открыток для подшефных ветеранов.

-реализованы все запланированные школьные мероприятия.

- активное участие обучающихся школы в городских, областных конкурсах, акциях, мероприятиях, направленных на сохранение Памяти.



Приложение 2


Положение

о школьном гражданско –патриотическом проекте

« В единстве – наша сила»


1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение о школьномгражданско -патриотическом проекте регламентирует порядок и правила реализации проекта.

1.2. Организаторами проекта является руководительМО классных руководителей Лукасевич А.В., руководители детского общественного объединения «ТИС» Медведева Л.Е. и волонтерского клуба «Позитив» Касьянова Л.А.

2. Паспорт проекта


Наименование проекта

Проект по гражданско - патриотическому воспитанию обучающихся МБОУ г. Мурманска СОШ № 34 «В единстве – наша сила!» к 105-летию родного города.

Цель Проекта

Формирование толерантного поведения , готовности к взаимному сотрудничеству обучающихся в условиях поликультурного воспитания, развитие социальной активности участников детского общественного объединения школы «ТИС», волонтерского клуба «Позитив» .

Задачи Проекта

- Изучение национального состава обучающихся, родителей и работников школы.

- Развитие навыка позитивного взаимодействия в социуме, основанного на принципах толерантности.

- Формирование качества национального самосознания и навыка поликультурного общения в процессе взаимодействия школы и семьи.

- Воспитание чувства патриотизма к малой Родине и сопричастности к истории других народностей через изучение литературы и форм народного творчества.

Краткая характеристика проектных мероприятий

Мероприятия распределены по этапам, отражающим основные направления гражданско-патриотической работы. Каждый этап включает деятельность классных коллективов с 1 по 9-й класс.

Работа по проекту предполагает организацию и проведение мероприятий с обучающимися школы, их родителями,с педагогическими работниками, представителями национальных меньшинств, ветеранамивойны и педагогического труда.

Сроки реализации Проекта


Сентябрь 2021 – октябрь 2022г.г.

Этапы реализации проекта

1 этап – подготовительный –сентябрь 2021 г.

2 этап- основной – реализация основных мероприятий – октябрь 2021- октябрь 2022.г.

3 этап – заключительный – подведение итогов проекта –октябрь 2022 г.

Участники проекта


К участию в реализации проекта приглашаются все желающие ученики школы. Возраст участников 7-15лет.

Ожидаемые конечные результаты реализации Проекта

В результате реализации проекта планируется:


-реализовать все школьные мероприятия.

- активное массовое участие обучающихся школы, родителей и педагогов в школьных и городскихмероприятиях.

- успешно представить макеты на выставке городского проекта по техническому моделированию и конструированию «Город, удобный для жизни»




Приложение 3


t1670088432aa.jpg

День национальных культур во2б классе

Приложение 4


t1670088432ab.jpg

День национальных культу в школе №34





Приложение 5


t1670088432ac.jpg


Праздник « Россия, Русь, храни себя, храни!»

Приложение 6


t1670088432ad.jpg

Концерт для ветеранов 9мая

Приложение 7


t1670088432ae.jpg


Работа волонтерского клуба «Позитив»














1 http://uspenka.odinedu.ru/school_life/proekt-patriotizm.php

2 http://static.government.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws.pdf

4 http://static.government.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws.pdf


5 http://www.rusnauka.com/18_NPM_2008/Pedagogica/34489.doc.htm


1


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации