Статья «Педагогические приемы, способствующие эффективному использованию домашних заданий на уроках ОБЖ»
Педагогические приемы, способствующие эффективному использованию домашних заданий на уроках ОБЖ
Современные учебные планы нацелены на всестороннее развитие личности школьника: каждый предмет вносит в этот процесс свой специфический вклад. Человек развивается в деятельности и с помощью деятельности. Отсюда вывод: домашнее задание, привлекая школьников к деятельности, стимулирует их личностное развитие. Оптимальное развитие каждого учащегося вряд ли возможно без индивидуальных, особых домашних заданий.
Анализируя литературные источники и практику использования учителями основ безопасности жизнедеятельности домашних заданий в процессе обучения, мы пришли к выводу о том, что домашнее задание должно быть максимально интересным и полезным. Нами были разработаны варианты домашних заданий в зависимости от уровня сложности для учащихся и методические рекомендации по организации домашнего задания для учителя основ безопасности жизнедеятельности.
Уровни и виды домашнего задания
Три уровня домашних заданий
Учитель одновременно задает домашнее задание двух или трех уровней.
Первый уровень - обязательный минимум. Данное задание должно быть абсолютно понятно и посильно любому ученику.
Второй уровень задания – тренировочный. Его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и без особой трудности осваивают программу. По усмотрению учителя эти ученики могут освобождаться от задания первого вида.
Третий уровень – творческое задание, используется или нет учителем в зависимости от темы урока и подготовленности класса. Обычно оно выполняется на добровольных началах и стимулируется учителем высокой оценкой и похвалой. Диапазон творческих заданий широк. Однако среди них можно выделить некоторые типовые группы. Например, ученикам предлагается разработать:
- частушки, басни, сказки, рассказы по учебному предмету
- сборники примеров по выбранной теме
- учебные комиксы
-плакаты – опорные сигналы и т.д.
Задание массивом
Любой из уровней домашнего задания учитель может задавать массивом. Например, учитель дает десять заданий, из которых ученик должен сам выбрать и решить не менее заранее оговоренного минимального объема задания. В данном виде домашнего задания присутствует психологический эффект: самостоятельный выбор задания дает дополнительную возможность самореализации, а учебный предмет становится еще интереснее. Стоит отметить, что из массива заданий ученик выбирает тот уровень сложности, на который способен «замахнуться» и тем самым, самостоятельно отслеживает уровень своей компетентности. Учителю же необходимо учитывать наличие посильных заданий и сложных для ученика, так как полный и легко достижимый успех при решении задач так же плохо сказывается на способностях учащегося, как и беспросветные поражения.
При задании массивом возникает соревновательность. Полезно вести открытую ведомость, в которой ученики отмечают свое продвижение. При выполнении задания ученик закрашивает ячейку с заданием напротив своей фамилии. Пример ведомости изображен на рисунке (Рис.1).
Рис.1. Ведомость выполнения заданий массивом.
Ф.И. Решенные задания | |||||
Иванов С. | 45 | 42 | 54 | | |
Петров Ю. | 45 | 54 | 55 | 62 | 65 |
Сидоров А. | 38 | 45 | 54 | 55 | |
В данном виде задания можно выделить следующие положительные моменты:
Происходит саморегулирование учащегося и уровня заданий, которые он решает.
Дети решают разные задания, у них появляется дополнительная возможность обменяться мыслями и решениями.
Выбирая свой задания, учащийся читает все остальные, таким образом, его учебный кругозор становится гораздо шире и он учится оценивать с первого взгляда сложные задачи.
Особое задание
В Законе Российской Федерации "Об образовании" в качестве высшей цели образования определено становление саморазвивающейся и самоопределяющейся личности, способной к открытому, творческому взаимодействию с окружающей природой, обществом, государством на основе общепринятых гуманистических ценностей общества. Педагогическая наука рассматривает влияние образования на творческое развитие личности как на одну из центральных проблем. Педагоги отмечают важность единства обучения и воспитания в образовательном процессе с учетом интересов, способностей, возможностей и потребностей ребенка; большое внимание уделяется индивидуальному подходу в работе со школьниками, созданию условий для их саморазвития, самореализации как во время учебных занятий, так и в свободное время. И в современный период, всесторонне рассматривая эти проблемы, одной из приоритетных задач педагогической науки является простраивание качественно новых отношений между личностью и обществом, поиск наиболее оптимальных путей воспитания, обучения, творческого развития личности ребенка.
В классе всегда есть учащиеся, которые быстро усваивают материал. Такие дети получают право на выполнение особо сложного задания. Выполняется оно в специальной тетради. Включает в себя тренировочные и творческие задачи повышенной трудности.
Творческие задания делают сложные научные истины более доступными, развивают процессы мышления, наблюдательность, содействуют активному познавательному отношению к окружающим явлениям действительности. Новизна, необычность, неожиданность, странность – основные составляющие занимательности. Они возбуждают познавательный интерес, обостряют эмоционально – мыслительные процессы, заставляют более пристально всматриваться в предмет, окружающую среду, наблюдать, догадываться, вспоминать, сравнивать, искать в имеющихся знаниях объяснения и пр.
Кроссворд от анг. Crossword – пересечение слов, крестословица) – игра – задача, в которой фигуру, состоящую из ряда пустых клеток, нужно заполнить буквами так, чтобы по горизонталям и вертикалям получились слова с задуманными значениями.
Рисование, составление, решение кроссвордов – занятие увлекательное и полезное, расширяющее кругозор, тренирующее память, вырабатывающее способность логически мыслить, анализировать, сопоставлять, отбирать нужные знания, приучающее к краткости и четкости формулировок, а так же грамотности, так как без названия правильного написания того или иного слова невозможно разгадать кроссворд.
Учитель должен осмысленно составлять и предлагать кроссворды, в определенной системе и последовательности, учитывая уровень знаний и умственного развития учащихся. Если ученик смог осилить кроссворд, он испытывает радость и удовлетворение, проявляет желание решать более сложные задания.
Чайнворд (англ. chain – цель, word – слово) – это игра – задача по разгадыванию слов (названий, определений, терминов и т.п.), специально составленных в виде цепи, в которой последняя буква предыдущего слова является первой следующего. Для уроков по ОБЖ при составлении чайнвордов подбирают слова, которые отражают специфику этого школьного предмета. Например, «СветоРисКкрениЕ…». Чаще всего используются чайнворды, включающие до 10 слов. При составлении чайнвордов, как и кроссвордов, используют только имена существительные в именительном падеже, единственном числе. Исключением могут быть слова, не имеющие единственного числа. Легче всего складывать в цепь слова, оканчивающиеся на согласные буквы. Невозможно продолжить чайнворд после слов с окончаниями «ь», «ъ», «ы», «й», такими словами можно закончить головоломку.
Согласно принципу научности в обучении, слова чайнвордов и определения к ним должны соответствовать стандартам, справочникам и словарям. Однако, чтобы повысить интерес учащихся к выполненным заданиям, для расшифровки могут использоваться загадки, отдельные рисунки, слова – анаграммы, синонимы и.т.п.
Сетку чайнворда, для придания ему оригинальности и своеобразия, можно расположить на фоне какой – либо фигуры, связанной с предметом ОБЖ. Лучше, когда название предмета на рисунке, служащем фоном для чайнворда, начинается с той же буквы, что и первый загадываемый термин.
Для быстрого и эффективного контроля правильности решения любого чайнворда учителю нужно заранее подготовить правильные ответы. Их можно выписать и поместить в требуемой последовательности на отдельной карточке или использовать такой же чайнворд – задание с предварительно заполненной сеткой.
Необходимо отметить, что существует множество вариантов подготовки заданий – чайнвордов.
Ребусы (от лат.res – вещь) – способ передачи слова или фразы в виде рисунков в сочетании с буквами, знаками.
Творческое задание
Ученики выполняют творческое домашнее задание по разработке дидактических материалов. Если учитель регулярно пользуется этим приемом, то за несколько лет работы у него накапливаются бесценные пособия. Несмотря на то, что в настоящее время существует большое множество учебной литературы с готовыми творческими заданиями и матералами, обучающимся интереснее работать с тем материалом, что сделан их же сверстниками, а авторам – ученикам будет приятнее сочинять и составлять эти работы, если они будут использоваться в живом деле.
Приемы подачи домашнего задания
Необычная обычность
Подача домашнего задания может быть не скучной, если привнести в нее некую тайну или загадку. Примеры подачи домашних заданий представлены ниже (Рис.5).
Пример №1. | Пример №2. |
«Почта». Дежурный вроде почтальона раздает заранее заготовленные учителем письма – задания. | «Лотерея». Интересна игра в беспроигрышную лотерею. Учащиеся достают из коробки номера заданий. Задания вместе с номерами записаны на доске. Можно придумать суперприз в зависимости от желания и фантазии учителя. |
Пример №3. | Пример №4. |
«Кубик». Если учителю необходимо дать много заданий разного типа, то выбор, кому что решать, можно сделать, кидая кубик. И в зависимости от этого каждый ученик выбирает свою часть задания, написанного на доске. | «Подарок». Учитель проходит по классу и раздает заранее заготовленные задания учащимся, при этом ребенок выбирает задание не для себя, а для одноклассника, сидящего рядом за партой. |
Абаскалова Н.П. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: учебное пособие.. – Новосибирск: Сиб.унив.изд- во, 2008. – 135 с.
Зотов Ю.Б. Организация современного урока: Кн. для учителя; Под ред.П.И. Пидкасистого. - М.: Просвещение, 1984. - 144 с. .
Зязюна И.А. Основы педагогического мастерства. – М.: Просвещение, 1989. – С.211
Соловейчик С.Л. Час ученичества. – М.: Детская литература, 1986.
Болотов, В.А. Прагматичность и практичность должны лежать в основе курса ОБЖ [Текст]/ В.А. Болотов // ОБЖ. Основы безопасности жизнедеятельности. - 1999. - №2. - С.3-5.