Педагогическая поддержка воспитанников и их родителей в удаленном доступе
автор: Воронкова Наталья Анатольевна, воспитатель муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 254 Тракторозаводского района г.Волгограда»
Тема: Педагогическая поддержка воспитанников и их родителей в удаленном доступе
С недавнего времени в нашей жизни (педагогов) кроме всех известных технологий укрепили свои позиции новые средства обучения - дистанционные. Современному педагогу для реализации таких технологий необходимо уметь создавать презентации, видео уроки на канале youtube.com, работать с разными фото и видео редакторами, отбирать уже имеющийся образовательный материал, аудиоматериалы для детей.
В решении этой проблемы нам помогают социальные сети, которых в настоящее время достаточно много. Из существующих форм дистанционного общения мы выбрали мессенджер «Viber» и «Whatsap» (родительские чаты), так как они наиболее доступны, известны всем участникам. Такая форма подачи необходимой информации от воспитателя родителям очень удобна. Знакомим родителей с детсадовской деятельностью, делимся полезной информацией для родителей, творчеством их детей: рисунками, поделками, фото групповых мероприятий и др.
В чате предлагаем тематическую подборку подвижных игр, физкультурных минуток, пальчиковых игр (по разным лексическим темам), которые могут понадобиться для занятий с ребенком дома, рассказываем о различных играх, в которые можно играть с ребенком в кругу семьи. Очень интересен родителям ежедневный фотоотчет воспитателя о том, как провели день, какие события происходят в группе в течение дня.
Но всегда есть отличительные «изюминки», которыми пользуются конкретные педагоги. В нашей группе оборудован познавательно исследовательский центр «Мир вокруг нас», в котором мы с воспитанниками занимаемся разными видами деятельности с целью воспитания экологической культуры.
С исследовательским центром (и другими зонами развивающей среды) мы знакомим мам и пап на родительском собрании. Наш центр включает три зоны: живой уголок (комнатные растения), мини лаборатория и природные (климатические) зоны. Цветовая палитра обозначает климатические зоны с некоторыми видами представителей животного мира обитающих в данных зонах и дерево, которое отражает сезон с помощью съемных элементов.
Дети нашей группы ведут календарь природы ежедневно, отмечая в нем погоду, осадки, дни недели и то что наблюдали на прогулочном участке (люди, животные, транспорт, цветы, растения и т.д.).
Очень внимательно мы наблюдаем за большим деревом каштаном, расположенном на прогулочном участке.
Все наблюдения дети зарисовывают в альбомах. Сезонное дерево в группе тоже меняет свой вид (с помощью съемных элементов) в разное время года.
Это помогает увидеть изменения, происходящие с растениями, так детям легче запомнить смену времен года, понять причинно-следственные связи между явлениями. Эту традицию мы не нарушаем даже когда дети длительно отсутствуют: болеют и находятся дома, или во время длительных каникул (эпидемиологических, календарных).
И в этом нам опять помогают социальные сети. Ребенок дома по рекомендации педагогов продолжает вести календарь наблюдений. Все что видит у себя за окошком: разные объекты (живые и неживые), как желтеют листочки, или наоборот распускаются почки, листья, цветы, или как покрываются снежным одеялом деревья все это зарисовывает ежедневно в своем альбоме.
К этому заданию добавляются просмотр презентации, заучивание стихов по теме недели, и задания для участия в конкурсе.
Этот материал в форме домашних заданий для совместного выполнения ребенком с родителями семьи получают в электронном виде через интернет (облачное хранилище, «Viber» или «Whatsap). Затем родители отправляют воспитателю отчетные фото или видеозапись ребенка с его комментариями, выполненными заданиями. Анализируя детские работы видим, что воспитанники с большим удовольствием справляются с предложенными заданиями. Цель заданий – проверка и закрепление пройденного материала. В итоге ребенок может выполнить творческую работу, поучаствовать в конкурсе, который организовывают воспитатели в конце недели. В данном случае мы уверены в том, что материал усвоен, и видим, что процессе выполнения творческих заданий или участия в конкурсе ребенок использует полученные знания. Видеофайлы обрабатывают педагоги и некоторые из них (победители конкурсов или и других итоговых мероприятий) публикуют на официальном сайте учреждения.
Чтобы повысить педагогическую грамотность родителей консультации и рекомендации для родителей загружаем в облачное хранилище и даем ссылку. По запланированным темам много хорошей информации и материала для выполнения заданий выбираем на сайтах «Мерсибо», Портале «Пять +» и даем ссылки родителям.
Занятия короткие по времени, доступны для понимания, все руководство детской деятельностью берет на себя портал. Возможно получение дипломов за успешное выполнение заданий. Такие задания помогают детям освежить в памяти знания и знакомят с новыми темами.
Еще один инструмент взаимодействия с семьей который мы используем это мастер-классы. Это запись воспитателем видео мастер-классов по определенной теме с пошаговой инструкцией для самостоятельных занятий с ребенком дома: нетрадиционные виды изобразительной деятельности - «Пластилинография», «Фольгопластика», «Проведение опытов» и др.
Небольшие по времени видеоролики с трансляцией разнообразных материалов, познавательные исследования, доступные для понимания детей согласно их возрасту помогают развивать познавательные способности у воспитанников и с пользой провести время. Такая форма удобна тем, что есть возможность записи видеотрансляции для последующего неоднократного просмотра мероприятия.
Для повышения педагогической грамотности родителей доступны ссылки на блоги воспитателя в сети Интернет, например на сайтах «Маам.ru», «Урок. РФ», «Российское просвещение» и др. где размещаются консультационные материалы по разным направлениям в развитии детей: возрастные особенности, рекомендации воспитателя, памятки, презентации, инструкции для родителей, отчеты из опыта работы.
Таким образом взаимодействие педагогов с родителями посредством дистанционных технологий способно принести огромную пользу не только семьям детей, но и самому педагогу: педагог, владеющий этими формами работы с семьей, сможет добиться хороших показателей по успеваемости своих воспитанников, это позволит легче и качественнее начать работу после окончания периода самоизоляции.