12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Соколова Диана Александровна18
1

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

БПОУ ВО «ВОЛОГОДСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»









ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Курсовая работа по профессиональному модулю 01.

Методическое обеспечение образовательного процесса специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах





Студентка 3 курса

Соколова Диана Александровна

Научный руководитель:

Демидова Ольга Васильевна





ВОЛОГДА

2021 г.

Содержание



Введение 3

§ 1.1 Сущность понятия «информационно-коммуникационные технологии» (ИКТ) 6

1.2. Потенциал использования ИКТ и методика проведения урока русского языка с использованием ИКТ в начальной общеобразовательной школе 13

§ 3. Педагогический опыт использования ИКТ на уроках русского языка в начальной общеобразовательной школе 22

Заключение 28

Список литературы и источников 30

Приложение 1 33

Пример использования презентации на уроке русского языка в начальной общеобразовательной школе 34

Приложение 2 53

Пример использования тренажеров на уроке русского языка в начальной общеобразовательной школе 53

Приложение 3 61

Пример использования анимированной сорбонки на уроке русского языка в начальной общеобразовательной школе 61

Пример использования викторины и кроссворда на уроке русского языка в начальной общеобразовательной школе 67


Введение

В настоящее время перед школой стоит задача подготовить обучающихся к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, где происходит процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации. Основную роль в решении этой задачи играет способность современного человека владеть информационными и коммуникативными технологиями.

Информационные технологии вносят в учебный процесс преимущества, связанные с наглядностью, возможностью использования различных форм представления информации: звука, изображения, обработки и хранения больших объёмов данных. Красочные иллюстрации и богатый материал в электронном виде позволяет наглядно увидеть нужную информацию во всем ее многообразии.

Включение ИКТ в учебный процесс позволяет учителю организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся. ИКТ можно рассматривать как средство доступа к учебной информации, обеспечивающее возможности поиска, сбора и работы с источником, в том числе в сети Интернет, а также средство доставки и хранения информации. Использование ИКТ в учебном процессе позволяет повысить качество учебного материала и усилить образовательные эффекты.

Тема «Педагогические условия использования ИКТ на уроках русского языка в начальной общеобразовательной школе» выбрана в связи с широким внедрением и использованием информационных технологий в учебный процесс. Данная тема является актуальной, так как происходит компьютеризация преподавания некоторых дисциплин. Кроме того, также актуальность проблемы исследования обусловлена тем, что интеграция новых информационных и педагогических технологий способствует созданию гуманистической образовательной среды, в которой развивается активная личность, умеющая приобретать знания и применять их, предлагать собственные идеи.

И.С. Якиманская отмечает: чем разнообразнее школьная среда, тем эффективнее процесс обучения с учетом индивидуальных возможностей каждого обучающегося, его интересов, склонностей, личного опыта, накопленного в обучении и реальной жизни.

Использование ИКТ на уроках русского языка в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащихся.

Уроки русского языка с использованием компьютера проводятся наряду с обычными уроками, где возможно и целесообразно использование компьютеров для решения частных задач урока, чтобы ребенок глубже понял, прочувствовал тему урока, творчески проявил себя. Каждый урок, с применением ИКТ является интегрированным, потому что на данном уроке решаются не только предметные задачи, но и задачи курса информатики.

Сегодня представление о том, что школа должна давать знания, умения и навыки, т.е. служить своего рода «раздаточным пунктом» готовых знаний, уже неактуально. Двадцать первый век требует от образованных людей таких способностей, как способность самостоятельно ориентироваться во всех видах обширной информации, способность решать многочисленные задачи, требующие умения разбираться в любой ситуации и находить рациональные решения. Знание информационно-коммуникационных технологий значительно облегчает подготовку к уроку, делает уроки нетрадиционными, запоминающимися, интересными, более динамичными. Теперь перед учителями начальных классов ФГОС НОО (Федеральный государственный образовательный стандарт Начального общего образования) ставит задачу использования в своей работе материально-технического и информационного оснащения образовательного процесса, который обеспечивает ученикам возможность:

1. Создания и использования информации (в том числе запись и обработка изображений и звука, выступление с аудио- и видео-сопровождением и графическим сопровождением).

2. Получение информации различными способами (поиск в сети Internet, работа в библиотеке и др.).

3. Проведение экспериментов с использованием виртуально-наглядных моделей.

4. Обработка материалов с использованием технологических инструментов, проектирования и конструирования.

Таким образом, актуальность проблемы, ее практическая значимость обусловили выбор темы, объекта, предмета, цели и задач исследования.

Объект исследования: использование ИКТ в учебном процессе в начальной общеобразовательной школе.

Предмет исследования: педагогические условия использования ИКТ на уроках русского языка в начальной школе.

Методы исследования: изучение научно-методической литературы; анализ, синтез, обобщение, сравнение; анкетирование; изучение педагогического опыта; опытно-практическая работа.

Целью исследования является: рассмотреть педагогические условия использования информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка в начальной общеобразовательной школе.

Задачи:

Раскрыть сущность понятия «информационно-коммуникационные технологии» (ИКТ).

Показать потенциал использования ИКТ в начальной общеобразовательной школе.

Изучить методику организации урока русского языка с использованием ИКТ в начальной общеобразовательной школе.

Описать педагогический опыт использования ИКТ на уроках русского языка в начальной общеобразовательной школе.

Представить опытно-практическую работу по использованию ИКТ на уроках русского языка в начальной общеобразовательной школе.


§ 1.1 Сущность понятия «информационно-коммуникационные технологии» (ИКТ)

В последние десятилетия многие ученые обращались к проблеме информатизации современного образования, среди них Молокова А. В. и Сергеев А.Н.

Как справедливо отмечает Сергеев А. Н., информатизация сферы образования имеет «фундаментальное значение в условиях динамично меняющегося мира, глобальной взаимозависимости и конкуренции, необходимости широкого использования, постоянного развития и усложнения технологий» [17].

Молокова А. В. рассматривает эту проблему, как «включение в образовательный процесс информационных и коммуникационных технологий в качестве средства обучения, воспитания и развития младших школьников, а также средства управления образовательным процессом, т.е. обеспечения профессиональной деятельности учителя» [14].

Информатизация современного общества и, в частности, образовательной деятельности характеризуются процессами совершенствования и массового распространения современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Сигов А.С., Мордвинов В.А. Мобильные информационные технологии в учебном процессе школы и вуза // Магистр. – 2001. – № 5-6. . В сфере образования эти технологии активно применяются для передачи информации и обеспечения взаимодействия учителя и обучаемого в современных системах открытого и дистанционного образования. Согласно примерной основной образовательной программе начального общего образования современный учитель должен не только обладать знаниями в области своего предмета, но и уметь применять ИКТ в своей профессиональной деятельности. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_282455/66ecd85f10e15b4ef33e6b1b506989eaa682e37e/

Сам термин «Информационно-коммуникативные технологии» берёт своё начало с конца 60-ых годов XX века. Первым, кто использовал термин «информационно-коммуникативные технологии» в современном смысле были Гарольд Дж. Ливитт и Томас Л. Уислер – авторы статьи, опубликованной в Harvard Business Review (Гарвардский бизнес-обзор – ежемесячный научно-популярный журнал, посвящённый различным вопросам управления бизнесом) в 1958 году. Авторы дали следующее определение ИКТ – «методы обработки, применения статистических и математических методов для принятия решений и моделирования мышления более высокого порядка с помощью компьютерных программ». С тех пор термин информационные технологии стал активно использоваться программистами, а сами информационно-коммуникативные технологии стали развиваться вместе с появлением информационных систем [11].


Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – совокупность методов, процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации, включают различные средства и устройства, функционирующие на базе компьютерной техники, а также современные средства и системы информационного обмена, обеспечивающие сбор, накопление, хранение, продуцирование и передачу информации [11].

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) так же, как и компьютерные технологии, являются частным по отношению к общему – «информационным технологиям». К тому же, понятие ИКТ относится и к «компьютерным технологиям», именно компьютерная техника выступает основным средством реализации ИКТ [15].

Благодаря информационно-коммуникационным технологиям появилось множество возможностей получать информацию, преобразовывать её и использовать во всех сферах человеческой деятельности, в особенности в обучении [16].

Применительно к образованию существуют достаточно много видов информационно-коммуникационных технологий.  Например, Петрова А. Н. в начальной школе использует следующие виды: мультимедийные презентации, обучающие игры, развивающие программы, дидактические материалы, программы- тренажеры [6; Петрова, А. А. Классификация средств ИКТ и их применение при обучении в школе (Севастопольского президентского кадетского училища) / А. А. Петрова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 20 (206). — С. 410-412. — URL: https://moluch.ru/archive/206/50435/ (дата обращения: 02.12.2021).

Одной из форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе является мультимедийные презентации.

"Презентация” – переводится с английского как «представление». Мультимедийные презентации являются одним из наиболее известных и эффективных на сегодняшний день методов представления учебного материала. Дерешко Б.Ю. Презентационное оборудование для образовательного процесса // Телекоммуникация и информатизация образования. 2004. № 4. С. 45–56. (дата обращения 4.12.2021).

Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов – это основа любой современной мультимедийной презентации. Более того, мультимедийная презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал, исходя их особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок в соответствии с целью. Фельдман И.Д. Создание и использование тематических компьютерных презентаций /. 2005. № 7. С. 36–37. (дата обращения 2.12.2021).

Мультимедийные презентации позволяют учителю наглядно представлять материал, интенсифицировать процесс объяснения нового материала, регулировать объем и скорость выводимой информации посредством анимации.

Как отмечают Е.И. Виштынецкий и А.О. Кривошеев, использование применяемых в сфере образования ИКТ должно ставить своей целью реализацию следующих задач: поддержка и развитие системности мышления обучаемого; поддержка всех видов познавательной деятельности обучающегося в приобретении знаний, развитии и закреплении навыков и умений; реализация принципа индивидуализации учебного процесса при сохранении его целостности [3].

Рассмотрим подробнее классификацию по различным ИКТ. По решаемым педагогическим вопросам выделяют средства, обеспечивающие базовую подготовку (электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний); средства практической подготовки (задачники, практикумы, виртуальные конструкторы, программы имитационного моделирования, тренажеры); вспомогательные средства (энциклопедии, словари, хрестоматии, развивающие компьютерные игры, мультимедийные учебные занятия); комплексные средства (дистанционные учебные курсы). По функциям в организации образовательного процесса выделяют информационно-обучающие (электронные библиотеки, электронные книги, электронные периодические издания, словари, справочники, обучающие компьютерные программы, информационные системы); интерактивные (электронная почта, электронные телеконференции); поисковые (каталоги, поисковые системы). По типу информации выделяют электронные и информационные ресурсы с текстовой информацией (учебники, учебные пособия, задачники, тесты, словари, справочники, энциклопедии, периодические издания, числовые данные, программные и учебно-методические материалы); электронные и информационные ресурсы с визуальной информацией (коллекции: фотографии, портреты, иллюстрации, видеофрагменты, видео-экскурсии; статистические и динамические модели, интерактивные модели; символьные объекты: схемы, диаграммы); электронные и информационные ресурсы с аудиоинформацией (дидактического речевого материала, электронные и информационные ресурсы с комбинированной информацией (учебники, учебные пособия, первоисточники, хрестоматии,  энциклопедии, словари, периодические издания); По формам применения выделяют урочные и внеурочные [12].


Выделяют несколько аспектов использования различных образовательных средств ИКТ в образовательном процессе: мотивационный аспект, где говорится, что применение ИКТ способствует увеличению интереса и формированию положительной мотивации обучающихся; содержательный аспект предусматривает возможности ИКТ могут быть использованы при построении интерактивных таблиц, плакатов и других цифровых образовательных ресурсов по отдельным темам и разделам учебной дисциплины, для создания индивидуальных тестовых мини-уроков, для создания интерактивных домашних заданий и тренажеров для самостоятельной работы учащихся; учебно-методический аспект предусматривает, что учитель может применять различные образовательные средства ИКТ при подготовке к занятию. Непосредственно при объяснении нового материала, для закрепления усвоенных знаний, в процессе контроля качества знаний; для организации самостоятельного изучения обучающимися дополнительного материала и т.д. Компьютерные тесты и тестовые задания могут применяться для осуществления различных видов контроля и оценки знаний; организационный аспект предполагает, что ИКТ могут быть использованы в различных вариантах организации обучения: при обучении каждого учащегося по индивидуальной программе на основе индивидуального плана, при фронтальной либо подгрупповой формах работы; в контрольно-оценочный аспект включаются основные средства контроля и оценки образовательных результатов обучающихся в ИКТ, например, тесты и тестовые задания, позволяющие осуществлять различные виды контроля, например, входной, промежуточный и итоговый [14].


Специфические особенности информационных технологий позволяют оценить их роль в реализации целей образования младших школьников.

Во-первых, информационные технологии дополняют содержание и методику изучения материала, который увеличивает возможность обогащения и систематизации чувственного опыта учащихся. Особенно в тех случаях, когда в реальной учебной ситуации это восприятие невозможно или затруднительно.

Во-вторых, информационные технологии обеспечивают условия для индивидуального процесса обучения как учащихся, испытывающих трудности в обучении, так и для успешных учеников. Например, в каждой теме предлагаются задания разного уровня сложности.

В-третьих, уровень наглядности значительно выше, чем в учебниках с печатной основой. Причем наглядность более высокого уровня, так как она реализуется с помощью анимации, звукового сопровождения, видеофрагментов. [18].

Ещё 10 лет назад в обучении использовались средства ИКТ, сегодня же их использование перешло на совершенно новый уровень. Теперь практически в каждой школе установлены интерактивные доски, проекторы, заполняются электронные журналы и дневники, запущен процесс информатизации образования.

Как мы видим, использование ИКТ сегодня актуально: оно фигурирует в государственных правовых документах, федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС), примерных основных образовательных программах. Средства ИКТ теперь позволяют расширять сферу деятельности, как педагогов, так и учеников. На базе информационных технологий развиваются учебные проекты, создаются учебные среды и инструменты, которые служат толчком для успешной индивидуализации и коллективной работы школьников. [4].

Таким образом, мы познакомились с определением понятия ИКТ, изучили историю данного вопроса, познакомились с классификацией понятия: с видами ИКТ, с видами образовательных средств ИКТ, познакомились с работами учёных, которые внесли немалый вклад в информатизацию образования. Благодаря информационно-коммуникационным технологиям появилось множество возможностей получать информацию, преобразовывать её и использовать во всех сферах человеческой деятельности, в особенности в обучении. Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что использование ИКТ сегодня, как никогда, актуально.


1.2. Потенциал использования ИКТ и методика проведения урока русского языка с использованием ИКТ в начальной общеобразовательной школе

В нашу жизнь всё больше внедряются новые информационные технологии. Используя неподдельный интерес к ИКТ можно решить ряд проблем современного урока. Одним из достоинств использования ИКТ в обучении является повышение качества образования за счет новизны деятельности и интереса. Уроки с использованием ИКТ совершенствуют и активизируют учебный процесс, создают положительную мотивацию у младших школьников к выполнению умственных и практических заданий.

Можно утверждать, что грамотное использование возможностей современных ИКТ в начальной школе способствует: развитию творческих способностей; формированию у детей образной, выразительной и правильной речи; формированию навыков и умений информационно-поисковой деятельности; увеличению доступности материала; воспитанию познавательного интереса; индивидуальному подходу к каждому, применяя разноуровневые задания; снижению дидактических затруднений у обучающихся; развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; повышению уровня комфортности и качественной успеваемости школьников.

В Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования речь идет не только об освоении младшими школьниками системы опорных знаний и умений, но, прежде всего, об их успешном включении в учебную деятельность, становлении учебной самостоятельности.

При организации учебного процесса с использованием ИКТ необходимо учитывать физиологические принципы. По данным физиолого-гигиенических исследований [20], при работе с ИКТ умственная работоспособность обучаемых снижается обратно пропорционально усвоенному объему учебной информации, т.е. соответственно восприятие - на 6 %, запоминание - на 10 %. Установлено, что локальное утомление зрительного анализатора пользователей при полностью автоматизированном обучении происходит в 2-3 раза интенсивнее, чем при традиционном. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 368 с.

Применяя технические средства в школе, необходимо строго руководствоваться санитарно-гигиеническими нормами и правилами безопасности.

Современные технические устройства, как правило, сложная техника, требующая соблюдения определённых инструкций.

Использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащихся. Компьютер позволяет учителю значительно расширить возможности предъявления разного типа информации.

Наряду с правилами противопожарной и технической безопасности при использовании ТСО надо учитывать санитарно-гигиенические нормы. Гордиевских В.М., Петухов Д.В. Технические средства обучения: Учеб. пособие. - Шадринск: ШГПИ, 2006. - 152 с.

Кабинет или класс с ТСО целесообразней располагать на северной или северо-западной стороне, куда не попадают прямые солнечные лучи, с окнами на одной стороне для облегчения автоматического зашторивания.



Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил». Высокая степень эмоциональности младших школьников значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Использование ИКТ на уроке имеет целый ряд преимуществ по сравнению с другими техническими средствами: позволяют более эффективно организовать познавательную информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность учащихся; обеспечивают возможность самостоятельной учебной деятельности.

Внедрение информационных технологий основано на учете следующих возрастных особенностей учащихся. В начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную. Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими позволяет сделать этот процесс более плавным. При этом весь обязательный учебный материал переводится в яркую, увлекательную, с разумной долей игрового подхода, мультимедийную форму, с широким использованием графики, анимации, в том числе интерактивной, звуковых эффектов [10].
В практике обучения могут применяться четыре основных метода обучения с применением ИКТ: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, исследовательский.

1. Объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы обучения предусматривают усвоение знаний, сообщаемых ученику преподавателем и (или) ПК, и организацию деятельности обучаемого по воспроизведению изученного материала и его применению в аналогичных ситуациях.

2. Проблемный метод обучения использует возможности ИКТ для организации учебного процесса как постановки и поисков способов разрешения некоторой проблемы. Главной целью является максимальное содействие активизации познавательной деятельности обучающихся.

3. Исследовательский метод обучения обеспечивает самостоятельную творческую деятельность обучаемых в процессе проведения научно-технических исследований в рамках определенной тематики. При использовании этого метода обучение является результатом активного исследования, открытия и игры, вследствие чего, как правило, бывает более приятным и успешным, чем при использовании других вышеперечисленных методов. Исследовательский метод обучения предполагает изучение методов объектов и ситуаций в процессе воздействия на них. Для достижения успеха необходимо наличие среды, реагирующей на воздействия. В этом плане незаменимым средством является моделирование, т. е. имитационное представление реального объекта, ситуации или среды в динамике.

Урок с использованием информационных технологий несколько отличается от традиционного урока. Единую структуру подобного урока выделить сложно, так как каждый урок индивидуален, что определяется рядом причин: спецификой предметной области, содержанием конкретного урока, привязкой к аппаратным средствам информационных технологий, дидактическими возможностями программных средств, типом и качеством электронных ресурсов, ИКТ-компетенцией педагога.

Выделяют следующие этапы подготовки урока с использованием ИКТ:

I. Концептуальный

Аргументируется необходимость использования средств ИКТ: дефицит источников учебного материала; возможность представления в мультимедийной форме уникальных информационных материалов; необходимость объективного оценивания в более короткие сроки и т.п.

Формулировка учебных целей с ориентацией на достижение результатов (формирование, закрепление, обобщение знаний, контроль усвоения и т.п.); выбор типа образовательных электронных ресурсов.

II. Технологический

Выбор методики проведения занятий и проектирование основных видов деятельности учителя и учащихся; выбор способа взаимодействия учителя и ученика.

III. Операциональный

Осуществляется поэтапное планирование урока, подготовка учебных материалов.

Для каждого этапа определяется формулировка цели с ориентацией на конкретный результат, длительность этапа, форма организации деятельности учащихся со средствами ИКТ, функции преподавателя и основные виды его деятельности на данном этапе, форма промежуточного контроля.

IV. Педагогическая реализация

Роль учителя на уроке с использованием ИКТ изменяется, учитель теперь не только источник знаний, но и менеджер процесса обучения, главной задачей педагога становится управление познавательной деятельностью учащегося.

Как уже было сказано до этого, презентация является самым распространённым, удобным в создании видом информационно-коммуникационных технологий.

Использование ИКТ возможно на разных этапах урока. Представляется рациональным выделение компонентов педагогической деятельности учителя начальных классов, являющихся новыми компетенциями в связи с внедрением ИКТ в образовательный процесс.

ИКТ помогает улучшить содержательную сторону учебного процесса. Как правило, презентация может оказаться своеобразным планом урока, его логической структурой, т.е. может использоваться на любом этапе. Например: с помощью презентации можно изложить новый материал, закрепить изученный. Она может служить системой проверки знаний, так как на слайдах презентации можно выводить различные задания. Презентация дает возможность учителю повысить наглядность и доступность учебного материала, обеспечивать усвоение знаний и на творческом уровне, и на репродуктивном, избежать формального подхода к проведению уроков. На разных этапах урока целесообразно использовать кроссворды, ребусы, тесты по изученным темам, что помогает осуществить контроль по усвоению изученного материала. Благодаря электронным носителям, можно незамедлительно проверить верность ответа и получить отметку за накопленные знания без помощи учителя. Это существенно облегчает работу самого педагога и позволяет учащемуся проверить свои знания самостоятельно.

В каждый слайд можно включать красочные анимации и картинки, которые повысят познавательную активность школьников. Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными. Всегда можно отыскать что-то интересное, увлекательное и занимательное в русском языке (словообразование, правописание шипящих, лексика и т.д.).

Многие учителя, работающие в начальных классах, сталкиваются с проблемой запоминания слов с безударными гласными, непроверяемыми ударением. Можно применять разнообразные дидактические приёмы, интересные рисунки и в помощь будет использование презентации.

Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности, которому принадлежит ведущее место в образовательных технологиях начальной школы.

Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки более интересными и динамичными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, облегчает процесс запоминания изучаемого материала учащимися, помогает «погрузить» ученика в предмет изучения, создать на уроке иллюзию соприсутствия, сопереживания с изучаемым объектом, содействовать становлению объемных и ярких представлений.

В соответствии с современными требованиями, представляется невозможным использование ИКТ на всех этапах урока сразу, это приведет к информационной и учебной перегрузке, а также физиологически не оправдано для учащихся начальной школы [5].

Сегодня в учебные заведения пришли новые технические средства – интерактивные доски, графические планшеты, ноутбуки и многое другое. Главная задача – найти им место в системе занятий. Так, с целью работы на интерактивной доске и вовлечения учащихся 1-4 класса в процесс освоения материала по русскому языку разработаны интерактивные тренажёры. В сети интернет для каждого урока можно достаточно долго искать хорошие, действенные интерактивные тренажеры, в которых собрано максимальное количество слов с заданной орфограммой, присутствие правильно всплывающих окон и звуковой озвучки. Внедрение интерактивных тренажеров по русскому языку для начальной школы в учебный процесс позволит обучающимся лучше усвоить учебные материалы по русскому языку, что повысит успеваемость и грамотность учащихся. Интерактивные тренажеры вошли в учебный процесс сравнительно недавно, поэтому необходима работа по систематизации и накоплению мультимедийного материала для удобства использования и результативности обучения [14].

Тренажер в широком смысле это комплекс, система моделирования, компьютерные и физические модели, специальные методики, создаваемые для того, чтобы подготовить личность к принятию качественных и быстрых решений. Тренажеры позволяют сформировать у учащегося навыки действий моторно-рефлекторного типа в сложных ситуациях, понять сущность протекающих процессов и их взаимную зависимость. Простыми словами, тренажеры – это тренировочные устройства, которые при постоянном или неоднократном применении позволяют качественнее усвоить поступающую информацию. [20].

Например, при изучении любой орфограммы включается интерактивный тренажер на 10-15 минут, в котором стоит ряд слов на определенное правило (от 20 до 60). В тренажере принимают участие все дети класса по 2-3 раза. Таким образом, тренажеры активизируют весь класс в работе, концентрируют их внимание и речь и самое главное каждый учащийся услышит до 60 вариантов проверки по данному орфографическому правилу.

Система работы «по цепочке» систематизирует работу и создает взаимодействие объектов в работе. Этому способствуют выступления и ответы предыдущих участников по определенно-заданному ритму, повтор в цепочках по канону правила. На каждый урок отведено по 15 минут на отработку навыков алгоритма работы с данной орфограммой на разных интерактивных тренажерах.

Преимущества: индивидуальный темп работы ученика при самостоятельном изучении темы, быстрое освоение необходимыми навыками при дифференцированной подаче на уроках, увеличение заданий, рост сложности, повышение мотивации к работе, так как обусловлено это пониманием материала и ситуацией «успеха».

Недостатки: сложность введения нового технологически усовершенствованного оборудования, если на то есть необходимость.

Учителю, который использует на своих уроках новые информационные технологии необходимо учитывать требования современного санитарного законодательства [2]. Для занятий с детьми допустимо использовать лишь такую компьютерную технику, которая имеет санитарно-эпидемиологическое заключение о безопасности для здоровья детей. Важным показателем эффективности урока с использованием ИКТ является режим учебных занятий. Для детей 6 лет норма не должна превышать 10 минут, а для детей 7-10 лет - 15 минут. Количество уроков с применением ИКТ - не более 3-4 уроков в неделю.

Таким образом, использование информационных технологий на уроках русского языка в начальной школе позволяет реализовывать принцип наглядности и доступности в обучении, способствует формированию высокого уровня мотивации, предоставляет возможности в осуществлении индивидуального подхода к каждому из учащихся, происходит активизация творческого потенциала ученика, а также включение школьников в пространство современного информационного общества. Применение ИКТ в образовательном процессе, позволяет решать одну из важных задач обучения – повышение уровня знаний, мотивации школьников на уроках русского языка в начальной общеобразовательной школе.


§ 3. Педагогический опыт использования ИКТ на уроках русского языка в начальной общеобразовательной школе


Главная цель школьного обучения – формирование личности ученика. Школьный предмет «Русский язык» не может быть слепком с научного курса русского языка, так как перед школой стоит задача вооружения каждого школьника в первую очередь практическими умениями и навыками по родному языку, усвоения ими орфографических, грамматических, орфоэпических умений и навыков.

Именно использование ИКТ на уроках в начальной общеобразовательной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

На уроках русского языка с использованием ИКТ имеют место следующие виды работ: презентации (на любом этапе урока); тренажёры, задания занимательного характера для уроков закрепления и обобщения (викторины, анимированные сорбонки, кроссворды по темам русского языка).

В данном параграфе мы бы хотели рассмотреть педагогический опыт по использованию средств ИКТ на уроках русского языка в начальной общеобразовательной школе.

Интересен опыт Дуалетовой Б.А., учителя начальных классов в г. Москва. На своих уроках русского языка учитель использует информационные технологии, так как они повышают мотивацию и повышают познавательную активность школьников, расширяют кругозор. ИКТ технологии она рассматривает как один из компонентов целостной системы обучения. Педагог на своих уроках русского языка использует такой технологический приём, как анимированная сорбонка. Анимированная сорбонка – это двухсторонняя карточка, с одной стороны которой записывается вопрос, а с другой ответ. Педагог отмечает, что использование анимированной сорбонки возможно как при повторении изученного материала, так и при изучении нового.

По мнению педагога, для достижения успешных результатов необходимо организовывать работу обучающихся так, чтобы она способствовала росту познавательного интереса детей, что в свою очередь будет содействовать активизации и расширению возможностей самостоятельной работы обучающихся по овладению русским языком по теме «Падежи имён существительных». Педагог отмечает, что при использовании данного приёма подготовка к уроку по времени гораздо снизилась, а эффективность повысилась.

Проведя диагностическую работу среди обучающихся, Дуалетова Б.А. получила следующие результаты: 92% учеников находятся на высоком уровне сформированности умений определять падеж имён существительных, 8 % находятся на среднем уровне и 0% на низком уровне.

Таким образом, использование анимированной сорбонки, позволяет не только многократно повысить эффективность обучения, но и стимулировать школьников к дальнейшему самостоятельному изучению русского языка. [9].

Суюндукова Г. А., учитель начальных классов г. Екатеринбург, в своем педагогическом опыте описывает использование презентаций на уроках русского языка. Она считает, что мультимедийные технологии позволяют расширить возможности использования ИКТ на уроках русского языка в начальной школе. Педагог, которые мы представили в Приложении 1 по теме «Глагол» и по теме «Что такое предложение». Педагог отмечает, что обучающиеся с большим успехом усваивают учебный материал, если в урок включаются ИКТ средства. 
Кроме того,
она воспитывает у учащихся познавательную активность через умение работать с дополнительной литературой, используя возможности компьютера и Интернета. В своих презентациях к урокам русского языка по теме «Глагол» и «Что такое предложение?», Суюндукова Г. А. использует разнообразные формы наглядности в виде таблиц и схем, предлагая ученикам некоторые из них дополнить или создать одну из недостающих частей, давая тем самым целевую установку в начале урока.

Кроме того, учитель демонстрирует не только статичную информацию, но и различные языковые явления в динамике с применением цвета, графики, занимательности, «оживления» иллюстраций.
        По мнению педагога, построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформлять учебный материал. Использование кроссвордов (иногда их придумывают её ученики сами и предлагают использовать на уроке), иллюстраций, рисунков, занимательных и обучающих тестов, воспитывают интерес к уроку, делают урок интереснее.

Педагог отмечает, что происходит повышение мотивации к урокам русского языка, облегчается доступ к информации, открываются возможности вариативной учебной деятельности, её индивидуализации и дифференциации. Использование ИКТ позволяет по-новому, на более современном уровне организовать сам процесс обучения, построить его так, чтобы ученик был бы активным и равноправным его членом. 

Изучив педагогический опыт учителя начальных классов Суюнуковой Г. А., мы выяснили, что учитель на уроках русского языка использует презентации, так как, по её мнению, презентация делает урок интересным и наглядным. Учитель видит результативность и успешность при добавлении в презентацию таблиц и схем. [19].
     


Учитель начальных классов в Московской области, Перова Инесса Николаевна – учитель, который на уроках русского языка использует особенную форму ИКТ как аудиозаписи на уроках русского языка. Кроме традиционных фонохрестоматий, которых собрано множество, учитель создает и использует собственные аудиозаписи. Она записывает текст диктанта с помощью микрофона, можно это сделать и на два варианта с помощью мужского и женского голоса. Затем на уроке включает аудиозапись словарного диктанта, проверочной, тестовой работы. В это время Перова И. Н. наблюдает, чтобы учащиеся не списывали, или проверяет предыдущую работу учащихся. Такую работу можно проводить в ходе уплотнённого опроса. Например, несколько учащихся работают у доски с карточками, ещё несколько – с карточками на местах, а остальные – с аудиозаписью. Учитель в это время может направлять работу учащихся у доски. Это повышает эффективность урока, наполняемость отметок в журнале, урок проходит динамично и разнообразно.

Также при проведении урока Перова И.Н. использует: фотографии, видео, рисунки, что дает возможность сделать материал наглядным; слайды, которые могут сопровождать объяснение темы учителя.

На уроках русского языка Вачкова С.Н., учитель начальных классов Московской школы, использует различные виды ИК – технологий. Ею была проведена входная диагностика, которая показала, что только 50% обучающихся второго класса были готовы слышать и выполнять указания учителя. Диагностика интеллектуального развития детей к концу первого года обучения показала, что уровень развития интеллектуальных операций только у двух обучающихся выше среднего.

Перед педагогом стояла задача увлечь детей предметом, включить их в активную деятельность на уроке. Частичному решению этих проблем, должно было помочь использование на уроках информационно-коммуникационных технологий.

Она добавила в содержание урока русского языка виды работ с использованием ИКТ:

1. Задания занимательного характера для уроков закрепления и обобщения (различные викторины, разгадывание кроссвордов; которые помогают структурировать изученный материал, и лучше его понять).

2. Видеофрагменты (оживляют урок, позволяют заинтересовать учащихся, способствуют повышению мотивации).

3.Тестовые оболочки для контроля и проверки знаний учащихся (готовые электронные тесты для учащихся, которые экономят время урока, позволяют оперативно проверить знания).

Наблюдение педагога за деятельностью учащихся на уроках русского языка с применением ИКТ показало, что учащиеся были на уроках более активны. Если на обычном уроке работало 35% всего класса, то на уроках с использованием компьютера – 82%. Дети стремились участвовать в обсуждении заявленных на уроке вопросов, не боялись высказывать свою точку зрения, делились друг с другом добытой информацией и готовили совместные ответы. Чем активнее начал протекать мыслительный и практический учебно-познавательный процесс, тем продуктивнее стал его результат по русскому языку.

После проведённой работы Вачковой С.Н. был сделан вывод, что ИКТ технологии повышают активность детей на уроках, учебную успеваемость, развивают инициативность, заметно увеличивается интерес детей к предмету (по результатам анкетирования 13 из 17 опрошенных учащихся высказали своё отношение к предмету русский язык – «нравится»). Результаты работы подтвердили необходимость использования ИКТ на уроках русского языка. [7].


Таким образом, изучив опыт педагогов, мы можем сделать вывод, что использование ИКТ в учебном процессе позволяет повысить качество усвоения учебного материала и усилить образовательные эффекты. Из представленного педагогического опыта видно, что чаще всего на уроках русского языка используют мультимедийные презентации, задания занимательного характера (тренажеры, кроссворды, викторины), технологический прием анимированной сорбонки. Все виды работ дают высокие учебные результаты, что доказывает упешность использования ИКТ на уроках русского языка в начальной общеобразовательной школе.


Заключение


В условиях обновления содержания и структуры современного образования проблема развития познавательных интересов учащихся приобретает новое звучание и требует дальнейшего осмысления. Компьютер сегодня проникает во все сферы жизни, становясь инструментом решения многих проблем.

Включение ИКТ в учебный процесс позволяет учителю организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся. ИКТ можно рассматривать как средство доступа к учебной информации, обеспечивающее возможности поиска, сбора и работы с источником, в том числе в сети Интернет, а также средство доставки и хранения информации. Использование ИКТ в учебном процессе позволяет повысить качество учебного материала и усилить образовательные эффекты.

В ходе изучения темы мы познакомились с учёными, которые изучали данную тему, это были: Гарольд Дж. Ливитт, Томас Л. Уислер, И. С. Якиманская, Ю. Р. Мухина, Г. К. Селевко, И. Г. Захарова и другие. При изучении понятия информационно-коммуникационные технологии, мы выяснили что они разделяются на три группы: сберегающие, рационализирующие и созидающие (творческие). Также нам удалось рассмотреть виды ИКТ.

Во втором параграфе мы уделили внимание методике проведения урока русского языка с использованием ИКТ в начальной общеобразовательной школе. Выделили, что использование информационных технологий на уроках русского языка в начальной школе позволяет реализовывать принцип наглядности в обучении, способствует формированию высокого уровня мотивации, предоставляет возможности в осуществлении индивидуального подхода к каждому из учащихся.

В третьем параграфе мы описали педагогический опыт использования ИКТ на уроках русского языка в начальной общеобразовательной школе. Мы представили работы таких педагогов, как Дуалетова Б.А., Суюндукова Г. А., Перова И.Н., Вачкова С.Н.

При использовании ИКТ на уроках русского языка учащиеся с большим энтузиазмом выполняют их, что приносит положительные результаты. Повышается познавательная активность, успеваемость, дети учатся добывать информацию и обмениваться ей самостоятельно.

Цель исследования была реализована: мы рассмотрели возможности использования информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка в начальной общеобразовательной школе.

В ходе исследования были решены следующие задачи: раскрыть сущность понятия «информационно-коммуникационные технологии», изучить методику организации урока русского языка с использованием ИКТ в начальной общеобразовательной школе, описать педагогический опыт использования ИКТ на уроках русского языка в начальной общеобразовательной школе.



Список литературы и источников


Приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373 с изменениями и дополнениями от 31 декабря 2015 г. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» [Электронный ресурс] / Сайт Консультант Плюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_96801/ (дата обращения: 23.11.2020). 

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 г. Москва (ред. от 01.01.2021) «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» [Электронный ресурс] / СПС «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_111395/ (дата обращения 20.01.2021).

А. Дистервег [Электронный ресурс] // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя. – URL: http://si-sv.com/board/a_disterveg/9-1-0- (дата обращения: 13.12.2020).

Асмолова А. Г., Семёнов А. Л. Уваров А. Ю. Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие. Москва: НексПринт. 2010. 95 с. (дата обращения: 11.01.2021).

Бердникова, А. Н. Роль и значение ИКТ в общем начальном образовании [Электронный ресурс]: Режим доступа. - http://www.ippolitova.info/index. (дата обращения: 16.11.2020).

Виды ИКТ Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь пособие для студентов высш.и сред. Пед. Учеб. заведений./ Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. (дата обращения: 12.02.2021).

Вачкова, С.Н. Отношение учителей к применению информационно-коммуникационных технологий / С.Н. Вачкова // Вестник университета (Государственный университет управления). – 2010. – № 5. – С. 13–16. (дата обращения: 12.01.2021).

Гуненкова Е. В. Для чего на уроке компьютер? //Начальная школа плюс До и После. – 2007. - №7. – С. 37- -39. (дата обращения: 10.12.2020).

Даулетова, Б. А. Использование информационных коммуникационных технологий на уроках русского языка / Б. А. Даулетова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 8.1 (67.1). — С. 9-11. — URL: https://moluch.ru/archive/67/11478/ (дата обращения: 27.02.2021).

Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании. Москва: Академия, 2013. 208 с. (дата обращения: 19.01.2021).

Информационные технологии [Электронный ресурс] // Литературный энциклопедический словарь. – Режим доступа: https://www.wikiwand.com/ru/Информационные_технологии. (дата обращения: 26.11.2020).

Информационные технологии [Электронный ресурс]: свободная энциклопедия. Режим доступа: https://www.wikiwand.com/ru/Информационные_технологии. (дата обращения: 23.02.2021).

Молокова А. В. Комплексный подход к информатизации начальной школы // Начальная школа. – 2005. – № 1. – С.119–123. (дата обращения: 14.02.2021).

Молокова А. В. Комплексный подход к информатизации начальной школы // Начальная школа. – 2005. – № 1. – С.119–123. (дата обращения: 13.11.2020).

Мухина Ю. Р. Соотношение понятий «информационные технологии» и «современные информационные технологии» в обучении // Молодой учёный. 2009. №11. С. 295 – 298. (дата обращения: 13.12.2020).

Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. Москва: Народное образование, 2004. 256 с. (дата обращения: 20.02.2021).

Сергеев А. Н. Обучение в сообществах в контексте возможностей Интернета // Педагогика. – 2009 – с. 103-106. (дата обращения: 13.11.2020).

Суровцева И. В. Добываем знания с помощью компьютера. //Начальная школа плюс До и После. – 2007. (дата обращения: 14.01.2021).

Суюндукова Г. А. Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы [Электронный ресурс] / Суюндукова Г. А. // Международный образовательный портал. – 2013. – Режим доступа: https://worldofteacher.com/2392-912.html. (дата обращения: 17.01.2021).

Термин «Информационно-коммуникационные технологии» Азимов Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий / Э.Г. Азимов. – Москва: Просвещение, 2009. – 233 с. (дата обращения: 11.12.2020).























Приложение 1


Пример использования презентации на уроке русского языка в начальной общеобразовательной школе t1642015874aa.pngt1642015874ab.pngt1642015874ac.png

t1642015874ad.pngt1642015874ae.pngt1642015874af.pngt1642015874ag.pngt1642015874ah.png

t1642015874ai.pngt1642015874ai.pngt1642015874aj.pngt1642015874ak.pngt1642015874al.pngt1642015874am.pngt1642015874an.png

t1642015874ao.pngt1642015874ap.png




t1642015874aq.pngt1642015874ar.png







Приложение 2

Пример использования тренажеров на уроке русского языка в начальной общеобразовательной школе

t1642015874as.pngt1642015874at.pngt1642015874au.pngt1642015874av.png

t1642015874aw.png

t1642015874ax.png

t1642015874ay.png

t1642015874az.png

t1642015874ba.png

t1642015874bb.png

t1642015874bc.png

t1642015874bd.png

t1642015874be.png











Приложение 3 Пример использования анимированной сорбонки на уроке русского языка в начальной общеобразовательной школе

t1642015874bf.png

t1642015874bg.png

t1642015874bh.png

t1642015874bi.png

t1642015874bj.png

t1642015874bk.png

t1642015874bl.png

t1642015874bm.png

t1642015874bn.png

t1642015874bo.png

t1642015874bp.png

t1642015874bq.png





Приложение 4

Пример использования викторины и кроссворда на уроке русского языка в начальной общеобразовательной школе

Викторина «Русский народ о языке», посвящённая письму, грамоте, учению.

Описание материала: Викторина предназначена для учащихся 4 класса. Она состоит из нескольких заданий; за каждый правильный ответ 1 балл; победитель тот, кто наберёт большее количество баллов. Данное мероприятие проводится в рамках предметной недели.

Цели: увидеть и отметить особенности языка русского народа; учиться понимать замысловатую русскую речь; уметь составлять грамотное высказывание при рассуждении о языке.



t1642015874br.jpg

t1642015874bs.jpg

t1642015874bt.jpg

t1642015874bu.jpg

t1642015874bv.jpg

t1642015874bw.jpg

t1642015874bx.jpg



Кроссворд на тему «Части речи»


t1642015874by.jpg

t1642015874bz.jpg


Правописание жи-ши

t1642015874ca.jpg



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.