12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Легоцкая Вера Сергеевна44217
Люблю работать.
Россия, Брянская обл., Брянск
Материал размещён в группе «Классное руководство»
1

Педагогические ситуации для беседы со школьниками по рассказу А. Геласимова «Нежный возраст» и по повести Л.Симоновой «Лабиринт»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Гимназия № 5" г. Брянска

Педагогические ситуации для беседы со школьниками по рассказу

А. Геласимова «Нежный возраст» и по повести Л.Симоновой «Лабиринт»

подготовила

учитель русского языка и литературы

Легоцкая Вера Сергеевна

Брянск-2017

Пояснительная записка

Для организации беседы со школьниками на классном часу или во время внеурочной деятельности предлагаю обратиться к небольшим по объему отрывкам («по произведению», т.е. с вычленением самого важного в тексте), которые помогут классному руководителю (или родителям!) интересно и эффективно организовать проблемную беседу, дискуссию, свободный разговор с классным коллективом или с группой подростков). Учитель может прочитать текст вслух, но лучше, если перед каждым ребенком будет и распечатанный вариант, чтобы можно было обратить внимание на детали, выделить ключевые слова и понятия, почувствовать авторский стиль и оценить его.

Если классный руководитель не только сумеет увлечь ребят обсуждением актуальных нравственных проблем, но и мотивирует подростков на чтение современной литературы, это будет его большой удачей!

Педагогическая ситуация № 1

(по рассказу А. Геласимова «Нежный возраст»)

14 марта 1995 года. 16 часов 05 минут (время московское).

Сегодня проснулся оттого, что за стеной играли на фортепиано. Там живет старушка, которая дает уроки. ...Решил научиться. Завтра начну. Теннисом заниматься больше не буду.

15 марта 1995 года.

И плаванием заниматься не буду. Надоело. Все равно пацаны ходят только для того, чтобы за девчонками подглядывать. В женской душевой есть специальная дырка.

17 марта 1995 года.

Как меня все достали. В школе одни дебилы. Что учителя, что однокласснички. Гидроцефалы. Фракийские племена. Буйный расцвет дебилизма. Семенов лезет со своей дружбой. Может, попросить, чтобы меня перевели в обычную школу?

18 марта 1995 года.

Отец не дает денег на музыкальную старуху. Говорит, что я ничего не довожу до конца. Жмот несчастный. Говорит, что тренер по теннису стоил ему целое состояние. А может, я будущий Рихтер? Старухе надо-то на гречневую крупу. Жмот. Но он говорит - дело принципа. Сначала надо разобраться в себе.

Было бы в чем разбираться.

"А ты сам в себе разобрался?" - хотел я его спросить.

Но не спросил. Побоялся, наверное.

20 марта 1995 года.

В школе полный мрак. Учителей надо разгонять палкой. Пусть работают на огородах. Достали.

23 марта 1995 года.

Интересно, сколько стоит хороший автомат? Мне бы в нашей школе он пригодился. Ненавижу девчонок. Тупые дуры. Распустят волосы и сидят. Каким надо быть дураком, чтобы в них влюбиться? Воображают фиг знает что.

Дома тоже автомат бы не помешал. Опять родители орали всю ночь. Они что, плохо слышат друг друга?

24 марта 1995 года.

В школу приходил тренер по теннису. Сказал, что я, конечно, могу не ходить, но денег он не вернет. Козел. Я спросил, не научит ли он меня играть на пианино.

Берешь автомат и стреляешь ему в лоб. Одиночным выстрелом.

25 марта 1995 года.

Антон Стрельников сказал, что влюбился в новую училку по истории. Лучше бы он крысиного яду наелся. Такая же тупая, как все.

Переводишь автомат на стрельбу очередями и начинаешь их всех поливать. Привет вам от Папы Карло!

Вопросы для беседы:

1. Какую проблему поднимает в данном тексте автор? Можно ли считать эту проблему вечной? Почему?

2. Какой возраст и почему автор называет «нежным»? А применим ли данный эпитет к автору дневника? Ответ обоснуйте.

3. Можно ли сказать, что причина неудовлетворенностью собой и окружающими у автора дневника кроется в его неумении доводить начатое дело до конца? Насколько важно современному человеку умение доводить до конца начатое дело?

4. Современные психологи считают, что «если у человека не хватило сил, он не смог продолжить начатое дело, то чаще всего:

либо ему не хватило терпения дойти до конца;

либо ему хотелось побыстрее все закончить (он слишком торопился)». Согласитесь или поспорьте с представленным мнением.

5. В романе Ю.О.Домбровского есть очень интересное рассуждение: «Лессинг писал где-то, что мученик - самая недраматическая фигура в мире. Об нём и трагедии не напишешь. У него ни поступков, ни колебаний, ни переживаний - одно терпение. Его мучают, а он терпит, его искушают, а он молится. Тьфу! Тоска!» Означают ли эти слова, что терпение не всегда залог успешного окончания какого-нибудь дела? О каком терпении рассуждает Домбровский?

6. Внимательно перечитывая страницы дневника, можно многое сказать о его авторе. Попробуйте составить его психологический портрет.

7. Неумение доводить начатое дело порождает неуверенность в себе, а также агрессию по отношению к окружающим людям. Это хорошо видно из дневника старшеклассника. А что еще может служить причиной агрессии ваших сверстников? Проанализируйте известные вам случаи, не называя фамилий.

8. Как вы думаете, почему автор дневника говорит плохо о людях и не замечает ошибок в собственном поведении? Попробуйте сформулировать для него несколько советов, которые, на ваш взгляд, помогут скорректировать поведение и наладить отношения с окружающими.

9. Выскажете ваше мнение об отношениях автора дневника с родителями. Ответ аргументируйте.

10. О том, как и почему автор оказался в столь трудной психологической ситуации, почему доверил свои мысли страницам тетради, а не близкому человеку, вы узнаете, если прочитаете рассказ А. Геласимова «Нежный возраст».

Педагогическая ситуация № 2 (по повести Л.Симоновой «Лабиринт»)

И Сонечка потащилась в школу, словно на плаху.

Школьные уроки никогда не доставляли ей удовольствия. Она с детства часами просиживала над книжками, ей радостно было узнавать новое, но в школе преподавали так скучно, а спрашивали заданное как на следствии, и пропадал всякий интерес к учению.

Все школьные годы Сонечка насильно заставляла себя привыкнуть к постоянным учительским назиданиям и одергиванию по пустякам, но все равно, как и в первый день, вздрагивала от окриков и грубых команд.

Среди одноклассников Соня чувствовала себя чужой, лишней, терялась, когда вокруг нее шумели и дрались, и немела, если кто-нибудь отпускал в ее адрес колкость, особенно во время ответа у доски. Это знали и этим пользовались.

Стоило ей оговориться, скажем, в слове «километр» вместо последнего слога сделать ударение на букве «о», и Лина как змея шипела со своей последней парты: «Вот деревенщина!», а все, словно только и ждали сигнала, разражались издевательским смехом. Математичка всегда почему-то торопила Соню, будто опаздывала на последний рейс самолета, а Соня, как ни старалась, соображала медленно и, даже найдя правильное решение, путалась в цифрах или каких-нибудь незначительных мелочах, и тогда вся Линина свора набрасывалась на нее с диким воем: «Шестеренки не крутятся!», «Шариков не хватает!», «Смажь мозги, Сиротка, уши заложило от скрипа!». И учительница, зачастую подыгрывая наглой компании, гаденько ухмылялась: «Твой паровоз, Чумакова, не летит вперед, у него все время остановка! (Такая она остроумная!) И причесочка у тебя, прямо скажу, какая-то нелепая…»

Вопросы для беседы:

1. Какие проблемы поднимет автор в данном тексте? Являются ли они актуальными? Ответ аргументируйте.

2. Сонечка потащилась (заметьте: не пошла, не отправилась!) в школу, «как на плаху». Скажите, что такого страшного происходит иногда в школах, что отдельные ученики идут туда, «как на плаху»?

3. Известно, что случаи травли отдельных ребят в наших школах, к сожалению, не редкость. А что является причиной травли? Участвовали ли вы когда-нибудь в подобном? Можете ли объяснить мотивы своего поведения?

4. Что бы вы посоветовали Сонечке, чтобы у нее появилась уверенность в себе, чтобы снять напряжение, создать положительные эмоции?

5. Одна из поднимаемых в тексте проблем - школьная скука. А должна ли школа быть веселой? Многие родители считают, что скука приучает к тому, что жизнь не площадка для развлечений. Скука как холодная вода: закаляет и приучает к стрессам. Что вы об этом думаете?

6. Что, на ваш взгляд, могут и должны сделать учителя, чтобы не унижать, а возвышать человеческое достоинство каждого отдельного ученика, особенно такого, который оказался в коллективе изгоем?

7. М. Горький говорил, что «смеха боится даже тот, кто уже ничего не боится». Согласны ли вы с таким утверждением? Издевательский смех может вызвать не только депрессию у того, над кем смеются, но и не менее сильную агрессию. В качестве примера можно вспомнить роман Ф.Искадера «Сандро из Чегема». Рассказывая о событиях Гражданской войны, писатель обращает внимание на следующее: «…солдаты, находившиеся внутри крепости, сумели взять себя в руки, дать задний ход, выровнять свою машину и, помня издевательский смех и особенно улюлюканье, с удвоенной яростью ринулись на позиции красных». Как вы считаете, можно ли победить издевательства ответной агрессией? При каких обстоятельствах это невозможно?

8. Как вы считаете, почему, желая оскорбить героиню, одноклассники называли ее «сироткой»? В русской литературе слово «сиротка» обычно употреблялось с эпитетами «бедная», «несчастная», «жалкая», «горемычная». Люди выражали сочувствие тому, кого называли этим словом. А какие чувства выражают одноклассники Сонечки? Можете ли вы понять и объяснить их поведение?

9. А еще одноклассники называли Сонечку «деревенщиной». Чего скрывать, оскорбление распространенное в ученической среде. Известный богослов и проповедник Александр Мень в книге «Сын Человеческий» так говорит о тех, кого во времена Христа религиозная секта фарисеев называла «деревенщиной»: « Слово «ам-хаарец», деревенщина, было у них синонимом нечестивца. С таким человеком они не желали иметь ничего общего. Вместе с ним нельзя было молиться, сесть за стол и - даже накормить его в случае нужды». Неужели ничего не изменилось более чем за две тысячи лет в человеческом сознании? Поразмышляйте об этом, привлекая свой жизненный и читательский опыт.

10. О девочке, которая оказалась никому не нужна ни в семье, ни в школе, рассказывает повесть лабиринт Лии Симоновой. Прочитайте эту повесть, и вы узнаете, как тяжело бывает противостоять всем, если ты один и не в чем найти опору. В основу повести положены подлинные факты-материалы уголовного дела. Очень нелегкое, но нужное чтение!

Опубликовано в группе «Классное руководство»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.