Выявление и педагогическая поддержка одаренных детей в условиях ДОУ
Выявление и педагогическая поддержка одаренных детей в условиях ДОУ
Нерешённой остаётся проблема образования одарённых детей. Каким должно быть образование, чтобы оно развивало личность одарённого ребёнка, а не некоторые черты его одарённости?
Детство является очень благоприятным периодом для развития одарённости. Однако возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются слабо. Это обусловлено, с одной стороны, ориентацией на «среднего» ребёнка, с другой – отсутствием у педагогов и родителей необходимых знаний о методах выявления и развития одарённости на этапе дошкольного детства.
В реальной практике дошкольных учреждений, остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы педагогического коллектива по выявлению, поддержанию и развитию одарённых дошкольников. В эту работу должны быть включены родители, социальные институты, широкая общественность.
Как бы нам ни хотелось видеть в лице педагогов профессионалов самого высокого уровня, это, к сожалению, не всегда соответствует действительности. Но те педагоги, которые понимают необходимость данного подхода в работе с детьми, знают, что в современных условиях в списке главных целей образования одним из первых стоит вопрос формирования творческого человека, способного решать профессиональные и личные проблемы, и не боящегося брать ответственность на себя. Об этом говорят и последние нормативные документы в сфере образования.
В ноябре 2018 г. был утвержден федеральный проект «Образование», в рамках которого предусмотрена реализация национального проекта «Успех каждого ребенка».
Обращаясь к Федеральному собранию (01.12.2016 г.), В.В. Путин отмечал: «Каждый ребенок одарен, раскрыть его способности – наша задача. В этом - успех России».
Цель его реализации: обеспечение к 2024 году для детей в возрасте от 5 до 18 лет доступных для каждого и качественных условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности путем увеличения охвата дополнительным образованием до 80% от общего числа детей, обновления содержания и методов дополнительного образования детей, развития кадрового потенциала и модернизации инфраструктуры системы дополнительного образования детей.
Педагог, впервые встречающий в своей практике одаренного ребенка, нередко испытывает определенные трудности, поскольку взаимодействие с такими детьми весьма незаурядно и требует особых знаний и особого подхода.
Методы выявления одаренных детей
1. Анализ результатов педагогического мониторинга;
2. Работа с детьми (наблюдение, анализ продуктов детского творчества);
3. Работа с родителями (беседы, анкетирование).
Каждый день приносит детям новый опыт, новые знания. Даже самые на первый взгляд незначительные успехи стоит сделать общим достоянием. Для этого нужно вести наблюдения за детьми, стараться подметить то новое, что появилось в речи, в движениях, поведении, играх. [2]
Наблюдение за ребенком возможно тогда, когда он свободно выбирает деятельность, реализует свои замыслы. В этом случае можно увидеть ребенка в момент наивысшего проявления интеллектуальных и творческих способностей. Наблюдение предполагает обязательное ведение записей, в которых кратко отражена информация. Целенаправленное наблюдение позволяет увидеть тех детей, которые не отличаются ярким поведение, заметить достижения тех, кто, что называется «не вписывается» в программу, в условную возрастную норму, отметить особенности поведения.
Задача педагогического коллектива ДОУ по реализации данного национального проекта заключается в создании ситуации успеха для отдельно взятой личности и детского коллектива в целом.
При организации работы необходимо помнить, что в дошкольном возрасте ребенок очень чувствителен к оценке его деятельности со стороны значимых взрослых (родителей, близких родственников, воспитателя) и на разных этапах психического развития он по-разному реагирует на нее.
Установлено, что в возрасте 3–5 лет у дошкольников наблюдаются так называемые неспецифические реагирования, в 6–7 — специфические, которые характеризуются тем, что переживание ситуации успеха способствует повышению самооценки личности дошкольника, а неуспеха — ее понижению.
Деятельность воспитателей по созданию ситуации успеха должна быть направлена на:
• создание комфортности для ребенка
• погружение каждого ребенка в творческий процесс,
• опору на внутреннюю мотивацию,
• постепенный переход от совместных действий взрослого и ребенка, ребенка и сверстников к самостоятельным;
• вариативность,
• индивидуальный подход,
комплексное развитие всех психических процессов
Здесь педагогам помогут такие технологические операции создания ситуации успеха, как:
снятие страха
внесение мотива
авансирование успешного результата
персональная исключительность
мобилизация активности, педагогическое внушение
Формы и методы работы с одаренными детьми:
Привлечение ребенка к проектной деятельности, которая подразумевает не только анализ возможностей, но и выбор способов решения задачи. При этом обязательным условием успешного выполнения является педагогическое сопровождение на каждом этапе работы.
Обсуждение ежедневных обязанностей ребенка, которые он должен будет выполнять в группе (например, полив цветов или иной вид деятельности интересный для ребенка). Это позволит ему чувствовать собственную значимость, необходимость участия в жизни группы.
Эмоциональная поддержка, словесное поощрение за успехи и нестандартное решение задач, позволят ребенку чувствовать более уверенно.
Привлечение к исследовательской деятельности через решение опытно-экспериментальных задач решит проблему поддержания и развития познавательного интереса.
Задачи воспитателей в работе с родителями детей с признаками одаренности :
Знать внешние проявления одаренности (высокий интеллект, любознательность, исследовательская активность, ранняя увлеченность какой-либо деятельностью, высокая познавательная активность). Это убережет от возможности ошибочной идентификации одаренности, т.н. «ложной одаренности» (высокий уровень механической памяти, искусственная провокация одаренности, односторонняя (компенсаторная) одаренность).
Пропагандировать значение ведущей деятельности – игры. Убеждать родителей не подменять игру «школьными» методами обучения, играть вместе с ребенком – поддерживать развитие игры, создавать условия для развертывания новых сюжетов.
Бывает, что ребенок с 3-4 лет тянется к изучению букв, цифр, чтению и т.п. Нельзя закрывать пути реализации возможностей ребенка. Помогите родителям в проведении самостоятельных занятиях с ребенком (чтении, математике, рисовании), привлекая свои методические знания.
Убеждать родителей в необходимости адекватного отношения к одаренности:
создавать условия творческого развития ребенка (например, в кружковой деятельности)
поддерживать и поощрять творческие создания (устраивать выставки,
обсуждения), продукты самовыражения ребенка, а также тягу к искусству, спорту (посещать музеи, театры, выставки, соревнования)
быть аккуратнее с критическими замечаниями, терпимо и с пониманием относится к точке зрения ребенка
развивать у ребенка коммуникативные навыки, добиваться соблюдений норм и правил общественной жизни
развивать «ущербные» качества (эмоциональность, моторику и т.п.).
Частые проявления одаренности:
Физическое и нервно-психическое развитие опережает возраст;
Ребенок начал ходить и говорить раньше сверстников;
Ребенок рано заинтересовался числами, рисованием, пением, игре на музыкальных инструментах и т. п.
Ребенок имеет большой словарный запас, знает значение многих слов и терминов, имеет отличную память, может запоминать энциклопедические данные;
Ребенок очень любознателен, способен долгое время концентрировать внимание на чем-либо;
Ребенок способен к нестандартным решениям;
Ребенок рано начинает читать (3-4года, хотя взрослые не прикладывают к этому особых усилий или, например, в раннем возрасте овладевает игрой на музыкальном инструменте и т. д.;
Ребенок может запоминать большие числа, складывать, вычитать их в уме, производить другие математические операции;
В художественной деятельности одаренный ребенок проявляет себя раньше, чем в других сферах (до года и чуть позднее): рано начинает рисовать, много времени проводит за лепкой и конструированием, имеет свои стиль изображения;
В двигательной сфере одаренность проявляется в виде хорошей зрительно-двигательной координации, ребенок необычайно ловок, силен, координирован (это дети потенциально одаренные в танцах, спорте).
Результаты развития способностей могут быть наилучшими, когда семья и детский сад работают в тесном контакте, если родители осознают важность своего влияния на развитие личности ребенка и научатся организовывать свободное время семьи, направляя его на развитие творческих способностей ребенка. Но как показывает жизнь, домашняя обстановка ребенка не особенно способствует развитию личностного потенциала ребенка.
Поэтому на ГДДТ в отношении личностного развития детей ложится огромная нагрузка. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, поддержать и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы выявленные способности были реализованы.
Список используемой литературы.
Брюно Ж. и др. Одаренные дети: психолого-педагогические исследования и практика. // Психологический журнал. – 1995, №4
Азаров Ю. Ускоренное выявление и развитие детских дарований // Воспитание школьников. - 2009. - № 1. - С.25-31.
Евтушенко, И. Н. Гендерные особенности и развитие одаренности детей дошкольного возраста // Начальная школа плюс. - 2009. - № 12. - С.15-21.
Песечник, Л. Одарённые дети в детском саду и в семье (статья вторая) // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 4. - С.14-21.
Евтушенко И. Детская одарённость и родители // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 7. - С.46-51.
Емельянова, И. Творческий потенциал дошкольника в аспекте актуализации детской одарённости // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 7. - С.27-30.