Эссе «Педагог XXI века»
Эссе на тему
«Педагог XXI века».
Автор: Кучумова Ирина Викторовна,
учитель русского языка и литературы МБОУ «Вильвенская СОШ » Добрянский ГО
Современность………………..
Если посмотреть на созданный мною рисунок-ассоциацию, то перед вашим взором возникнет картина из множества мельчайших пазлов. Их много, даже очень много!!!
Новый стиль одежды и общения; гаджеты, без которых мы уже не представляем свою жизнь; бешеный ритм времени, глобальные экологические и мировые проблемы; страх, боль, огромная душевная боль от потерь и непонимания: куда мы летим (в пропасть ????); засилье иностранных, порой непонятных и бессмысленных слов, аббревиатур, в значение которых уже просто не хочется вдумываться…
Отсутствие духовной связи между людьми; ложь, лицемерие; мы не хотим ни за что отвечать, но почти в каждом шевелится стремление «выйти в депутаты» (если, конечно, у тебя есть «достойный» доход); потеря значимости таких понятий, как «Культура», «Достоинство», «Человечность», «Семейные традиции»… Нет, они есть, но чаще всего - лишь в красивых словах …
Новая система образования, с которой в душе множество раз не соглашался и даже негодовал… Говорил себе: - Всё, с учительской карьерой пора заканчивать, сил больше нет, времени тоже…
Кажется, что рушится всё, к чему мы так стремились, чем гордились, чему учились и учили….Современность берёт своё. Наступает…
Складываю свою картину и размышляю: - Если сейчас я на этом остановлюсь, зациклюсь, как вообще с этим жить-то дальше? Да и с чем? С пустотой и ненавистью ко всему? С неприятием всего нового? Волочить в себе огромный груз под названием «Пессимизм» крайне тяжело, думаю, даже невыносимо.
Тем более, этого быть не должно, ели ты всё-таки остался Учителем. Учителем XXI века. Да, я не стесняюсь писать это слово с заглавной буквы. Это тот, кто не только сам должен суметь вырваться из «негатива современности», но и постараться стать для своих учеников Личностью. Современной, умеющей в сегодняшней напряжённости найти оптимальный выход из сложной ситуации, добрый подход к каждому. Имеющей свою «изюминку» и поэтому интересной. Он обязательно постарается овладеть этими тысячу раз проклятыми им гаджетами, потому что ДОЛЖЕН идти в ногу со временем, и одновременно доказать всем, что без живого человеческого общения мы просто станем мёртвым механизмом! Он не имеет права опускать руки в бессилии (коли взялся за гуж, не говори, что не дюж).
Первая ступень на пути к званию «Педагог XXI века» - принятие как основы всей жизни девиза Ральфа Уолдо Эмерсона, американского эссеиста, философа, общественного деятеля: «Вы не будете расти, если не будете пытаться совершить что-то за пределами того, что вы уже знаете в совершенстве. Каждый человек, которого я встречаю, в каком-то отношении превосходит меня, и в этом смысле я могу у него поучиться». Однозначно, это то, что должно характеризовать педагога XXI века. Общаться с коллегами и расти, чтобы идти в ногу со временем. Это необходимость. Он не станет ныть, что уже всё знает и ему больше нечему учиться. Ему интересно учиться. Если интересно самому – сможет заинтересовать и других. Свежий ветер станет его попутчиком. Да, это замечательно – почувствовать свежий ветер и с удовольствием лететь вперёд на его крыльях. И всё-таки очень сложно…
Второе: «Если ты хочешь построить корабль, не надо созывать людей, чтобы все спланировать, разделить работу, достать инструменты и рубить деревья, надо заразить их стремлением к бесконечному морю. Тогда они сами построят корабль», эти слова Антуана де Сент-Экзюпери однозначно о педагоге XXI века. Современного молодого человека нужно заинтересовать, только тогда ты получишь необходимый итог. Иначе – холостой выстрел. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Заразите их встречами с интересными людьми, и тогда из них вырастут волшебники!
Третье: Толерантность… Слово опять же новое, но несёт оно на себе важный груз. Это способность мирным путем разрешить проблему, встать на место другого человека и понять его, терпимость к чужому мнению, лояльность, широта взглядов. Для того, чтоб противостоять вызовам современности и соответствовать при этом званию «Педагог XXI века» просто необходимо сегодня иметь это качество и учить ему своих питомцев.
Четвёртое: Учитель — человек с юмором. «Представьте учителя без юмора и поймёте, что долго он не протянет, а если и протянет, то, к сожалению, ноги» (Александр Рыжиков — учитель математики, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года-2009»).
Пятое, крайне важное правило: «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь. Считаю, что эти слова Гиппократа – основа всей жизни и успешной работы педагога XXI века.
Современный учитель – это личность, осознающая свою ответственность перед каждым учеником. Это, без сомнения, человек, от которого зависит судьба каждого его обучающегося, это счастливый человек, потому что у него есть любимая работа.
Справлюсь ли? Постараюсь справиться.
Цыганова Анна Васильевна
Кучумова Ирина Викторовна